Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 2 класс»
Рабочая программа по предмету «Технология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение предмета «Технология» во 2 классе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 34 ч (34 учебные недели)
В результате изучения курса «Технология» во 2 классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Планируемые результаты усвоения учебного предмета
Личностные результаты
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу второго класса учащиеся должны знать:
виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);
о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе.
Новые термины, встречающиеся на уроках (коллаж).
Свойства новых материалов ( тесто).
Новые свойства уже встречавшихся материалов.
Новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет.
Новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги.
Новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения.
Приемы комбинирования в одном изделии различных материалов.
знать область применения и назначения, таких технических устройств, как компьютер, основные источники информации, назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
К концу второго класса учащиеся должны уметь:
самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки.
Лепить способом вытягивания из целого куска.
Вырезать из бумаги детали криволинейного контура.
Вырезать из бумаги полоски на глаз.
Обрывать бумажные детали по намеченному контуру.
Плести разными способами из различных материалов.
Вышивать приемом "вперед иголку" по криволинейному контуру.
Самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка.
Самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.
Самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу.
Контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
Создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе "бросовых", и разных способов соединения.
Владеть простейшими видами народных ремесел;
Получать необходимую информацию, используя такие технические устройства, как компьютер
Виды и формы промежуточного, итогового контроля
Основными формами и видами контроля являются: текущий контроль – в форме устного фронтального опроса, выставка готовых изделий (индивидуальных и коллективных); тематический контроль «Проверим себя» по окончании каждого раздела; проектные работы. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются:
качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Содержание курса
Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником(1 час)
Знакомство с учебником и раб. тетрадью, усл. обозн-ми, критериями оценки по разным основаниям. Материалы и инструменты.
Деятельность человека на земле. Способы обработки земли и выращивания овощных культур. Значение овощных культур для человека. Технология выращивания лука в домашних условиях. Наблюдение за ростом растения и оформление записей происходящих изменений. Понятие: земледелие.
Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Способы изготовления посуды из глины и оформление ее при помощи глазури. Назначение посуды. Способы хранения продуктов. Плетение корзин. Профессии: гончар, мастер-корзинщик. Понятия: керамика, глазурь
Изделие: «корзина с цветами»
Закрепление приемов работы с пластилином. Составление плана работы по слайдам. Оформление композиции с использованием прир. материалов. Изделие: «Семейка грибов на поляне». Практическая работы: «Съедобные и несъедобные грибы», «Плоды лесные и садовые».
Знакомство с новой техникой изготовления изделий – тестопластикой. Сравнение приемов работы с соленым тестом и с пластилином. Знак-во с профессиями пекаря, кондитера, инструментами. Нац.блюда, изготовленные из теста.
Профессия: пекарь, кондитер. Понятия: тестопластика. Изделие: «Игрушка из теста».
Проект «Праздничный стол».
Изготовление изделий из пластичных материалов(по выбору учителя). Сравнение свойств соленого теста, глины, пластилина(внешне, состав, приемы работы, применение). Анализ формы и вида изделия, опред-е послед-ти вып-я работы.
Народные промыслы(5 часов)
Народный промысел хохломская роспись. Технология создания хохломского растительного орнамента. Способы нанесения орнамента на объемное изделие.
Особенности народного промысла городецкая роспись. Особ-ти создания городецкой росписи. Понятия: имитация, роспись. Подмалевок. Изделие: «Городецкая роспись»
Особ-ти нар. промысла дымковская игрушка. Особ-ти создания дымк. игрушки. Закрепление навыков работы с пластилином. Самост-е составление плана работы по изготовлению изделий.
Изделие «Дымковская игрушка»
История матрешки. Работа резника по дереву и игрушечника(выбор дерева, вытачивание формы, подготовка формы под роспись, роспись. Лакировка). Разные способы росписи матрешек: семеновская, вятская, загорская(сергиево-посадская) порлхово-майдановская, авторская. Анализ изготовления изделия по заданной последовательности. Разметка деталей на ткани по шаблону. Соединение деталей из разных материалов при помощи клея
Профессия: игрушечник, резчик по дереву. Изделие: «Матрешка».
Выполнения деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Закрепление умений работать с пластилином и составлять тематич. композицию. Прием получения новых оттенков пластилина.
Значение лошади в жизни человека. Как человек ухаживает за лошадью. Конструирование из бумаги движущейся игрушки лошадка. Создание движущейся конструкции. Закрепление навыков разметки деталей по шаблону, раскроя при помощи ножниц. Подвижное соединение деталей изделия при помощи иглы и ниток, скрепок.
Природные материалы для изготовления изделий: пшено, фасоль, семена. Свойства природных материалов и приемы работы с этими материалами. Аппликация из природного материала. Прием нанесения разметки при помощи кальки. Понятия: инкубатор, калька, курятник, птичник, птицефабрика.
Изделия, «курочка из крупы», «цыпленок», «петушок»(по выбору учителя)
Проект «Деревенский двор»
Групповая работа. Распределение обязанностей в группе. Самостоятельное составлении е плана работы на основе рубрики «Вопросы юного технолога».
Изготовление объемных изделий на основе развертки. Понятие: развертка.
Новый год(1 час).
История возникновения елочных игрушек и традиции празднования нового года.
Симметричные фигуры. Приемы изготовления изделий из яичной скорлупы. Создание разных изделий по одной технологии. Художеств. труд.
Изделия: «Новогодняя маска», «Елочные игрушки из яиц»
Строительство(1 час)
Особ-ти деревянного зодчества. Знакомство с профессией плотник. Различные виды построек деревянного зодчества. Значение слова «родина, родной». Конструкция русской избы(венец, наличник, причелина).Инструменты и мат-лы, используемые при сроит. избы.
Вып-е работы в технике полуобъемная пластика. Особенности разметки деталей сгибанием и придание им объема, скручивание деталей с помощью карандаша. Или работа с яичной скорлупой в технике кракле. Свойства яичной скорлупы, особенности работы с ней. Профессии: плотник. Понятия: кракле, венец, наличник, причелина. Изделия: «Изба», или «Крепость».
В доме(4 часа)
Традиции оформления русской избы, правила приема гостей. Традиции и поверья разных народов. Правила работы с новыми инструментами – циркулем. Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. Работа с нитками и бумагой. Понятие циркуль. Изделие: «Домовой»
Практич. работа: «Наш дом»
Проект: «Убранство избы»
Убранство русской избы. Утварь. Значение печи в быту. Устройство печи: лежанка, устье, шесток. Материалы, инструменты и приспособления, используемые в работе печника. Печная утварь и способы ее использования. Сравнение русской печи с видами печей региона проживания. Изготовление модели печи из пластичных материалов. Сам-е составление плана изготовления изделия по иллюстрации.
Мебель, традиционная для русской избы. Конструкция стола и скамейки. Конструирование мебели из картона. Завершение проекта «Убранство избы». Создание и оформление композиции «Убранство избы».
Изделие: «Стол и скамья».
Народный костюм(4 часа).
Нац. костюм и особ-ти его украшения. Нац. Костюмы разных народов и региона проживания. Соотнесение мат-лов с природными особ-ми региона. Виды, св-ва и состав тканей. Виды волокон.
Внешние признаки тканей из натур. волокон. работа с нитками и картоном. Освоение приемов плетения в 3 нити.
Понятия: волокна, виды волокон, сутаж, плетение. Изделие «Русская красавица».
Создание нац. Костюма (ж.и м.). Элементы их костюмов. Способы украшения костюмов. Изготовление изделия с помощью технологической карты. Знакомство с правилами разметки ткани. Создание выкроек. Разметка ткани по шаблону.
Изделие: «Костюм для Ани и Вани»
Технология выполнения строчки косых стежков. Работа с ткаными материалами. Разметка ткани по шаблону, изготовление выкройки. Виды ниток и их назначение. Правила работы иглой, правила техники безопасности при работе с иглой. Организация рабочего места при шитье.
Изделие: «Кошелек»
Способ оформления изделий вышивкой. Виды швов и стежков для вышивания. Мат-лы, инструменты и приспособления для вып. вышивки. Технология выполнения тамбурного стежка.
Вода и ее роль в жизни человека. Рыболовство. Приспособление для рыболовства. Новый вид техники – «изонить». Рациональное размещение мат-лов на рабочем месте.
Аквариум и аквариумные рыбки. Виды рыбок. Композиция из прир.мат-лов. Соотнесение формы, цвета и фактуры прир. Мат-лов с реальными объектами.
Понятие: аквариум. Изделие «аквариум»
Полуобъемная аппликация. Работа с бумагой и волокнистыми мат-ми. Знак-во со сказочными морскими персонажами. Использ=е литер.текстов для презентации изделия.
Понятия: русалка, сирена Изделие: «Русалка»
Человек и воздух (3 часа)
Птица счастья(1 час)
Значение символа птицы в культуре. Оберег. Способы работы с бумагой-сгибание, складывание. Освоение техники оригами.
Понятия: оберег, оригами.Изделие: «птица счастья»
Использование ветра(2 часа) Использование силы ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление объемной модели мельницы на основе развертки. Сам-е составление плана изгот-я изделия.