Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Юрцовская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор школы
_____________М.Е.Дубинская
Приказ №______от «__ »________20___г.
Рабочая программа по математике
/Базовый уровень/
4 класс
Разработала:
учитель начальных классов Круглова Ирина Геннадьевна
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы ( М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др — М.: Просвещение, 2014) по математике к линии учебников системы «Школа России» М.И.Моро, М.А.Бантовой и др. (Математика. 4класс. В 2 ч. – М: Просвещение, 2019 г.)
Согласно учебного плана МОУ Юрцовской СОШ на реализацию данной программы отводится 35 учебных недель ( 4 часа в неделю, 140 часов за учебный год, из которых 11 контрольных работ), поэтому добавлено 4 часа на тему «Итоговое повторение».
Рабочая программа скорректирована с учётом учебно-календарного графика, расписания уроков МОУ Юрцовской СОШ.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
Учащиеся научатся:
- навыкам в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
- основам мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики;
- положительному отношению к урокам математики, к учебе, к школе;
- понимать значения математических знаний в собственной жизни и деятельности человека;
- воспринимать критерии оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
- умению самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
- знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
Учащийся получат возможность научиться:
- понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения строить и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
- адекватной оценке результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
- устойчивому интересу к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащиеся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащиеся научатся:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащиеся получат возможность научиться:
умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
Числа и величины
Учащиеся научатся:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000 000;
сравнивать числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Учащиеся научатся:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное и трехзначное число в пределах 1 000 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 5 действий (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Учащиеся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Учащиеся научатся:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащиеся получат возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Учащиеся научатся:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Учащиеся научатся:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащиеся получат возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Раздел 2. Содержание программы:
Числа от 1 до 1000. Повторение
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые не больше 1000. Нумерация
Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79, 729 - х = 217 + 163, х - 137 = 500 -140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение
уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х - 18 = 270- 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначные и двузначные числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Итоговое повторение
Повторение изученных тем за год.
Раздел 3.Учебно – тематическое планирование:
№ п/п
Тема
Количество часов
В том числе на:
уроки
контрольные работы
1
Числа от 1 до 1000. Повторение
12
11
1
2
Числа, которые больше 1000. Нумерация
10
9
1
3
Величины
14
13
1
4
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание
11
10
1
5
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление
79
73
6
6
Итоговое повторение.
10
13
1
7
Резерв
4
Итого:
140 ч
129 ч
11 ч
Календарно-тематическое планирование 4 класс на 2019 – 2020 учебный год
4 часа в неделю (140 часов в год)
№ п/п
Наименование раздела и тем
Количество часов
Планируемые сроки прохождения
Фактическая дата проведения
Числа от 1 до 1000. Повторение (12 ч)
Инструктаж по Т/Б. Повторение. Нумерация чисел.
1
02.09
Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание
1
03.09
Нахождение суммы нескольких слагаемых.
1
04.09
Приемы письменного вычитания трёхзначных чисел.
1
06.09
Умножение трёхзначного числа на однозначное.
1
09.09
Свойства умножения
1
10.09
Алгоритм письменного деления
1
11.09
Прием письменного деления
1
13.09
Прием письменного деления
1
16.09
Прием письменного деления
1
17.09
Диаграммы.
1
18.09
Входной контроль (повторение) «Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление»
1
20.09
Числа, которые больше 1000. Нумерация (10 ч)
Анализ контрольной работы. Класс единиц и класс тысяч.
1
23.09
Чтение многозначных чисел
1
24.09
Запись многозначных чисел
1
25.09
Разрядные слагаемые
1
27.09
Сравнение многозначных чисел
1
30.10
Увеличение и уменьшение числа в 10,100,1000 раз
1
01.10
Закрепление изученного Арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление)
1
02.10
Класс миллионов и миллиардов
1
04.10
Страничка для любознательных. Что узнали. Чему научились. Наши проекты
1
14.10
Контрольная работа по теме «Нумерация. Числа, которые больше 1000»
1
15.10
Величины (14 ч)
Анализ контрольной работы.Единицы длины. Километр.
1
16.10
Решение задач на нахождение длины
1
18.10
Единицы площади. Таблица единиц площади
1
21.10
Единицы площади. Таблица единиц площади
1
22.10
Измерение площади с помощью палетки
1
23.10
Единицы массы. Тонна. Центнер.
1
25.10
Таблица единиц массы
1
28.10
Единицы времени. Год, месяц, неделя, сутки.
1
29.10
Единицы времени. Определение времени по часам.
1
30.10
Определение начала, конца и продолжительности события.
1
01.11
Секунда.
1
05.11
Век.
1
06.11
Таблица единиц времени. Что узнали. Чему научились.
1
08.11
Контрольная работа по теме «Величины»
1
11.11
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (11 ч)
Устные и письменные приёмы вычислений.
1
12.11
Вычитание с переходом через несколько разрядов.
1
13.11
Нахождение неизвестного слагаемого
1
15.11
Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.
1
25.11
Нахождение нескольких долей целого.
1
26.11
Нахождение нескольких долей целого.
1
27.11
Решение задач
1
29.11
Сложение и вычитание величин.
1
02.12
Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме
1
03.12
Повторение: что узнали? Чему научились?
1
04.12
Административный контроль по итогам 1 полугодия. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»
1
06.12
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (79 ч)
Анализ контрольной работы. Свойства умножения
1
09.12
Письменные приёмы умножения
Письменные приёмы умножения
1
1
10.12
11.12
Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями