Программа по курсу коррекционно-развивающей области «Ритмика» позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса "Ритмика"»
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Ритмика» составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1-4 классы», /(А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.)-8 – е изд. М.: Просвещение, 2013.
Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 года, №29/20 65-н. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
Закона Алтайского края от 0409.2013 № 56 – ЗС «Об образовании в Алтайском крае»
Учебного плана образовательного учреждения.
В системе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс «Ритмика» в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Данный курс направлен на коррекцию недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Программа по курсу коррекционно-развивающей области «Ритмика» позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
У детей с легкой умственной отсталостью наблюдается резкое снижение внимания к музыкальному звучанию, недостаточность эмоциональной отзывчивости на музыку (остаются безучастными к звучанию и спокойных лирических мелодий, и плясовой, и маршевой музыки). Детям свойственны неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных характерных пьес и песен, что связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы, слабостью интереса к окружающим предметам и явлениям вообще.
У детей с легкой умственной отсталостью нарушены двигательные функции, общая и речевая моторика.
Для возбудимых детей характерно двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость, а заторможенным свойственны вялость, адинамичность, бедность движений. Наиболее адекватным методом
коррекции различных психомоторных нарушений у детей с умственной отсталостью является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма как их стержня.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью.
Общая характеристика учебного предмета
Цель курса: развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки.
Задачи курса:
развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в движениях;
научить согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления);
развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки;
научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением;
выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений;
развивать координацию движений;
развивать умение слушать музыку;
научить выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением;
развивать творческие способности личности;
прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики и пальцев рук;
развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция – развитие двигательной памяти;
коррекция – развитие внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности принятия решения;
формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция – развитие речи:
развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия.
Формы работы
Урок, работа в группах, коллективная работа, урок – концерт, индивидуальная работа.
Методы обучения
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
практический метод: его особенностью является то, что он носит повторительный или обобщающий характер;
наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
звуковая, комбинированная.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
методы стимулирования мотивов старательности: убеждения средствами музыки, приучение, поощрение, требование.
3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
устные или письменные методы контроля;
фронтальные, групповые или индивидуальные;
итоговые и текущие.
Используемые технологии
«Обучение в сотрудничестве»
Разноуровневого и дифференцированного подхода
Здоровьесберегающие
Игровые
Личностно-ориентированные
Информационно-коммуникативные
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
систематизация танцевальных движений,
ритмико-гимнастические упражнения,
игры под музыку,
упражнения с детскими музыкальными инструментами,
музыкально-ритмические движения.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Курс коррекционно-развивающей области «Ритмика» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений, относится к части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с учебным планом КГБОУ «Барнаульской общеобразовательной школы-интернат № 1» на 2019-2020 уч. г. На изучение курса «Ритмика» в 1 классе отведено 32 ч (1ч в неделю, 32 учебные недели).
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика»
Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение, находить свое место в строю.
Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию.
Принимать участие в творческой жизни коллектива.
Предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика»
Минимальный уровень:
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;
находить своё место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствуя учителя;
ходить свободным естественным шагом;
выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя;
Достаточный уровень:
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки;
соотносить темп движений с темпом музыкального произведения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Минимальный уровень:
Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;
ходить свободным естественным шагом;
выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя;
Достаточный уровень:
Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.
Содержание коррекционного курса
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представлений, обучающихся о пространстве и умении ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами – развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у воспитанников подвижности пальцев, умение ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движения рук.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать её характер, развивают способность переживать содержание музыкального образа.
При этом все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию детей, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями. Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием
носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.
Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук
в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и
поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и
разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед
и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные
движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки —
перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. Д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими
одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.
Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке
уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением
темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и
обеих. Выделение пальцев рук. Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах
пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя
палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий,
низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий,
танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. Д.). Выполнение
имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц,
движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки.
Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или
речевым сопровождением.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух
ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись
двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения
парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
Танцы и пляски
Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то».
Стукалка. Украинская народная мелодия. Подружились. Музыка Т. Вилькорейской.
Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия.
Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия.
Основные требования к умениям учащихся
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Учить выполнять различные ритмические движения под музыку: ориентироваться в пространстве зала, знать центр (середину) зала,
собираться в середине и расходиться по всему залу (по сигналу), развивать координацию, плавность, выразительность движений, умение
выполнять движения в определенном, соответствующем звучанию музыки, ритме, темпе; учить чувствовать сильную долю такта (метр) при звучании музыки в размере две четверти.
Учить выполнять движения в соответствии с изменением характера музыки (быстро — медленно): бодро, свободно, подняв голову и не
сутулясь, не шаркая ногами, маршировать под звучание марша, входить в зал, обходить его по периметру, останавливаться, затем по
музыкальному сигналу опять начинать движение; выполнять движения не только по показу воспитателя, но и по словесной инструкции
взрослого, а также самостоятельно.
Учить детей следующим движениям под музыку: развивать все танцевальные движения, с которыми познакомились на 1—2 годах
обучения (совершенствовать их, выполнять в большем объеме, использовать в упражнениях и танцах); образовывать круг, сходиться в
центре, затем отступать на место; ходить по кругу друг за другом ритмично, четко, взмахивая руками; бежать друг за другом легким шагом
на носках без высокого подъема ног и высоко поднимая ноги; бежать друг за другом, выбрасывая ноги вперед (руки на поясе); двигаться по
кругу приставными шагами, останавливаясь по сигналу; двигаться приставными шагами с приседаниями; ходить парами по кругу
(свободную руку держать на поясе или держать в ней предмет, девочки держат край платья), следить за выразительностью движения;
соблюдать расстояние между парами при движении парами; поднимать плавно руки вверх, в стороны, убирать их за спину, за голову,
поворачивая кисти рук; выполнять разные действия с предметами (передавать их друг другу, поднимать вверх, покачивать ими над головой,
бросать и ловить мяч, поднимать вперед).
В процессе музыкальных игр уделять особое внимание выразительности движений, обращать внимание детей на передачу самых
характерных черт персонажей сказок, рассказов и пр. Для развития выразительности движений использовать игры «Кто как ходит», «Какая
музыка к нему подходит?», «Кто к нам пришел?». Работать над эмоциональностью и раскованностью детей во время музыкальных игр.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Игры: «Ворон» (русская народная песня); «Кот и мыши» Т. Ломовой; «Летчики, следите за погодой!» М. Раухвергера; «Как на тоненький
ледок…» (русская народная песня); «Кто скорее?» Л. Шварца; «На зарядку!» М. Старокадомского; «Каравай», «Горелки», «Теремок»
(русские народные песни).
Упражнения: «Мельница» Т. Ломовой; «Игра с мячами», «Скакалки» А. Петрова; «Упражнения с флажками» Ф. Шуберта; «Поскоки» С.
Затеплинского; «Поезд» Е. Тиличеевой. Повторять знакомые упражнения. Пляски: «Калинка» (русская народная песня); «Парная пляска» (карельская песня); «Полька» Ю. Чичкова; «Петрушки», «Снежинки» Ю.
Слонова; «Аннушка» (чешская полька); «Пойду ль я, выйду ль я» (русская народная песня); «Мы в зеленые луга пойдем» Н. Леви; «Приглашение», «Стукалка» (украинские народные мелодии); «Матрешки» Ю. Слонова.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Темы коррекционного курса
Кол-во часов
Дата
Игра «Кто быстрей». Построение. Общеразвивающие упражнения.
1
Танец «Пальчики и ручки».
Ритмико-гимнастические упражнения.
1
Прохлопывание ритмического рисунка.
Общеразвивающие упражнения. Танец «Пальчики и ручки»
1
Ориентировка в направлении движений вперед, назад. Танцевальные упражнения.
1
Легкий бег. Игра «Кто быстрей возьмет мяч». Ритмико-гимнастические упражнения.
1
Ритмико-гимнастические упражнения. Игра «Кто быстрей».
1
Ритмико-гимнастические упражнения.
Танец «Пальчики и ручки».
1
Упражнение на ориентировку в пространстве.
1
Танец «Пальчики и ручки».
Упражнение на ориентировку в пространстве.
1
Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Общеразвивающие упражнения. Игра под музыку.
1
Танец «Прямой галоп».
Общеразвивающие упражнения.
1
Упражнение на координацию движения.
Танец «Прямой галоп».
1
Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Построение в круг.
1
Танец. Упражнение на ориентировку в пространстве.
1
Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Танец «Пальчики и ручки». Игра под музыку.
1
Упражнение с детскими музыкальными инструментами.
1
Ходьба с отбрасыванием ноги вперед.
Танцевальные упражнения: «Прыжки».
1
Общеразвивающие упражнения. Игра с пением «Васька кот». Танец «Стукалка».
1
Ходьба с оттягиванием носка. Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
1
Упражнения на ориентировку в пространстве. Ходьба и бег с высоким подниманием ноги.
1
Легкий бег. Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Танец «Пальчики и ручки».
1
Легкий бег. Повороты тела вправо – влево.
1
Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Игра под музыку.
1
Танец «Стукалка». Упражнения на ориентировку в пространстве.
1
Выполнение движений с предметами во время ходьбы. Игра под музыку.
1
Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Музыкальные игры с предметами.
1
Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Танец «Пляска с притопами».
1
Ритмико-гимнастические упражнения под музыку.
1
Упражнения с музыкальными инструментами.
1
Танец «Пляска с притопами». Упражнения на координацию движения.
1
Упражнения на расслабление мышц. Упражнения с музыкальными инструментами.
1
Танец «Пляска с притопами». Игра «Пальчики и ручки». Повторение.
1
Описание материально-технического обеспечения
Основная литература
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013.
Коррекционная ритмика – под ред. М. А. Касицына, И. Г. Бородина – Москва, 2007.
Музыкальная ритмика – под ред. Т. А. Затямина, Л. В. СтрепетоваМ.: «Глобус», 2009.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего шкльного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000.
Экранно-звуковые пособия
Слайды соответствующего содержания.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Оборудование класса
Учебно-практическое оборудование
Информационное обеспечение образовательного процесса