Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по татарскому языку для обучающихся 1 класса»
Карагайская средняя общеобразовательная школа имени Героя России Сайфуллина Р.Г., филиал МАОУ Дубровинская СОШ
МАОУ Карагайская СОШ, филиал МАОУ Дубровинская СОШ
РАССМОТРЕНО
ШМО начальных классов
________________________
Огорелкова С.А.
[Номер приказа] от «31» августа 2023 г.
СОГЛАСОВАНО
методист
________________________
Мурзина Н.М.
[Номер приказа] от «31» августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Евланова С.Г.
[Номер приказа] от «31» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Татарский язык»
для обучающихся 1 класса
Большой Карагай 2023
Пояснительная записка.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных школ с русским языком обучения . Образовательный процесс в 1-4 классах на татарском языке осуществляется по Программе по татарскому языку и литературе для средней общеобразовательной школы с русским языком обучения 1-11 классы:- Казань. Татарское книжное издательство. 2011.
Курс « Изучение татарского языка» имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Одной из важных целей преподавания татарского языка - это выработка умений и навыков у учащихся активного использования языка как средства коммуникации.
Цели и задачи курса:
Изучение татарского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами татарского языка в речевой практике, развитие интуиции и "чувства" языка;
воспитание уважения к языку, чувства сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.
Достижение указанных целей возможно через решение следующих
задач:
дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств татарского языка, свойствах родного слова;
обеспечить первоначальные знания о системе татарского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, грамматики татарского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;
сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);
развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной форме;
способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей;
Воспитывать у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к татарскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты.
2.Общая характеристика курса.
Общую методологическую основу настоящей программы составляет система взаимосвязанных и взаимообусловленных общедидактических принципов (научности, последовательности, связи теории с практикой, сознательности, активности, посильности, индивидуального подхода, наглядности, развивающего обучения), лингвистических принципов (систематичности и комплексности, функционально-семантического, культурологического), методическux принципов и психологических принципов, реализация которых сблизит изучаемый предмет со следующими установками современного языкознания:
1. Системностью, отражающей системность строения татарского языка, обеспечивающей взаимосвязанность, взаимообусловленность знаний учащихся и их качественной цельности.
2. Функциональностью, позволяющей рассмотреть языковые явления с учетом триединства - значения, формы и функции, с учётом изучения разделов языка на синтаксической основе.
3. Усилением межраздельных связей, акцентирующей внимание учащегося на знании отдельных тем для осмысления последующих; на межраздельных связях не только в направлении «вперед», но и «назад», к пройденному.
Методы и приемы обучения татарскому языку разнообразны.
Особенно приемлемыми для учащихся начальных классов являются следующие методы: комбинированный, переводный, ознакомления, аудиовизуальный, наблюдения, беседы, эксперимента и др.
Программа ориентирована также на формирование у школьников приемов анализа языкового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся и чувству языка, свойственного детям.
Особое значение для выполнения программы имеет организация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и обучающихся, а также обучающихся друг с другом. Это обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в их учебную деятельность, предупреждать перегрузки. Одновременно поиск, который в совместной деятельности с учителем непременно заканчивается «открытием», играет решающую роль в развитии познавательной потребности у ребенка.
Программа строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. В сравнении с базовой она отличается логикой организации курса грамматики и правописания. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.
В процессе изучения татарского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к татарскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На занятиях курса «Изучение татарского языка ученики получают начальное представление о нормах татарского литературного языка и правилах речевого этикета.
3.Описание места курса.
Курс «Изучение татарского языка» рассчитан на 135 часов.
В 1 классе на изучение отводится 33 часа ( 1 час в неделю),
4.Описание ценностных ориентиров.
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к татарскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение татарским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о татарском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах татарского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
5.Требования к уровню подготовки учащихся.
ПРЕДМЕТНЫЕ
различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
соблюдать нормы татарского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
использоватьприобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дляобмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
ЛИЧНОСТНЫЕ
осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
восприятие татарского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры татарского народа;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса татарского языка;
6.Содержание учебного курса.
«Изучение татарского языка» начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое
внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный)– повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.
Систематический курс представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать родную (татарскую) речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Раздел «Лексика » предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства татарского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Программой также предусмотрено формирование общеучебного навыка чтения и умение работать с текстом на родном татарском языке, который пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом программы является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение на родном татарском языке, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Курс включает систему понятий, относящихся к предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении, словосочетание как распространенное слово, виды предложений по цели высказывания и структуре, распространенные и нераспространенные предложения, сложные и простые); слову (состав слова, части речи; лексико-грамматические признаки имени существительного, прилагательного, личных местоимений, глагола, наречия, числительного);фонетике (звуки, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиции звуков, анализ звучащего слова, звуки и буквы, обозначение звуков буквами и т. д.); орфографии (совокупность правил, определяющих написание слов); графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками и буквами).
Основной единицей изучения курса является предложение.
В связи с предложением изучаются другие единицы языка. В каждой теме выделяются те грамматические знания и умения, которые служат основой усвоения правописания. Этим, собственно, реально и обеспечивается связь правописания с грамматикой.
В программе предусматривается знакомство обучающихся с различными принципами правописания (без терминологии).
Содержание учебного материала представляет собой систему понятий и правил, связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем. Психолого-педагогические модели построения всех тем инвариантны. Каждая тема раскрывается в определенной последовательности:
постановка проблемы и ее анализ обучающимися совместно с учителем;
самостоятельная формулировка детьми открытых правил, определений, способов деятельности;
уточнение сформулированных обучающимися выводов с опорой на учебник;
упражнения, ориентированные на использование знаний по теме.
Календарно-тематическое планирование в 1 классе.
№ п/п
тема
Кол-во ч
Страницы учебника
Элементы содержания
Характеристика учебной деятельности
дата
По плану
Факт.
Букварный период.
1.
Устная речь
Знакомство с книгой Алифба,с прописью.
1
4-5стр.
Беседа Здравствуй, школа ! Знакомство с книгой Алифба. Знакомство с прописью с правилами письма.
Наблюдать за особенностями устной и письменной речи . Различать направление линий в прописи,выполнять работу по образцу.
2.
Предложение. Слово.Знакомство с разлиновкой в прописи.
1
6 - 10
Составление предложений.
Знакомство с графической моделью предложения.
Составлять схемы простых предложений.Определять количество слов в предложении. Уметь писать эпементы по образцу.
3.
Слоги.
Письмо элемен-тов букв.
1
11- 12 стр
Деление слов на слоги .Письмо элементов букв И,Г,П,Т.
Определять количество слогов в словах и моделировать слоговой состав слова.
4.
Звуки речи.
Гласные и согласные звуки . Письмо элементов букв.
1
13 - 14стр
Классифицирование звуков. Обозначение звуков на письме буквами. Упражнение в написисании элементов основного алгоритма письма.
Классифицировать звуки в ходе прослушивания.Соотносить название предмета с его звуковой схемой. Уметь писать элементы букв.
Букварный период
5.
Звук [а].Буквы А,а звук
[ ә] Буквы Ә, ә.
Письмо букв.
1
15 – 17
Гласные звуки; буквы ,их обозначающие. Слово и его значение .Письмо строчных и заглавных букв А,а. Ә, ә.
Выделять и произносить звуки [а]. [ә.] ,различать буквы А,а, Ә,ә . Составлять слова по схемам ,предложения по рисункам. Уметь писать буквы строчные и заглавные
6.
Звук и.Буквы И,и
Звук
[ы] Буквы Ы,ы
Письмо букв. Буквы Э,э (е)
Письмо букв Э,э.
1
18 - 22
Составление предложений по схемам. Звуко –буквенный анализ слов;
Гласные звуки; буквы, их обозначающие. Слово и его значение. Чтение и понимание текста.
Написание букв И,и Ы,ы
отвечать на вопросы; читать слова с буквой ы; акцентированно произносить звук [ы] в заданной последовательности в слове, выделять его среди других звуков
Составлять предлоңения со словами “ылыс”, ”ыргак”,
“чыршы”.Уметь писать буквы
7.
Звук [Ү] Буквы
Ү, ү
Звук [у] ,буквы
У, у Письмо букв .
1
23- 30 стр
Звук ү мягкая пара фонемы Слова ”үрдәк”, “күл-мәк”, ”күп”. Чтение
сказки ”Сертотмас үрдәк” А.Алиш.
Подбор слов с заданным гласным звуком “урман”, ”куян”, ”аю”; составление предложений по схеме Письмо строчных и заглавных букв.
Находить слова, которые различаются одной буквой; выбирать из текста предложение к данной схеме; составлять рассказ о домашнем животном; подбирать к рисунку соответствующее предложение, называть нарисованные предметы одним словом.
Различать звук [ө], читать слова ,текст ,составить рассказ . Уметь правильно писать и соединять буквы.
9.
Звук [л] буквы Л,л
Звук
[н] буквы
Н, н Письмо букв.
1
35 -38
Согласные звуки; буквы, их обозначающие. обозначение их твёрдости-мягкости на письме при помощи гласных букв а, о, у, э, ы. Письмо строчных и заглавных буквЛ,л. Н,н.
выбирать из текста предложение к данной схеме; составлять рассказ о домашнем животном; подбирать к рисунку соответствующее предложение; читать слова“ил”,“алма”,”Ләлә”. соотносить слово и звуковую схему слова; читать слова по слогам ,уметь писать буквы,слоги ,слова.
10
[Звуки [м], [м1]. Буквы М, м.
Звуки [р], [р']. Буквы Р, р Письмо букв.
39 - 42
Анализ слова , характеристика звука [м], чтение текста , составление рассказа по картинке , составление слов из букв разрезной азбуки объяснение значения
Составление рассказа на тему ”Кошлар” .Письмо букв, слов с изученными буквами.
Определять, в каких словах есть мягкий согласный звук [м']; соотносить слово и звуковую схему слова; читать в схемах и текстах буквенную запись слов по слогам и орфоэпически .
Читать слова, предложения, тексты с изученными буквами; добавлять одну букву, чтобы получить новое слово , читать слоги и слова с буквой «р»; сравнивать диалоги и читать их по-разному; находить схожие по звучанию слоги и слова; выделять рифмующиеся слова в стихотворении; составление рассказа на тему “Урманда” .Уметь
писать и соединять буквы.
11.
Звук[й]. Буквы Й,й. Письмо букв.
Звук [ң] буква ң
Письмо буквы ң
43 - 46
Звук [й]. Буквы Й, й.
Составление предложений со словами май, малай, тай, өй, уйный. Письмо букв М,м.Й,й.
Определять наличие в словах звука [й] . Правильно произносить и читать слова со звуком [й]. и буквой й . Уметь прозносить звук [ый]. читать слова и текст. Выделять из цепочки слогов слова и читать их. Знать написание букв.
12
Буквы Я, я. Буквы Ю,ю Письмо букв.
1
47 - 50
Буквы Ю, ю. звуки, которые они обозначают. Шуточные и игровые стихотворения для детей. Декламация произведений. ответы на вопросы по содержанию прочитанного.Письмо букв, слов , предложений
Составить звуковую схему слова «юка», ”юкә”, “аю”. Чтение сказки”Өч аю”; определять жанр произведения; дополнять слоги до слов, отвечать на поставленные вопросы .Правильно соединять буквы ,знать знаки препинания в конце предложений.
13
Буквы Е, е, Ё,ё - показатели мягкости предшествующих согласных звуков.
51 – 52 и 91
Буквы Е,е , звуки, которые они обозначают . Буква е показатель мягкости предшествующих согласных звуков.
Сравнивать слова с их звуковыми схемами , уметь читать слова с буквами Е,е с сочетанием [йо], Составлять слова из букв разрезной азбуки,
14
Звуки [д], [д!]. Буквы Д, д
Звуки [т], [т1]. Буквы Т, т. Большая буква в географических названиях . Письмо букв
53 - 57
Знакомство со звуком[д] буквами Д, д слова с буквой д, чтение текста, рассказ по картинке
Чтение и понимание текста. Письмо строчных и заглавных букв.
Уметь читать слова,предложения с буквами Д, д,
читать текст с изученными буквами; озаглавливать текст; производить звукобуквенный разбор слова. давать общее название каждой группе слов; объяснять значение слова «түтәл», ”торна”, чтение сказки «Лиса и журавль», отвечать на вопросы по прочитанному произведению.
15
. Звуки [з], [з']. Буквы 3, з.
Звук [с]буквы,
С ,с
58 - 62
Знакомство со звуками [з], [з']. буквами 3, з.Сравнение звуков [з,-[с]., работа с разрезной азбукой ,чтение текста .
Согласные звуки. Слова ”сөт”, ”су” ,“сыер”. . Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Чтение и понимание текста.
Уметь правильно произносить звуки [з-с], [з' – с] различать. буквы 3, з. читать слова, текст
с изученными буквами; озаглавливать текст; производить звукобуквенный разбор слова.
16.
Звуки [г], [г']. Буквы Г, г Письмо букв.
Звуки [к] , [к1]. Буквы К,к
1
63 - 68
Правильное произношение звуков [Г, гъ], ( к, кь) Анализ слов суган, гөл по схемам слов , чтение текста,
Составление рассказа по рисунку. Письмо букв.
Согласные парные звуки. Чтение и понимание текста. Деление слов на слоги. Обозначение мягкости согласных на письме.
Произносить звуки [Г, гъ] читать в словах с твердыми и с мягкими гласными ,писать буквы, слова Уметь писать соединения букв , находить в словах общую часть; объяснять значение слов; читать слова, предложения, тексты с изученными буквами; добавлять одну букву, чтобы получить новое слово,
17
Звуки [в], [в']. Буквы В, в Письмо букв.
Звуки [ф], [ф1].
Буквы Ф, ф. Письмо
69 - 72
Анализ слова тавык. правильное произношение звуков, [w],[в],[у] . Знакомить уч-ся с буквой, обозначающей 3 звука; [w],[в],[у]Письмо букв ,слов. Списывание текста
[Знакомство со звуками
[ф], [ф1].
Определять букву, обозначающую 3 звука; [w],[в],[у],читать слова,текст .Сравнивать слова в столбиках и находить лишнее. Правильно писать соединения букв , списывать с печатного текста. Знакомство со звуками [ф], [ф1].
18
Звуки [б], [б']. Буквы Б, б. Письмо букв.
Звуки [п], [п’].
Буквы П, п. Письмо букв , списывание слов.
1
73 - 75
Звуки [б], [б']. Буквы Б, б. Чтение слов и предложений. Письмо букв.
Анализ слов, характеристика звука [п], [п’], Чтение текста, составление слов из букв разрезной азбуки.Письмо букв Б,б .П,п.
Уметь читать слова,предложения с буквами буквами Б,б , П,п, составлять рассказы по картинкам.
Уметь писать буквы , слова, предложения .
19
Звук [ж]. Буквы Ж, ж.
Письмо букв.
Звук [ш]. Буквы Ш, ш.
Письмо букв.
77 - 80
Знакомство со звуками [ж] буквами Ж, ж.
Анализ слов ,чтение слогов , слов , текста
Письмо букв. Большая буква в начале предложения.
Согласный звук [ш], буквы Ш,ш.
.Чтение слов и предложений. Письмо букв.
Произносить звуки [ж] , различать буквы .Читать слова, предложения, текст , составлять рассказ по картинке Писать четко буквы,списывать с печатного текста.
Согласный звук [ш],буквы Ш,ш.
.Чтение слов и предложений. Письмо букв.
20
Звуки [х], [х']. Буквы Х,х
Звук[һ]. Буквы Һ,һ
85 - 90
Знакомство со звуками [х], [х'].
Знакомство со звуками
[һ], буквами Һ һ. Знакомство со словами һәйкәл ,һава .
Письмо букв,слов ,текста.
Знакомство со звуками [х], [х']. [һ].
Правильно произносить звуки [һ], [ц]. различать буквы Һ,һ .
Читать слоги ,слова, текст. Составить текст “Шәһәрдәге һәйкәлләр”
21
Звук[щ]. Буквы Щ,щ.
Буквы Ц, ц. Письмо букв .
1
92 - 93
Знакомство со звуком [щ] , буквами Щ, щ ,
Знакомство со звуками [һ], [ц].
Составление диалога “В цирке», Уметь произносить звук [щ], различать буквы Щ,щ , читать слова,
22
Буква ь. Мягкий знак -показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Разделительный мягкий знак Письмо слов с ь знаком.
1
94
Мягкий знак (ь), указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов.Чтение текста. Составление слов из букв разрезной азбуки.Письмо ь знака и слов с ь знаком
Читать слова с ь, сравнивать слова по произношению Ильяс , сәгать читать слова с разделительным мягким знаком; Уметь соединять ь знак в словах с другим буквами.
23
Ъ-разделительный твердый знак.Письмо букв.
95
Чтение текста. Письмо букв ,слов с ъ знаком.
Читать слова, текст с Ъ . уметь читать и писать слова с разделительным ъ знаком,
Послебукварный период
24
Г.Тукай“Родной язык”,
Р.Валиев “Край родной”
Списывание текста
96
Чтение стихотворения , ответы на вопросы. Осмысленное правильное и выразительное чтение. Письмо изученных букв.
Уметь выразительно читать стихотворение Уметь с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения Уметь списывать с печатного текста.
25
Татарская народная сказка “Три дочери”
Письмо предложений.
106 - 109
Выразительное чтение, участие в диалоге при обсуждении прочитанной сказки
Письмо предложений
Уметь выразительно читать и пересказывать сказку,выражать главную мысль . Знать написание букв.
26
Авторская сказка. А.Алиш “Бикбатыр и Биккуркак”
Письмо предложений под диктовку.
Знакомство с творчеством писателя,инсценнирование произведения. Запись под диктовку предложений.
Уметь выразительно читать и пересказывать сказку,выражать главную мысль . Знать написание букв
27
Стихотворение Р.Валиев “Алифба”, Й.Шарапова “Как хорошо уметь читать”
Списывание текста.
110 -111
Чтение стихотворения, работа над выразительностью чтения . Списывание с печатного текста
Составлять рассказ о школе, Знать написание изученных букв.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
28
Праздник букв. Рассказ Г.Тукая “Алифба”
Алфавит.
Уку китабы.
3 - 17
Чтение стихотворения , ответы на вопросы. Осмысленное правильное и выразительное чтение. Знакомство с татарским алфавитом. Письмо изученных букв.
Уметь выразительно читать стихотворение Уметь с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения Знать татарский алфавит, уметь списывать с печатного текста.
29
Знакомство с творчеством Г.Тукая и его стихотворениями для детей.
Предложение, слово. слог.
18 - 21
Знакомство с творчеством писателя,инсценнирование произведения.
Запись под диктовку предложений.
Уметь выразительно читать стихотворение Уметь с помощью учителя давать простейшие вопросы по содержанию.
30
Татарская народная сказка “Шурале”.
Работа над деформированным предложением.
26 - 27
Чтение сказки по ролям, ответы на вопросы по содержанию
прочитанного.
Уметь выразительно читать и пересказывать сказку,выражать главную мысль .
31
Тема “ Весна” в произведениях татарских поэтов.
Гласные и согласные звуки.
33 - 42
Выразительное чтение стихотворения. Работа над иллюстрациями к произведениям.
Уметь выразительно читать стихотворение. Знать признаки гласных и согласных звуков, уметь их различать.
32.
Комплексная проверочная работа.
7. Описание учебно- методического и материально технического обеспечения образовательного процесса.
Методическое пособие для образовательных организаций начального общего образования с обучением на русском языке Казань. Издательство «Магариф- Вакыт». 2014.
Дополнительная:
. «Знай и татарский ты язык» (Учебное пособие) Харисова Ч.М.
. «Учимся говорить по татарски». Харисова Ч.М.
. «Мой первый татарский словарь» (Иллюстрированный татарско- русский тематический словарь) ХарисоваЧ.М.
. «Я учу татарский» (100татарских слов в рифмах для детей) Валеева А.В.
. «Занимательная грамматика» (Вагизов С.Г)
. «Что говорят буквы?» (Алимбекова М.К.)
. «Наш букварь» - стихи. Дарзаманов З.Х.
Печатная пособия
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).
Словари по татарскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по татарскому языку (в том числе и в цифровой форме).
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Телевизор (по возможности).
Аудиоцентр/магнитофон.
Диапроект.
Мультимедийный проектор (по возможности).
Экспозиционный экран (по возможности).
Компьютер (по возможности).
Фотокамера цифровая (по возможности).
Видеокамера цифровая со штативом (по возможности).
Экранно –звуковые пособия
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности).
Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программ по русскому языку (по возможности).
Мультимедийного (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программе по татарскому языку.
8. Планируемые результаты
Учащиеся научатся:
средства звуковой системы татарского языка: гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, ударение, слоги;
название букв татарской графики, их порядок следования в алфавите, правила обозначения на письме мягких согласных, безударных гласных в двусложных словах, парных звонких и глухих согласных на конце слов, правила переноса слов с одной строки на другую;
значимые части слова;
основные признаки слова, предложения, текста;
учащиеся получат возможность научиться:
анализировать речь: вычленять из текста предложения, из предложений слова, из слов слоги, значимые части слов: корень, окончание;
анализировать звуковой состав слова, дифференцируя звуки и определяя их последовательность, выделять голосом ударные слоги, сопоставлять звуковой состав с буквенным (производить звукобуквенный анализ);
устанавливать связь слов в предложении, определять среди них части речи ( имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог);
каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта), писать под диктовку тексты;
об употреблении разделительного мягкого знака, большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, правописании парных звонких и глухих согласных на конце слов, о написании слов с непроизносимыми согласными, о правописании в корнях двусложных слов безударных гласных поверяемых ударением;
интонационно и пунктуационно оформлять в устной и письменной речи предложение: соблюдать интонацию конца предложения, употреблять большую букву в начале и точку, вопросительный знак - в конце предложения;
определять тему текста, озаглавливать текст, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
членить текст на абзацы, оформлять это членение на письме.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
1-2 классы
1. Умение образовывать мн. число имен существительных с помощью окончаний
2. Умение отвечать на вопрос чей? с помощью аффиксов принадлежности -ныкы, -неке.
3.Употребление в диалогах слов. юк, бар, и отрицания при именах тугел.
4. Умение использовать вопросительный аффикс -мы, -ме.
5. Усвоение на образцах порядка слов в простом предложении (определение – определяемое: матур кыз;дополнение глагол: китап укый; подлежащее – сказуемое: су ага).
6. Практическое усвоение местно-временнoгo, направительного и винительного падежей
7. Умение отвечать на вопросы кем? нuшлu? нинди? кайда? кайчан? нuчек?
8. Правильное употребление в речи указательных местоимений бу, ул, шул..
9. Активное усвоение числительных до 20 (количественные и порядковые числительные; отрицание при числительных).
10. Умение употреблять личные местоимения мин, син, ул и вопросительные местоимения кем? ни? в местновременном, направительном, винительном падежах.
11. Понимание повелительного наклонения (П лицо ед. и мн. числа: бар - барыгыз, ).
12. Употребление наречий места и времени
13. Употребление глагола в настоящем времени (спряжение по лицам и числам).