Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс пнш фгос
Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс пнш фгос
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Вологодского района
РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей _______________________ Протокол от «___» _________ 2018 г № _____________ | СОГЛАСОВАНО На заседании пед. совета « ___» ______________ г. Протокол от « ___» __________ 2018 г. № _______________
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ВМР « Федотовская средняя школа» _____________ Ф.И.О. Приказ № ___ от «___»_______ 2018 г. ____________________________________. |
Рабочие программы
Учителя начальных классов
Спириной Нины Васильевны
УМК «Перспективная начальная школа»
3 класс
Русский язык
Литературное чтение
Информатика
Математика
Окружающий мир
Истоки
Федотово 2018 год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Вологодского района
РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей _______________________ Протокол от «___» _________ 2018 г № _____________ | СОГЛАСОВАНО На заседании пед. совета « ___» ______________ г. Протокол от « ___» __________ 2018 г. № _______________
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ВМР « Федотовская средняя школа» _____________ Ф.И.О. Приказ № ___ от «___»_______ 2018 г. ____________________________________. |
Рабочие программы
Учителя начальных классов
Спириной Нины Васильевны
УМК «Перспективная начальная школа»
3 класс
Технология
Изобразительное искусство
Физическая культура
Федотово 2018 год
Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
Программа «Перспективная начальная школа» (ФГОС)
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана по учебнику В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной «Изобразительное искусство. 3 класс» (М.: Дрофа 2013) в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной образовательной программы начального общего образования, особенностями основной образовательной программы общеобразовательного учреждения и ориентирована для работы с учебниками и рабочими тетрадями «Изобразительное искусство» (авторы В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина). Рабочая программа отражает один из видов художественного творчества человека, эстетического осмысления им действительности – изобразительное искусство. Построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода.
Настоящая программа учитывает особенности класса. В 3 классе у школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.
Учебно-методический комплект:
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений /В.С. Кузин [и др.]. – 4-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2013.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /В.С. Кузин.- 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс: рабочая тетрадь /В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. – М.: Дрофа, 2013.
Ломов С.П. Изобразительное искусство. 3-4 классы: методическое пособие к учебникам В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной /С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина.– М.: Дрофа, 2011.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
– совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Рабочая программа включает разделы, предложенные авторской программой:
Рисунок, живопись (рисование с натуры, рисование на темы) – 18 часов
Декоративная работа – 7 часов
Лепка – 3 часа
Аппликация – 2 часа
Восприятие произведений искусства - 4 беседы
Раздел 2. Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане в 3 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа. В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий.
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное и патриотическое воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Результаты изучения учебного материала
В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
– в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, русский язык и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
– в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Основное содержание учебного предмета
Мир изобразительных (пластических) искусств
Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, родному краю, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений Леонардо да Винчи); пейзаж (на примере произведений И. А. Шишкина, И. К. Айвазовского); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А. А. Дейнеки и др.), краеведческая тема (на примере произведений И.Крамского).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Русским музеем, Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, объем, композиция, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение разными техниками бумажной мозаики. Изготовление атрибутов новогоднего праздника (маска и т. д.).
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, в краеведческий музей г.Вологды.
Раздел 3. Особенности построения курса «Изобразительное искусство»
по программе В.С.Кузина.
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования.
Первый блок «Виды художественной деятельности» раскрывает содержание учебного материала. Подразумевает «восприятие искусства» - отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному виду и жанру искусства, выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с окружающим миром и его ценностями, понимание того, как его выполнять .В этом блоке происходит знакомство обучающихся с произведениями искусства, рисунком, живописью, скульптурой, художественным конструированием и дизайном, декоративно-прикладным искусством.
Второй блок «Азбука искусства» дает инструментарий для практической реализации содержания учебного материала. В этот блок включены понятия композиция ,цвет ,линия, форма, объем, ритм .
Третий блок «Значимые темы искусства» намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий. Его содержание: Земля - наш общий дом . Родина моя - Россия .Человек и человеческие взаимоотношения. Искусство дарит людям красоту.
Четвертый блок программы «Опыт художественно-творческой деятельности» практически направлен и реализуется внутри трех представленных блоков.
Требования к уровню подготовки, оканчивающих 3 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
Знать / понимать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и Вологодского края.
• понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого «растяжения» цвета;
• основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
• основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
• названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
• основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты).
уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, кистью для клея, стекой, иголкой;
• правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом, с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;
• выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
• проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.
календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»
№ | Тема, тип урока | Основное содержание | Виды деятельности, форма работы. ЦОР | Планируемые результаты обучения | Творческая, исследовательская | Формы контроля | Дата | ||
освоение | универсальные учебные действия Регулятивные – Р; Познавательные – П; Личностные – Л.
| ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
I четверть «Мы рисуем осень» - (8 часов) | |||||||||
1-2 | Прощаемся с теплым летом. Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство Изображение по воображению пейзажа. Пространство И. И. Шиш- кина. Композиция «Родные просторы» (акварель, гуашь). Урок применения знаний.
| Знакомство с учебником и творческой тетрадью. Ориентирование по учебнику. Живописные просторы Родины. Наблюдения Термины: линия горизонта, воздушная перспектива, теплые Графические композиции пейзажа. Последовательность работы над рисунком – пейзажем | Знакомство с пейзажем в произведениях поэзии и изобразительного искусства /интерактив/. Коллективный обмен мнениями об увиденных живописных полотнах, услышанных стихотворениях, замыслах авторов этих произведений. Рассказы о наблюдениях природы. Работа Основы художественного изображения. Рисование по памяти, по представлению (акварель, гуашь, кисти) | Расширят представления о пейзаже как о жанре изобразительного искусства, как об одном Научатся рисовать пей- заж по одной на плоскости | Р.: оценивать и анализировать результат своего труда; планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы; организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы. П.: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте пейзажей; составление описания различных пейзажей; приведение примеров изображения пейзажа К.: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, вступать в коллективное учебное сотрудничество, использовать образную речь при описании пейзажей; выразительно читать стихотворения-описания пейзажей. Л.: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; понимают значение красоты природы и произведений поэтов, художников; проявляют интерес к предмету, имеют мотивацию к творческой деятельности | Творческая работа: эксперимент с красками и цветными карандашами. Творческая работа: при рассматривании понравившейся репродукции ощутить красоту и духовную значимость произведения, рассказать о своих художественных впечатлениях и умении автора воплотить замысел в своем творчестве; попытаться обнаружить связь личного наблюдения за пейзажами родного края | Устный опрос. Рисунок. |
| |
| |||||||||
3-4 | Осенние листья сложной формы (работа в карандаше и в цвете). Натюрморт: свет, цвет, Основы изобразительного языка живописи. Цветовой нюанс Комбинированный урок.
| Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Творчество отечественных художников, писавших натюрморты. Листья как объект, изображаемый в натюрморте. Цветовой нюанс и контраст (работа с цветовым кругом). Принципы построения композиции натюрморта. Этапы и приемы выполнения творческой работы | Беседа . Рассматривание репродукций картин-натюрмортов отечественных художников (мультимедийная презентация, учебник). Коллективное обсуждение и ответы на вопросы: какие деревья дети знают? Какую имеют форму листья деревьев? Выполнение упражнения в творческой тетради. Обсуждение с учащимися того, как они будут рисовать кистью композицию осенних листьев в тетради. Основы художественного изображения. Рисование с натуры или по памяти | Познакомятся с произведениями искусства (натюрмортами) отечествен. художников. Углубят представления о натюрморте, о контрасте цвета, о фактуре | Р: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке изобразительного искусства принадлежностей и материалов. П: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об осенних листьях и цветах; составление описания разных листьев и цветов; приведение примеров изображения русской осени в поэзии, живописи, графике; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – осуществление поиска существенной информации, дополняющей и расширяющей имеющиеся представления об осени, осенних листьях и цветах и ее осмысление. К.: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; выразительно читать стихотворения об осени (по желанию), использовать образную речь. Л.: воспринимают окружающий мир и произведения искусства; выражают в творческой работе свое отношение к природе, выбирая художественные приемы рисования кистью | Подготовить природный материал для урока. Творческая работа: при рассматривании понравившейся репродукции ощутить красоту произведения, увидеть, как раскрываются пластические и колористические возможности живописца, рассказать о своих художественных впечатлениях. Подумать над словами Паскаля: «Какая это странная живопись – натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься» – и ответить на вопрос: согласны ли вы с ним? | Рисунок с натуры или по памяти выполненный сначала карандашом, затем акварелью или гуашью. Устное сочинение-описание понравившегося натюрморта |
| |
5-6 | Русская матрешка в осеннем уборе. Красота Русская деревянная иг-рушка: развитие традиций мас- терства. Знакомство с промыслами по изготовлению деревянной игрушки. Зарисовки метрешек. Роспись деревянных заготовок. (материалы по выбору). Урок ознакомления | Знакомство с промыслами по изготовлению деревянной игрушки, их историей. Виды деревянной игрушки. Историей создания матрешки. Традиции искусства росписи по дереву. Форма воронежской матрешки и особенности ее росписи. Обобщение выразительных возможностей народной игрушки. Символика образов. Последовательность работы | Знакомство с русской матрешкой . /Мультимедийная презентация/. Особенности русской матрешки. Определение: игрушка – «зеркало жизни», данное известным художником и ис-следователем игрушки Н. Д. Бартрамом. Участие в викторине. Выполнение зарисовок .Выставка «Русская матрешка». Народный орнамент России. Повтор по мотивам русской матрешки (акварель, гуашь, кисти, фломастеры, цветные карандаши)
| Углубят ных игрушек, воронежской матрешке . | Р.: принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; вырабатывать умение различать способ и результат действия; оценивать и анализировать результат своего труда. П.: общеучебные – выявление с помощью сравнения сопоставляемых произведений сюжетного разнообразия игрушек, выразительных возможностей, обуслов-изобразительного искусства. Л.: эмоционально воспринимают образ игрушки как «зеркала жизни»; соблюдают организованность, дисциплинированность на уроке; действуют согласно правилам адекватно оценивают свою работу | Поиск материалов по воронежской матрешке. Творческая работа: выполнить зарисовки матрешек. Изовикторина. Роспись деревянных заготовок матрешек по эскизам. Выставка. Сделать вывод о том, почему игрушку можно назвать «зеркалом жизни». Устное сочинение-описание русской матрешки с использованием образных выражений
| Устный опрос. Рисунок. Готовая матрешка.
|
| |
7-8 | Дары осеннего сада и огорода. Натюрморт: свет Передача формы предметов с помощью цвета в живописи. Рисование с натуры натюрморта (гуашь, акварель, цветные мелки). Урок ознакомления с новым материалом и первичное закрепление новых знаний.
| Дары природы как «герои» худ.произведений. Многообразие осен. плодов в природе и в произведениях художников. Осенние плоды как объекты изображения Натюрморт: форма Термины: свет, тень Приемы и способы передачи иллюзии объемности на плоской поверхности листа. Смешение красок для создания с помощью цвета иллюзии реального изображения. Композиционные схемы натюрморта с изображением овощей и фруктов. Этапы работы над рисунком | Рассматривание многообразия осенних плодов в природе и в произведениях художников Углубление представлений учащихся о жанре натюрморта. Выявление приемов и способов передачи иллюзии объемности на плоской поверхности листа. Коллективное рассуждение о форме даров природы и способах передачи их объема на плоскости листа. Выполнение рисунка натюрморта из овощей и фруктов с использованием одной из предложенных композиционных схем. Основы художественного изображения. Рисование с натуры (акварель, гуашь, кисти, цветные карандаши) | Расширят свои представления Узнают суть терминов: свет, тень на предмете, падающая тень, блик, | Регулятивные: организовывать свое рабочее место с учетом функциональности, удобства, рациональности и безопасности; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. П.: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях натюрморта с осенними плодами, форме фруктов и овощей; выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов (форма, цвет, размер); логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о способах передачи формы предметов с помощью цвета. К.: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать образную речь при описании различных фруктов и овощей, отгадывать и загадывать загадки об овощах и фруктах, отвечать на вопросы, делать выводы. Л.: принимают ценности отечественной и мировой культуры; адекватно оценивают результаты своей работы на уроке; соблюдают дисциплинированность и правила поведения во время урока | Вспомнить При рассматривании натюрмортов, выполненных выдающимися художниками, постараться самостоятельно понять, каким образом они смогли передать иллюзию объема изображаемых предметов. На основе наблюдений натуральных объектов в природе и знакомства с их изображением | Упражнения на светотеневое решение фруктов разными способами Рисунок
|
| |
II четверть «В мире сказок» - (8 часов) | |||||||||
9 | Сказка в произведениях русских художников. Иллюстрация сказки (бумажная аппликация). Урок закрепления знаний, умений.
| Взаимосвязь изобразительного искусства и кино. Сказка как вид народного творчества. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов. Чтение композиционных схем к иллюстрациям. Композиционные особенности иллюстраций. Схематичное построение эскиза иллюстрации к сказке в технике бумажной аппликации. Создание сюжетной композиции. | Беседа о сказке как об одном из видов народного творчества. Просмотр видеосюжета. иллюстраций к известным фольклорным произведениям, беседа о красоте их героев, о композиционных особенностях иллюстраций. Чтение композиционных схем к иллюстрациям, выявление местоположения дополнительных элементов изображения по отношению к главному герою. Выполнение схематичного построения эскиза иллюстрации к сказке в технике бумажной аппликации. Основы художественного изображения. Рисование по представлению. Работа в технике бумажной аппликации | Расширят представление о технике аппликации. Узнают о роли изобразительного искусства в кино, роли художника. Научатся выявлять в произведениях искусства художественные средства, которыми пользуются их авторы для трактовки положительных сказочных героев, местоположение дополнительных элементов изображения по отношению к главному герою. Овладеют композиционными навыками, умением выделять в композиции главное, подчиняя ему все второстепенные элементы
| Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата и вносить в план коррективы в случае отклонения; адекватно относиться к оценке результатов работы учителем и сверстниками. П: общеучебные – выявление с помощью сравнения композиционных особенностей ил-люстраций; умение решать творческие задачи самостоятельно; логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о роли художника в кино, композиционных схемах иллюстраций. К: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать, уважать мнение другого; выразительно пользоваться языком изобразительного искусства, оформить свою мысль в устной и живописной форме. Личностные: имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); эстетически воспринимают красоту героев народных сказок; выражают в творческой работе свое отношение к героям сказочной композиции известными художественными приемами | Творческая работа: выполни свою иллюстрацию к любимой сказке в технике бумажной аппликации. При рассматривании иллюстраций к сказкам постараться выявить художественные средства, с помощью, которых художники раскрывают образ героя. После просмотра фрагментов фильмов ответить на вопрос: какова роль художника в кино? | Рисунок. Готовая аппликация. |
| |
10-11 | Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина Сюжетная композиция: композиционные центр Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой. Иллюстрация сказки. Выпуск готовой проиллюстрированной книжки. | Взаимосвязь изобразительного искусства Цветовое решение рисунка. Последовательность работы над рисунком | Беседа о сказке как об одном из видов народного творчества. Просмотр иллюстраций к из- вестным фольклорным произведениям /презентация/, беседа о красоте их героев, о композиционных особенностях иллюстраций. Чтение композиционных схем к иллюстрациям, выявление местоположения дополнительных элементов изображения по отношению к главному герою. | Овладеют композиционными навыками, умением выделять в композиции главное, подчиняя ему все второстепенные элементы. Научатся самостоятельно решать поисковые и творческие задачи, выполнять иллюстрации к сказкам в технике (по выбору), коллективно определять роль каждого в проекте | Р: развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; вырабатывать умение различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. П: общеучебные – выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для произведений искусства, передающих радость, сказочность и веселье, их анализ и использование этих приемов в своей работе; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творческом процессе иллюстрирования. К: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, имеют мотивацию к творческому труду, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством | Рассмотреть иллюстрации к сказкам с одновременным прослушиванием подобранной музыки, ответить Коллективное решение в выборе сюжета для иллюстрирования.определить функции каждого в оформлении книжки. Совместная работа в сборе полного произведения. | Рисунок по представлению, иллюстрирующий сказку, выполненный в любой технике (по выбору) Контроль и помощь в сборе готового произведения. |
| |
12-13 | В сказочном подводном царстве Урок применения знаний. | Создание сюжетной композиции. Приемы и способы передачи иллюзии объемности на плоской поверхности листа. Смешение красок для создания с помощью цвета иллюзии подводного мира. Цветовое решение рисунка. Последовательность работы над рисунком | Беседа о красоте и загадочности подводного мира. Просмотр иллюстраций /презентация/. Рисование на тему (акварель, гуашь, кисти, цветные карандаши) | Овладеют композиционными навыками, расширят диапазон приемов работы с красками в передаче своего видения сказочного подводного царства. Научатся самостоятельно решать поисковые и творческие задачи, выполнять иллюстрации к сказочному сюжету в технике (по выбору) | Р: организовывать свое рабочее место в соответствии с правилами работы на уроках изобразительного искусства; планировать свои действия и контролировать их выполнение во время работы; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке. П: общеучебные – с помощью сравнения схематических изображений с картинами понимать композиционный строй каждой из них; освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о разных оттенках цвета, с помощью которых изображают воду. К: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; Л: эстетически воспринимать красоту подводного мира; эмоционально выражают в творческой работе свое отношение к подводному миру, выбирая художественные приемы рисования | Творческая работа: выполни свой рисунок на тему по представлению с передачей общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете. | Рисунок по представлению, выполненный сначала карандашом, затем акварелью или гуашью. Устное сочинение-описание понравившегося сказочного сюжета. |
|
|
14 | Искусство сказочной Гжели. Особенности изображения гжельского пейзажа. Украшение тарелочки Урок применения новых знаний.
| Из истории керамики Гжели: рождение искусства майолики. Русская майолика: традиции мастерства. Формы сосудов. Взаимосвязь оригинальной формы с декоративной росписью в изделиях народных мастеров. Особенности изображения гжельского пейзажа. Природные мотивы гжельской майолики. Приемы работы кистью по «растяжению» цвета от темного к светлому и в обратном порядке. Термины: майолика, фарфор, кумган, квасник, керамика. Последовательность работы над декоративной композицией | Путешествие в «машине времени»: Гжель 230 лет назад. Майолика XVIII в. (мультимедийная презентация, учебник). Коллективный обмен своими впечатлениями об увиденных работах. Ответ на вопрос: в чем отличие росписи гжельского фарфора от майолики? Освоение детьми на практике палитры мастеров гжельской майолики. Рисование кистью по мотивам пейзажа майолики Народный орнамент России. Декоративная композиция по мотивам росписи гжельской майолики (акварель, кисти) | Познакомятся с одним из видов декоративно-прикладного искусства – русской майоликой. Узнают, чем отличается роспись гжельского фарфора от майолики, суть терминов: майолика, фарфор, кумган, квасник, керамика. Освоят | Р.: контролировать процесс создания рисунка на всех этапах работы согласно ранее составленному плану; организовывать свое рабочее место с учетом правил безопасности, удобства и функциональности. П.: общеучеб- ные – выявление с помощью сравнения особенностей изображения гжельского пейзажа; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, приемов вариации и импровизации узоров при выполнении творческой работы; логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о творчестве художников-керамистов. К.: уметь активно слушать одноклассников, учителя, участвовать в коллективном обсуждении, отстаивать свою точку зрения. Л.: эмоционально воспринимают произведения мастеров гжельской майолики; видят красоту реальной действительности путем наблюдения природы; понимают значение красоты природы и произведений поэтов, художников, народных мастеров для человека и принимают его | Творческая работа-эксперимент: получить «растяжение» цвета, как на майолике Гжели. Нарисовать деревья, как гжельские мастера. Сравнить пейзажи, выполненные на данном уроке и предыдущем | Декоративная композиция по мотивам росписи гжельской майолики «Украшение тарелочки», выполненная акварелью |
|
|
15 | Волшебство цветочного узора в жостовском подносе. Знакомство с искусством мастеров жостова. Рисование узоров Жостова Урок ознакомления
| История жостовского художественного промысла. Декоративная роспись по металлу. Народные мастера Жостова. Волшебство цветочного узора: особенности жостовского письма. Колорит жостовской росписи. Секреты послойного жостовского письма. Термины: замалёвка, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка. Приемы работы кистью при выполнении жостовских узоров | Беседа о работах жостовских мастеров-кузнецов, о секретах рождения формы жостовского подноса «В жостовском подносе все цветы России. Видеофрагмент. Коллективное об- суждение особенностей художественного промысла, обмен впечатлениями о работах народных мастеров. Показ приемов работы кистью при рисовании узоров по мотивам жостовской росписи. | Познакомятся с художественным промыслом Жостово, его историей, жостовскими произведениями декоративно-прикладного творчества. Узнают о жостовских мастерах, секретах послойного жостовского письма, суть терминов: замалёвка, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка. Научатся техническим приемам работы кистью, выполнять роспись по мотивам жостовских узоров | Р: ориентироваться П: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях жостовской росписи; сравнение поэтапных результатов работы над рисунком с эталоном; логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о народных художественных промыслах. К: уметь слушать учителя и сверстников, формулировать ответы на вопросы, задавать вопросы для уточнения услышанной информации; составлять описания изделий. Л: эмоционально воспринимают росписи жостовских подносов; уважительно относятся к творчеству народных мастеров; выражают в творческой работе свое отношение к миру цветов средствами художественного образного языка декоративно-прикладного и народного искусства | Самостоятельная работа. Эксперимент: рисование кистью веточки и цветка лилии при соблюдении последовательности жостовского письма (так, как показал мастер) | Упражнение в рабочей тетради. Рисунок по мотивам цветочного жостовского узора, выполненный гуашью |
|
|
16 | О чем может рассказать русский расписной поднос. Композиция в декоративной росписи. Круг, овал. Роспись подноса Урок применения знаний. | Чаепитие как традиция. Русская старина в произведениях искусства. О чем может рассказать русский расписной поднос. Формы подносов. Связь формы подноса, его лакового покрытия и цветочного узора. Общность художественных приемов цветочной росписи в разных центрах народного творчества. Роль пятна и цветной линии как выразительных средств. Узоры золотой каймы («уборка»). Приемы выполнения композиции цветочной росписи на подносе | Путешествие Беседа о сходстве и различии Народный орнамент России. Вариации по мотивам цветочной росписи Жостова (гуашь, белила, кисть) | Познакомятся с произведениями живописи, на которых изображено чаепитие. Расширят представление об общности художественных приемов цветочной росписи в разных центрах народного творчества, о роли пятна как выразительного средства, о значении цветной линии в усилении выразительности образа. Узнают | Р: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось; вносить изменения в композицию в соответствии с законами ее построения. П: общеучебные – умение анализировать эскизы росписи подносов, выбирать лучший вариант, рассказать средствами изобразительного языка о красоте декоративного цветка; выявить с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых цветочных узоров (сопоставление городецкого и жостовского узоров); логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творческом процессе росписи подносов. К: уметь работать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, слышать мнение оппонента, участвовать в обсуждении разнообразных форм жостовских подносов, того, как складывается целостный образ художественной вещи (подноса); проговаривать этапы работы над композицией; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. Л: соблюдают организованность, дисциплинированность на уроке; действуют согласно правилам обращения с художественными материалами и правилами работы; выражают в творческой работе свое отношение к искусству русских лаков средствами кистевого письма; адекватно оценивают свою работу на уроке; обсуждают индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности | Творческая работа: украсить цветочным узором поднос. При рассматривании изделий декоративно-прикладного творчества (жостовских подносов) постараться оценить связь формы и цветочной композиции, сделать выводы. | Упражнение в творческой тетради. Рисунок-вариация, выполненный по мотивам цветочной росписи Жостова гуашью |
|
|
III четверть «Труд и отдых людей зимой и весной» - (10 часов) | |||||||||
17 | Городские и сельские стройки. Тема труда в изобразительном искусстве. Комбинированный урок | Творчество В. Мухиной, Т. Яблонской и др. Учить выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке. | Эвристическая беседа с опорой на учебник и мультимедийную презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. | Познакомятся с произведениями на тему труда в искусстве и их авторами. Научатся выделять интересное, главное и наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом композиционный центр в рисунке. | П.: осуществление анализа художественных произведений, выделение жанровых признаков. Р.: учатся делать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; умеют работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность на уроке Л.: умеют пользоваться языком изобразительного искусства; умеют слушать и понимать высказывания собеседника. Л.: развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями классического искусства; развитие чувства гордости за труд своих родных и близких. | Творческая работа: при рассматривании понравившейся репродукции ощутить красоту и духовную значимость произведения, рассказать о своих художественных впечатлениях и умении автора воплотить замысел в своем творчестве. Рисунок на тему: «Городские и сельские стройки » (карандаш, акварель) | Устный опрос. Рисунок. |
|
|
18 | Орудия труда человека. Рисование с натуры или по памяти. | Передача в рисунке пропорции, строения, очертаний, пространственного расположения, цвета изображаемых предметов. Термины: свет, тень Приемы и способы передачи иллюзии объемности на плоской поверхности листа. Смешение красок для создания с помощью цвета иллюзии реального изображения. | Выявление приемов и способов передачи иллюзии объемности на плоской поверхности листа. Коллективное рассуждение о форме предметов. Выполнение рисунка предметов с использованием одной из предложенных композиционных схем. Основы художественного изображения. Рисование с натуры (акварель, гуашь, кисти, цветные карандаши) | Расширят свои представления о форме, объеме предметов, способах колористического решения, светотеневой проработки. Узнают суть терминов: свет, тень на предмете, падающая тень, блик. | Р.: организовывать свое рабочее место с учетом функциональности, удобства, рациональности и безопасности; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. П.: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о форме предметов; выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов (форма, цвет, размер). К.: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать образную речь при описании различных предметов человеческого труда, отвечать на вопросы, делать выводы. Л.: принимают ценности отечественной и мировой культуры; адекватно оценивают результаты своей работы на уроке; соблюдают дисциплинированность и правила поведения во время урока | Вспомнить | Упражнения на светотеневое решение предметов разными способами Рисунок
|
|
|
19 | Живописные упражнения «Тепло-холодно». Виды изобразительного искусства. Живопись. Комбинированный урок. | Живопись, как вид изобразительного искусства. Цвет в живописи. Правила смешения основных красок для получения более холодных и теплых оттенков. | Эвристическая беседа с опорой на учебник и мультимедийную презентацию». Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. | Познакомятся с именами художников и их произведениями. Научатся чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний, определять теплые и холодные цвета в произведениях искусства | Р.: принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; вырабатывать умение различать способ и результат действия; оценивать и анализировать результат своего труда. П.: уметь осуществлять художественный анализ произведений изобразительного искусства; самостоятельно выполнять задание. К.: уметь высказывать и аргументировать свое мнение, выслушивать мнения своих товарищей. Л.: духовно-нравственное развитие посредством формирования особого отношения к лучшим образцам изобразительного искусства; развитие самостоятельности в поиске решения поставленных изобразительных задач. | Выполнение живописных упражнений «Тепло-холодно». | Устный опрос. Рисунок. |
|
|
20 | Скульптура. Виды изобразительного искусства. Комбинированный урок. | Виды скульптуры. Материалы в скульптуре. Творчество художников-скульпторов. Пластический и комбинированный способы лепки. Мультимедийная презентация. | Эвристическая беседа с опорой на учебник и мультимедийную презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему. | Познакомятся с именами художников-скульпторов и их произведениями. Научатся передавать форму и объем предметов пластическим способом; работать с пластическими материалами (глина, пластилин, соленое тесто). | Р.: определяют последовательность действий при работе над скульптурой; умеют работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность на уроке. П.: осуществляют поиск необходимой информации о скульптуре; пользуются учебником и рабочей тетрадью при выполнении задания. К.: умеют формулировать собственное мнение и рассуждать о художественных особенностях скульптурных произведений. Л.: развитие самостоятельности в поиске решения поставленных изобразительных задач. | Лепка животного по представлению и по памяти (по выбору учащихся) | Устный опрос. Поделка. |
|
|
21 | Лепка фигурки коня. Глиняные игрушки. Комбинированный урок
| Центры народных художественных промыслов. Дымковские и филимоновские глиняные игрушки. Сходство и различие. Способы и приемы лепки глиняной игрушки. | Эвристическая беседа с опорой на учебник, собранный детьми материал и мультимедийную презентацию». Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение работы на заданную тему. | Познакомятся с особенностями пластической формы глиняных игрушек. Научатся владению навыками работы с пластическими материалами при создании объемного предмета (игрушки) и передаче его характерных особенностей. | Р.: определяют последовательность действий при работе со скульптурой; умеют работать самостоятельно и анализировать собственную деятельность на уроке. П.: систематизируют знания о художественных традициях народного творчества в области глиняной игрушки; пользуются учебником и рабочей тетрадью при выполнении задания. К.: умеют формулировать собственное мнение и рассуждать о художественных особенностях скульптурных произведений. Л.: развитие самостоятельности в поиске решения поставленных изобразительных задач. | Самостоятельная подготовка к уроку – поиск материала по теме. Лепка фигурки коня /или другой фигурки животного по выбору/ по мотивам народных игрушек ( по выбору: дымковской или филимоновской) | Устный опрос. Поделка из пластилина. Выставка игрушек |
|
|
22 | Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр. Отражение патриотической темы в произведениях художников. Творчество А. Дейнеки. Урок ознакомления
| Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Историческое событие как основа сюжета художественного произведения. Образ защитника Отечества и ратный подвиг народа в искусстве: историческая картина, батальный жанр, плакат. Образ воина-ратника далекого прошлого Сюжет для батальной сцены. Композиционные схемы. Цветовое решение рисунка | Беседа по тексту и репродукциям с исторических произведений искусства. Работа по вопросам Основы художественного изображения. Рисование по памяти | Познакомятся с новым жанром (батальным) изобразительного искусства. Расширят представления о тематической композиции на ярких примерах изобразительного искусства. Научатся пространственному видению пропорциональных цветоотношений. Овладеют живописно-графическими и композиционными навыками в создании тематической картины с изображением человека в движении | Р.: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить необходимые изменения в рисунок; планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы. П.: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об особенностях одного из жанров изобразительного искусства – батального, выразительных возможностях разных видов изобразительного ис-кусства (графических и живописных); составление описания живописных произведений искусства; логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о творчестве А. А. Дейнеки, пропорциях и общем строении человеческой фигуры, способах изображения фигуры человека в движении. К.: уметь участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств в произведениях изобразительного искусства, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. Л.: эмоционально воспринимают подвиги русского воинства, произведения батального жанра; с уважением относятся к воинам, армии; воспринимают и понимают предложения и оценку результатов работы, даваемую учителями и товарищами | Творческая работа: продумать и создать свой образ воина. При рассматривании произведений живописи | Наброски человека в движении |
|
|
23 | Широкая масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр Декоративная композиция. | Широкая масленица: традиции народного праздника. Изображение масленичных гуляний в произведениях живописи. Описание Масленицы в литературных произведениях. Термины и понятия: ярмарка, петрушка, Масленица, вертеп, балаган, аттракцион. Последовательность работы над декоративной композицией. Цветовое решение композиции (контраст цвета, яркость, насыщенность) | Беседа о традиционном народном празднике Масленице как об одном из любимых весенних увеселений народа. Работа по репродукциям картин, представленным в учебнике. /презентация/. Подготовка ответов на вопросы. Анализ композиции, цветового решения творческой работы . Заслушивание авторов интересных композиций, оценка общего эмоционального состояния работ. Основы художественного изображения. Рисование по наблюдению и по представлению. | Расширят представление об особенностях проводов зимы в разных регионах России на примерах произведений искус- ства. Узнают суть понятий: ярмарка, петрушка, Масленица, вертеп, балаган, ат- тракцион. Овладеют живописно-декоративными и композиционными навыками в передаче образа весеннего праздника. Научатся выполнять декоративную композицию
| Р.: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на объяснение учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. П.: общеучебные – умение эмоционально реагировать на цвет и форму предметов, осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии при выяснении цвета натуры и для подбора оттенков красок при выполнении декоративной композиции; логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о разных оттенках цвета и способах достижения декоративности в рисунке. К.: уметь активно слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; использовать образную речь при описании масленичных гуляний, показывая чуткость к меткому слову в устном народном творчестве (на примерах пословиц, поговорок). Л.: эстетически воспринимают красоту народного праздника Масленицы как одного из явлений праздничной народной культуры; | Самостоятельный сбор материалов для урока. Творческая работа: создать образ праздника проводов | Декоративная коллективная композиция с изо- бражением масленичного праздника.
|
|
|
24- | «Портрет любимой мамочки» Жанры изобразительного искусства. Портрет. Творчество Рафаэля и Леонардо да Винчи. Женский портрет Урок закрепления знаний, умений. | «Весенний праздник, праздник мам…». Портрет как один из жанров изобразительного искусства. Женские образы в искусстве. Образ мамы в литературных произведениях. Схематический рисунок человеческого лица. Особенности лица конкретного человека. Композиционные схемы. Последовательность работы над рисунком | Беседа о первом весеннем празднике, о празднике всех женщин. Работа по репродукциям женских портретов /презентация/, ответы на вопросы. Чтение схем изображения головы человека. Создание портрета любимого человека (мамы, бабушки, сестры). Выслушивание рассказов авторов рисунков о тех, кого они запечатлели в своих работах. Основы художественного изображения. Рисование по наблюдению, по памяти | Расширят представление о портрете как об одном из жанров изобразительного искусства, представление о пропорциях головы человека. Познакомятся с творчеством Рафаэля и Леонардо да Винчи. Овладеют графическими и живописно-декоративными навыками в создании портрета. Научатся рисовать портрет | Р.: планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места; контролировать свои действия во время творческой практической деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия (в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта). П.: общеучебные – умение самостоятельно формулировать творческую проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи; стремление к расширению своей познавательной сферы; логические – осуществление поиска информации в разных ис-точниках о способах достижения выразительности рисунка, ее осмысление. К.: уметь использовать образную речь при описании внешности, качеств мам, бабушек, выразительно читать стихотворения Л.: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, испытывают нежные, трогательные чувства по отношению к самому близкому человеку – матери | Творческая работа: самостоятельная подборка материалов для урока-праздника. Создать портрет самого любимого При рассматривании женских портретов определить, какими изобразительными средствами художники рассказали о своем отношении к изображенным на них женщинам, как передали их настроение | Рисунок по наблюдению, по памяти с изображением портрета мамы, |
|
|
25 26 | Иллюстрирование стихотворения Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» Сюжетная композиция: композиционные центр Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой. Иллюстрация произведения | Создание сюжетной композиции. Приемы и способы передачи иллюзии объемности на плоской поверхности листа. Цветовое решение рисунка. Последовательность работы над рисунком | Беседа о стихотворении Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Просмотр иллюстраций к произведению /презентация/, беседа о красоте родной природы, о героях произведения, о композиционных особенностях иллюстраций. Чтение композиционных схем к иллюстрациям, выявление местоположения дополнительных элементов изображения по отношению к главному герою. | Овладеют композиционными навыками, умением выделять в композиции главное, подчиняя ему все второстепенные элементы. Научатся самостоятельно решать поисковые и творческие задачи, выполнять иллюстрации к произведению в технике (по выбору), | Р: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата и вносить в план коррективы в случае отклонения; адекватно относиться к оценке результатов работы учителем и сверстниками. П: общеучебные – выявление с помощью сравнения композиционных особенностей ил-люстраций; умение решать творческие задачи самостоятельно; логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о роли художника в кино, композиционных схемах иллюстраций. К: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать, уважать мнение другого; выразительно пользоваться языком изобразительного искусства, оформить свою мысль в устной и живописной форме. Л.: имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); эстетически воспринимают красоту природы в произведении; выражают в творческой работе свое отношение к героям литературного произведения известными художественными приемами | Творческая работа: выполни свою иллюстрацию к стихотворению. При рассматривании иллюстраций к произведениям постараться выявить художественные средства, с помощью, которых художники раскрывают образ героя. После просмотра фрагментов презентации ответить на вопрос: какова роль художника в оформлении литературных произведений? | Устный опрос. Готовая иллюстрация. |
|
|
IV четверть «В каждом рисунке – солнце» (9 часов) | |||||||||
27 | Красота моря. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит. Изображение по памяти морского пейзажа. Творчество И. К. Айвазовского. Урок ознакомления
| Признаки наступающей весны. Водные просторы России. Морской пейзаж. Знакомство с творчеством художников-маринистов. Природные состояния, отраженные в картинах (спокойствие, буря, шторм, сумерки, тревога и т. д.). Композиционные схемы пейзажей. Цветовая гамма картин с изображенным на них морем. Сюжет, композиция и состояние природы, которое отразится в колорите картины. Последовательность работы над рисунком | Беседа об одном Основы художественного изображения. Рисование по наблюдению, по памяти или представлению (акварель, кисти, карандаш) | Расширят представления о пейзаже. Узнают о творчестве художника-мариниста И. К. Айвазовского. Овладеют живописно-графическими и композиционными навыками | Р.: организовывать свое рабочее место в соответствии с правилами работы на уроках изобразительного искусства; планировать свои действия и контролировать их выполнение во время работы; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке. П.: общеучебные – с помощью сравнения схематических изображений с картинами понимать композиционный строй каждой из них; освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о разных оттенках цвета, с помощью которых изображают воду. К.: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; составлять рассказ о весенних признаках, о своих впечатлениях Л.: эстетически воспринимают красоту весеннего пробуждения водных источников; эмоционально отзывчивы на произведения художников-маринистов | Творческая работа: морских или речных пейзажей. Рассказ о наблюдаемых в наших краях таянии снегов, разливах вод, о том, что в рассмотренных картинах природы привлекло больше всего? | Наброски силуэтов судов, лодок, кораблей. Рисунок по памяти или представлению с изображением морского пейзажа, выполненный акварелью, гуашью, цветными карандашами |
|
|
| |||||||||
28-29 | Полёт на другую планету. Сюжетная композиция: композиционные центр Урок закрепления знаний, умений. | Создание сюжетной композиции. Приемы и способы передачи иллюзии объемности на плоской поверхности листа. Смешение красок для создания с помощью цвета иллюзии космоса. Цветовое решение рисунка. Последовательность работы над рисунком | Беседа о красоте и загадочности космоса. Просмотр иллюстраций /презентация/. Рисование на тему (акварель, гуашь, кисти, цветные карандаши) | Овладеют композиционными навыками, расширят диапазон приемов работы с красками в передаче своего видения сказочного подводного царства. Научатся самостоятельно решать поисковые и творческие задачи, выполнять иллюстрации к фантастическому сюжету в технике (по выбору) | Р: организовывать свое рабочее место в соответствии с правилами работы на уроках изобразительного искусства; планировать свои действия и контролировать их выполнение во время работы; адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа и отзыва о готовом рисунке. П: общеучебные – с помощью сравнения схематических изображений с картинами понимать композиционный строй каждой из них; освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; логические – осуществление поиска информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о разных оттенках цвета, с помощью которых изображают воду. К: уметь совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение; Л: эстетически воспринимать красоту космического пространства; эмоционально выражают в творческой работе свое отношение к космосу, выбирая художественные приемы рисования | Творческая работа: самостоятельный подбор материала на тему. Выполнение рисунка на тему по представлению с передачей общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете. | Рисунок по представлению, выполненный сначала карандашом, затем акварелью или гуашью. Устное сочинение-описание понравившегося фантастического сюжета. |
|
|
30 | Ветка вербы. Рисование с натуры, по памяти и по представлениюпростых по очертанию и строению объектов действительности. Урок закрепления знаний, умений. | Наблюдения Смешение красок для создания с помощью цвета иллюзии реального изображения. Этапы работы над рисунком | Рисование на тему (акварель, гуашь, кисти, цветные карандаши) | Научатся самостоятельно решать поисковые и творческие задачи: расширят диапазон приемов работы | Р: контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке изобразительного искусства принадлежностей и материалов. П: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, составление описания вербы; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – осуществление поиска существенной информации, дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о весне, и ее осмысление. К.: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, слушать одноклассников, учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; выразительно читать стихотворения о весне (по желанию), использовать образную речь. Л.: воспринимают окружающий мир и произведения искусства; выражают в творческой работе свое отношение к природе, выбирая художественные приемы рисования кистью | Выполнение рисунка с натуры по памяти и по представлению. | Рисунок по представлению, выполненный сначала карандашом, затем акварелью или гуашью.
|
|
|
31 | Весна в произведениях русских художников. Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство Изображение по воображению пейзажа. Пространство Художников-пейзажистов. Композиция «Родные просторы» (акварель, гуашь). Урок применения знаний.
| Живописные просторы Родины. Наблюдения Термины: линия горизонта, воздушная перспектива, теплые Графические композиции пейзажа. Последовательность работы над рисунком – пейзажем | Знакомство с пейзажем в произведениях поэзии и изобразительного искусства /интерактив/. Коллективный обмен мнениями об увиденных живописных полотнах, услышанных стихотворениях, замыслах авторов этих произведений. Рассказы о наблюдениях природы. Работа Основы художественного изображения. Рисование по памяти, по представлению (акварель, гуашь, кисти) | Расширят представления о пейзаже как о жанре изобразительного искусства, как об одном Научатся рисовать пейзаж по одной на плоскости | Р.: оценивать и анализировать результат своего труда; планировать алгоритм действий по выполнению творческой практической работы; организовывать свое рабочее место с учетом удобства и безопасности работы. П.: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте пейзажей; составление описания различных пейзажей; приведение примеров изображения пейзажа К.: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, вступать в коллективное учебное сотрудничество, использовать образную речь при описании пейзажей; выразительно читать стихотворения-описания пейзажей. Л.: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; понимают значение красоты природы и произведений поэтов, художников; проявляют интерес к предмету, имеют мотивацию к творческой деятельности | Творческая работа: эксперимент с красками и цветными карандашами. Творческая работа: при рассматривании понравившейся репродукции ощутить красоту и духовную значимость произведения, рассказать о своих художественных впечатлениях и умении автора воплотить замысел в своем творчестве; попытаться обнаружить связь личного наблюдения за пейзажами родного края | Устный опрос. Рисунок. |
|
|
32 | В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет. Выбор для реализации собственного замысла. Композиция на заданную тему (акварель, фломастеры). Урок закрепления знаний, умений.
| День Победы – всенародный праздник. Фильмы, литературные произведения, рассказы | Беседа о всенародном празднике Победы с использованием учебника. Рассматривание репродукций и подготовка ответов на вопросы. Экспериментирование как они добились красоты, яркости праздничного салюта в своих произведениях. Народный орнамент России. Импровизация по мотивам образов-символов в традиционной русской культуре (акварель, кисти, фломастеры) | Расширят представления о возможностях цвета, о декоративности контрастных цветосочетаний, языке изобразительного искусства. Узнают, что контраст темного | Р.: определять последовательность промежуточных целей П.: общеучебные – поиск и выделение информации (общее и различное в произведениях живописи и декоративно-прикладного искусства при изображении праздничного салюта); умение составлять и анализировать варианты композиционных схем; сравнивать их и выбирать лучший, логические – осуществление поиска информации, расширяющей и дополняющей представление о художественных выразительных средствах в композиции. К.: уметь строить понятные речевые высказывания, использовать образную речь при описании праздника, салюта, произведений живописи и декоративно-прикладного искусства; участвовать в обсуждениях, аргументированно отстаивать свою точку зрения; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы. Л.: сориентированы на эмоционально-ценностное отношение к празднику Победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.; эстетически воспринимают торжественность, величие победного праздника в реальной жизни и в произведениях искусства | Творческая работа: создать свою композицию «Салют Победы». Упражнение-эксперимент по подбору цветовой гаммы для передачи красоты фейерверка, поиск оттенков цвета для всплесков салюта. Исследование: ответить на вопрос: как художники передают свои чувства в живописной картине, росписи цветными эмалями | Декоративно-сюжетная композиция с изображением образа победного салюта на фоне города с его памятниками архитектуры на тему «Салют Победы», выполненная акварелью или фломастерами |
|
|
| |||||||||
33 | Сказочное животное. Импровизация по мотивам образов-символов (тушь, фломастер). Урок закрепления знаний, умений | Сказочные, мифологические мотивы в изобразительном искусстве. Импровизация по мотивам образов-символов | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира. Рассматривание произведений искусства со сказочными мифологическими мотивами. /Презентации/ Коллективное рас- суждение об образах-символах, сюжетах картин, композиционных схемах. Творческая работа: выполнение изображения зверя в разных техниках (по выбору). Определение «экспертами-искусствоведами» призовых мест на выставке детских работ «У всякого мастера свои затеи» | Покажут степень овладения живописно-декоративными и композиционными навыками. Научатся создавать декоративный сказочный образ зверя или птицы | Р.: осуществлять пошаговый контроль своих действий; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае отклонения от представляемого конечного результата, замысла. П.: общеучебные – выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых живописных произведений; умение анализировать результаты сравнения; усвоение основных средств выразительности художественных произведений; логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о назначении музеев, их экспозициях. К.: уметь вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их; вести дискуссию, диалог, слышать и понимать позицию собеседника. Л.: имеют мотивацию к творческому труду, потребность в художественном творчестве | Творческая работа: выполнить изображение зверя в разных техниках. Исследование: при рассматривании произведений искусства разных видов постараться выя- вить связь материала, формы и техники исполнения | Рисунок с изображением декоративного сказочного образа зверя или птицы по мотивам образов-символов (тушь, фломастер). Урок закрепления знаний, умений |
|
|
34- | Экскурсия в в картинную галерею или виртуальная экскурсия. | Жанры изобразительного искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, | Рассказ о русских художниках или какой-либо картине, которую увидят в музее (заранее подготовленное задание). Участие в коллективной беседе: обмен мнениями, устное описание отдельных произведений живописи и своего отношения к поэтическим и декоративно-прикладным произведениям российского искусства. Восприятие, эмоциональная оценка произведений русского искусства | Познакомятся с выразительными средствами различных видов декоративно-прикладного искусства. Научатся приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, оценивать произведения искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства. Повторят терминологию | Р.: работать по предложенному учителем плану; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. П.: общеучебные – умение делать предварительный отбор источников информации К.: уметь оформлять свою мысль в устной форме Л.: сориентированы на активное восприятие произведений живописи, литературы; принимают ценности отечественной и мировой культуры; эмоционально оценивают шедевры национального, российского искусства (живопись, архитектуру), изображающие различные стороны окружающего мира и жизненных явлений; соблюдают дисциплинированность и правила поведения учащихся во время экскурсии | Проект «Виртуальнаяэкскурсия в музей Постараться понять при просмотре музейных экспонатов, что художественная культура России богата и разнообразна Самостоятельно подготовить материал о здании музея, как об архитектурном памятнике Воронежа, о жизни художника-земляка И.Крамского, об отдельно взятой картинехудожника. Подготовить коллективный рассказ о музее для учащихся и родителей. | Виртуальная экскурсия по музею для родителей. Сочинение-рассказ «Что мне больше всего понравилось в музее» |
|
|
|
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Дополнительная литература.
1. Каменева, Е. Н. Какого цвета радуга / Е. Н. Каменева. – М.: Детская литература, 1984.
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. – М. : Просвещение, 2011.
3. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л. : Детская литература, 1973.
4. Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995.
5. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.
6. Шампарова Л.В. Рабочие программы по учебникам В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной / авт.-сост. Л.В. Шампарова.– Волгоград: Учитель, 2012.-54с.
2. Интернет-ресурсы.
Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org
Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа: http://www.4stupeni.ru
Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru
Педагогическое сообщество. – Режим доступа: http://www.pedsovet.su
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов:- Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
Российский общеобразовательный портал.- Режим доступа: http://www.school.edu.ru
http://moikompas.ru/tags/plastilin
http://www.vasnecov.ru/
Искусство. Основы декоративно-прикладного искусства. – Режим доступа: http://www.posobiya.ru/NACH_SKOOL/ISKUSS/013/index.html
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Большая электронная энциклопедия (CD).
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
3. Аудиозаписи. Классическая музыка.
Наглядные пособия.
Рекомендуемые для бесед произведения изобразительного искусства:
Айвазовский И. Феодосия. Закат солнца. Бах Р. Памятник А.С. Пушкину. Белых А. Кострома. Бенуа А. Баба-Яга. Билибин И. Иллюстрации к сказкам. Богоматерь Владимирская. Икона. Брюллов К. Автопортрет. Бучкин П. Углич. Первый снег. Васильев Ф. Мокрый луг; Перед грозой; Кучевое облако; После грозы. Васнецов А. Основание Москвы; Красная площадь начала XVII века. Васнецов В. Богоматерь с младенцем. Роспись; Снегурочка; Баба-Яга. Васнецов Ю. Иллюстрации к книгам. Ватто А. Голова молодой женщины в профиль. Врубель М. Натюрморт: подсвечник, графин, стакан. Герасимов А. Кремль. Кутафья башня; Капли дождя. Герасимов С. Лед прошел. Гоген П. Студийные зарисовки. Горбатов Г. Новгород. Пристань. Грицай А. В Жигулях. Бурный день. Дейнека А. Эскиз плафона Центрального театра Российской армии. Дубовский Н. Родина. Дюрер А. Крыло голубого зимородка. Ефимов И. Кошка с шаром. Жуков Н. Сестра и брат. Жуковский С. Кусково. Малиновая гостиная; Плотина. Игошев В. Моя Родина. Иванов А. Ветка; Набросок коня. Каменский Ф. Молодой скульптор. Конашевич В. Иллюстрация к сказке К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Коровин К. Москворецкий мост. Крымов А. Деревенский пейзаж. Куинджи А. Полдень. Стадо в степи; Облака. Куприн А. Зима. Москва. Левитан И. Гумно. Сумерки; Озеро. Русь; Бурный день; Вечер на Волге; Буря – дождь. Леонардо да Винчи. Наброски коня. Лиотар Ж. Шоколадница. Мане К. Скалы в Бель-Иле. Мочальский М. Псков. Мухина В. Рабочий и колхозница. Нарбут Г. Иллюстрации к басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», сказке В.А. Жуковского «Как мыши кота хоронили». Нисский Г. Подмосковье. Февраль. Орлов С. Сюжет из сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок». Орлов С., Антропов А., Штамм Н. Памятник Юрию Долгорукову. Оссовский П. Московский кремль зимой. Павлов С. Натюрморт. Петровичев П. Ростов Ярославский. Петров-Водкин К. Мать. Пикассо П. Мать и дитя. Пименов Ю. Новая Москва. Пластов А. Мама; рисунки животных. Поленов В. Белая лошадка. Нормандия; Московский дворик. Рафаэль Сикстинская мадонна. Мадонна Альба. Рембрант. Святое семейство. Старик в кресле; Лежащий лев; Слоны. Репин И. Отдых. Этюд; Портрет И.С. Остроухова. Ромадин Н. У сельсовета. Рудаков К. Иллюстрации к сказкам. Руднев Л., Абросимов П и др. Главное здание Московского государственного университета. Саврасов А. Вид на Московский Кремль. Весна. Серов В. Рабочие с тачками; Борзые. Судейкин С. Натюрморт. Суриков В. Минусинская степь. Ткачевы А. и С. Матери; Отец; Дождик. Толстой Ф. Стрекоза. Трубецкой П. Девочка с собакой. Друзья. Фирсов И. Юный живописец. Шилунь Цзян. Полевые ирисы. Шишкин И. Облака над рощей; «Среди долины ровныя…»; Последние лучи. Юоон К. Раскрытое окно; Голубой куст; Конец зимы. Полдень. Яблонская Т. Хлеб.
Произведения народного декоративно-прикладного искусства. Народные игрушки. Современные технические игрушки. Жостовские подносы. Хохломская роспись. Русское кружево и вышивка. Декоративные ткани. Творчество мастеров Воронежского края.
5. Технические средства обучения.
Мультимедийный проектор
Компьютер.
Интерактивная доска.
6. Учебно-практическое оборудование. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.
Предмет: Начальные классы
Категория: Планирование
Целевая
аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС
object(ArrayObject)#851 (1) { ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) { ["title"] => string(151) "Рабочая программа по ИЗО для учащихся 1 класса УМК "Перспективная начальная школа" " ["seo_title"] => string(96) "rabochaia-proghramma-po-izo-dlia-uchashchikhsia-1-klassa-umk-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola" ["file_id"] => string(6) "114974" ["category_seo"] => string(3) "izo" ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie" ["date"] => string(10) "1411754344" } }
Пожалуйста, введите ваш Email.
Если вы хотите увидеть все свои работы, то вам необходимо войти или зарегистрироваться
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт