Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по музыке 3 класс.»
Пояснительнаязаписка к рабочей программе по музыке 3 класс ФГОС НОО.
Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы ФГОС
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 245 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещений Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного начального образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
Приказ от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897.
Программа воспитания ГБОУ РО Новошахтинской школы-интерната.
Основная образовательная программа начального общего образования Новошахтинской школы-интерната на 2022-2023 учебный год
Авторская программа «Музыка»1-4 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М.: Просвещение, 2015г.
Рабочая программа по предмету «Музыка» в 3 классе рассчитана на 34 учебных часа, в том числе для проведения контрольного тестирования. В соответствии с годовым календарным графиком на 2022-2023 год 34 часа.
Целькурсамассового музыкального образования и воспитания –состоит вформирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных задачуроков музыки:
Воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и этических чувств: любви к Родине; гордость за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов.
Развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение.
Воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
Развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
Накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы (предметные, метапредметные, личностные)
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
– воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Метапредметные результаты
Познавательные
Учащиеся научатся:
• логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
• применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
• обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их
образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
• осуществлять синтез музыкального произведения как составление целого из частей, выявлять основания его целостности;
• использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения
между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием музыкального материала и поставленной учебной задачей;
• пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
• научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
• удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться этими критериями в собственной практической деятельности;
• прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
• мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить учебные цели, формулировать, исходя из целей, учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
• действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт выбора путей реализации целей в конкретных условиях.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
•использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения музыкальных коммуникативных и познавательных задач;
•опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий и сличения
полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
•общению со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
• совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
• создавать небольшие музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Личностные результаты:
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной
принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания её значимости в мировом музыкальном процессе;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, закономерностями развития, процессами взаимовлияния, общностью нравственных, ценностных, эстетических установок;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
• развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
• формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия
произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности
при выполнении проектных заданий и проектных работ;
• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни посредством развития представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I—IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа — во II—IV классах).
Вид работы
Нумерация четвертей
Количество часов
Дата
Контрольное тестирование
2
1
15.12
Контрольное тестирование
4
1
18.05
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание представлено разделами, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Раздел 1. «Россия — Родина моя» 5 ч.Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 2. «День, полный событий» 4 ч.Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ). Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» 4ч.Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье(вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской – княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 ч.Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Раздел 5. «В музыкальном театре» 6ч.Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М.Глинка, К.-В.Глюк,Н.Римский-Косаков,П.Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс.А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Раздел 6. «В концертном зале» 6ч.Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка — их выразительные возможности (И.-С.Бах. К.-В. Глюк. Н. Паганини. П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трёхчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 5ч.Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз – искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизации как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ - певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Количество часов
Дата
По плану
По факту
1 четверть – 9 часов. Россия – Родина моя. (5 ч)
1
Мелодия – душа музыки.
1
01.09
2
Природа и музыка. Звучащие картины.
1
08.09
3
Виват, Россия! (кант). Наша слава – русская держава.
1
15.09
4
Кантата Прокофьева «Александр Невский».
1
22.09
5
Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».
1
29.09
«День, полный событий». (4ч)
6
Образы природы в музыке. Утро.
1
06.10
7
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
1
13.10
8
Контрольное тестирование. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
1
20.10
9
Обобщающий урок 1четверти.
1
27.10
2 четверть – 7 часов. «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч)
10
Древнейшая песнь материнства. «Радуйся, Мария!»
1
10.11
11
Образ матери в музыке, поэзии, ИЗО. Р/К Образы матери у донских казаков.
1
17.11
12
Образ праздника в искусстве: Вербное воскресенье. Р/К Донские праздники.
1
24.11
13
Святые земли русской Княгиня Ольга. Князь Владимир.
1
01.12
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч)
14
Настрою гусли на старинный лад… Былина о Садко и Морском царе.
1
08.12
15
Контрольное тестирование. Певцы русской старины. «Лель мой, Лель…»
1
15.12
16
Звучащие картины. Прощание с Масленицей.
1
22.12
3 четверть – 10 часов. «В музыкальном театре» (6 ч)
17
Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила».
1
12.01
18
Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика».
1
19.01
19
Опера Римского-Корсакова «Снегурочка» Волшебное дитя природы.
1
26.01
20
Опера Римского-Корсакова «Садко». Океан-море синее
1
02.02
21
Балет Чайковского «Спящая красавица»
1
09.02.
22
В современных ритмах (мюзикл).
1
16.02
«В концерном зале» (6ч)
23
Музыкальное состязание (концерт)
1
02.03
24
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины
Воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
2.
«День, полный событий»
4 часа
Урок изучения новых знаний
Нетрадиционный урок
Урок закрепления знаний
Урок контроля Урок-практикум
Мультимедийный комплекс
Развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей, религиозных конфессий;
3.
«О России петь — что стремиться в храм»
4 часа
Урок изучения новых знаний
Нетрадиционный урок
Урок закрепления знаний
Урок контроля Урок-практикум
Мультимедийный комплекс
Сформировать умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка — ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
4.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
4 часа
Урок-виртуальное путешествие
Урок закрепления знаний
Урок контроля
Мультимедийный комплекс
Сформировать уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5
«В музыкальном театре»
6 часов
Урок изучения новых знаний
Нетрадиционный урок
Урок закрепления знаний
Урок контроля Урок-практикум
Мультимедийный комплекс
Развить мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; овладеть навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
6
«В концертном зале»
6 часов
Урок-виртуальное путешествие
Урок закрепления знаний
Урок контроля
Мультимедийный комплекс
Сформировать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
7
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
5 часов
Урок изучения новых знаний
Нетрадиционный урок
Урок закрепления знаний
Урок контроля Урок-практикум
Мультимедийный комплекс
Сформировать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;