Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Юрцовская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор школы
_____________М.Е.Дубинская
Приказ №____от «__»________20___г.
Рабочая программа по окружающему миру
/Базовый уровень/
4 класс
Разработала:
учитель начальных классов Круглова Ирина Геннадьевна
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы (А. А. Плешаков, — М.: Просвещение, 2014 г.) по предмету окружающий мир к линии учебников системы «Школа России» А. А. Плешакова, Е. А. Крючковой (Окружающий мир. 4класс. В 2 ч. – М: Просвещение, 2019 г.)
Согласно учебного плана МОУ Юрцовской СОШ на реализацию данной программы отводится в 4 классе 35 учебных недель ( 2 часа в неделю, 70 часов за учебный год, из которых 6 проверочных работ), поэтому добавлено 2 резервных часа на тему «Современная Россия».
Рабочая программа скорректирована с учётом учебно-календарного графика, расписания уроков МОУ Юрцовской СОШ.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
Учащиеся научатся:
- основам гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
- умению осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
- чувствам сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину;
- целостному, социально ориентированному взгляду на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- уважительному отношению к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представлению о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
- этическим чувствам, доброжелательности и эмоционально-нравственная отзывчивости, пониманию и сопереживанию чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества;
- навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Учащиеся получат возможность научиться:
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- установке на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Учащиеся получат возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Учащиеся получат возможность научиться:
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде.
Раздел 2. Содержание программы:
Земля и человечество
Мир глазами астронома. Небесные тела: звёзды, планеты. Земля-планета Солнечной системы. Движение Земли в космическом пространстве. Мир глазами географа. Изображение Земли с помощью глобуса и карты. Мир глазами историка. Исторические источники. Счёт лет в истории. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звёздного неба; работа с глобусом и географической картой; знакомство и историческими картами.
Природа России
Разнообразие природы России. Природные зоны нашей страны. Взаимосвязь в природе. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности человека.
Практические работы: поиск и показ на физических картах России. Работа с гербарными экземплярами растений природных зон.
Родной край часть большой страны
Карта родного края. Формы земной поверхности. Полезные ископаемые края. Знакомства с видами почв края. Природные сообщества. Охрана почв и природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края.
Экскурсии: знакомства с растениями и животными леса, луга, водоёмов; распознавание их с помощью атласа - определителя
Практические работы: знакомства с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых края; рассматривание гербарных экземпляров растений.
Страницы Всемирной истории
Представление о периодизации истории. Первобытное общество. Древний мир. Новое время. Великие географические открытия. Новейшее время. Достижение науки и техники.
Страницы истории Отечества
Кто такие славяне. Века древней Руси. Наше отечество 13-15 вв.Наше отечество 16-17 вв. Россия в 18 в. Пётр 1. Россия в 19 – в начале 20 в. Россия в 20 в. Наша страна в 1945 – 1991гг. Полёт в космос Ю.А. Гагарина. Преобразование в России в 90г. 20 в.
Экскурсии: знакомство с историческими достопримечательностями родного края.
Практическая работа: Работа с исторической картой.
Современная Россия
Мы – граждане России. Конституция России. Права человека. Права ребёнка. Государственное устройство. Государственная символика нашей страны. Многонациональный состав населения.
Раздел 3. Учебно - тематическое планирование:
№ п/п
Тема
Количество часов
Контрольные работы
1
Земля и человечество
9
1
2
Природа России
10
1
3
Родной край – часть большой страны
15
1
4
Страницы Всемирной истории
5
1
5
Страницы истории России
20
1
6
Современная Россия
9
1
7
Резерв
2
Итого:
70 часов
Календарно – тематическое планирование 4 класс на 2019 – 2020 учебный год
2 часа в неделю (70 часов в год)
№ п/п
Наименование раздела и тем
Количество часов
Планируемые сроки прохождения
Фактическая дата проведения
Земля и человечество (9 ч)
Инструктаж по Т/Б. Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце
1
03.09
Планеты Солнечной системы
1
05.09
Звёздное небо – Великая книга Природы
1
10.09
Мир глазами географа
1
12.09
Мир глазами историка
1
17.09
Когда и где
1
19.09
Мир глазами эколога.
1
24.09
Сокровища Земли под охраной человечества
2
26.09
01.10
Природа России (10 ч)
Равнины и горы России
1
03.10
Моря, озёра и реки России
1
15.10
Природные зоны России
1
17.10
Зона арктических пустынь
1
22.10
Тундра
1
24.10
Леса России
1
29.10
Лес и человек
1
31.10
Зона степей.
1
05.11
Пустыни
1
07.11
У Чёрного моря
1
12.11
Родной край – часть большой страны (15 ч)
Наш край
1
14.11
Форма земной поверхности нашего края
1
26.11
Поверхность нашего края (Экскурсия)
1
28.11
Водные богатства нашего края
1
03.12
Наши подземные богатства
1
05.12
Земля-кормилица
1
10.12
Экскурсия в лес и на луг
1
12.12
Жизнь леса
1
17.12
Жизнь луга
1
19.12
Жизнь пресного водоёма
1
24.12
Экскурсия к водоёму
1
26.12
Экскурсия в природные сообщества нашего края.
1
31.12
Растениеводство в нашем крае
1
09.01
Животноводство в нашем крае
1
14.01
Проверим себя и оценим свои достижения за 1 полугодие
1
16.01
Страницы всемирной истории (5ч)
Начало истории человечества
1
21.01
Мир древности: далёкий и близкий
1
23.01
Средние века: время рыцарей и замков
1
28.01
Новое время: встреча Европы и Америки
1
30.01
Новейшее время: история продолжается сегодня
1
04.02
Страницы истории Отечества (20 ч)
Жизнь древних славян
1
06.02
Во времена Древней Руси
1
11.02
Страна городов
1
13.02
Из книжной сокровищницы Древней Руси
1
18.02
Трудные времена на Русской земле
1
20.02
Русь расправляет крылья
1
03.03
Куликовская битва
1
05.03
Иван Третий
1
10.03
Мастера печатных дел
1
12.03
Патриоты России
1
17.03
Пётр Великий
1
19.03
Михаил Васильевич Ломоносов
1
24.03
Екатерина Великая
1
26.03
Отечественная война 1812
1
31.03
Страницы истории ХIХ века
1
02.04
Россия вступает в ХХ век
1
07.04
Страницы истории 20 - 30-х годов
1
09.04
Великая война и Великая Победа
2
21.04
23.04
Страна, открывшая путь в космос
1
28.04
Современная Россия (9 ч+ 2 ч резерв)
Основной закон России и права человека
1
30.04
Мы – граждане России
1
05.05
Славные символы России
1
07.05
Такие разные праздники
1
12.05
Путешествие по России
3
14.05
19.05
21.05
Проверим себя и оценим свои достижения
1
26.05
Презентация проектов
1
26.05
Повторение и обобщение пройденного
1
28.05
Повторение и обобщение пройденного
1
28.05
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу.
Дата
Содержание
Причина
Подпись
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей начальных классов
№_____ от ___________________ 20_____ г.
Руководитель ШМО __________________ /Н.М. Мартынова/
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР ______________ Т.А.Бухарова