Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 3 класс»
«Согласовано»
Руководитель МО
__________ (___________)
Протокол № _1_ от
«28» августа 2018 г.
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
МОУ СОШ с. Большой Мелик
____________ (Маслова О.В.)
«29» августа 2018 г.
«Согласовано»
Директор МОУ СОШ с. Большой Мелик
____________ (Махров С.Н.)
Приказ № 230.1 - ОД от
«01» сентября 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Зверковой Ирины Дмитриевны
Ф.И.О., категория
по русскому языку, 3 класс
(предмет, класс)
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № _1_ от
«_29_»_августа 2018 г.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:
понимать, что предложение — это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложению, «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки)
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова:
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
Третьеклассники получат возможность научиться:
орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс:
проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число. падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации; . вычленять в предложении основу и словосочетания;
определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
определять тип текста;
писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Язык и речь (2 часа).
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Для реализации этого содержания учащиеся должны:
Знать:
- типы текстов по цели высказывания и интонации
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
Уметь:
определять тему и основную мысль текста;
делить текст на части, соблюдать красную строку;
устанавливать связь между частями текста;
устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
Развитие речи.
устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей);
писать изложение (по вопросам) текста из 30—45 слов;
составлять и записывать текст из 3—5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
употреблять при записи текста красную строку.
интонационно правильно произносить предложения.
Тема 3. Слово в языке и речи (19 часов).
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.
Тема 4. Состав слова (16 часов).
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.
Знать:
части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
правила проверки корневых орфограмм;
Уметь:
производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс, основу;
подбирать однокоренные слова разных частей речи;
правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;
писать слова с разделительным Ъ;
правильно писать гласные и согласные в приставках.
Развитие речи.
интонационно правильно произносить предложения.
Тема 5. Правописание частей слова (29 часов).
Общее представление o правописании слов c орфограммами в значимых частях слава.
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии c изученным правилом.
Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. Правописание слов c безударными гласными в корне.
Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке.
Формирование уважительного отношения к истории языка.
Правописание слов c парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.
Правописание слов c непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов c удвоенными согласными.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов c разделительным твёрдым знаком (ъ).
Развитие речи. Составление текста по репродукции картины. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления.
Тема 6. Части речи (76 часов).
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление). Имя существительное.
Значение и употребление имён существительных в речи.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Представление об устаревших словах в русском языке.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание имён собственных.
Изменение имён существительных по числам.
Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).
Имена существительные общего рода (первое представление).
Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь). Изменение имён существительных по падежам.
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Связь имени прилагательного c именем существительным.
Роль имён прилагательных в тексте.
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе.
Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Родовые окончания имён прилагательных (-ы й, -ой, -ая, -яя).
Изменение имён прилагательных по числам.
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.
Начальная форма имени прилагательного.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.
Личные местоимения единственного и множественного числа.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.
Морфологический разбор местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи.
Изменение глаголов по числам.
Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать?
Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-a, -o).
Правописание частицы не c глаголами. Морфологический разбор глагола.
Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам. Письмо по памяти.
Составление устного рассказа по серии картин. Сочинение по репродукции картины.
Составление текста-описания растения в научном стиле.
Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины. Составление текста-описания o животном по личным наблюдениям.
Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.
Составление письма.
Составление текста по сюжетным рисункам.
Составление предложений c нарушенным порядком слов.
Тема 7. Повторение изученного за год (14 часов).
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
К концу третьего класса обучающиеся должны знать:
части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
изменять имена существительные по числам;
склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
интонационно правильно произносить предложения; писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
определять тему и основную мысль текста;
делить текст на части, соблюдать красную строку;
устанавливать связь между частями текста;
устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;
писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
составлять устный ответ-рассуждение.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
работы со словарём (алфавит);
соблюдения орфоэпических норм;
создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Язык и речь.
2
2
Текст. Предложение. Словосочетание.
14
3
Слово в языке и речи.
19
4
Состав слова.
16
5
Правописание частей слова.
29
6
Части речи.
76
7
Повторение.
14
Итого:
170 часов
Система контрольных и проверочных работ
Вид работы
№ урока
Входной контроль
4
Контрольная работа
16
Контрольная работа
35
Контрольная работа
48
Контрольная работа
67
Контрольная работа
79
Контрольная работа
96
Контрольная работа
111
Контрольная работа
129
Контрольная работа
156
Контрольная работа (итоговая)
165
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Примерное количество слов:
-для словарных диктантов: 10-12;
-для контрольных диктантов: первое полугодие - 40-45, конец года - 55-65;
-для изложений: первое полугодие - примерно 50-60 слов, конец года - 60-75 слов.
Развитие речи.
№
Изложения
Сочинения
Отзывы
1
9
45
117
2
22
66
127
3
32
100
4
50
110
5
60
169
6
78
7
86
8
95
9
107
10
135
11
147
12
159
13
167
Итого:
13
5
2
Примечание. Изложения и сочинения носят обучающий характер.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс
№
п/п
Тема
Кол-во часов
Дата по плану
Дата
1
Наша речь. Виды речи.
2
Наш язык.
3
Текст. Типы текстов.
4
Входной контроль.
5
Предложение.
6
Виды предложений по цели высказывания.
7
Виды предложений по интонации.
8
Предложения с обращением.
9
Обучающее изложение И. Аксёнов «Путешественница».
10
Главные и второстепенные члены предложения.
11
Главные и второстепенные члены предложения.
12
Простое и сложное предложения.
13
Простое и сложное предложения.
14
Словосочетание.
15
Словосочетание.
16
Контрольный диктант по теме «Предложение»
17
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
18
Синонимы и антонимы.
19
Омонимы.
20
Слово и словосочетание.
21
Фразеологизмы.
22
Обучающее изложение «Подарки для ёлочки».
23
Части речи.
24
Имя существительное.
25
Имя прилагательное.
26
Глагол.
27
Что такое имя числительное?
28
Однокоренные слова.
29
Звуки и буквы. Гласные звуки.
30
Звуки и буквы. Согласные звуки.
31
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.
32
Обучающее изложение Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал».
33
Обобщение и закрепление изученного.
34
Проект «Рассказ о слове».
35
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»
36
Что такое корень слова?
37
Как найти в слове корень?
38
Сложные слова.
39
Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
40
Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
41
Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
42
Значения приставок.
43
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
44
Значения суффиксов.
45
Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе».
46
Что такое основа слова?
47
Обобщение знаний о составе слова.
48
Контрольный диктант по теме «Состав слова».
49
Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.
50
Обучающее изложение «Скворцы».
51
Проект «Семья слов».
52
В каких значимых частях слова есть орфограммы?
53
Правописание слов с безударными гласными в корне.
54
Правописание слов с безударными гласными в корне.
55
Правописание слов с безударными гласными в корне.
56
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
57
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
58
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
59
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
60
Обучающее изложение В.Вольский «Клесты».
61
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
62
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
63
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
64
Правописание слов с удвоенными согласными.
65
Правописание слов с удвоенными согласными.
66
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка».
67
Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов».
68
Правописание суффиксов и приставок.
69
Правописание суффиксов и приставок.
70
Правописание суффиксов и приставок.
71
Правописание суффиксов и приставок.
72
Правописание приставок и предлогов.
73
Правописание приставок и предлогов.
74
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
75
Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
76
Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
77
Разделительные твёрдый и мягкий знаки.
78
Обучающее изложение В. Бочарников «Алёшина яблоня».
79
Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова».
80
Проект «Составляем орфографический словарь».
81
Части речи.
82
Имя существительное и его роль в речи.
83
Имя существительное и его роль в речи.
84
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
85
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
86
Обучающее изложение «Горностай».
87
Собственные и нарицательные имена существительные.
88
Проект «Тайна имени».
89
Число имён существительных.
90
Число имён существительных.
91
Род имён существительных.
92
Род имён существительных.
93
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
94
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
95
Обучающее изложение Л.Н. Толстой «Лев и мышь».
96
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
97
Склонение имён существительных.
98
Падеж имён существительных.
99
Падеж имён существительных.
100
Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягуша-квакушка».
101
Именительный падеж.
102
Родительный падеж.
103
Дательный падеж.
104
Винительный падеж.
105
Творительный падеж.
106
Предложный падеж.
107
Обучающее изложение «Кот и куры».
108
Все падежи.
109
Обобщение знаний.
110
Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
111
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
112
Проект «Зимняя страничка».
113
Значение и употребление имён прилагательных в речи.
114
Значение и употребление имён прилагательных в речи.
115
Роль прилагательных в тексте.
116
Текст – описание.
117
Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь».
118
Род имён прилагательных.
119
Изменение имён прилагательных по родам.
120
Изменение имён прилагательных по родам.
121
Число имён прилагательных.
122
Число имён прилагательных.
123
Изменение имён прилагательных по падежам.
124
Изменение имён прилагательных по падежам.
125
Обобщение знаний.
126
Обобщение знаний.
127
Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками».
128
Обобщение знаний.
129
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
130
Проект «Имена прилагательные в загадках».
131
Личные местоимения.
132
Изменение личных местоимений по родам.
133
Местоимение.
134
Местоимение.
135
Обучающее изложение В. Бианки «Кошкин выкормыш».
136
Значение и употребление глаголов в речи.
137
Значение и употребление глаголов в речи.
138
Значение и употребление глаголов в речи.
139
Неопределённая форма глагола.
140
Неопределённая форма глагола.
141
Число глаголов.
142
Число глаголов.
143
Времена глаголов.
144
Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.
145
Изменение глаголов по временам.
146
Изменение глаголов по временам.
147
Обучающее изложение Г.А. Скребицкий «На пороге весны».