Настоящая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., регистрационный номер 17785 с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19682;
- письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Кружок «Очумелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.
На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, изонить, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.
Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы – это изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Подведение итогов осуществляется в виде составления книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в различных конкурсах.
Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Программа рассчитана на продолжительность обучения 1 год. Учебная группа состоит из 5 учащихся. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 1ч.
В программу кружка «Очумелые ручки» входит ряд разделов «Работа с бумагой и картоном», «Работа с тканью», «Рукоделие из ниток», «Работа с природным материалом», «Работа с бросовым материалом».
В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.
Цель программы:
Развитие творческих способностей школьников с ОВЗ, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки. Интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие детей. Формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности.
Задачи программы:
образовательная:обучение самым разнообразным методам и приемам работы с разными материалами, расширение знаний и умений, освоение новых техник;
- обучить конкретным трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
развивающая: развитие умения создавать свои собственные объекты, учить находить новое применение знакомым предметам, по-новому их оформлять и употреблять в быту, развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, памяти, фантазии, творческих способностей, умения анализировать, делать выводы; творческую активность, воображение.
воспитывающая: привитие интереса к истокам народного творчества, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда; формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи; формировать эстетический, художественный вкус; поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок; прививать интерес к культуре своей Родины; воспитывать нравственные качества детей; эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества; содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- формирование умений учащихся по данному виду обучения;
- применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Методические указания:
В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический (лекции, праздники, конкурсы, соревнования, экскурсии, викторины, игры и др).
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Результаты изучения курса «Очумелые ручки»
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
- Овладение разными видами ручного труда.
- Умение создавать художественный образ своего изделия.
- Овладение приемами работы с разными материалами и инструментами.
- Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
- Развитие коммуникативных способностей и навыков работы в коллективе.
Формы и виды контроля.
В процессе обучения, осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающему, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:
- удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;
- художественная выразительность и оригинальность работ.
Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:
1)аккуратность; 2)четкость выполнения изделия; 3)самостоятельность выполнения;4) наличие творческого элемента.
Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками и родителями. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.
Принципы, лежащие в основе кружковой деятельности
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов)
- гуманизма (взаимодействие воспитателя и ученика в группе, реализация собственных творческих потребностей) - «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, учащийся применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Принципы построения программы:
- природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
- творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
- единства развития и воспитания;
- сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
- общедоступности;
- преемственность;
- индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
- свободы выбора;
- успешности;
- учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
- разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
- системности.
Психологическое обеспечение работы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- формирование умений учащихся по данному виду обучения;
- применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Воспитанники должны знать и уметь:
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами.
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- пользоваться различными инструментами и материалами при работе.
- анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления).
- размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения учащиеся:
- научаться различным приёмам работы с бумагой, природным материалом, бросовым материалом, а также тканью.
- будут создавать композиции с изделиями.
- разовьют внимание, память, мышление, мелкую моторику рук и фантазию.
- овладеют навыками культуры труда.
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- использование поделок-сувениров в качестве подарков (одноклассникам, родителям и учителям);
Методическое обеспечение программы.
В процессе реализации занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия, беседы, игры и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.), наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, - наблюдение, показ (выполнение педагогом), работа по образцу и др.), практический (выполнение работ по инструкции, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию)
- репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
- частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом)
- исследовательский (самостоятельная работа учащихся)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися)
- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)
- групповой (организация работы в группах)
- индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)
белый и цветной картон; клей (наилучшим является клей ПВА и клей карандаш); бисер, леска, проволока;
пластилин; мультимедийное оборудование.
Инструменты: ножницы, простые карандаши, линейка, зубочистки, стержни от шариковой ручки, стека, кисточки для клея, подкладные листы, салфетки.
Основные составляющие занятий:
-воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
- организация рабочего места
- повторение пройденного материала
- организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
Инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы,
текущий – во время выполнения практической работы, заключительный, практическая работа, физкультминутки,
подведение итогов, анализ, оценка работ, приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений, гимнастики для глаз и пальчиковой гимнастики.
Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.
Планирование работы детского кружка «Очумелые ручки».
Работа кружка «Очумелые ручки» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами.
Выделяются четыре раздела:
1. Работа с бумагой и картоном.
2. Работа с тканью и нитками.
3. Работа с бросовым и природным материалом.
4. Работа с пластилином.
Материальное оснащение занятий кружка «Очумелые ручки» соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям.
Работа с бумагой и картоном.
1.Работа в технике «Оригами». Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния «оригами» на развитие детей. Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей. Занятия «Оригами» способствуют воспитанию усидчивости, аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера. Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами различной направленности. Создавая бумажные модели, ребёнок постоянно работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата (прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими фигурами , дети закрепляют сведения об их строении ( стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д. ), признаки их сходства и различия. Занятия оригами несут в себе культурологические сведения. При складывании фигурок педагог сообщает детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях, обитающих на территории нашей страны.
2.Изготовление объёмных картинок. Изготовление аппликации – очень интересное занятия для детей. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объёмной аппликации отличается степенью сложности.
3.Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме. Любое изделие , выполненное руками ребёнка - это его труд , его достижение. В процессе изготовления поделок педагог имеет возможность заняться экологическим воспитанием детей, рассказать им о цветах, их названиях, бережном отношении к природе. На занятиях дети смогут изготовить подарки и открытки из бумаги, используя нетрадиционные техники.
Работа с бросовым материалом.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования:
• должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
• тщательно промытым и высушенным;
• доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.)
«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.
Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.
Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире. Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала , видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы . Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов телепередач.
Работа с тканью и нитками.
Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше . Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки.
В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы. Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.
Пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте : выполнение декоративных налепов разной формы, прощипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём промазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно - образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.
Календарно-тематическое планирование кружка
1 – четверть.
Работа с бросовым и природным материалом. (8 ч.)
Оборудование.
1
Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Инструктаж о технике безопасности на занятии.
Аппликация из крученых нитей «Лужайка». Выставка работ.
Достижения обучающихся:
- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- осуществляет творческий подход к каждой работе;
- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;
- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.
Рекомендуемая литература:
Агапова И., Давыдова М. 200 лучших игрушек из бумаги и картона, Москва, 2008г
Аполозова Л. Бисероплетение. М.: Культура и традиции.
Балузина Л.В., Новикова И.В. Бисер. - Ярославль. Академия развития. Академия Холдинг. 2003
Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке - Москва, Просвещение, 1983г.