Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс "Школа России"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Юрцовская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Директор школы
_____________М.Е.Дубинская
Приказ №_______от «__»________20___г.
Рабочая программа по изобразительному искусству
/Базовый уровень/
4 класс
Разработала:
учитель начальных классов Круглова Ирина Геннадьевна
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы (Б. М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др. — М.: Просвещение, 2014г.) по Изобразительному искусству к учебнику Изобразительное искусство: Каждый народ-художник: 4 класс / Неменская Л.А. / под ред. Неменского Б.М. :- М: «Просвещение», 2016г.
Согласно учебного плана МОУ Юрцовской СОШ на реализацию данной программы отводится 1 час в неделю, 35 часов за учебный год. По календарному плану 35 учебных недель, но 35 неделя неполная и некоторые уроки попадают на праздничные дни, в связи с этим в программу добавлен 1 час на повторение.
Рабочая программа скорректирована с учётом учебно-календарного графика, расписания уроков МОУ Юрцовской СОШ.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
Учащиеся научатся:
- эмоционально-ценностное относиться к миру, явлениям действительности и художественного творчества;
- система положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения;
- устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве;
-чувство любви, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
-основа гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
-осознание своей этнической принадлежности, принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации;
-приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов;
-позитивная самооценка и самоуважение;
-основа для организации культурного досуга и формирования культуры здорового образа жизни.
Учащиеся получат возможность научиться:
- потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- понимания образной природы искусства, умения выражать свое отношение
к событиям и явлениям окружающего мира;
-чувства гордости за достижения отечественного и мирового художественного искусства;
-осознанного уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической и духовной жизни родного края;
-способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности;
-целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- осуществлять целеполагание как формирование художественно-творческого замысла;
- планировать и организовывать действия в соответствии с целью;
-контролировать соответствие выполняемых действий способу реализации творческого замысла;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
-вносить коррективы на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу;
-осуществлять самоконтроль своей творческой деятельности;
- преодолевать трудности при решении учебных и творческих задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
-самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного творческого замысла;
-высказывать собственное мнение о явлениях изобразительного искусства;
-действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
-анализировать произведения искусства;
-применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач;
воспринимать произведения пластических искусств и различных видов художественной деятельности: графики (рисунок), живописи, скульптуры, архитектуры, художественного конструирования, декоративно-прикладного искусства;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в контролируемом пространстве Интернета;
-устанавливать аналогии;
-использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;
-воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с репродукциями картин и другим визуально представленным материалом;
-проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
-обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
-представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями.
Учащиеся получат возможность научиться:
- строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественной выразительности;
- расширять свои представления об изобразительном искусстве и художниках, о современных событиях культуры;
-фиксировать информацию о явлениях художественной культуры с помощью инструментов ИКТ;
-соотносить различные художественные произведения по настроению, форме, по различным средствам выразительности;
-произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
-произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
-воспринимать произведения изобразительного искусства как средство общения между людьми;
-продуктивно сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
-вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;
-воспринимать мнение сверстников и взрослых о художественном произведении, о результатах индивидуального и коллективного творчества;
-контролировать свои действия в коллективной работе, соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
-задавать вопросы;
-использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей автора художественного произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
-открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;
-выражать свое мнение о произведении искусства, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга.
Предметные результаты:
Восприятие искусства и виды художественной деятельности.
Учащиеся научатся:
-воспринимать богатство и разнообразие художественной культуры; ощущать и понимать художественный замысел в картине художника; понимать особенности восприятия художественного произведения - художник и зритель;
-воспринимать чувства, воплощенные художниками в разных видах искусства, в изображении портретов людей разного возраста;
-узнавать произведения искусства по видам и жанрам, понимать, чем или из чего они выполнены;
-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство);
-выражать собственное суждение о содержании и выполнении того или иного произведения;
-отличать материалы для рисунка, живописи и скульптуры;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;
-использовать нужные материалы для максимальной выразительности замысла;
-работать в смешанной технике на разных видах бумаги;
приводить примеры ведущих художественных музеев России, некоторых художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно-образного языка.
Учащиеся получат возможность научиться:
-участвовать в обсуждении содержания произведений изобразительного искусства и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
-расширять свои знания и представления о музеях России и мира, в том числе с помощью интернет-ресурсов;
-использовать компьютер, как дополнительный способ изображения и воплощения замысла; а также для хранения фотографий своих работ, выполненных на бумаге;
-создавать на базе своих работ и работ своих одноклассников музей своего класса;
-искать и находить новые средства выразительности при изображении космоса;
-применять свою фантазию, предлагать вариант выполнения в процессе коллективных работ;
-выбирать и подбирать самостоятельно и с друзьями материалы, техники и идеи для воплощения замысла;
-видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, в природе, на улице, в быту;
-высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Учащиеся научатся:
-использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
-составлять и подбирать цветовые гаммы для замысла своей работы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
-создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика;
-пользоваться симметрией для построения звезд; делать асимметричные композиции;
-использовать различные линии, пятна и штрихи как основные средства выразительности; создавать фантастических животных различными способами, используя линии, пятно и штрих;
-изображать разнообразные формы предметов на плоскости с передачей объема и в пространстве;
-пользоваться построением рисунка для создания орнаментов, от простых до более сложных, в разных геометрических формах; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Учащиеся получат возможность научиться:
- изображать с натуры и по представлению несложные предметы и натюрморты;
-передавать перспективу пространства на плоскости различными способами и техниками графики, рисунка и живописи;
-осуществлять построение пейзажа различных географических широт, в разное время суток и года;
- четко выстраивать предметы в композиции: ближе - больше, дальше - меньше;
-владеть основами цветоведения и смешения цветов, умело применять белую и черную краску, применять хроматические и ахроматические цвета; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
-создавать композиции узоров и орнаментов народов России и мира на основе сближенных и противоположных цветовых сочетаний;
-создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
-выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Учащиеся научатся:
-осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
-узнавать различные явления природы на репродукциях картин и фото художников, подмечая нюансы в процессе эмоционального обсуждения со сверстниками; фантазировать, используя впечатления от картин и фото художников;
-любить и беречь свой край, рассматривая картины местных художников;
-узнавать русский костюм, русский быт, русские избы, посуду, игрушки;
-выражать черты русского народа, его души, украшать русскими узорами и орнаментами жилище, одежду;
-создавать семейные портреты; дарить людям работы, выполненные своими руками;
- узнавать картины знакомых авторов отечественной и мировой живописи; разглядывая картины прошлого, задумываться о будущем.
Учащиеся получат возможность научиться:
-передавать цветовые сочетания в пейзажах разных времен суток и года;
-передавать на плоскости композиции с перспективой планов в разных жанрах живописи; передавать воздушную перспективу, глубину земли и высоту неба;
-передавать настроение в пейзаже, натюрморте, портрете, выражая к ним свое отношение;
-изображать образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
-участвовать в коллективных работах на значимые жизненные темы.
- понимать и передавать в художественной работе красоту человека в разных культурах мира;
- изображать красоту природы родного края в разных настроениях; прослеживать связь родной природы, людей и сказок с музыкальной культурой.
Раздел 2.Содержание программы:
Повторение. Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли. Пейзаж родной земли. Гармония жилья с природой. Деревня – деревянный мир. Образ русского человека (женский образ).
Образ русского человека (мужской образ). Воспевание труда в искусстве. Народные праздники.
Древние города нашей земли
Древнерусский город - крепость. Древние соборы. Древний город и его жители. Древнерусские воины – защитники. Города Русской земли
Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах.
Каждый народ – художник
Образ японских построек. Образ человека, характер одежды в японской культуре. Отношение к красоте природы в японской культуре. Народы гор и степей. Города в пустыне. Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека. Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура. Древняя Эллада. Олимпийские игры в древней Греции Европейские города Средневековья (архитектура). Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха. Многообразие художественных культур в мире.
Искусство объединяет народы
Материнство. Мудрость старости. Мудрость старости. Сопереживание великая тема искусства. Герои-защитники. Юность и надежды. Искусство народов мира. (Обобщение темы) Каждый народ – художник.
Раздел 3.Учебно - тематическое планирование:
№
Тема
Количество часов
1
Повторение. Истоки родного искусства
8 ч.
2
Древние города нашей земли
7 ч.
3
Каждый народ - художник
11 ч.
4
Искусство объединяет народы
8 ч.
5
Резерв
1 ч
Итого:
35 ч.
Календарно – тематическое планирование 4 класс на 2019 – 2020 учебный год
1 час в неделю (35 часов в год)
№ п/п
Наименование раздела и тем
Количество часов
Планируемые сроки прохождения
Фактическая дата проведения
Повторение. Истоки родного искусства (8 ч )
Инструктаж по Т/Б. Пейзаж родной земли.
1
02.09
Пейзаж родной земли.
1
09.09
Гармония жилья с природой.
1
16.09
Деревня – деревянный мир.
1
23.09
Образ русского человека (женский образ).
1
30.09
Образ русского человека (мужской образ).
1
14.10
Воспевание труда в искусстве.
1
14.10
Народные праздники.
1
21.10
Древние города нашей земли (7ч)
Древнерусский город - крепость.
1
28.10
Древние соборы.
1
11.11
Древний город и его жители.
1
25.11
Древнерусские воины – защитники.
1
02.12
Города Русской земли
1
09.12
Узорочье теремов
1
16.12
Праздничный пир в теремных палатах.
1
23.12
Каждый народ – художник (11ч)
Образ японских построек.
1
30.12
Образ человека, характер одежды в японской культуре
1
13.01
Отношение к красоте природы в японской культуре.
1
20.01
Народы гор и степей
1
27.01
Города в пустыне
1
03.02
Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека