kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа кружка "Удивительный мир слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует ФГОС, возрасту учащихся. Программа состоит из пояснительной записки, УУД, календарно- тематического планирования занятий для 1 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Удивительный мир слов"»

Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Удивительный мир слов» для учащихся 1- 4 классов рассчитана на 4 года обучения. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Рабочая программа составлена с использованием программы: «Удивительный мир слов». Л.В.Петленко, В.Ю.Романова.Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011г.

Внеурочная деятельность «Удивительный мир слов» связанна с изучением учебного предмета русский язык в начальной школе и направлена на достижение следующих целей:

— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

—знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В рабочей программе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.


Общая характеристика курса


«Удивительный мир слов» — курс внеурочной деятельности для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.


Место курса в учебном плане


Рабочая программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области Филология за счёт углубления знаний лингвистического, краеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Курс внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» по запросам учащихся и их родителей (законных представителей) вошел в план внеурочной деятельности учебного плана МБОУ ООШ №23 города Белово в объеме 135 часов:


Класс

1

2

3

4

Итого

Количество часов в год

16

34

34

34

135

Количество часов в неделю

0,5

1

1

1

118



Ценностные ориентиры содержания курса


Важными ориентирами содержания данного курса внеурочной деятельности являются:

- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

- формирование представлений о языке как универсальной ценности;

- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.


Личностные, предметные и метапредметные результаты

освоения курса


В процессе изучения данного курса внеурочной деятельности ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе внеурочной деятельности, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в рабочей программе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Курс внеурочной деятельности направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Особенности содержания обучения

Объектом изучения являются язык и речь. В основное содержание рабочей программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса внеурочной деятельности включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание рабочей программы строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел рабочей программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса внеурочной деятельности в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

- обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

- уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

- использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Содержание курса внеурочной деятельности не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.


Содержание курса

1 класс

Мир полон звуков

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

Для чего служит человеческая речь?

Как устроен речевой аппарат.

Звуки и слова.

Связаны ли между собой звуки и смысл?

Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Звукопись как приём художественной речи.

Правильное ударение и произношение слов.

Универсальные учебные действия:

- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

- анализировать информацию, представленную на рисунке;

- сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

- наблюдать за функцией и ударением в слове;

- контролировать правильность постановки ударения в словах;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

- находить необходимую информацию и строить на её основе

связное монологическое высказывание.

Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):

- разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

-игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

- проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

- мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

Азбука, прошедшая сквозь века

Как появились буквы современного русского алфавита.

Кириллица, название букв древней азбуки.

Сравнение кириллицы и современного алфавита.

Использование букв алфавита для обозначения чисел.

Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).

Строчные и прописные буквы.

Универсальные учебные действия:

- сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве

и различии двух алфавитов;

- интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

- наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

Практическая и игровая деятельность:

- чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;

- экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

- конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);

Лексическое богатство языка

Всему название дано

Какие слова появились первыми.

Звукоподражательные слова у разных народов.

Как выбирают имя человеку?

Как улицы получают свои названия?

Какие русские имена встречаются на карте мира?

О чём может рассказать слово «борщ»?

Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского

языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Универсальные учебные действия:

- формулировать собственное мнение, аргументировать его,

договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

- составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

- воспринимать на слух и понимать информационный текст;

- оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.


Тематическое планирование 1 класс (16 часов )


п/п


дата

Тема занятия


план


факт

1



Введение. Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.


2



Для чего служит человеческая речь?

Как устроен речевой аппарат.


3



Звуки и слова.

Связаны ли между собой звуки и смысл?

4



Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

5



Звукопись как приём художественной речи.


6



Правильное ударение и произношение слов.


7



Как появились буквы современного русского алфавита.

Кириллица, название букв древней азбуки.

Сравнение кириллицы и современного алфавита.

8



Использование букв алфавита для обозначения чисел.


9



Всему название дано. Какие слова появились первыми.

Звукоподражательные слова у разных народов.

10



Как выбирают имя человеку?


11



Как улицы получают свои названия?


12



О чём может рассказать слово «борщ»?


13



Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.


14



Стихотворное построение слов. Разучивание стихов.


15



Детские песенки, слова и музыкальные звуки.


16



Итоговое занятие. Живая АЗБУКА




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа кружка "Удивительный мир слов"

Автор: Андрусенко Татьяна Алексеевна

Дата: 12.01.2022

Номер свидетельства: 597555

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа кружка по английскому языку для 3- 4 класса "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-kruzhka-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-3-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "221857"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1435638964"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Рабочая программ по внеурочной деятельности кружок "Юный эколог" "
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia-proghramm-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kruzhok-iunyi-ekologh"
    ["file_id"] => string(6) "235024"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443577876"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ "
    ["seo_title"] => string(67) "liego-tiekhnologiia-v-sistiemie-dopolnitiel-nogo-obrazovaniia-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "234705"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443513879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства