Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Человек"»
Пояснительная записка
Учебный план по предмету «Человек»
Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образовании, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении. Предмет «Человек» является одним из важных общеобразовательных предметов, так как готовит обучающихся с нарушениями в интеллектуальном развитии к жизни и общению в социуме. Программа отражает этапы реализации программы, описывает условия успешности работы. В программе дана общая характеристика учебного предмета, информационное и программно- методическое обеспечение, планируемые результаты, содержание учебного предмета. В программе разработано календарно - тематическое планирование занятий по предмету «Человек» для 2 класса.
Цель программы:
формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи программы:
формирование гигиенических навыков;
развитие мелкой моторики рук;
обучение правилам поведения на уроке, выполнению санитарно – гигиенических требований при использовании различных материалов;
формирование навыков культурой еды;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания;
2.Общая характеристика учебного процесса:
На уроках «Человек» ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую, элементарную трудовую, конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений. Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития представлений и речи детей.
Технологии в учебном процессе:
личностно-ориентированные,
информационно-коммуникативные,
здоровьесберегающие,
игровые и др.
Межпредметные связи:
Темы уроков-занятий по предмету «Человек» находят свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)», а также в реализации задач коррекционно-адаптационной области «Социально-бытовая ориентировка и формирование основ безопасности жизнедеятельности», в логопедической и психокоррекционной работе.
3.Место учебного предмета (курса) в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек»обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 34 часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели. Данный предмет относится к предметной области «Естествознание»
4.Содержание учебного предмета
Во 3 классе тематические группы представлены следующими разделами: «Представления о себе» -2 ч, «Гигиена тела»- 2 ч, «Обращение с одеждой и обувью»- 2 ч, «Приём пищи»- 2 ч, «Семья»- 3 ч, «Туалет»- 6 ч.
- части тела (руки, ноги, голова – рот, глаза, нос, уши, волосы)
- имена близких родственников (мамы, папы, брата, сестры, дедушки, бабушки);
-узнавание (различение) помещений школы; назначения помещений школы; нахождение помещений школы; знание профессий людей, работающих в школе; соотнесение работника школы с его профессией;
-узнавание (различение) частей дома (стена, окно и т.д.); узнавание (различение) типов домов;
- узнавание различных игрушек, их названия;
-узнавание (различение) предметов обихода (стул, стол, кровать и т.д.);
-узнавание (различение) посуды (чашка, ложка, кружка, тарелка, кастрюля и т.д.);
-узнавание и называние предметов и материалов, изготовленных человеком;
6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета (курса)
Предметом итоговой оценки освоения учащегося 2 класса является педагогическая характеристика на конец учебного года по предмету «Окружающий социальный мир»: достижения предметных результатов освоения программы с учетом состояния здоровья, интересов ученика и законного представителя, психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце учебного года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения учащимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
7. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
урока
Количество часов
Дата
Примечание
1 четверть 4 ч
1
Части тела (голова (волосы, уши, шея, лицо)
1
2
Части лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы).
1
Показ и называние частей тела: голова (глаза, нос, рот, уши), руки, ноги — совместно с учителем (с использованием невербальных и вербальных средств общения). Упражнения на ориентировку в собственном теле.
Одевание и снятие предметов одежды. Контроль своего внешнего вида. Закрепление изученного «Одежда»
1
3 четверть 5 ч
9
Правила посещения туалета. Пользование туалетной бумагой.
1
10
Использование ножа и вилки во время приема пищи.
1
11
Моя семья. Семья: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.
1
12
Выходные дни в моей семье
1
13
Любимые занятия моей семьи
1
4 четверть 4 ч
29
Безопасность в доме. Электроприборы.
1
31
Безопасность при общении с животными
1
Предметные картинки
33
Игра «Прогулка в лес»
1
34
Правила поведения на воде.
1
Предметные картинки
8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программно-методическое обеспечение:
Маллер А.Р., Цикото Г.В. Программа для обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости. -М; Научно-исследовательский институт дефектологии АПН ССР,1983.
2. Программа подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.
3. Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).
4. Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - СПб:
ЦДК проф.Л.Б.. Бойков Д.И., Липакова В.И. и др. - 2001.
Печатное пособие
1.Набор предметных картинок «Я и моя семья», «Двор, дом», «Мебель», «Посуда»).
2.Наглядно-дидактический материал: (дидактическая кукла, одежда для куклы; кукольная посуда; муляж фруктов и овощей.