Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Советского Союза П. М. Потапова с. Обшаровка
муниципального района Приволжский Самарской области
Рассмотрено
Согласовано
Утверждаю:
на заседании
зам. директора по В.Р:
Директор ГБОУ СОШ № 1
методического объединения
с.Обшаровка
Протокол № ___
__________/И.Р.Карпова/
___________ /С.П.Усачев /
от «____» ________ 2019г.
«____»____________2019г
«_____»____________2019г
Руководитель МО:
___________ /Л.В.Дмитриева/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
« Очумелые ручки »
Класс 1
2019-2020 учебный год
Ф. И.О. учителя: ГУЙБАН Т.П.
Обшаровка 2019г.
Рабочая программа имеет следующую структуру:
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Цель и задачи кружка.
Сроки реализации программы.
Условия реализации программы.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса.
Содержание программы.
Ожидаемый результат.
Методическое обеспечение.
Календарно – тематическое планирование.
Достижения обучающихся.
Терминологический словарь к программе «Очумелые руки»
Список литературы.
Пояснительная записка
Не у всех сельских школьников есть возможность заниматься в районном Доме творчества, у специалистов дополнительного образования, и эта программа составлена так, чтобы и в сельской школе, в свободное от основных занятий время, дети были заняты с учетом их способностей и интересов в кружке «Очумелые ручки». Чтобы у них развивалось самосознание, побуждающее их к творчеству и самостоятельности при работе с различными видами материала: бумагой, волокнистыми материалами, проволокой, бисером, природным материалом (шишки, желуди, перья и т.д.). Школьники овладевают новыми знаниями и умениями, учатся переходить от одних практических действий к другим, переносить преобразованные умения при работе с другими материалами.
Учащиеся узнают секреты старинных и совсем юных ремесел, систематизируют знания и умения по плетению и изготовлению изделий из природного материала и успешно применяют их при выполнении работ.
Выполнение практических работ, указанных в программе, не всегда возможно в процессе деятельности кружка и зависит от многих причин, в частности от материально-технической базы. Поэтому руководитель кружка может внести в программу изменения: сокращать материал по одной теме, увеличивать по другой, исключать темы и вводить новые.
Цель программы: обучение детей элементарным трудовым навыкам и методам работы с различными материалами.
Цель будет достигнута при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом кружковой работы по трудовому обучению является:
способствовать воспитанию трудолюбия, коллективизма, обязанности, ответственности, культуры поведения и общения;
развивать познавательный интерес к живой и неживой природе;
продолжать формирование экологической культуры школьников;
способствовать развитию способностей к самооценке, стремление к творческому самовыражению и самосовершенствованию в процессе трудовой деятельности.
Сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на 66 учебных часов. Занятия проходят по 2 часа в неделю. Продолжительность занятий 30 минут .Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников ( возраст 7-8 лет )
Данная программа обеспечивает минимальный уровень знаний, умений школьников и снижает объем теоретических сведений до 15% и увеличивает возможность практической преобразовательной деятельности до 85%.
Условия реализации программы.
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию, схемы по бисероплетению, трафареты букв.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Содержание программы.
I. «Работа с природным материалом». (8 часов)
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
1. Цветы из листьев (Розы из кленовых листьев).
2. Аппликация из листьев.
3. Поделки из природного материала (шишки, мох, веточки и т.п.)
Темы для бесед: «Флористика».
II. «Работа с бумагой и картоном». (24 часа)
Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумагаодин из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.
Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.
1. Оригами. «Цыпленок».
2. Объемная водяная лилия.
3. Фантазии из «ладошек». Аппликация.
4. Новогодний ангелок.
5. Букет из роз.
6. Цветочные фантазии. Изделия в технике «торцевание».
7. Чудо-елочка.
8. Оригами-мозаика.
Темы для бесед: «История создания бумаги», «Как появились ножницы».
III. «Работа с тканью». (10 часов)
В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются
профессиональные навыки. 1. Аппликация из ткани.
2. Мягкая игрушка «Зайка».
Темы для бесед: «Откуда ткани к нам пришли?»
IV. «Рукоделие из ниток». (14 часов)
Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.
Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.
Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.
1. Аппликация из нарезанных ниток.
2. Изонить. Открытка «Сердечко».
3. Коллективная работа «Корзина с цветами».
V. «Работа с бросовым материалом». (8часов)
«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.
Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.
Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.
1. Аппликация из фантиков.
2. Панно из карандашных стружек.
3. Моделирование. «Добрая коровушка».
Ожидаемый результат
Одним из показателей успеха в работе кружка «Очумелые ручки» будет являться участие кружковцев в различных выставках и конкурсах. Большой популярностью у школьников пользуются итоговые выставки работ, проводимые в школе, районе. Но наиболее желанной является для них все-таки школьная выставка, именно на этой выставке их работу увидят и оценят друзья, учителя, которые в течение года не всегда, может быть, замечали трудолюбие и интерес того или другого кружковца. Родители, которые обязательно должны приходить на школьную выставку, чтобы увидеть работу своего ребенка, сравнить ее с работами других детей, а потом рассказать об этом у себя на работе, дома, друзьям.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ. • Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе, – в сельской библиотеке. • Участие в районных выставках.
Методическое обеспечение
Индивидуальный подход в работе кружка – это действенное внимание к каждому кружковцу, его творческой индивидуальности. Он предполагает разумное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы в ходе занятия и помогает вовлечь всех детей в активную работу кружка. В ходе занятия используется сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения. Дети работают самостоятельно и под контролем учителя.
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п
Тема занятия
Техника
Кол-во часов
1.
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
1
I. «Работа с природным материалом». (8 часов)
2-4.
Осенние фантазии из природного материала. «Розы из кленовых листьев».
Мозаика.
3
5-6.
Беседа «Флористика». Картины из листьев.
Аппликация.
2
7-9.
Поделки из природного материала. «Ёжик».
конструирование
3
II. «Работа с бумагой и картоном». (24 часа)
10-11
Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыплёнок»
оригами
2
12-13
Беседа «как появились ножницы» Объёмная водяная лилия»
Аппликация, вырезание.
2
14-15
Фантазии из «ладошек».
2
16-17
Фантазии из «ладошек». Продолжение работы.
Аппликация, вырезание.
2
18-19
Букет из роз.
Моделирование.
2
20-21
Новогодний ангелок.
Бумагопластика.
2
22-23
Цветочные фантазии.
Торцевание.
2
24-25
Цветочные фантазии. Продолжение работы.
Торцевание.
2
26-27
Чудо-елочка.
Моделирование, вырезание.
2
28-29
Чудо-елочка. Продолжение работы.
Моделирование, вырезание.
2
30-31
«Робот». Подготовка модулей.
Оригами-мозаика.
2
32-33
«Робот». Сборка изделия.
Оригами-мозаика.
2
III. «Работа с тканью». (10 часов)
34-35
Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки».
Аппликация.
2
36-37
«Веселые зверюшки». Продолжение работы.
Аппликация.
2
38-39
Мягкая игрушка «Зайка»
Шитье.
2
40-41
Мягкая игрушка «Зайка»
Шитье.
2
42-43
Мягкая игрушка «Зайка»
Шитье.
2
IV. «Рукоделие из ниток». (14 часов)
44-45
«Смешарики» из нарезанных ниток.
Аппликация.
2
46-47
«Смешарики» из нарезанных ниток.
Аппликация.
2
48-49
Открытка «Сердечко»
Изонить
2
50-51
Открытка «Сердечко»
Изонить
2
52-53
Коллективная работа «Корзина с цветами»
Аппликация.
2
54-55
Коллективная работа «Корзина с цветами»
Аппликация.
2
56-57
Коллективная работа «Корзина с цветами»
Аппликация.
2
V. «Работа с бросовым материалом». (4 часа)
58-59
«Веселый автомобиль»
Аппликация из фантиков.
2
60-61
Панно из карандашных стружек.
Аппликация.
2
62-63
Панно из карандашных стружек.
Аппликация.
2
64-65
«Добрая коровушка»
Моделирование.
2
66
Итоговое занятие. Выставка работ.
1
Достижения обучающихся:
- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- осуществляет творческий подход к каждой работе;
- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;
- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов
Терминологический словарь к программе «Очумелые руки»
Авторская кукла – особое направление современного прикладного творчества, чаще всего выполняется в единственном экземпляре.
Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.
Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.
Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.
Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.
Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.
Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.
Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле.
Куклы-актёры — самостоятельный вид средств для изображения или обозначения внешности активно или пассивно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства.
Кокошник – от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, молодух. Носили до рождения первого ребенка.
Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.
Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются традиции.
Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.
Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.
Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».
Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.
Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то.
Сувенирная кукла - относится к куклам-игрушкам, перешедшим в пассивную категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения.
Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.
Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Тряпичная кукла – детская кукла – игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых распространенных в мире.
Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.
Список литературы:
Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2014.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2014.