Рабочая программа соответствует ФГОС, возрасту учащихся. Программа состоит из пояснительной записки, УУД, календарно- тематического планирования занятий для 1 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Удивительный мир слов"»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Удивительный мир слов» для учащихся 1- 4 классов рассчитана на 4 года обучения. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Рабочая программа составлена с использованием программы: «Удивительный мир слов». Л.В.Петленко, В.Ю.Романова.Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011г.
Внеурочная деятельность «Удивительный мир слов» связанна с изучением учебного предмета русский язык в начальной школе и направлена на достижение следующих целей:
— осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
—знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В рабочей программе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
Общая характеристика курса
«Удивительный мир слов» — курс внеурочной деятельности для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области Филология за счёт углубления знаний лингвистического, краеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Курс внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» по запросам учащихся и их родителей (законных представителей) вошел в план внеурочной деятельности учебного плана МБОУ ООШ №23 города Белово в объеме 135 часов:
Класс
1
2
3
4
Итого
Количество часов в год
16
34
34
34
135
Количество часов в неделю
0,5
1
1
1
118
Ценностные ориентиры содержания курса
Важными ориентирами содержания данного курса внеурочной деятельности являются:
- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
- формирование представлений о языке как универсальной ценности;
- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Личностные, предметные и метапредметные результаты
освоения курса
В процессе изучения данного курса внеурочной деятельности ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе внеурочной деятельности, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в рабочей программе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Курс внеурочной деятельности направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Особенности содержания обучения
Объектом изучения являются язык и речь. В основное содержание рабочей программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса внеурочной деятельности включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание рабочей программы строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел рабочей программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса внеурочной деятельности в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
- обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
- уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
- использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Содержание курса внеурочной деятельности не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Содержание курса
1 класс
Мир полон звуков
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов.
Универсальные учебные действия:
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- анализировать информацию, представленную на рисунке;
- сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
- наблюдать за функцией и ударением в слове;
- контролировать правильность постановки ударения в словах;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);
- находить необходимую информацию и строить на её основе
связное монологическое высказывание.
Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):
- мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».
Азбука, прошедшая сквозь века
Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел.
Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).
Строчные и прописные буквы.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве
и различии двух алфавитов;
- интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;
- наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.
Практическая и игровая деятельность:
- чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;
- экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
- конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);
Лексическое богатство языка
Всему название дано
Какие слова появились первыми.
Звукоподражательные слова у разных народов.
Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского
языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Универсальные учебные действия:
- формулировать собственное мнение, аргументировать его,
договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
- составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;
- воспринимать на слух и понимать информационный текст;
- оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.
Тематическое планирование 1 класс (16 часов )
№
п/п
дата
Тема занятия
план
факт
1
Введение. Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
2
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
3
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
4
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
5
Звукопись как приём художественной речи.
6
Правильное ударение и произношение слов.
7
Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
8
Использование букв алфавита для обозначения чисел.
9
Всему название дано. Какие слова появились первыми.
Звукоподражательные слова у разных народов.
10
Как выбирают имя человеку?
11
Как улицы получают свои названия?
12
О чём может рассказать слово «борщ»?
13
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.