№ п/п | Разделы | Комментарии |
1 | Пояснительная записка |
1.1 | Цели обучения предмету | Настоящая рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; планируемых результатов начального общего образования; требований основной образовательной программы МАОУ «Начальная школа – детский сад № 52» и в соответствии с учебным планом МАОУ «Начальная школа – детский сад № 52» на 2017-2018 учебный год; авторской программы «Русский язык» для начальной школы, разработанной С.В. Ивановым, М.В. Кузнецовой, А.О. Евдокимовой, Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой в рамках проекта «Начальная школа 21 века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова); Положения о рабочей программе. Программа ориентирована на работу по учебно – методическому комплекту: С. В. Иванов «Русский язык.» 3 класс, №1, №2. М: Вентана –Граф. 2017. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Основная цель: сформировать у обучающихся познавательную мотивацию к изучению родного языка (научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка). Задачи: -формирование учебной деятельности, т.е. таких универсальных действий (в первую очередь метапредметных), которые «обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, - формирование умений»; - ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке; - формирование умений и навыков грамотного безошибочного письма; - развитие речи школьника; - привитие интереса к языку и речевому творчеству. |
2 | Общая характеристика учебного предмета «Русский язык» | Особенностью программы предмета «Русский язык» является блоковая подача материала – система уроков, реализующая общую цель обучения. Под блоком понимается система уроков, реализующие общую цель обучения. Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделяется, так как ее реализация осуществляется попутно на уроках других блоков. В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель. Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Основные принципы отбора материала: - учет возрастных психологических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста; - интеграция - установление устойчивых связей между разными учебными предметами; - дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий; педагогическая поддержка как «сильным», так и неуспевающим обучающимся; - учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей. Программа предусматривает проведение: комбинированных уроков, контрольных уроков, уроков закрепления, обобщающих уроков, тренировочных уроков, интегрированных, традиционных уроков и уроков развития речи. Особое место в овладении данным курсом отводится моделированию, работе с предложением, звуковому анализу, развитию речи, чтению, восприятию художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником, графике и письму. Методы обучения: дифференцированное обучение, моделирование и работа с моделями, дидактические игры, анализ, сравнение, классификация, самостоятельная работа, контроль и самоконтроль, самооценка. В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы: 1. «Фонетика»; 2. «Слово и предложение»; 3. «Состав слова»; 4. «Лексика»; 5. «Правописание»; 6. «Развитие речи». |
3 | Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане | Предмет «Русский язык» входит в предметную область «Филология». В четвертом классе, в соответствии с учебным планом школы, на изучение предмета «Русский язык» отводится 136 часов, 4 часа в неделю, 34 недели. |
4 | Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» | Личностные универсальные учебные действия -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные универсальные учебные действия -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; -учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; -различать способ и результат действия; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках. Познавательные универсальные действия -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; -осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; -использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; -строить сообщения в устной и письменной форме; -ориентироваться на разнообразие способов решения задач; -основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -осуществлять синтез как составление целого из частей; -проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; -устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; -обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; -осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; -устанавливать аналогии; -владеть рядом общих приёмов решения задач. Коммуникативные универсальные действия -адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; -задавать вопросы; -контролировать действия партнёра; -использовать речь для регуляции своего действия; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
5 | Содержание учебного предмета «Русский язык» | «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) Фонетика и графика Повторение изученного на основе фонетического разбора слова. Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Состав слова (морфемика) Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа. Морфология Повторение основных признаков имени существительного и имени прилагательного на основе морфологического разбора. Глагол: Общее значение, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклонение глаголов. Личные формы глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения 1-го и 2-го спряжения глаголов. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени. Словообразование глаголов. Глагол в предложении. Наречие: Значение и употребление в речи. Морфологический разбор наречий. Имя числительное: Общее значение. Синтаксис Синтаксический анализ простого предложения. Словосочетание: Различение слова, словосочетания и предложения. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в словосочетании. Связи слов в словосочетании. Различение простых и сложных предложений. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) Повторение правил правописания, изученных в 1-3 классах. Формирование орфографической зоркости, речевого слуха, навыков письма: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Ознакомление с правилами правописания и их применением: - непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой); - не с глаголами; - мягкий знак после шипящих на конце глаголов; - мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; - безударные личные окончания глаголов; - суффиксы глаголов-ива-/-ыва-, -ова-/-ева-; - гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени; - буквы а, о на конце наречий; - мягкий знак на конце наречий; - слитное и раздельное написание числительных; - мягкий знак в именах числительных; - запятая между частями сложного предложения (простейшие случаи). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов. «Развитие речи» Устная речь Адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться, приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль, оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). Письменная речь Знакомство с основными видами сочинений и изложений: изложения подробные, сжатые, выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания (без заучивания учащимися определений). Пересказ текста (изложение) от другого лица. Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи в процессе написания изложений и сочинений. Озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Корректирование текстов, в которых допущены нарушения норм письменной речи. Создание собственных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи. |
6 | Тематическое планирование с определением основных видов деятельности | Распределение основного содержания представлено в следующем разделе программы, который включает: Русский язык: 4 класс: Комментарии к урокам / Иванов С.В., Кузнецова М.И. – М.: Вентана-Граф, 2017 г. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2017г. Тематическое планирование с основными видами учебной деятельности обучающихся представлено в таблицах 2 и 3. |
6.1 | Тематический план | См. таблица 2. |
6.2 | Календарно-тематический план | См. таблицы 3. |
7 | Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности | Требования к оснащению учебного процесса на уроках русского языка учитывают реальные условия работы школы и современные представления о культуре и безопасности труда обучающихся. Для работы обучающимся необходимо: Книгопечатная продукция Учебники Иванов С.В., Евдокимова А.О.: «Русский язык» 4 класс в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2018 г. Методические пособия Русский язык: 4 класс: Комментарии к урокам / Иванов С.В., Кузнецова М.И. – М.: Вентана-Граф, 2017 г. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2017г. Адреса электронных ресурсов http://www.bookarchive.ru/fund-discipliny/russkijj-jazyk/94626-nachalnaja-shkola.-demonstracionnye-tablicy..html http://www.rusedu.info/reviews-22.html. Печатные пособия Таблички со словарными словами, изучаемыми в курсе «Русский язык. 1-4 классы». Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь. Технические средства обучения Экранно-звуковые пособия Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку. Учебно-практическое оборудование Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик. Материалы: бумага (писчая). Оборудование класса Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский. Полки для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала. |
8 | Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык» | В области фонетики и графики Обучающийся научится: -сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков; -осознавать и объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв, в том числе в глаголах, оканчивающихся на -тся, -ться, в словах с непроизносимыми согласными; -определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных; -правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями; -пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»). Обучающийся получит возможность научиться: -обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции; -сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам; -классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям; -письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова. Раздел «Морфология» Обучающийся научится: - различать, сравнивать, кратко характеризовать: - имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол; - слово, словосочетание и предложение; выделять, находить: - начальную форму глагола; - глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени; - глаголы в формах 1,2, 3-го лица; решать учебные и практические задачи: -определять спряжение глагола. Обучающийся получит возможность научиться: - проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия; - проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения; - определять вид глагола; - находить наречие и имя числительное в тексте. Раздел «Синтаксис» Обучающийся научится: -устанавливать с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; - разбирать по членам простое двусоставное предложение; -использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Обучающийся получит возможность научиться: - письменно пересказывать текст (писать изложения) подробно, выборочно, от другого лица; - соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала). Раздел «Правописание» Обучающийся научится: - подбирать примеры слов с определённой орфограммой; -определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; -безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 80-100 слов; -проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; -применять правила правописания: -непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой); - не с глаголами; - мягкий знак после шипящих на конце глаголов; - мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; - безударные личные окончания глаголов. Обучающийся получит возможность научиться: - применять правило правописания суффиксов глаголов -ива-/-ыва-, -ова-/-ева~; - применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени; - применять правило правописания букв а, она конце наречий; - применять правило правописания мягкого знака на конце наречий; - применять правило слитного и раздельного написания числительных; - применять правило правописания мягкого знака в именах числительных; - при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах; - применять правило постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи). Содержательная линия «Развитие речи» Обучающийся научится: -корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев; -составлять собственные тексты в жанре письма; -оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор); - выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; - самостоятельно озаглавливать текст; - сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения - создавать тексты по предложенному заголовку; - подробно или выборочно пересказывать текст; - пересказывать текст от другого лица; - анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить втексте смысловые пропуски; - корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи. Обучающийся получит возможность научиться: -анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); -соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды, и способы связи). |
№ п/п | Дата | Название темы (раздела), тема урока | Виды учебной деятельности | Примечания |
План | Факт |
1 четверть – 32 ч |
1 | 3.09. | | Повторение. Пишем письма. | Ориентироваться в целях и задачах урока с учётом названия блока и темы урока, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Высказывать собственную точку зрения, аргументировать её. Систематизировать знания, приобретённые на уроках русского языка во 2–3 классах. | |
2 | 4.09. | | Повторяем фонетику и словообразование. | Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Группировать слова по заданному основанию. Преобразовывать буквенную запись в транскрипцию. Контролировать правильность проведения фонетического разбора и разбора слова по составу, находить допущенные ошибки, исправлять их. | |
3 | 5.09. | | Вспоминаем изученные орфограммы. | Упражняться в переносе слов, анализировать ошибки. Обсуждать порядок выполнения фонетического анализа слова. Коллективно обсуждать правила. Отрабатывать алгоритм правила. | |
4 | 6.09. | | Входная контрольная работа. Диктант. | Применять остаточные знания в практической деятельности. | |
5 | 10.09. | | Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Вспоминаем изученные орфограммы». | Орфографический тренинг в применении правила переноса слов. Рассказывать правила переноса слов, приводить примеры. Выполнять фронтальную работу. | |
6 | 11.09. | | Повторяем признаки имени существительного. Пишем письма. | Характеризовать собственные и нарицательные имена существительные по заданным грамматическим признакам. Различать имена существительные среднего рода и неизменяемые имена существительные. Систематизировать правила написания писем. Редактировать приведённые в учебнике письма. Уточнять правила оформления писем (приветствие и прощание), конверта. | |
7 | 12.09. | | Повторяем правописание окончаний имён существительных 1-го склонения. | Находить среди предложенных ответов правильные, обосновывать способы проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных 1-го склонения. Находить слова по заданному основанию. Определять написание окончаний имён существительных, доказывать выбор окончания. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. | |
8 | 13.09. | | Повторяем правописание окончаний имён существительных 2-го склонения. | Находить среди предложенных ответов правильные, обосновывать способы проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных 2-го склонения. Находить слова по заданному основанию. Определять написание окончаний имён существительных, доказывать выбор окончания. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. | |
9 | 17.09. | | Повторяем правописание окончаний имён существительных 3-го склонения. Пишем письма. | Находить среди предложенных ответов правильные, обосновывать способы проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных 3-го склонения. Находить слова по заданному основанию. Определять написание окончаний имён существительных, доказывать выбор окончания. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. Наблюдать за логическими недочётами в исходном тексте и исправлять их. Анализировать письма с использованием постскриптума, корректировать текст. Обнаруживать непоследовательность в изложении мыслей. Определять целевую установку письменного сообщения. Исправлять нарушения в тексте и восстанавливать его структуру, записывать исправленный текст в тетрадь. | |
10 | 18.09. | | Морфологический разбор имени существительного. | Устанавливать синтаксическую функцию имён существительных. Характеризовать слово как часть речи, называть признаки указанной части речи. Различать постоянные и непостоянные признаки имени существительного. Систематизировать знания по морфологии. Знакомиться с алгоритмом морфологического разбора слов. Проводить морфологический разбор слова, анализировать правильность его проведения. | |
11 | 19.09. | | Закрепление по теме: «Морфологический разбор имени существительного». Проект на тему: «Удивительный мир фразеологизмов». | Проводить морфологический разбор имён существительных. Находить в тексте слово по заданным грамматическим признакам. | |
12 | 20.09. | | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | Обобщать и систематизировать знания о правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Использовать алгоритм порядка действий при списывании. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения при постановке слов в нужную форму и написании безударных окончаний. | |
13 | 24.09. | | Развитие речи. Изложение № 1. Текст-рассуждение. | Работать с текстом: определять тему, главную мысль, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, подбирать заголовок к тексту, обосновывать свой выбор, различать текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование, записать текст по памяти. | |
14 | 25.09. | | Работа над ошибками. Повторяем признаки имени прилагательного. | Употреблять имена прилагательные в нужной форме. Фиксировать (графически обозначать) окончания. Определять синтаксическую функцию имён прилагательных. Различать постоянные и непостоянные признаки. | |
15 | 26.09. | | Орфограммы в окончаниях имён прилагательных. | Обобщать и систематизировать знания о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных. Контролировать собственные действия при работе по образцу. Объяснять написание падежных окончаний имён прилагательных. | |
16 | 27.09. | | Контрольный диктант по теме: «Повторение изученных орфограмм». | Применять знания в практической деятельности. | |
17 | 1.10. | | Работа над ошибками. Морфологический разбор имени прилагательного. | Проводить морфологический разбор имён прилагательных, анализировать правильность его проведения. Понимать информацию, представленную в виде таблицы, сравнивать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. Группировать слова по заданному основанию. | |
18 | 2.10. | | Буквы о, ё после шипящих и ц. Защита проектов. | Обобщать и систематизировать знания о правописании букв о и ё после шипящих и ц в разных частях слова. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | |
19 | 3.10. | | Повторяем орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих». | Обобщать и систематизировать знания о написании мягкого знака на конце слов после шипящих. Принимать участие в обсуждении предложенных высказываний, выбирать из них правильные и обосновывать сделанный выбор. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Группировать слова по заданному основанию. | |
20 | 4.10. | | Контрольное списывание №1 по теме: «Повторение изученных орфограмм». | Списывать текст по алгоритму. Выполнять самопроверку. Фронтальная работа: восстановление последовательности абзацев. Наблюдение над особенностями абзаца как «микротемы» текста. | |
21 | 8.10. | | Работа над ошибками. Повторяем местоимение. | Обобщать и систематизировать знания о местоимении. Различать местоимения-существительные и местоимения-прилагательные, группировать слова по данному основанию. Находить в тексте слова по заданному основанию. Задавать вопросы к местоимениям. | |
22 | 9.10. | | Орфограммы приставок. Тест по теме: «Фонетика, словообразование, грамматические признаки изученных частей речи». | Обобщать и систематизировать знания о правописании приставок. Группировать слова на основании определения места орфограммы в слове. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | |
23 | 10.10. | | Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак. | Систематизировать знания об условиях выбора разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков | |
24 | 11.10. | | Развитие речи. Сочинение №1. Типы текста. | Озаглавливают тексты. Определяют типы текста и создают собственные тексты заданного типа. Создание собственного текста с учётом правильности и выразительности письменной речи и запись в тетрадь. | |
25 | 15.10. | | Работа над ошибками. Разбор по членам предложения. | Обобщать и систематизировать знания о главных и второстепенных членах предложения. | |
26 | 16.10. | | Синтаксический разбор предложения. | Знакомиться с алгоритмом разбора простого предложения по членам. | |
27 | 17.10. | | Знаки препинания при однородных членах предложения. | Обобщать и систематизировать знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Находить предложения, удовлетворяющие заданному условию. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. Подбирать собственные примеры к заданным схемам предложений. | |
28 | 18.10. | | Итоговая контрольная работа за I четверть. Диктант. | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. | |
29 | 22.10. | | Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Знаки препинания при однородных членах предложения». | Обобщать и систематизировать знания о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Находить предложения, удовлетворяющие заданному условию. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. Подбирать собственные примеры к заданным схемам предложений. | |
30 | 23.10. | | Закрепление по теме: «Синтаксический разбор предложения». | Соблюдать алгоритм проведения разбора по членам предложения и синтаксического разбора предложения. | |
31 | 24.10. | | Глагол. Контрольный словарный диктант. | Систематизировать знания о признаках выделения частей речи. Находить в тексте слова по заданному основанию. Задавать вопросы к глаголам. Наблюдать за значением глаголов. Распределять слова по группам. Устанавливать синтаксическую функцию глаголов. Выбирать подходящие по смыслу глаголы. | |
32 | 25.10. | | Глагол как часть речи. | Обобщать и систематизировать знания о грамматических признаках частей речи. Сравнивать грамматические признаки изученных ранее частей речи и глагола. Наблюдать за изменением глаголов по временам. Знакомиться с глаголом как частью речи. Знакомиться с алгоритмом определения вида глагола. Наблюдать за функционированием глаголов разных видов в тексте. | |
2 четверть – 31 ч |
33 | 6.11. | | Правописание приставок в глаголах. | Различать предлоги и приставки. Систематизировать знания об употреблении разделительного твёрдого знака. Контролировать собственные действия при отработке написания предлогов и приставок. | |
34 | 7.11. | | Правописание не с глаголами. | Наблюдать за языковым материалом, формулировать вывод о написании частицы не с глаголами. | |
35 | 8.11. | | Развитие речи. Изложение №2 повествовательного текста воспринятого на слух. | Подробно излагать содержание повествовательного текста. | |
36 | 12.11. | | Работа над ошибками. Вид глагола. | Наблюдать за значением глаголов разного вида и их функционированием в предложении. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма определения вида глагола. | |
37 | 13.11. | | Начальная форма глагола. | Знакомиться с начальной формой глагола, с суффиксами, образующими начальную форму. | |
38 | 14.11. | | Личные формы глагола. | Систематизировать знания о личных местоимениях. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма определения вида глагола. | |
39 | 15.11. | | Лицо и число глаголов. | Систематизировать знания о личных формах глаголов. Характеризовать слова по заданным грамматическим признакам. Наблюдать за изменением личных глагольных форм. | |
40 | 19.11. | | Мягкий знак после шипящих в глаголах. | Систематизировать знания о правописании мягкого знака после шипящих. Наблюдать за написанием мягкого знака после шипящих в глаголах, формулировать вывод. Контролировать собственные действия при списывании. Фиксировать (графически обозначать) орфограмму. | |
41 | 20.11. | | Закрепление по теме: «Мягкий знак после шипящих в глаголах». | |
42 | 21.11. | | Текст. Развитие речи. Свободный диктант № 1. | Различать текст-описание и текст-повествование по целевой установке. Подбирать заголовок будущего текста, составлять план текста. Составлять текст на заданную тему по плану. | |
43 | 22.11. | | Работа над ошибками. Правописание –ться и -тся в глаголах. | Различать случаи написания -ться и -тся в глаголах. Группировать слова по заданному основанию. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Устанавливать тип, место орфограммы в слове и способ проверки. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. | |
44 | 26.11. | | Закрепление по теме: «Правописание – ться и -тся в глаголах» (словарный диктант 5.) | |
45 | 27.11. | | Спряжение глаголов. | Сравнивать окончания личных форм глаголов, относящихся к разным спряжениям. Знакомиться со спряжением глаголов. Наблюдать за образованием форм и распределением глаголов по спряжениям. | |
46 | 28.11. | | Закрепление по теме: «Спряжение глаголов». | Высказывать предположение о способах определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Знакомиться с алгоритмом определения спряжения глагола. | |
47 | 29.11. | | Обобщение по теме: «Спряжение глаголов». Проект на тему: «Крылатые выражения». | Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом определения спряжения глагола. Контролировать правильность выполнения работы, находить ошибки, исправлять их, устанавливать причину ошибок. | |
48 | 3.12. | | Правописание глаголов. | Определять основание для классификации слов, распределять слова по группам. Наблюдать за обозначением звука [о] после шипящих в окончаниях глаголов, формулировать вывод. Контролировать собственные действия в соответствии с изученным правилом. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. | |
49 | 4.12. | | Контрольный диктант по теме: «Мягкий знак после шипящих в глаголах; тся, ться в глаголах». | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | |
50 | 5.12. | | Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний глаголов. | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждать правило. Работать с рубрикой «Обрати внимание». Работать со схемами. Безошибочно находить в предложении подлежащее и сказуемое. Правильно выбирать графический знак для обозначения членов предложения. Соблюдать правильную интонацию при чтении предложения с однородными членами. Исправлять деформированные предложения. | |
51 | 6.12. | | Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжение). | Проводить наблюдения над союзами. Обсуждать рубрику «Обрати внимание». Знакомиться с союзами при однородных членах. Тренироваться в нахождении однородных членов. Составлять предложения с однородными членами. Индивидуально работать со схемами. Работать в группах: примеры с законченным и с незаконченным перечислением. | |
52 | 10.12. | | Текст. Развитие речи. Свободный диктант № 2. | Находить, анализировать, исправлять смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях. Записывать по частям текст с использованием данного приёма. | |
53 | 11.12. | | Работа над ошибками. Спряжение глагола. | Проводить наблюдения над союзами. Обсуждать рубрику «Обрати внимание». Знакомиться с союзами при однородных членах. Тренироваться в нахождении однородных членов. Составлять предложения с однородными членами. Индивидуально работать со схемами. Работать в группах: примеры с законченным и с незаконченным перечислением. | |
54 | 12.12. | | Закрепление по теме: «Правописание безударных окончаний глаголов» (словарная работа 6). | Наблюдать за способом обозначения звука [ы] по еле [ц] в различных частях слова. Работать над правописанием слов с этой орфограммой. Сопоставлять звуковую и буквенную записи слов. Обсуждать алгоритм применения правила. Классифицировать слова с ци и цы в корне, с окончанием - ы. | |
55 | 13.12. | | Проверочная работа по теме: «Правописание глаголов». | Систематизировать знания о системе личных окончаний глаголов и о способах определения спряжения. Контролировать собственные действия при написании безударных окончаний глаголов в соответствии с алгоритмом. | |
56 | 17.12. | | Правописание глаголов. | Систематизировать знания о системе личных окончаний глаголов и о способах определения спряжения. Контролировать собственные действия при написании безударных окончаний глаголов в соответствии с алгоритмом. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Объяснять написание слов. | |
57 | 18.12. | | Закрепление по теме: «Правописание глаголов». Защита проектов. | |
58 | 19.12. | | Итоговая контрольная работа за первое полугодие. Диктант. | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | |
59 | 20.12. | | Работа над ошибками. Обобщение по теме: «Правописание глаголов». | Систематизировать знания о системе личных окончаний глаголов и о способах определения спряжения. Контролировать собственные действия при написании безударных окончаний глаголов в соответствии с алгоритмом. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Объяснять написание слов. | |
60 | 24.12. | | Настоящее время глагола. Контрольный словарный диктант. | Наблюдать за изменением глаголов по лицам в форме настоящего и будущего времени. Сравнивать различные формы времени и их значение. Характеризовать слово по заданным грамматическим признакам. | |
61 | 25.12. | | Текст. Развитие речи. Обучающее сочинение №2. | Соотносить заголовок и содержание текста. Определять целевую установку, составлять подробный план будущего коллективного текста. Составлять текст с опорой на план. | |
62 | 26.12. | | Работа над ошибками. Правописание суффиксов глаголов. | Наблюдать за особенностями образования личных форм глаголов с суффиксами -ива-/-ыва-, -ова-/-ева-. Обобщать результаты наблюдений за языковым материалом. Систематизировать знания о способах определения спряжения и правописании личных окончаний глаголов и существительных. | |
63 | 27.12. | | Прошедшее время глагола. | Различать формы времени. Фиксировать (графически обозначать) основу слова. | |
3 четверть – 40 ч |
64 | 10.01. | | Закрепление по теме: «Прошедшее время глагола». | Различать формы времени. Фиксировать (графически обозначать) основу слова. | |
65 | 14.01. | | Обобщение по теме: «Прошедшее время глагола». | Наблюдать за изменением глагола в форме прошедшего времени по родам и числам. | |
66 | 15.01. | | Развитие речи. Обучающее изложение №3. | Составлять план. Понимать структуры предложений. Выбирать из текста опорные слова и выражения. Письменно пересказывать текст. | |
67 | 16.01. | | Работа над ошибками. Правописание суффиксов глаголов. | Наблюдать за суффиксами глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени. | |
68 | 17.01. | | Будущее время глагола. | Наблюдать за значением форм будущего времени. Сравнивать различные формы времени и их значение. | |
69 | 21.01. | | Закрепление по теме: «Правописание суффиксов глаголов». | Наблюдать за написанием суффиксов глаголов. Вырабатывать алгоритм рассуждения при написании разных форм одного и того же глагола. | |
70 | 22.01. | | Изменение глаголов по временам. | Наблюдать за функционированием формы настоящего, будущего и прошедшего времени. | |
71 | 23.01. | | Контрольный диктант по теме: «Правописание глаголов». | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | |
72 | 24.01. | | Работа над ошибками. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | Знакомиться с наклонением как грамматическим признаком глагола. Наблюдать за значением формы изъявительного наклонения глагола и её функционированием в текстах. | |
73 | 28.01. | | Условное наклонение глагола. | |
74 | 29.01. | | Правописание окончаний глаголов в прошедшем времени. | Наблюдать за окончаниями глаголов в форме прошедшего времени. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. | |
75 | 30.01. | | Правописание глаголов. | Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Фиксировать (графически обозначать) место орфограммы в слове. | |
76 | 31.01. | | Наклонение глагола. Повелительное наклонение | Знакомиться с образованием, значением и использованием глаголов в форме повелительного наклонения. Обобщать и систематизировать знания о типах предложений по цели высказывания. Наблюдать за изменением глаголов в форме повелительного наклонения по числам. | |
77 | 4.02. | | Повелительное наклонение глагола. | Знакомиться со способом образования составной формы повелительного наклонения. Наблюдать за использованием глаголов в форме повелительного наклонения в речи. | |
78 | 5.02. | | Словообразование глаголов. | Обобщать и систематизировать знания о составе слова и способах словообразования. Наблюдать за словообразованием глаголов, определять способ образования глаголов. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). | |
79 | 6.02. | | Глагол в предложении. | Обобщать и систематизировать знания о синтаксической функции глаголов, об однородных членах предложения. Наблюдать за особенностями управления как вида связи слов в словосочетании. | |
80 | 7.02. | | Закрепление по теме: «Глагол в предложении». Проект на тему: «Зачем нужны знаки препинания?». | Наблюдать за синтаксической функцией глаголов в предложении. Обобщать и систематизировать знания о второстепенных членах предложения. Фиксировать (графически обозначать) синтаксическую функцию. Находить в тексте словосочетания по заданному основанию. | |
81 | 11.02. | | Правописание глаголов. | Обобщать и систематизировать знания об орфограммах, связанных с написанием глаголов. Находить слова по заданному основанию. Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма списывания текста с пропущенными буквами. | |
82 | 12.02. | | Контрольный диктант по теме «Глагол в предложении». | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | |
83 | 13.02. | | Работа над ошибками. Текст. Морфологический разбор глагола. | Наблюдать за языковыми средствами, передающими речь героев текста. Различать диалог и монолог. Находить, анализировать, исправлять смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях. Проводить морфологический разбор глаголов в соответствии с алгоритмом. Классифицировать изменяемые и неизменяемые признаки глагола. | |
84 | 14.02. | | Наречие как часть речи. | Познакомиться с наречием как частью речи. Наблюдать морфологические признаки и синтаксическую функцию наречий. Понимать информацию, представленную в виде загадки. | |
85 | 18.02. | | Связь наречия с другими частями речи. | Наблюдать за функционированием наречий в составе словосочетаний и предложений. Обобщать результаты наблюдений. Анализировать особенности словосочетаний, в состав которых входят наречия. Высказывать предположение о наиболее частотном значении наречий, аргументировать свой ответ. | |
86 | 19.02. | | Наречие. Защита проектов. | |
87 | 20.02. | | Как образуются наречия. | Обобщать и систематизировать знания о составе слова и способах словообразования. Наблюдать за словообразованием наречий, определять способ образования наречий. | |
88 | 21.02. | | Правописание гласных на конце наречий. | Устанавливать связь написания гласных на конце наречий с приставками. Знакомиться с правилом написания гласных на конце наречий. Соблюдать алгоритм действий при выборе буквы. Контролировать собственные действия при списывании текста с пропущенными буквами. | |
89 | 25.02. | | Закрепление по теме: «Правописание гласных на конце наречий». | Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. | |
90 | 26.02. | | Текст. Развитие речи. Обучающее сочинение №3. | Соотносить заголовок и содержание текста. Определять целевую установку, составлять подробный план будущего коллективного текста. Составлять текст с опорой на план. | |
91 | 27.02. | | Работа над ошибками. Морфологический разбор наречий. | Обобщать и систематизировать знания о порядке проведения морфологического разбора. Находить в тексте словосочетания по заданному основанию. Обнаруживать избыточные пункты в общей схеме морфологического разбора наречий. Знакомиться с алгоритмом морфологического разбора наречия. | |
92 | 28.02. | | Мягкий знак на конце наречий после шипящих. | Отрабатывать алгоритм применения изученного правила. Повторять изученные орфограммы. | |
93 | 4.03. | | Закрепление по теме: «Мягкий знак на конце наречий после шипящих». | |
94 | 5.03. | | Контрольный диктант по теме: «Правописание наречий». | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | |
95 | 6.03. | | Работа над ошибками. Имя числительное. | Наблюдать за морфемным составом имён числительных, сравнивать числительные по составу. Знакомиться с простыми, сложными и составными именами числительными. Наблюдать за словообразованием имён числительных. Преобразовывать запись, выполненную с помощью чисел, в буквенную запись. | |
96 | 7.03. | | Закрепление по теме: «Имя числительное». | |
97 | 11.03. | | Работаем с текстом. Развитие речи. Свободный диктант № 3. | Находить, анализировать, исправлять смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях. Записывать по частям текст с использованием данного приёма. | |
98 | 12.03. | | Работа над ошибками. Изменение имён числительных. | Наблюдать за языковым материалом. Коллективно выводить и обсуждать правило. Классифицировать слова. Упражнения: применять правила. Повторять написание словарных слов. | |
99 | 13.03. | | Слитное и раздельное написание числительных. | Наблюдать за правописанием простых, сложных и составных числительных, формулировать выводы на основе наблюдения. Знакомиться с правилами употребления названий месяцев в сочетании с именами числительными в косвенных падежах. | |
100 | 14.03. | | Правописание мягкого знака в именах числительных. | Знакомиться с правилом написания ь в числительных. | |
101 | 18.03. | | Правописание числительных. | Контролировать свою деятельность при использовании алгоритма написания числительных. Обосновывать написание слов. Преобразовывать запись цифрами в буквенную запись. | |
102 | 19.03. | | Текст. Повторяем правила правописания мягкого знака в словах. | Обобщать и систематизировать знания о написании ь в словах. | |
103 | 20.03. | | Связь слов в предложении. Словосочетание. | Знакомиться с подчинительной связью как основой словосочетания. Различать словосочетания и «не словосочетания». | |
4 четверть – 35 ч |
104 | 1.04. | | Словосочетание. | Обобщать и систематизировать знания об однородных членах предложения и о фразеологизмах. Сравнивать словосочетания с сочетаниями слов, связанных сочинительной связью, и с фразеологизмами. Различать словосочетания и фразеологизмы. | |
105 | 2.04. | | Слово. Словосочетание. Предложение. | Сравнивать слова, словосочетания и предложения. | |
106 | 3.04. | | Текст. Проект на тему: «Происхождение и образование сложных слов». | Выявлять смысловые и структурные особенности текста. Составлять план будущего текста. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом написания текста-рассуждения | |
107 | 4.04. | | Правописание слов в словосочетаниях. | Составлять словосочетания по заданной модели. Различать порядковые и количественные числительные. Включать в предложение словосочетание по заданной модели. | |
108 | 8.04. | | Связь слов в словосочетании. Согласование. | Обобщать и систематизировать знания о связи имён прилагательных с именами существительными. Наблюдать за словосочетаниями с типом связи согласование. Знакомиться с алгоритмом нахождения словосочетания с согласованием. Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. | |
109 | 9.04. | | Всероссийская проверочная работа. | | |
110 | 10.04. | | Правописание слов в словосочетаниях. | Наблюдение над окончаниями имен существительных. Упражнения: классификация. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | |
111 | 11.04. | | Всероссийская проверочная работа. | Обобщать и систематизировать знания о правописании личных окончаний глаголов. Находить словосочетания по заданному основанию. Устанавливать тип орфограммы в слове. Обосновывать написание слов. | |
112 | 15.04. | | Связь слов в словосочетании. Управление. | Анализировать различия в способах связи слов в словосочетании. Различать словосочетания с типом связи управление и словосочетания с типом связи согласование. Знакомиться с алгоритмом нахождения словосочетаний с типом связи управление. | |
113 | 16.04. | | Связь слов в словосочетании. Примыкание. | Знакомиться с примыканием как типом подчинительной связи и с алгоритмом нахождения словосочетания с примыканием. | |
114 | 17.04. | | Защита проектов. Текст. Развитие речи. Обучающее сочинение №4. | Создавать собственный текст в соответствии с целевой установкой и записывать его. Подбирать заголовок к тексту. | |
115 | 18.04. | | Работа над ошибками. Правописание слов в словосочетаниях. | Восстанавливать текст, заполняя пропуски. Преобразовывать запись цифрами в буквенную запись. Соблюдать порядок действий при написании ь после шипящих в глаголах и наречиях. Устанавливать место и тип орфограммы в слове. | |
116 | 22.04. | | Словосочетание в предложении. | Находить словосочетания в предложении в соответствии с алгоритмом. Проводить синтаксический разбор. | |
117 | 23.04. | | Текст – рассуждение. Сложное предложение. | Определять тип текста, доказывать свой ответ. Соблюдать алгоритм работы при создании собственного текста. Составлять текст заданного типа на указанную тему. Знакомиться с понятиями «сложное предложение», «сложносочинённое предложение», «сложноподчинённое предложение». Знакомиться с алгоритмом различения сложносочинённого и сложноподчинённого предложений. | |
118 | 24.04. | | Проверочная работа по теме «Правописание слов в словосочетаниях». | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | |
119 | 25.04 | | Закрепление по теме: «Сложное предложение». | Знакомиться с понятиями «сложное предложение», «сложносочинённое предложение», «сложноподчинённое предложение». Знакомиться с алгоритмом различения сложносочинённого и сложноподчинённого предложений. | |
120 | 29.04. | | Как связаны части сложносочинённого предложения. | Фиксировать (графически обозначать) грамматические основы предложений. Составлять предложения в соответствии с поставленным условием, ориентируясь на знаки препинания и схему. Различать простые и сложные предложения, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и предложения с однородными членами. | |
121 | 30.04. | | Знаки препинания в сложном предложении. | Знакомиться с алгоритмом постановки запятой между частями сложносочинённого предложения. Обобщать и систематизировать знания о знаках препинания в предложении с обобщающим словом при однородных членах. | |
122 | 2.05. | | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | |
123 | 6.05. | | Как связаны части сложноподчинённого предложения. | Задавать вопросы от главной части сложноподчинённого предложения к зависимой. Составлять предложения в соответствии с поставленным условием, ориентируясь на знаки препинания и схему. Находить предложения по заданному основанию. Составлять схемы сложных предложений. | |
124 | 7.05. | | Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения. | Понимать информацию, представленную в виде схемы. Соотносить предложения и их схемы. Упорядочивать предложения в соответствии с последовательностью схем. | |
125 | 8.05. | | Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | Графически объяснять постановку запятых в предложении. Различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и простые предложения с однородными членами. | |
126 | 13.05. | | Сложное предложение. | Конструировать схемы сложных предложений. Фиксировать (графически обозначать) грамматические основы предложений и однородные члены. Различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и простые предложения с однородными членами. | |
127 | 14.05. | | Административная годовая контрольная работа. Диктант. | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | |
128 | 15.05. | | Работа над ошибками. Учимся ставить запятые между частями сложного предложения. | Графически объяснять постановку запятых в предложении. Различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и простые предложения с однородными членами. | |
129 | 16.05. | | Закрепление по теме: «Запятые между частями сложного предложения». | |
130 | 20.05. | | Текст. Развитие речи. Свободный диктант №4. | Находить, анализировать, исправлять смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в предложениях. Записывать по частям текст с использованием данного приёма. | |
131 | 21.05. | | Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Учимся ставить запятые между частями сложного предложения». | Графически объяснять постановку запятых в предложении. Различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и простые предложения с однородными членами. | |
132 | 22.05. | | Закрепление по теме: «Сложносочинённое и сложноподчинённое предложения». | Соотносить предложения и их схемы. Упорядочивать предложения в соответствии с последовательностью схем. | |
133 | 23.05. | | Контрольное списывание № 2 по теме: «Сложное предложение». | Списывать текст по алгоритму. Выполнять самопроверку. Фронтальная работа: восстановление последовательности абзацев. Наблюдение над особенностями абзаца как «микротемы» текста. | |
134 | 27.05. | | Работа над ошибками. Обобщение по теме: «Сложное предложение». | Различать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, сложные предложения и простые предложения с однородными членами. | |
135-136 | 28.05-29.05. | | Резерв. | | |
более 5 ошибок или 8 недочётов по пройденному материалу.