kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по татарскому языку для обучающихся 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по татарскому языку для обучающихся 1 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по татарскому языку для обучающихся 1 класса»

Карагайская средняя общеобразовательная школа имени Героя России Сайфуллина Р.Г., филиал МАОУ Дубровинская СОШ ‌

МАОУ Карагайская СОШ, филиал МАОУ Дубровинская СОШ



РАССМОТРЕНО

ШМО начальных классов

________________________

Огорелкова С.А.

[Номер приказа] от «31» августа 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

методист

________________________

Мурзина Н.М.

[Номер приказа] от «31» августа 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Евланова С.Г.

[Номер приказа] от «31» августа 2023 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета «Татарский язык»

для обучающихся 1 класса




Большой Карагай‌ 2023


Пояснительная записка.


В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных школ с русским языком обучения . Образовательный процесс в 1-4 классах на татарском языке осуществляется по Программе по татарскому языку и литературе для средней общеобразовательной школы с русским языком обучения 1-11 классы:- Казань. Татарское книжное издательство. 2011.

Курс « Изучение татарского языка» имеет познавательно-прак­тическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Одной из важных целей преподавания татарского языка - это выработка умений и навыков у учащихся активного использования языка как средства коммуникации.

Цели и задачи курса:

Изучение татарского языка в школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами татарского языка в речевой практике, развитие интуиции и "чувства" языка;

  • воспитание уважения к языку, чувства сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.

 Достижение указанных целей возможно через решение следующих

задач:

  • дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств татарского языка, свойствах родного слова;

  • обеспечить первоначальные знания о системе татарского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, грамматики татарского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;

  • сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);

  • развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной форме;

  • способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей;

  • Воспитывать у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к татарскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты.



2.Общая характеристика курса.


Общую методологическую основу настоящей программы состав­ляет система взаимосвязанных и взаимообусловленных общедидак­тических принципов (научности, последовательности, связи тео­рии с практикой, сознательности, активности, посильности, инди­видуального подхода, наглядности, развивающего обучения), линг­вистических принципов (систематичности и комплексности, фун­кционально-семантического, культурологического), методическux принципов и психологических принципов, реализация которых сблизит изучаемый предмет со следующими установками современного языкознания:

1. Системностью, отражающей системность строения татарс­кого языка, обеспечивающей взаимосвязанность, взаимообусловлен­ность знаний учащихся и их качественной цельности.

2. Функциональностью, позволяющей рассмотреть языковые яв­ления с учетом триединства - значения, формы и функции, с учётом изучения разделов языка на синтаксической основе.

3. Усилением межраздельных связей, акцентирующей внимание учащегося на знании отдельных тем для осмысления последую­щих; на межраздельных связях не только в направлении «вперед», но и «назад», к пройденному.

Методы и приемы обучения татарскому языку разнообразны.

Особенно приемлемыми для учащихся начальных классов явля­ются следующие методы: комбинированный, переводный, ознаком­ления, аудиовизуальный, наблюдения, беседы, эксперимента и др.


Программа ориентирована также на формирование у школь­ников приемов анализа языкового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся и чув­ству языка, свойственного детям.

Особое значение для выполнения программы имеет органи­зация учебного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и обучающихся, а также обучающихся друг с другом. Это обеспечивает возможность интенсивно обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы поиска и проблемных ситуаций в их учебную деятельность, предупреждать перегрузки. Одновременно поиск, который в совместной деятельности с учителем непременно за­канчивается «открытием», играет решающую роль в развитии познавательной потребности у ребенка.

Программа строится в соответствии с психолого-педагогиче­скими особенностями обучения младших школьников. В сравне­нии с базовой она отличается логикой организации курса грам­матики и правописания. Формируемые языковые понятия соот­ветствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.


В процессе изучения татарского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к татарскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На занятиях курса «Изучение татарского языка ученики получают начальное представление о нормах татарского литературного языка и правилах речевого этикета.




3.Описание места курса.

Курс «Изучение татарского языка» рассчитан на 135 часов.

В 1 классе на изучение отводится 33 часа ( 1 час в неделю),

4.Описание ценностных ориентиров.

  1. - воспитание гражданственности и патриотизма, любви к татарскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  2. - развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение татарским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  3. - освоение знаний о татарском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах татарского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  4. - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  5. - применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

  6. Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.


5.Требования к уровню подготовки учащихся.

ПРЕДМЕТНЫЕ

  • различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;

  • практически использовать знания алфавита при работе со словарём;

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);

  • осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;

  • соблюдать нормы татарского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

  • проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;

  • оценивать уместность и точность использования слов в тексте;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

  • корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

  • осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

  • планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;

  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).

  • осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

  • дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


ЛИЧНОСТНЫЕ

  • осознание языка как основного средства мышления и общения людей;

  • восприятие татарского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры татарского народа;

  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

  • внимание к мелодичности народной звучащей речи;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса татарского языка;



6.Содержание учебного курса.

«Изучение татарского языка» начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое

внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.

Систематический курс представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать родную (татарскую) речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Раздел «Лексика » предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства татарского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Программой также предусмотрено формирование общеучебного навыка чтения и умение работать с текстом на родном татарском языке, который пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин­ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом программы является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение на родном татарском языке, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

Курс включает систему понятий, относящихся к предложе­нию (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении, словосочетание как распространенное слово, виды предложений по цели высказывания и структуре, распростра­ненные и нераспространенные предложения, сложные и про­стые); слову (состав слова, части речи; лексико-грамматические признаки имени существительного, прилагательного, личных местоимений, глагола, наречия, числительного);фонетике (звуки, их фонетиче­ская характеристика, сильная и слабая позиции звуков, анализ звучащего слова, звуки и буквы, обозначение звуков буквами и т. д.); орфографии (совокупность правил, определяющих написание слов); графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками и буквами).

Основной единицей изучения курса является предложение.

В связи с предложением изучаются другие единицы языка. В каждой теме выделяются те грамматические знания и умения, которые служат основой усвоения правописания. Этим, собствен­но, реально и обеспечивается связь правописания с грамма­тикой.

В программе предусматривается знакомство обучающихся с различными принципами правописания (без термино­логии).

Содержание учебного материала представляет собой систему понятий и правил, связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем. Психолого-­педагогические модели построения всех тем инвариантны. Каж­дая тема раскрывается в определенной последовательности:

  • постановка проблемы и ее анализ обучающимися совместно с учителем;

  • самостоятельная формулировка детьми открытых правил, определений, способов деятельности;

  • уточнение сформулированных обучающимися выводов с опо­рой на учебник;

  • упражнения, ориентированные на использование знаний по теме.





Календарно-тематическое планирование в 1 классе.


№ п/п

тема

Кол-во ч

Страницы учебника

Элементы содержания

Характеристика учебной деятельности

дата

По плану

Факт.

Букварный период.

1.

Устная речь

Знакомство с книгой Алифба,с прописью.

1

4-5стр.

Беседа Здравствуй, школа ! Знакомство с книгой Алифба. Знакомство с прописью с правилами письма.

Наблюдать за особенностями устной и письменной речи . Различать направление линий в прописи,выполнять работу по образцу.


2.

Предложение. Слово.Знакомство с разлиновкой в прописи.

1

6 - 10

Составление предложений.

Знакомство с графической моделью предложения.

Составлять схемы простых предложений.Определять количество слов в предложении. Уметь писать эпементы по образцу.


3.

Слоги.

Письмо элемен-тов букв.

1

11- 12 стр

Деление слов на слоги .Письмо элементов букв И,Г,П,Т.

Определять количество слогов в словах и моделировать слоговой состав слова.


4.

Звуки речи.

Гласные и согласные звуки . Письмо элементов букв.

1

13 - 14стр

Классифицирование звуков. Обозначение звуков на письме буквами. Упражнение в написисании элементов основного алгоритма письма.

Классифицировать звуки в ходе прослушивания.Соотносить название предмета с его звуковой схемой. Уметь писать элементы букв.


Букварный период

5.


Звук [а].Буквы А,а звук

[ ә] Буквы Ә, ә.

Письмо букв.


1

15 – 17

Гласные звуки; буквы ,их обозначающие. Слово и его значение .Письмо строчных и заглавных букв А,а. Ә, ә.


Выделять и произносить звуки [а]. [ә.] ,различать буквы А,а, Ә,ә . Составлять слова по схемам ,предложения по рисункам. Уметь писать буквы строчные и заглавные



6.

Звук и.Буквы И,и


Звук

[ы] Буквы Ы,ы

Письмо букв. Буквы Э,э (е)

Письмо букв Э,э.



1

18 - 22

Составление предложений по схемам. Звуко –буквенный анализ слов;


Гласные звуки; буквы, их обозначающие. Слово и его значение. Чтение и понимание текста.

Написание букв И,и Ы,ы

отвечать на вопросы; читать слова с буквой ы; акцентированно произносить звук [ы] в заданной последовательности в слове, выделять его среди других звуков

Составлять предлоңения со словами “ылыс”, ”ыргак”,

“чыршы”.Уметь писать буквы



7.

Звук [Ү] Буквы

Ү, ү

Звук [у] ,буквы

У, у Письмо букв .

1

23- 30 стр

Звук ү мягкая пара фонемы Слова ”үрдәк”, “күл-мәк”, ”күп”. Чтение

сказки ”Сертотмас үрдәк” А.Алиш.

Подбор слов с заданным гласным звуком “урман”, ”куян”, ”аю”; составление предложений по схеме Письмо строчных и заглавных букв.


Находить слова, которые различаются одной буквой; выбирать из текста предложение к данной схеме; составлять рассказ о домашнем животном; подбирать к рисунку соответствующее предложение, называть нарисованные предметы одним словом.

Уметь писать буквы .Ү,ү.У,у.



8

Звук[ө]. БуквыӨ,ө.

Письмо букв,слов


31 - 34

Знакомство с гласным звуком [ө]. буквами Ө, ө сравнение звуков [о-ө] ,характеристика звука[ө].Письмо букв, списывание слов.

Различать звук [ө], читать слова ,текст ,составить рассказ . Уметь правильно писать и соединять буквы.




9.

Звук [л] буквы Л,л


Звук

[н] буквы

Н, н Письмо букв.

1

35 -38

Согласные звуки; буквы, их обозначающие. обозначение их твёрдости-мягкости на письме при помощи гласных букв а, о, у, э, ы. Письмо строчных и заглавных буквЛ,л. Н,н.

выбирать из текста предложение к данной схеме; составлять рассказ о домашнем животном; подбирать к рисунку соответствующее предложение; читать слова“ил”,“алма”,”Ләлә”. соотносить слово и звуковую схему слова; читать слова по слогам ,уметь писать буквы,слоги ,слова.



10

[Звуки [м], [м1]. Буквы М, м.






Звуки [р], [р']. Буквы Р, р Письмо букв.


39 - 42

Анализ слова , характеристика звука [м], чтение текста , составление рассказа по картинке , составление слов из букв разрезной азбуки объяснение значения


Составление рассказа на тему ”Кошлар” .Письмо букв, слов с изученными буквами.


Определять, в каких словах есть мягкий согласный звук [м']; соотносить слово и звуковую схему слова; читать в схемах и текстах буквенную запись слов по слогам и орфоэпически .

Читать слова, предложения, тексты с изученными буквами; добавлять одну букву, чтобы получить новое слово , читать слоги и слова с буквой «р»; сравнивать диалоги и читать их по-разному; находить схожие по звучанию слоги и слова; выделять рифмующиеся слова в стихотворении; составление рассказа на тему “Урманда” .Уметь

писать и соединять буквы.





11.

Звук[й]. Буквы Й,й. Письмо букв.

Звук [ң] буква ң

Письмо буквы ң





43 - 46

Звук [й]. Буквы Й, й.

Составление предложений со словами май, малай, тай, өй, уйный. Письмо букв М,м.Й,й.




Определять наличие в словах звука [й] . Правильно произносить и читать слова со звуком [й]. и буквой й . Уметь прозносить звук [ый]. читать слова и текст. Выделять из цепочки слогов слова и читать их. Знать написание букв.




12

Буквы Я, я. Буквы Ю,ю Письмо букв.






1

47 - 50





Буквы Ю, ю. звуки, которые они обозначают. Шуточные и игровые стихотворения для детей. Декламация произведений. ответы на вопросы по содержанию прочитанного.Письмо букв, слов , предложений

Составить звуковую схему слова «юка», ”юкә”, “аю”. Чтение сказки”Өч аю”; определять жанр произведения; дополнять слоги до слов, отвечать на поставленные вопросы .Правильно соединять буквы ,знать знаки препинания в конце предложений.



13

Буквы Е, е, Ё,ё - показатели мягкости предшествующих согласных звуков.


51 – 52 и 91

Буквы Е,е , звуки, которые они обозначают . Буква е показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Сравнивать слова с их звуковыми схемами , уметь читать слова с буквами Е,е с сочетанием [йо], Составлять слова из букв разрезной азбуки,




14

Звуки [д], [д!]. Буквы Д, д

Звуки [т], [т1]. Буквы Т, т. Большая буква в географических названиях . Письмо букв


53 - 57

Знакомство со звуком[д] буквами Д, д слова с буквой д, чтение текста, рассказ по картинке

Чтение и понимание текста. Письмо строчных и заглавных букв.

Уметь читать слова,предложения с буквами Д, д,

читать текст с изученными буквами; озаглавливать текст; производить звукобуквенный разбор слова. давать общее название каждой группе слов; объяснять значение слова «түтәл», ”торна”, чтение сказки «Лиса и журавль», отвечать на вопросы по прочитанному произведению.




15

. Звуки [з], [з']. Буквы 3, з.


Звук [с]буквы,

С ,с


58 - 62

Знакомство со звуками [з], [з']. буквами 3, з.Сравнение звуков [з,-[с]., работа с разрезной азбукой ,чтение текста .

Согласные звуки. Слова ”сөт”, ”су” ,“сыер”. . Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Чтение и понимание текста.

Уметь правильно произносить звуки [з-с], [з' – с] различать. буквы 3, з. читать слова, текст

с изученными буквами; озаглавливать текст; производить звукобуквенный разбор слова.





16.

Звуки [г], [г']. Буквы Г, г Письмо букв.


Звуки [к] , [к1]. Буквы К,к

1

63 - 68

Правильное произношение звуков [Г, гъ], ( к, кь) Анализ слов суган, гөл по схемам слов , чтение текста,

Составление рассказа по рисунку. Письмо букв.

Согласные парные звуки. Чтение и понимание текста. Деление слов на слоги. Обозначение мягкости согласных на письме.

Произносить звуки [Г, гъ] читать в словах с твердыми и с мягкими гласными ,писать буквы, слова Уметь писать соединения букв , находить в словах общую часть; объяснять значение слов; читать слова, предложения, тексты с изученными буквами; добавлять одну букву, чтобы получить новое слово,



17

Звуки [в], [в']. Буквы В, в Письмо букв.


Звуки [ф], [ф1].

Буквы Ф, ф. Письмо





69 - 72

Анализ слова тавык. правильное произношение звуков, [w],[в],[у] . Знакомить уч-ся с буквой, обозначающей 3 звука; [w],[в],[у]Письмо букв ,слов. Списывание текста

[Знакомство со звуками

[ф], [ф1].



Определять букву, обозначающую 3 звука; [w],[в],[у],читать слова,текст .Сравнивать слова в столбиках и находить лишнее. Правильно писать соединения букв , списывать с печатного текста. Знакомство со звуками [ф], [ф1].





18

Звуки [б], [б']. Буквы Б, б. Письмо букв.

Звуки [п], [п’].

Буквы П, п. Письмо букв , списывание слов.

1

73 - 75

Звуки [б], [б']. Буквы Б, б. Чтение слов и предложений. Письмо букв.

Анализ слов, характеристика звука [п], [п’], Чтение текста, составление слов из букв разрезной азбуки.Письмо букв Б,б .П,п.

Уметь читать слова,предложения с буквами буквами Б,б , П,п, составлять рассказы по картинкам.

Уметь писать буквы , слова, предложения .



19

Звук [ж]. Буквы Ж, ж.

Письмо букв.


Звук [ш]. Буквы Ш, ш.

Письмо букв.


77 - 80

Знакомство со звуками [ж] буквами Ж, ж.

Анализ слов ,чтение слогов , слов , текста

Письмо букв. Большая буква в начале предложения.

Согласный звук [ш], буквы Ш,ш.

.Чтение слов и предложений. Письмо букв.


Произносить звуки [ж] , различать буквы .Читать слова, предложения, текст , составлять рассказ по картинке Писать четко буквы,списывать с печатного текста.

Согласный звук [ш],буквы Ш,ш.

.Чтение слов и предложений. Письмо букв.





20

Звуки [х], [х']. Буквы Х,х

Звук[һ]. Буквы Һ,һ


85 - 90

Знакомство со звуками [х], [х'].

Знакомство со звуками

[һ], буквами Һ һ. Знакомство со словами һәйкәл ,һава .

Письмо букв,слов ,текста.

Знакомство со звуками [х], [х']. [һ].

Правильно произносить звуки [һ], [ц]. различать буквы Һ,һ .

Читать слоги ,слова, текст. Составить текст “Шәһәрдәге һәйкәлләр”




21

Звук[щ]. Буквы Щ,щ.

Буквы Ц, ц. Письмо букв .

1

92 - 93

Знакомство со звуком [щ] , буквами Щ, щ ,

Знакомство со звуками [һ], [ц].


Составление диалога “В цирке», Уметь произносить звук [щ], различать буквы Щ,щ , читать слова,



22

Буква ь. Мягкий знак -показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Разделительный мягкий знак Письмо слов с ь знаком.


1

94

Мягкий знак (ь), указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов.Чтение текста. Составление слов из букв разрезной азбуки.Письмо ь знака и слов с ь знаком

Читать слова с ь, сравнивать слова по произношению Ильяс , сәгать читать слова с разделительным мягким знаком; Уметь соединять ь знак в словах с другим буквами.



23

Ъ-разделительный твердый знак.Письмо букв.


95

Чтение текста. Письмо букв ,слов с ъ знаком.

Читать слова, текст с Ъ . уметь читать и писать слова с разделительным ъ знаком,




Послебукварный период


24

Г.Тукай“Родной язык”,

Р.Валиев “Край родной”

Списывание текста


96

Чтение стихотворения , ответы на вопросы. Осмысленное правильное и выразительное чтение. Письмо изученных букв.

Уметь выразительно читать стихотворение Уметь с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения Уметь списывать с печатного текста.



25

Татарская народная сказка “Три дочери”

Письмо предложений.


106 - 109

Выразительное чтение, участие в диалоге при обсуждении прочитанной сказки

Письмо предложений

Уметь выразительно читать и пересказывать сказку,выражать главную мысль . Знать написание букв.




26

Авторская сказка. А.Алиш “Бикбатыр и Биккуркак”

Письмо предложений под диктовку.



Знакомство с творчеством писателя,инсценнирование произведения. Запись под диктовку предложений.

Уметь выразительно читать и пересказывать сказку,выражать главную мысль . Знать написание букв




27

Стихотворение Р.Валиев “Алифба”, Й.Шарапова “Как хорошо уметь читать”

Списывание текста.


110 -111

Чтение стихотворения, работа над выразительностью чтения . Списывание с печатного текста

Составлять рассказ о школе, Знать написание изученных букв.




ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ


28

Праздник букв. Рассказ Г.Тукая “Алифба”

Алфавит.


Уку китабы.

3 - 17

Чтение стихотворения , ответы на вопросы. Осмысленное правильное и выразительное чтение. Знакомство с татарским алфавитом. Письмо изученных букв.

Уметь выразительно читать стихотворение Уметь с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения Знать татарский алфавит, уметь списывать с печатного текста.





29

Знакомство с творчеством Г.Тукая и его стихотворениями для детей.

Предложение, слово. слог.


18 - 21

Знакомство с творчеством писателя,инсценнирование произведения.

Запись под диктовку предложений.

Уметь выразительно читать стихотворение Уметь с помощью учителя давать простейшие вопросы по содержанию.




30

Татарская народная сказка “Шурале”.

Работа над деформированным предложением.


26 - 27

Чтение сказки по ролям, ответы на вопросы по содержанию

прочитанного.

Уметь выразительно читать и пересказывать сказку,выражать главную мысль .




31

Тема “ Весна” в произведениях татарских поэтов.

Гласные и согласные звуки.


33 - 42

Выразительное чтение стихотворения. Работа над иллюстрациями к произведениям.

Уметь выразительно читать стихотворение. Знать признаки гласных и согласных звуков, уметь их различать.




32.

Комплексная проверочная работа.












7. Описание учебно- методического и материально технического обеспечения образовательного процесса.

Основная:


  • «Алифба» 1 класс. (Авторы Ф.Ш. Гарифуллина, И.Х. Мияссарова)- Казань.: Магариф – Вакыт, 2012

  • Методическое пособие для образовательных организаций начального общего образования с обучением на русском языке Казань. Издательство «Магариф- Вакыт». 2014.

Дополнительная:

. «Знай и татарский ты язык» (Учебное пособие) Харисова Ч.М.

. «Учимся говорить по татарски». Харисова Ч.М.

. «Мой первый татарский словарь» (Иллюстрированный татарско- русский тематический словарь) ХарисоваЧ.М.

. «Я учу татарский» (100татарских слов в рифмах для детей) Валеева А.В.

. «Занимательная грамматика» (Вагизов С.Г)

. «Что говорят буквы?» (Алимбекова М.К.)

. «Наш букварь» - стихи. Дарзаманов З.Х.

Печатная пособия

  • Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

  • Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме).

  • Словари по татарскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

  • Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по татарскому языку (в том числе и в цифровой форме).

Технические средства обучения

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

  • Телевизор (по возможности).

  • Аудиоцентр/магнитофон.

  • Диапроект.

  • Мультимедийный проектор (по возможности).

  • Экспозиционный экран (по возможности).

  • Компьютер (по возможности).

  • Фотокамера цифровая (по возможности).

  • Видеокамера цифровая со штативом (по возможности).

  • Экранно –звуковые пособия

  • Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности).

  • Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программ по русскому языку (по возможности).

  • Мультимедийного (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программе по татарскому языку.





8. Планируемые результаты

Учащиеся научатся:

  • средства звуковой системы татарского языка: гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, ударение, слоги;

  • название букв татарской графики, их порядок следования в алфавите, правила обозначения на письме мягких согласных, безударных гласных в двусложных словах, парных звонких и глухих согласных на конце слов, правила переноса слов с одной строки на другую;

  • значимые части слова;

  • основные признаки слова, предложения, текста;

учащиеся получат возможность научиться:

  • анализировать речь: вычленять из текста предложения, из предложений слова, из слов слоги, значимые части слов: корень, окончание;

  • анализировать звуковой состав слова, дифференцируя звуки и определяя их последовательность, выделять голосом ударные слоги, сопоставлять звуковой состав с буквенным (производить звукобуквенный анализ);

  • устанавливать связь слов в предложении, определять среди них части речи ( имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог);

  • каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта), писать под диктовку тексты;

  • об употреблении разделительного мягкого знака, большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, правописании парных звонких и глухих согласных на конце слов, о написании слов с непроизносимыми согласными, о правописании в корнях двусложных слов безударных гласных поверяемых ударением;

  • интонационно и пунктуационно оформлять в устной и письменной речи предложение: соблюдать интонацию конца предложения, употреблять большую букву в начале и точку, вопросительный знак - в конце предложения;

  • определять тему текста, озаглавливать текст, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;

  • членить текст на абзацы, оформлять это членение на письме.


ГРАММАТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

1-2 классы

1. Умение образовывать мн. число имен существительных с помощью окончаний 

2. Умение отвечать на вопрос чей? с помощью аффиксов принадлежности -ныкы, -неке.

3.Употребление в диалогах слов. юк, бар,  и отрицания при именах тугел.

4. Умение использовать вопросительный аффикс -мы, -ме.

5. Усвоение на образцах порядка слов в простом предложении (определение – определяемое: матур кыз;дополнение глагол: китап укый; подлежащее – сказуемое: су ага).

6. Практическое усвоение местно-временнoгo, направительного и винительного падежей 

7. Умение отвечать на вопросы кем? нuшлu? нинди? кайда? кайчан? нuчек?

8. Правильное употребление в речи указательных местоимений бу, ул, шул..

9. Активное усвоение числительных до 20 (количественные и порядковые числительные; отрицание при числительных).

10. Умение употреблять личные местоимения мин, син, ул и вопросительные местоимения кем? ни? в местновременном, направительном, винительном падежах.

11. Понимание повелительного наклонения (П лицо ед. и мн. числа: бар барыгыз, ).

12. Употребление наречий места и времени 

13. Употребление глагола в настоящем времени (спряжение по лицам и числам).

14. Усвоение категории принадлежности

15.Выражение принадлежности чего-то (кого-то), кому-то чему-то): . а) категорией принадлежности;

б) аффиксом -ныкы, -неке;

в) местоимения.

16. Практическое овладение частицами усиления да-, та.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по татарскому языку для обучающихся 1 класса

Автор: Тухтаметова Бибинур Кадыровна

Дата: 25.04.2025

Номер свидетельства: 669038

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224089"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438451537"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая ррограмма по литретатурному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-rroghramma-po-litrietaturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224087"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438449949"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства