Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 3 класс»
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности , формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивовучебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступкив том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4.Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начальною общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям обшей культуры и гражданской пошипи человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных)и правилах речевого этикета.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе: об основных единицах языка,их признаках и особенностях употребления в речи;
Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Овладение интонационным выделением звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я . Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающая гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами) Орфографическое чтение ( проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функций небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография.
Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча — ща, чу — щу, жи — ши);
прописная заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твердый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, красная строка (абзац), пунктуационных знаков ( в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Изучается во всех разделах курса.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение в изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное.Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1,2,3–му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1,2,3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол.Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог.Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании в предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине, в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
сочетания жи—ши. ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн. чт. нч. шн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь,
рожь,мышь,
соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с именами существительными;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
раздельное написание частицы не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственной) числа (читаешь, учишь)'.
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в копне предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
запятая при обращении в предложениях;
запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, и поженив с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочи пение-описание
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ТЕМ
КОЛ-ВО ЧАСОВ
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ
ПО ПЛАНУ
ПО ФАКТУ
Язык и речь
2ч
1
Наша речь. Виды речи.
Сл. слово: вместе
С.6-7
1
01.09
2
Наш язык.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Проверь себя
С.8-10
1
02.09
Текст. Предложение. Словосочетание
14 ч
3
Что такое текст?
Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
С.12
1
03.09
4
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Их особенности.
Словарное слово: орех.
С.13-14
06.09
5
Предложение.
Повторение и углубление представлений о
предложении, диалоге.
С.15-16
1
07.09
6
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Знаки препинания в конце предложений.
Сл. слово: овёс
С.17-20
1
08.09
7
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины
К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
1
09.09
8
Виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений.
С.20-23
1
10.09
9
Предложение с обращением.
Развитие речи.
Составление предложений по рисунку с.26 упр.36
С.24-26
1
13.09
10
Главные и второстепенные члены предложения.
Разбор предложения по членам.
С.26-27
1
14.09
11
Распространённые и нераспространённые предложения. Разбор предложения по членам.
С.28-29. Сл.слово: восток
1
15.09
12
Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией – схемы и памятки. Списывание текста
( упр.46с.30)
С.29-30
1
16.09
13
Простое и сложное предложение.
С.31-32
1
17.09
14
Запятая внутри сложного предложения.
Сл. слово: заря
С.33-34
1
20.09
15
Словосочетание. Связь слов в словосочетании.Развитие речи.
Составление предложений из деформированных слов.
Словарное слово: пшеница
С.35-37
1
21.09
16
Контрольный диктант по теме «Предложение».
Проверь себя.
С.38
22.09
Слово в языке и речи
17 ч
17
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Работа над ошибками.
С.40-42
1
23.09
18
Синонимы и антонимы.
1
24.09
19
Омонимы. Использование омонимов в речи.
Работа со словарём омонимов.
Сл.слово: погода, понедельник.
Страничка для любознательных.
С.43-46
1
27.09
20
Слово и словосочетание.
Сл. слово: ракета.
С.47-48
1
28.09
21
Фразеологизмы.
С.49-50
1
29.09
22
Развитие речи.
Подробное изложение с языковым анализом текста.
С.52 упр.88.
1
30.09
23
Работа над ошибками.
Части речи. Имя существительное.
Сл. слово: трактор.
С.53-55
1
01.10
24
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
Согласные звуки и буквы для их обозначения.Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн,чк,чт,щн,нч.
С.65-66
1
11.10
30
Проверочный диктант
по теме «Слово в языке и речи»
1
12.10
31
Работа над ошибками.
Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Сл.слово: компьютер.
С.68-70
1
13.10
32
Развитие речи.
Изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану.
С.70 упр.129
1
14.10
33
Работа над ошибками.
Проект «Рассказ о слове» С.72
1
15.10
Состав слова
18 ч +1 ч из повторения
34
Корень слова. Однокоренные слова.
С.74
1
18.10
35
Как найти в слове корень.
Страничка для любознательных.
Сл.слово: столица.
С.75-76
1
19.10
36
Сложные слова. Соединительная гласная в сложных словах.
С.77-78
1
20.10
37
Что такое окончание?
С.79-80
1
21.10
38
Формы слова и окончание.
1
22.10
39
Как найти в слове окончание? Нулевое окончание.
Сл.слово: обед, ужин.
С.81-82
1
25.10
40
Различение изменяемых и неизменяемых слов. Работа с деформированным текстом.
С.83
1
26.10
41
Приставка — значимая часть слова.
С.84-85
1
26.10
42
Как найти в слове приставку.
С.85-86
1
05.11
43
Значение приставок.
Образование однокоренных слов с помощью приставок.
С.86-88
1
08.11
44
Контрольная работа за 1 четверть «Состав слова».
1
09.10
45
Работа над ошибками.
Что такое суффикс. Как найти в слове суффикс?
С.89-90
1
10.11
46
Значение суффиксов. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.
С.91-93
1
11.11
47
Развитие речи.
Сочинение по картине А. А. Рылова «В голубом просторе».
1
12.11
48
Работа над ошибками.
Основа слова. Разбор слова по составу.
С.95-97
1
15.11
49
Обобщение знаний о составе слова. Словообразовательный словарь.
Сл.слово: пирог, шоссе.
С.98-99
1
16.11
50
Проверочная работа «Состав слова».
С.100
1
17.11
51
Работа над ошибками.
Проект «Семья слов»
С.101
1
18.11
52
Развитие речи.
Подробное изложение повествовательного текста
С.99 упр.191.
1
19.11
Правописание частей слова.
29 ч
53
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Сл.слово: четверг
С.102-103
1
22.11
54
Правописание слов с безударными гласными в корне.
С.104-105
1
23.11
55
Проверочные и проверяемые слова.
С.106-107
1
24.11
56
Слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.
Списывание текста с.110 упр.207
Сл.слово: берег
С.108
1
25.11
57
Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.
С.109-110
1
26.11
58
Правописание слов с парными по глухости – звонкости на конце слова и перед согласным в корне.
Сл слово: пороша
С.111-112
1
29.11
59
Способы нахождения проверочных слов.
С.113-114
1
01.12
60
Развитие речи.
Составление теста-описания по рисунку.
С.116 упр.222
Работа над ошибками
1
02.12
61
Правописание слов с парными согласными по глухости-звонкости.
С.115-116
1
03.12
62
Непроизносимые согласные звуки и буквы их обозначающие. Сл.слово: чувство, лестница.
С.117
1
06.12
63
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
С.118
1
07.12
64
Проверочные и проверяемые слова.
Сл.слова: интересный, интересно.
С.119
1
08.12
65
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Закрепление.