Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир вокруг нас.Почемучки" для 2 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Мир вокруг нас. Почемучки"»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир вокруг нас. Почемучка» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования :приказ Минобрнауки РФ 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785).
Цели программы :
- формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
- формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы.
Программа основывается на принципах:
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Содержание программы внеурочной деятельности связано с такими учебными предметами, как:
русский язык;
литературное чтение;
окружающий мир;
технология;
изобразительное искусство.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности.
«Мир вокруг нас. Почемучки.» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетических циклов.
Объектом изучения курса является природное и социоприродное окружение младшего школьника. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование.
Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий.
Воспитательная функция заключается в формировании у младшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младшего школьника, его способности к сопереживанию, состраданию.
Содержание программы «Почемучки» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, экскурсии, заочные путешествия и другие. Данная программа рассчитана на 1 ч в неделю (34 учебные недели ).
Описание ценностных ориентиров содержания курса «Мир вокруг нас» в начальной школе являются:
— развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего
мира;
— формирование представлений о природе как универсальной ценности;
— изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
— развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
— развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
— вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Личностные, метапредметные и праедметные результаты освоения программы внеурочной деятельности курса «Мир вокруг нас. Почемучки»
Личностными результатами являются:
— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
— в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
— в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
— в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными, за домашними питомцами;
— в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
— в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
К концу года школьники должны знать:
1.Секреты живой и неживой природы
2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города
3. Нравственные правила обращения с объектами природы
К концу первого года обучения школьники должны уметь:
1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
2.Оказывать помощь птицам в зимнее время
3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе
Содержание разделов:
№ п/п
Тема занятий
Содержание
Теория
Практика
1
Введение в экологию
Понятие о природе, красоте природы.
Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях.
Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
Экскурсия в природу.
2
Молчаливые соседи
Наблюдения за домашними питомцами.
Установление природных закономерностей, взаимосвязей.
Конкурс рисунков «Наши любимцы».
3
Пернатые друзья
Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.
Наблюдение за поведением птиц на улице.
Акции: «Кормушка», «Птичья столовая».
4
О чем шепчут деревья
Сезонные изменения деревьев в природе.
Особенности роста и развития деревьев.
Игровой прием «Путешественник» (деревья родного города).
5
Загадки животного мира
Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах и их приспособленность к зимнему периоду.
Экскурсия в краеведческий музей.
Заочное путешествие «Загадки животного мира».
6
Секреты неживой природы
Наблюдение за состоянием воды в природе.
Интересное в неживой природе.
Игра «Тайны вокруг нас».
7
Оранжерея на окне
Наблюдение за комнатными растениями.
Ухаживание и выращивание растений.
Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.
8
Человек - часть живой природы
Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы.
Выращивание лука в комнатных условиях.
Правила ухода.
9
Охрана природы
Знакомство с понятием «Красная книга».
Знакомство с редкими видами растительного и животного мира.
Тематическое планирование
№ п/п
Дата по плану
Дата по факту
Содержание занятия
Количество часов
Общ.
Теор.
Прак.
Введение в экологию.
04.09
Понятие о природе, красоте природы. Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях.
1
1
11.09
Экскурсия в природу.
1
1
Молчаливые соседи.
18.09
Наблюдения за домашними питомцами.
1
1
25.09
Интересные факты о домашних питомцах.
1
02.10
Фотовыставка «Наши любимцы».
1
1
Пернатые друзья.
09.10
Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов о птицах. разгадывание загадок.
1
1
16.10
Наблюдение за поведением птиц на улице.
1
1
23.10
Акция: «Птичья столовая».
1
1
О чем шепчут деревья.
06.11
Сезонные изменения деревьев в природе.
Особенности роста и развития деревьев.
1
1
13.11
Игра «Путешественник» (деревья родного города).
1
1
20.11
Викторина «Чей листик?»
1
1
Загадки животного мира.
27.11
Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах и их приспособленность к зимнему периоду.
1
1
04.12
Группы животного мира.
1
1
11.12
Заочное путешествие «Загадки животного мира».
1
1
18.12
Устный журнал «Такие интересные животные»
1
1
Секреты неживой природы.
25.12
Наблюдение за состоянием воды в природе.
1
1
15.01
Неживая природа. Составляющие воздуха.
1
1
22.01
Охрана воздуха.
1
1
29.01
Интересное в неживой природе.
1
1
05.02
Издание журнала «Наш дом – планета Земля».
1
1
Оранжерея на окне.
12.02
Комнатные растения (просмотр слайдов).
1
1
19.02
Какие цветы в нашем доме? Условия выращивания.
1
1
26.02
Цветы на празднике. Открытки. Техника оригами «Розы», «Тюльпаны».
1
1
05.03
Ухаживание и выращивание растений.
Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.
1
1
12.03
Ухаживание и выращивание растений.
Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.
1
1
Человек – часть живой природы.
19.03
Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества.
1
1
02.04
Выращивание лука в комнатных условиях.
Правила ухода.
1
1
09.04
Выращивание лука в комнатных условиях.
Наблюдение за растениями.
1
1
Охрана природы.
16.04
Знакомство с понятием «Красная книга».
1
1
23.04
Знакомство с редкими видами растительного и животного мира.
1
1
30.04
Знакомство с редкими видами растительного и животного мира.
1
1
07.05
Эти удивительные растения
1
1
14.05
Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»
1
1
21.05
Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»
1
1
Литература
Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.
Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. - 2001. - № 1.
Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в народе / М. А. Носаль И. М. Носаль. - Ленинград., 1991.
Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001.
Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2014.
Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.
Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
Лори Уиддон , Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./ Иллюстрированный атлас Мира. / РОСМЕН, 2008.
Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.
Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2008.
Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009