Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по факультативу "Наш край"»
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Вместе с тем, начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития детей, развитой речи, культурного поведения. В этом огромную роль призвана играть социальная этническая самоидентификация человека, т.е. осознание ответа на вопрос “Что есть Родина? и кто я?” Школа не должна потерять своего места в складывающейся системе освоения культурного наследия. Поэтому одним из направлений формирования культурно-образовательного пространства начальной школы должна стать систематическая работа по приобщению учащихся к художественно- эстетическим ценностям родного края, его истории, традициям, культуре. Главное - вызвать у ребенка теплое чувство сопричастности к родной земле, ее храмам и жилищам, природе, слову. Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл Пришвинской фразы: «…Охранять природу – значит охранять Родину…».
Программа объединения «Наш край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Программа обучения рассчитана на школьников 1-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей, культурой, природой, народным творчеством родного края.
В 1 классе - 33 часа в год по 35 минут, во 2 - 4 классах - 34 часа в год по 45 минут. Занятия проходят 1 раз в неделю. Расписание занятий составляется в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории и культуре Владимирской области, формирование целостного представления о природном и социальном окружении.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Владимирской области, культурой,природой, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Методической основой программы, является самостоятельное творчество детей с использованием игр, изобразительной и театральной деятельности, чтения, экскурсий, бесед, викторин, праздников, конкурсов, наблюдений
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность семьи – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
Ценность религиозного мировоззрения - формирование на основе межконфессионального диалога представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности.
Ценность искусства и литературы - как способ познаниякрасоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
Данные положения определили структуру программы:
I (1 класс) Край навеки нам родной.
Восстановление культурно-исторических связей с малой родиной начинается с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Приоритетным на этом этапе является чувственно-эмоциональное проживание детьми красоты родного посёлка, знакомство с его историей, культурными и промышленными предприятиями.
Задача программы 1 класса - сформировать у младших школьников эмоционально-ценностное отношение к истории, культуре и традициям малой родины, своей семьи.
II. ( 2 класс )История родного края - путешествуем в Древнюю Русь.
История занимает одно из ведущих мест в системе гуманитарных наук и оказывает существенное влияние на формирование личности. Историческое сознание, историческая память - важнейшие составляющие духовной культуры общества. Благодаря исторической пропедевтике учащиеся получают возможность осознать свою причастность к истории, понять, что и они так же являются носителями исторической памяти, почувствовать, что такое связь времен, связь поколений, познакомиться с благородными образцами служения Отечеству.
Задача программы 2 класса - показать хронотоп развития малой родины в историко-краеведческом и социокультурном аспектах. На данном этапе работы формируется отношение к познанию как к духовно-нравственной потребности. Это отношение выстраивается как открытие субъективно нового в мире культурно-исторических ценностей, побуждающее к самоопределению школьником смысла и содержания накопленного жизненного опыта в историко-культурном пространстве развития своей малой родины и народа.
III. (3 класс)Культура моего народа – знакомимся с литературой и искусством родного края.
Приоритетным на этом этапе является погружение в мир музыкальной и художественной культуры родного края, знакомство с культурными традициями прошлого и настоящего своего народа. В силу этого реализация деятельностного подхода в образовательном процессе осуществляется через организацию различных видов художественно – творческой деятельности детей, передающих их ощущение и самовосприятие себя как жителя древнего и трудового города.
Задача программы 3 класса – погружение в мир музыкальной и художественной культуры малой родины и создание у детей эмоционально-образной картины своего края .
IV (4 класс) «Мое Отечество сынами славится!»
Все аспекты программы этого года рассматриваются через показ человека, его сущности, его деятельности для посёлка, для будущего. Это поможет воспитать в учащихся гордость за принадлежность к человеческому роду, за место, где родился и вырос, стремление самому быть носителем общечеловеческих ценностей, преобразователем и творцом мира.
Задача программы 4 класса - создание образовательной среды, позволяющей раскрыть перед учащимися на примере жизненного пути выдающихся земляков прошлого и настоящего возможности самореализации и самосозидания человека.
Методическое обеспечение. Комплект методической литературы, справочники, энциклопедии, диски. Материалы школьного, областного краеведческих музеев, семейные архивы. Одним из основных методов организации краеведческой работы является метод личностно-ориентированного обучения. Основная форма работы - внеклассная и внешкольная. Основное место деятельности – школьное помещение, территория посёлка, района, области. Объекты – ветераны войны и труда, памятники природы и культуры, растительный и животный мир и др.
Формы контроля
В качестве основных форм при освоении данной программы рекомендуются следующие формы контроля: Тестирование Непосредственное участие младших школьников в: - праздниках; - конкурсах; - олимпиадах; - социальных проектах ( коллективных творческих делах) Устные выступления учащихся (подготовка небольших сообщений и выступления с докладом) Анализ продуктов творческой деятельности ребенка
Основным критерием результативности освоения программы «Наш край» выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой родины, показателями которого можно считать: -наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия; -активная познавательная позиция младшего школьника; участие в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах; -широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка); -овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством и т.п.)
Календарно - тематическое планирование,1 класс
№п/п
Тематика занятий
Творческие работы учащихся
Количество часов
Дата,
план
Дата, факт
Наш край.
1
Вводное занятие. Что такое краеведение?
1
2-4
Род и родословная
Рисуем генеалогическое дерево.
2
5-6
Дом, в котором я живу
Конкурс рисунков
2
7
Моя улица
Почему так названа? (исследовательский проект)
2
8-9
Наша школа
Оформление стенда «Наша школа»
2
10-12
Почему моё село так называется?
Исследовательский проект
2
Мир живой природы родного края
13-18
Мир живой природы родного края
Конкурс « Я расскажу вам о себе»
2
19-20
Народный календарь
Альбом «Народные приметы»
2
21-22
Что даёт стране наш край
Доклады
2
23-25
Наш край талантами богат
Коллаж «Знаменитые люди нашего края»
2
26-29
Наш край в годы Великой Отечественной войны. Мои родные – участники войны.
Стенгазета «Они воевали за Родину»
2
30-31
Герб области, района, села.
Проект «Герб нашего села»
2
32-33
Красная книга родного края
Составляем Красную книгу растений и животных .
2
Календарно-тематическое планирование,2 класс
№п/п
Тематика занятий
Творческие работы учащихся
Количество часов
Дата проведения,
план
Дата проведения, факт
Славяне, Русь, Владимирская Земля
1
Знакомство с предметом.
1
2
Славяне
1
3-4
Народные верования. Языческие обряды и праздники
2
5
Крещение Руси. Сказ о Владимире Красное Солнышко
1
6
Владимир Мономах и Владимир Красное Солнышко- основатели древнего города Владимира
1
7-8
Золотые ворота
2
9
Грозные дни монголо- татарской осады
10
Обобщение по разделу «Славяне, Русь, Владимирская земля»
2
Герои земли владимирской, их нравственный подвиг.
11-13
Русь былинная
2
14-16
Илья Муромец- богатырь земли русской
2
17-18
Сказание о Петре и Февронии
19
Андрей Боголюбский
1
20-22
Александр Невский
1
23
Обобщение по разделу «Герои земли владимирской, их нравственный подвиг».
1
Праздники Христианской Руси.
24
Круг светлых дней. Сочинение «Мой любимый праздник»
Азбука и первые книги на Руси. Как люди научились писать
1
24
Первые книги древней Руси
1
25
Обобщение по разделу
1
Творчество поэтов и писателей Владимирской области.
26
С.К.Никитин
1
27
Т.А. Андреева, А.И.Шлыгин
1
28
С.В.Ларин
1
29
Б.А.Костин. Конкурс стихов
1
30
Н.Н.Богословский
1
31
Обобщение по разделу
1
Владимирская область в наши дни
32
Промышленность и сельское хозяйство.
1
33
Известные люди нашей области.
1
34
Контрольный урок
1
Основные требования к знаниям и умениям
При изучении программы «Наш край» учащиеся должны знать:
Историю своей семьи;
- Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Общее представление о «следах времени», об изменениях облика города. Выполнение инструкции «движение по городу». Развитие воображения;
- Практические навыки исследовательской работы.Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события («экспедиция» для детей – приключение и азарт).
Учащиеся должны уметь:
участвовать с беседами с информантами;
посещать музеи и другие культурные учреждения;
участвовать в игровой забаве, в праздниках.
Ожидаемые результаты обучения по факультативному курсу “Наш край”.
Способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт.
Ребенок должен “проснуться” и начинать задавать вопросы: он должен заинтересоваться разными явлениями и объектами родного края.
Ребенок должен научиться принимать самостоятельно несложные решения и предлагать свои версии, варианты.
Уметь пользоваться дополнительной литературой, расширяя свои знания о краеведческих понятиях, литературном творчестве уральских писателей.
Уметь составить “паспорт” реки, растения, животных нашей области.
Знать культурные центры Владимирской области (театры, музеи).
Уметь изготавливать гербарий растений различных природных сообществ края.
Что же касается конкретных занятий, то можно не сомневаться, что их у ребенка окажется больше, чем мы ожидаем. Самое главное, чтобы каждый ученик был не просто пассивным созерцателем, а стал активным творцом. Ученик на занятиях может показать не только, как он понимает материал, но и передать свои чувства и эмоции, через выполнение практических заданий выразить свое отношение к объектам природы.
Результатом краеведческой работы младших школьников является выполнение рисунков, написание творческих сочинений, изготовление поделок, сбор краеведческого материала, посещение разнообразных музеев, участие в акциях защиты животных, в озеленении и благоустройстве класса, школы, школьного участка.