Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе на родном (чувашском языке)»
Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №63» города Чебоксары
Чувашской Республики
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла
Руководитель ШМО:
___________Е.Н. Шинина
протокол №___ от _________
Согласовано
заместитель директора по УВР________И.И. Кириллова
протокол №________________
Утверждаю
директор МБОУ «СОШ №63» г. Чебоксары
____________В.В. Шашкова
приказ №___ от ________
Рабочая программа
по учебному предмету
«литература на родном (чувашском) языке»
на 2019-2020 учебный год
5 класс
(срок реализации программы 2019- 2020 учебный год)
Чернова Н.Е.,
учитель чувашского языка и литературы
первой квалификационной категории
Чебоксары 2019
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Согласно ФГОС ООО в результате изучения всех без исключения предметов при получении основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, метапредметные (познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия) и предметные результаты.
Планируемые личностные результаты
Программа ориентирована на становление определенных личностных характеристик выпускника на уровне основного общего образования. Это система позитивных ценностных отношений и имеющих очевидную социальную значимость навыков и умений в соответствии с направлениями:
патриотическое воспитание и осознание российской идентичности;
гражданское воспитание;
духовно-нравственное воспитание;
приобщение к культурному наследию;
популяризация научных знаний;
физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
трудовое воспитание;
экологическое воспитание.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении учебного предмета «Тăван (чăваш) литератури» (Родная (чувашская) литература), являются:
патриотическое воспитание и осознание российской идентичности:
проявление ценностного отношения к достижениям своей Родины – России – в науке, в искусстве;к боевым и трудовым подвигам народа; уважение к символам России, историческим и природным памятникам, государственным праздникам и традициям разных народов, проживающих в родной стране;
понимание своей социокультурной идентичности (этнической и общенациональной), необходимости познания истории, языка, культуры чувашского народа, народов России и человечества;
готовность к активному участию в жизни родного края, страны (общественный труд; создание социальных и экологических проектов; помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);
гражданское воспитание:
проявление толерантного отношения к правам, потребностям, убеждениям и интересам других людей, к их поведению, не нарушающих законы российского государства;
способность проявлять коммуникативные компетенции – стремление к успешному межличностному общению на основе равенства, гуманизма, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи;
готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебных исследовательских, проектных и других творческих работах;
способность воспринимать и оценивать отдельные наиболее важные общественно-политические события, происходящие в стране и мире;
готовность участвовать в школьном самоуправлении, в решении конкретных проблем, связанных с организацией учебной и внеклассной работы, с соблюдением прав и интересов обучающихся с учетом принципов социальной справедливости, правосознания, правил учебной дисциплины, установленных в образовательной организации;
духовно-нравственное воспитание:
неприятие любых нарушений нравственных и правовых норм отношения к человеку, в том числе несправедливости, коррупции, эгоизма;
осуждение любых искаженных форм идеологии – экстремизма, национализма, дискриминации по расовым, национальным, религиозным признакам;
проявление компетенций в решении моральных проблем – ориентация на нравственно-этические нормы в ситуациях выбора; оценочное отношение к поступкам и поведению себя и других, готовность прийти на помощь, проявить внимание и доброжелательность, в случае необходимости отказаться от собственного блага в пользу другого;
соблюдение правил этического поведения по отношению к лицам другого пола, старшего возраста, с особенностями физического развития и состояния здоровья;
приобщение к культурному наследию:
осознание важности освоения художественного наследия народов России и мира, эстетического восприятия окружающей действительности, понимания этнических культурных традиций и народного творчества;
принятие необходимости следовать в повседневной жизни эстетическим ценностям, активное участие в разнообразной творческой художественной деятельности;
понимание важности: владения языковой культурой; читательской деятельности как средства познания окружающего мира; рефлексии на себя и окружающих; соблюдения норм речевого поведения;
популяризация научных знаний:
освоение основ научного мировоззрения, соответствующего современному уровню наук о природе и обществе и общественной практике;
проявление заинтересованности в расширении своих знаний о природе и обществе, о странах мира и их народах;
готовность к саморазвитию и самообразованию;
способность к адаптации с учетом изменяющейся природной, социальной и информационной среды;
физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
проявление ответственного отношения к жизни и установки на здоровый образ жизни: правильное питание, выполнение санитарно-гигиенических правил, организация труда и отдыха;
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, сформированность навыков личной безопасности, в том числе самозащита от непроверенной информации в Интернет-среде;
готовность к физическому совершенствованию, соблюдению подвижного образа жизни, к занятиям физической культурой и спортом, развитию физических качеств;
трудовое воспитание:
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности, бережного отношения к личному и общественному имуществу;
участие в социально-значимом общественном труде на благо ближайшего окружения, включая самообслуживание, образовательной организации, родного края;
стремление к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования с учетом предполагаемой будущей профессии; проявление интереса к профориентационной деятельности;
экологическое воспитание:
участие в практической деятельности экологической направленности; проведение рефлексивной оценки собственного экологического поведения и оценки последствий действий других людей для окружающей среды.
овладение основами экологической культуры, проявление нетерпимого отношения и осуждение действий, приносящих вред экологии окружающего мира.
Планируемые метапредметные результаты
Планируемые метапредметные результаты изучения учебного предмета «Тăван (чăваш) литератури» (Родная (чувашская) литература) проявляются в формировании универсальных учебных действий. В соответствии с ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как основам предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• строить жизненные планы во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• регулировать свои учебную и познавательную деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• обобщать понятия: осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• пользоваться разными видами чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать со словами и словосочетаниями в переносном значении: понимать переносный смысл выражений; понимать и употреблять обороты речи, построенные на иносказании, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться рефлексивным чтением;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как основу собственных действий и действий партнёра;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного(чувашского) языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Планируемые предметные результаты
Выпускник научится:
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием художественного текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением необходимой информации);
анализировать художественное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, формулировать тему, выявлять проблему, идею, характеризовать героев одного или нескольких произведений;
оперировать основными теоретико-литературными понятиями, использовать их при анализе художественного текста;
определять сюжет, построение композиции, изобразительно-выразительные средства языка;
интерпретировать художественный текст;
соотносить содержание произведения со временем его написания, выявить нравственно-духовные ценности;
выявлять проблемные вопросы в фольклоре и литературных произведениях чувашских писателей, писателей России;
выявлять авторскую позицию, выразить свое отношение к ней;
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного чувашского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного чувашского литературного языка и речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать чувашскую литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений чувашской литературы, культуры своего народа, российской и мировой культур;
аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
понимать и воспринимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
сопоставлять произведения родной литературы с произведениями народов России и зарубежной литературы и выявить их сходство и национальное своеобразие;
осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
систематическому чтению как средству познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального развития;
воспринимать чувашскую литературу как одну из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
владеть способами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание учебного предмета, курса
Фольклор (устное народное творчество).
Ваттисен сăмахĕсемпе каларăшсем (Пословицы и поговорки).
Пословицы и поговорки как воплощение творческого потенциала чувашского народа, красивые и мудрые поучения. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Их внутренняя красота, выражение трудового опыта.
Теория литературы: пословица, поговорка.
Произведения о животных, о красоте природы, необходимости её оберегать.
Константин Иванов. «Силпи ялĕнче» (В селе Сильби). Отрывок из поэмы «Нарспи»; Николай Сандров. Стихотворение«Пěрремěш юр» (Первый снег); Альберт Канаш. Стихотворение«Йěлтěрпе» (На лыжах)
Природа и окружающая среда. Радостное восприятие окружающей природы. Идея гармония мира людей и природы. Поэтическое изображение чувства любви к окружающей среде. Эстетические позиции писателей и поэтов.
Теория литературы: жанры произведений.
Произведения об активной жизненной позиции. Становление характера.
Иван Яковлев. Сказка «Кулачă» (Калач); Геннадий Волков. Притчи «Чи пысăк инкек» (Самое большое несчастье) и «Çамрăкла вĕренни — чул çинче» (Выученное в детстве — на всю жизнь); Петр Эйзин. Стихотворение «Çăкăр» (Хлеб);
Мораль и этика в поведении человека. Осуждение лени, скупости, зависти, защита доброты, трудолюбия. Мотив единства доброго человека и доброго поступка. Авторское отношение к качествам человека.
Теория литературы: притча.
Произведения об отрицательных чертах в мыслях, чувствах и поведении человека, различных формах асоциального поведения.
Народная сказка «Хытă çынпа кěвěç çын» (Скупой человек и завистливый человек»).
Порицание неприглядных поступков, некрасивых чувств, призыв к достойному поведению.
Теория литературы: сказка.
Произведения о труде и творчестве, о творческих людях, их способностях. Воспевание стремления к свету, просвещению.
Виталий Енĕш. Рассказ «Чи маттурри — Урине» (Ирина — самая трудолюбивая); Геннадий Мальцев. Стихотворение «Алă пулать тěрлěрен» (Руки бывают разные).
Труд и трудолюбие.Образы детей и взрослых в разных жизненных ситуациях и в труде. Отношение к ним авторов.
Теория литературы: рассказ.
Произведения о Родине (о малой Родине) и родном языке, образное и выразительное слово в повседневной жизни человека.
Илле Тукташ. Тăван çěр-шыв (Родина). (Государственный Гимн Чувашской Республики); Ваçлей Давыдов-Анатри. Стихотворение «Тăван кĕтес» (Родная моя сторонка).
Общее и индивидуальное в восприятии Родины. Человек и малая родина. Выражение душевных настроений, состояний человека в сочетании с малой родиной и природой.
Теория литературы: гимн.
Произведения о нормах и правилах поведения в обществе, о неприглядных поступках, потере человеческого облика, о предупреждении социальной агрессии и противоправной деятельности.
Любовь Мартьянова. Рассказ «Ятсăр троллейбус» (Троллейбус без номера); Вениамин Тимаков. Отрывок из поэмы «Сывлăхпа Чир» (Здоровье и Болезнь).
Раскрытие в произведениях неприглядного поведения (курение, пьянство), которое приводит к нравственному падению человека.
Теория литературы: тема, идея.
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
Переводы произведений русской классической литературы на чувашский язык. Общее и национально-особенное в литературе. Традиции и новаторство чувашских писателей в переводах произведений с других языков.
Из русской литературы: Генрих Сапгир. Стихотворение «Вěреннě лаша» (Воспитанная лошадь); Василий Сухомлинский. Рассказ «Ырă çын» (Добрый человек); Михаил Пришвин.Рассказ «Ылтăн çаран» (Золотой луг).
Теория литературы: сходства и различие тем и проблем.
ВĔРЕННИНЕ ТĔРĔСЛЕНИ – КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале учебного года и выявление последующей динамики.
Проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе наизусть), развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть, инсценировании текста, чтении по ролям.
Различные формы аудирования как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев-персонажей.
Уроки-консультации по организации проектной деятельности учащихся. Зачеты, семинары, другие формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п
Тема
Количество часов
Форма контроля
КИМ
1
Фольклор (устное народное творчество).
2
2
Произведения о животных, о красоте природы, необходимости её оберегать.
2
3
Произведения об активной жизненной позиции. Становление характера.
2
4
Произведения об отрицательных чертах в мыслях, чувствах и поведении человека, различных формах асоциального поведения.
2
5
Произведения о труде и творчестве, о творческих людях, их способностях. Воспевание стремления к свету, просвещению.
2
6
Произведения о Родине (о малой Родине) и родном языке, образное и выразительное слово в повседневной жизни человека.
2
7
Произведения о нормах и правилах поведения в обществе, о неприглядных поступках, потере человеческого облика, о предупреждении социальной агрессии и противоправной деятельности.
2
8
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
2
9
Контрольная работа
1
Зачёт
Итого:
17
Поурочное планирование
Номер пункта
Содержание материала
Количество часов
Раздел 1.Фольклор (устное народное творчество).
2
1.1-1.2
Ваттисен сăмахĕсемпе каларăшсем (Пословицы и поговорки).
2
Раздел 2. Произведения о животных, о красоте природы, необходимости её оберегать.
2
2.1
Константин Иванов. «Силпи ялĕнче» (В селе Сильби). Отрывок из поэмы «Нарспи»
1
2.2
Николай Сандров. Стихотворение «Пěрремěш юр» (Первый снег)
Альберт Канаш. Стихотворение «Йěлтěрпе» (На лыжах);
1
Раздел 3. Произведения об активной жизненной позиции. Становление характера.
2
3.1
Иван Яковлев. Сказка «Кулачă» (Калач); Геннадий Волков. Притчи «Чи пысăк инкек» (Самое большое несчастье) и «Çамрăкла вĕренни — чул çинче» (Выученное в детстве — на всю жизнь)
1
3.2
Петр Эйзин. Стихотворение «Çăкăр» (Хлеб);
1
Раздел 4. Произведения об отрицательных чертах в мыслях, чувствах и поведении человека, различных формах асоциального поведения.
2
4.1-4.2
Народная сказка «Хытă çынпа кěвěç çын» (Скупой человек и завистливый человек»).
2
Раздел 5. Произведения о труде и творчестве, о творческих людях, их способностях. Воспевание стремления к свету, просвещению.
2
5.1
Виталий Енĕш. Рассказ «Чи маттурри — Урине» (Ирина — самая трудолюбивая)
1
5.2
Геннадий Мальцев. Стихотворение «Алă пулать тěрлěрен» (Руки бывают разные).
1
Раздел 6. Произведения о Родине (о малой Родине) и родном языке, образное и выразительное слово в повседневной жизни человека.
2
6.1
Илле Тукташ. Тăван çěр-шыв (Родина). (Государственный Гимн Чувашской Республики)
1
6.2
Ваçлей Давыдов-Анатри. Стихотворение «Тăван кĕтес» (Родная моя сторонка);
1
Раздел 7. Произведения о нормах и правилах поведения в обществе, о неприглядных поступках, потере человеческого облика, о предупреждении социальной агрессии и противоправной деятельности.
2
7.1
Любовь Мартьянова. Рассказ «Ятсăр троллейбус» (Троллейбус без номера)
1
7.2
Вениамин Тимаков. Отрывок из поэмы «Сывлăхпа Чир» (Здоровье и Болезнь).
1
Раздел 8. ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
2
8.1
Генрих Сапгир. Стихотворение «Вěреннě лаша» (Воспитанная лошадь);
1
8.2
Василий Сухомлинский. Рассказ «Ырă çын» (Добрый человек);
1
Раздел 9. Контрольная работа
1
Итого
17
Оценивание результатов обучения по чувашскому языку 5 класс
Монологическая форма
«5»- учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Лексические единицы и грамматические структуры используются уместно и соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Ошибки практически отсутствуют. Речь понятна: все звуки произносятся правильно, соблюдается правильная интонация. Учащийся допускает отдельные лексические или грамматические ошибки, которые не препятствуют пониманию его речи. Речь понятна, учащийся не допускает фонематических ошибок. Объём высказывания до 6-8 фраз.
«4»- учащийся логично строит монологическое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей, сформулированной в задании. Но высказывание не всегда логично, имеются повторы. Допускаются лексические и грамматические ошибки, которое затрудняют понимание. Речь в целом понятна, учащийся в основном соблюдает правильную интонацию. Объём высказывания до 6-8 фраз.
Диалогическая форма
«5»- учащийся логично строит диалогические общения в соответствии с коммуникативной задачей; демонстрирует умения речевого взаимодействия с партнёром: способен начать, поддержать и закончить разговор. Лексические единицы, словарный запас и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Могут допускаться некоторые лексико-грамматические ошибки, не препятствующие пониманию. Речь понятна: практически все звуки произносятся правильно, соблюдается правильная интонация. Объём высказывания не менее 4-5 реплик с каждой стороны.
«4»- учащийся логично строит диалогические общения в соответствии с коммуникативной задачей. Однако учащийся не стремится поддерживать беседу. Используемые лексические единицы и грамматические структуры соответствуют поставленной коммуникативной задаче. Фонетические, лексические и грамматические ошибки не затрудняют общение. Но встречаются нарушения в использовании лексики. Допускаются отдельные грубые грамматические ошибки. Объём высказывания менее 4-5 реплик с каждой стороны.
Приложение 1
Тест
Вариант 1
Произведения о Родине (о малой Родине) и родном языке
Илле Тукташ. Тăван çěр-шыв (Родина). (Государственный Гимн Чувашской Республики); Ваçлей Давыдов-Анатри. Стихотворение «Тăван кĕтес» (Родная моя сторонка).
Любовь Мартьянова. Рассказ «Ятсăр троллейбус» (Троллейбус без номера); Вениамин Тимаков. Отрывок из поэмы «Сывлăхпа Чир» (Здоровье и Болезнь).
Геннадий Волков. Притчи «Чи пысăк инкек» (Самое большое несчастье) и «Çамрăкла вĕренни — чул çинче» (Выученное в детстве — на всю жизнь)
Кто написал произведение «Воспитанная лошадь»?
Генрих Сапгир
Василий Сухомлинский
Михаил Пришвин
Что такое притча?
короткий назидательный рассказ, заключающий в себе поучение
рассказ
стихотворение
Что такое фольклор?
Устное народное творчество
Стихотворение про что либо
Притча
Вариант 2
Что такое фольклор?
Устное народное творчество
Стихотворение про что либо
Притча
Кто автор поэмы Нарспи?
Н. И. Ашмарин
К. В. Иванов
Г. И. Волков
Произведения о Родине (о малой Родине) и родном языке
Илле Тукташ. Тăван çěр-шыв (Родина). (Государственный Гимн Чувашской Республики); Ваçлей Давыдов-Анатри. Стихотворение «Тăван кĕтес» (Родная моя сторонка).
Любовь Мартьянова. Рассказ «Ятсăр троллейбус» (Троллейбус без номера); Вениамин Тимаков. Отрывок из поэмы «Сывлăхпа Чир» (Здоровье и Болезнь).
Геннадий Волков. Притчи «Чи пысăк инкек» (Самое большое несчастье) и «Çамрăкла вĕренни — чул çинче» (Выученное в детстве — на всю жизнь)
Что такое гимн?
песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо