Рабочая программа по дополнительным образовательным услугам "Занимательный русский язык"
Рабочая программа по дополнительным образовательным услугам "Занимательный русский язык"
Программа предназначена для учащихся начальной школы (4 класс)
2 раза в неделю, 8 часов в месяц, 56 часов в год
Ученики овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Актуальность данной дополнительной программы заключается в предоставлении возможности каждому ученику прикоснуться к миру родного слова. Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Содержание программы выходит за рамки школьной программы, представляет собой повышенный уровень знаний по русскому языку. Обилие трудных заданий, не используемых на обычных уроках, привлекают учащихся новизной, необычностью, нестандартностью, что способствует созданию положительной эмоциональной обстановки и мотивации к изучению родного языка.
Специально выделенные занятия 2 раза в неделю, 8 часов в месяц, 64 часа в год в рамках предоставляемых платных образовательных услуг, помогают учащимся осуществить стремление к познанию родного языка выше стандарта учебной программы.
Срок реализации программы – 1 год (в каждом классе).
Цель программы: расширить, углубить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дополнительным образовательным услугам "Занимательный русский язык"»
Пояснительная записка
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Особенно остро этот вопрос стоит на начальном этапе обучения, когда маленький школьник только начинает познавать окружающий мир и себя в этом мире; только начинает знакомиться с многообразием и красотой родного языка; пытается осмыслить свое место в родной культуре. Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.
Программа предназначена для учащихся начальной школы (4 класс)
2 раза в неделю, 8 часов в месяц, 56 часов в год
Ученики овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Актуальность данной дополнительной программы заключается в предоставлении возможности каждому ученику прикоснуться к миру родного слова. Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Содержание программы выходит за рамки школьной программы, представляет собой повышенный уровень знаний по русскому языку. Обилие трудных заданий, не используемых на обычных уроках, привлекают учащихся новизной, необычностью, нестандартностью, что способствует созданию положительной эмоциональной обстановки и мотивации к изучению родного языка.
Специально выделенные занятия 2 раза в неделю, 8 часов в месяц, 64 часа в год в рамках предоставляемых платных образовательных услуг, помогают учащимся осуществить стремление к познанию родного языка выше стандарта учебной программы.
Срок реализации программы – 1 год (в каждом классе).
Цель программы: расширить, углубить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи:
Обучающие:
· развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
· приобретение новых знаний, умений, навыков по грамматике русского языкане входящих в состав образовательной программы;
· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
· развитие мотивации к изучению родного языка;
· развитие творчества и обогащение словарного запаса;
· совершенствование общего языкового развития учащихся;
· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
· воспитание культуры обращения с книгой;
· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
· развивать смекалку и сообразительность;
· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Организация платных занятий позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.
Форма работы:
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Логика построения занятий:
Активизация мыслительной деятельности учащихся;
Выполнение проблемно-поисковых заданий (в основном творческого характера);
Работа со словарем, с произведениями художественной литературы и устного народного творчества.
Основные методы и технологии:
· технология разноуровневого обучения;
· развивающее обучение;
· технология обучения в сотрудничестве;
· коммуникативная технология.
Ожидаемый результат:
четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
Практическая работа с фразеологическими оборотами.
1
14
Итоговое занятие по разделу: выполнение олимпиадных заданий и их анализ.
1
2 раздел - Словообразование
9
15
Что нам стоит слово построить? Способы словообразования.
1
16
Однозначные и многозначные слова - как их различать?
1
17
Прямое и переносное значение слова.
1
18
Особенности переносного значения слов. Метафора и метонимия.
1
19
Итоговое занятие по разделу: выполнение олимпиадных заданий и их анализ.
1
20
Шарада. Знакомство с особой загадкой - шарадой. Составление собственных шарад.
1
21
Поиграем в слова. Разгадывание шарад, составленных друг для друга.
1
22
Знакомство с особыми филологическими загадками - метаграммами, логогрифами, перевертышами.
1
23
Итоговое занятие по разделу: выполнение олимпиадных заданий и их анализ.
1
3 раздел - Орфоэпия
4
24
Особенности русского ударения. Ударение меняет значение.
1
25
Правила произношения и ударения в русском языке.
1
26
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
1
27
Итоговое занятие по разделу: выполнение олимпиадных заданий и их анализ.
1
4 раздел - Фонетика
4
28
Звуки речи. Чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков.
1
28
Определение качественной характеристики звука.
1
30
Трудные случаи фонетического разбора.
1
31
Итоговое занятие по разделу: выполнение олимпиадных заданий и их анализ.
1
5 раздел - Орфография
8
32
Орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях разных частей речи.
3
33
Чередование звуков в корнях слов (гласных, согласных).
2
34
Трудные случаи написания слов.
2
35
Итоговое занятие по разделу: выполнение олимпиадных заданий и их анализ.
1
6 раздел - Этимология
14
36
Отчество и фамилия. Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).
1
37
Времена года. Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы
в Древней Руси.
2
38
Крутится-вертится шар голубой... Что означают названия материков, частей света (географические объекты).
1
39
В гостях у сказки. Откуда пришли названия, которые встречаются в русских народных сказках.
2
40
Что нужно школьнику. Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.
1
41
Скатерть-самобранка. Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.
1
42
Растения - почему их так называют? Откуда пришли названия некоторых растений. Составление словарика на тему «Растения»
2
43
Птицы и звери - почему их так называют? Откуда пришли названия животных.
2
44
Итоговое занятие по разделу: выполнение олимпиадных заданий и их анализ.
2
7 раздел - Работа с текстом
3
45
Анализ художественного текста с точки зрения языкового богатства.
1
46
Учусь излагать свои мысли. Пишем сочинение на свободную тему.
1
47
Эссе - что это такое? Пробуем перо.
1
Всего:
56
Список использованной литературы
Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. - М., Просвещение, 1977.
Ашукин Н.С., Ашукина М.Т. «Крылатые слова» - М.: «Просвещение», 1988
Волина В.В.«Веселая грамматика». - М.: Изд. «Знание» 1995
Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой».- М.: «Просвещение», 1988 г.
Даль В.И. "Токовый словарь живого великорусского языка". - М.: Русский язык, 1982.
Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. - М.: Просвещение,1990.
Жуков В.П. «Школьный фразеологический словарь русского языка» - М., 1978
Каптерев П.Ф. О значении учебника при обучении // Избр. пед. соч. - М., 1982.
Колесов В.В. «История русского языка в картинках» - М.: «Просвещение» 1975 г.
Колесов В.В. «История русского языка в рассказах» - М.: «Просвещение» 1976 г.
Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М.. Практическая методика русского языка: 5 класс.: Кн. Для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1995.
Лебедев Н.М. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку» - М.: «Просвещение», 2000 г.
Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно! – Брянск: “Курсив”, 2000.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секрет орфографии» - М. «Просвещение 1991
Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. Ъ 2101 "Рус. Яз. И лит." / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение,1990.
Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? : Кн. Для внеклас. Чтения учащихся 8-10 кл. сред. шк. - М.: Просвещение,1988.
Никитина Е.И. Уроки русского языка: 4 кл. (Из опыта работы). Кн. Для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985.
Ожегов С.И. «Словарь русского языка» Изд.2 -М., 1975 г.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1984.
Панов М.В. Занимательная орфография: Кн. для внеклассного чтения учащихся 7-8 кл. - М., Просвещение, 1984.
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985.
Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ "Сфера", 1998.
Рогов Е.И. Психология познания. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
Родари д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. - М., 1978.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? : Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение,1988.