Планируемые результаты освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ У обучающихся будут сформированы: • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности; • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках; • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями; • понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой; • познавательная мотивация учения; Обучающиеся получат возможность для формирования: • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней; • устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам; • толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Обучающиеся научатся: • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; • выполнять учебные действия в устной и письменной форме; • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки. Обучающиеся получат возможность научиться: • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем; • самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы; • планировать собственную читательскую деятельность. Познавательные Обучающиеся научатся: • находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический); • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям; • устанавливать причинно - следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений; • устанавливать аналогии. Обучающиеся получат возможность научиться: • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и детские периодические печатные издания •строить логические рассуждения, включающие определение причинно -следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта; • работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи). Коммуникативные Обучающиеся научатся: • работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения; • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию; • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; • владеть диалогической формой речи; • корректно строить речь при решении коммуникативных задач. Обучающиеся получат возможность научиться: • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы; • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе. Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах. ПРЕДМЕТНЫЕ Речевая и читательская деятельность Обучающиеся научатся: • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного • читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного; • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям; • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами; • различать последовательность событий и последовательность их изложения; • выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям; • пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений; • обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке; • составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах; • соотносить поступки героев с нравственными нормами; • ориентироваться в научно - популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию. Обучающиеся получат возможность научиться: • составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи; • высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста; • высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме; • создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме. Творческая деятельность Обучающиеся научатся: • читать по ролям художественное произведение; • придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего; • участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов; • создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций. Обучающиеся получат возможность научиться: • создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета; • создавать иллюстрации к произведениям; • создавать в группе сценарии и проекты. Литературоведческая пропедевтика Обучающиеся научатся: • выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально - смысловые значения; • определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен; • выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания; • вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование; • определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено; • различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка — басня, сказка — былина, сказка — рассказ и др.); • находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл. Обучающиеся получат возможность научиться: • делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); • создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение Содержание учебного предмета |