kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа коррекционного курса "Ритмика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по курсу коррекционно-развивающей области «Ритмика» позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса "Ритмика"»

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Ритмика» составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

  • «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1-4 классы», /(А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.)-8 – е изд. М.: Просвещение, 2013.

  • Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 года, №29/20 65-н. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии».

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

  • Закона Алтайского края от 0409.2013 № 56 – ЗС «Об образовании в Алтайском крае»

  • Учебного плана образовательного учреждения.

В системе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс «Ритмика» в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Данный курс направлен на коррекцию недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности.

Программа по курсу коррекционно-развивающей области «Ритмика» позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

У детей с легкой умственной отсталостью наблюдается резкое снижение внимания к музыкальному звучанию, недостаточность эмоциональной отзывчивости на музыку (остаются безучастными к звучанию и спокойных лирических мелодий, и плясовой, и маршевой музыки). Детям свойственны неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных характерных пьес и песен, что связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы, слабостью интереса к окружающим предметам и явлениям вообще.

У детей с легкой умственной отсталостью нарушены двигательные функции, общая и речевая моторика.

Для возбудимых детей характерно двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость, а заторможенным свойственны вялость, адинамичность, бедность движений. Наиболее адекватным методом


коррекции различных психомоторных нарушений у детей с умственной отсталостью является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма как их стержня.

На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью.





Общая характеристика учебного предмета


Цель курса: развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки.

Задачи курса:

  • развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в движениях;

  • научить согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

  • развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления);

  • развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки;

  • научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением;

  • выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений;

  • развивать координацию движений;

  • развивать умение слушать музыку;

  • научить выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением;

  • развивать творческие способности личности;

  • прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности.

Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  • развитие мелкой моторики и пальцев рук;

  • развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;

  • коррекция – развитие двигательной памяти;

  • коррекция – развитие внимания;

  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций:

  • развитие умения сравнивать, анализировать;

  • развитие умения выделять сходство и различие понятий.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

  • формирование умения преодолевать трудности;

  • воспитание самостоятельности принятия решения;

  • формирование устойчивой и адекватной самооценки;

  • формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция – развитие речи:

  • развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия.


Формы работы

Урок, работа в группах, коллективная работа, урок – концерт, индивидуальная работа.

Методы обучения

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

  • словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

  • практический метод: его особенностью является то, что он носит повторительный или обобщающий характер;

  • наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;

  • звуковая, комбинированная.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

  • методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

  • методы стимулирования мотивов старательности: убеждения средствами музыки, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

  • устные или письменные методы контроля;

  • фронтальные, групповые или индивидуальные;

  • итоговые и текущие.

Используемые технологии

  • «Обучение в сотрудничестве»

  • Разноуровневого и дифференцированного подхода

  • Здоровьесберегающие

  • Игровые

  • Личностно-ориентированные

  • Информационно-коммуникативные

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • систематизация танцевальных движений,

  • ритмико-гимнастические упражнения,

  • игры под музыку,

  • упражнения с детскими музыкальными инструментами,

  • музыкально-ритмические движения.


Описание места коррекционного курса в учебном плане

Курс коррекционно-развивающей области «Ритмика» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений, относится к части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с учебным планом КГБОУ «Барнаульской общеобразовательной школы-интернат № 1» на 2019-2020 уч. г. На изучение курса «Ритмика» в 1 классе отведено 32 ч (1ч в неделю, 32 учебные недели).


Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса


Личностные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика»

  • Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение, находить свое место в строю.

  • Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию.

  • Принимать участие в творческой жизни коллектива.


Предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика»

Минимальный уровень:

  • готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;

  • находить своё место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствуя учителя;

  • ходить свободным естественным шагом;

  • выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя;

Достаточный уровень:

  • готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю;

  • ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях;

  • ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

  • выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;

  • начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки;

  • соотносить темп движений с темпом музыкального произведения


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Минимальный уровень:

  • Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;

  • ходить свободным естественным шагом;

  • выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя;

Достаточный уровень:

  • Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю;

  • ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях;

  • ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

  • выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.



Содержание коррекционного курса

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представлений, обучающихся о пространстве и умении ориентироваться в нем.

Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами – развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у воспитанников подвижности пальцев, умение ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движения рук.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать её характер, развивают способность переживать содержание музыкального образа.

При этом все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию детей, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями. Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».

УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием

носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук

в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и

поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и

разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед

и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные

движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки —

перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. Д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими

одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.

Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.

Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке

уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).

УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением

темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и

обеих. Выделение пальцев рук. Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах

пяти нот одной октавы правой и левой рукой отдельно в среднем темпе. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя

палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них.

ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ

Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий,

низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий,

танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. Д.). Выполнение

имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц,

движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки.

Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или

речевым сопровождением.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух

ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись

двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения

парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.

Танцы и пляски

Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то».

Стукалка. Украинская народная мелодия. Подружились. Музыка Т. Вилькорейской.

Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия.

Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия.

Основные требования к умениям учащихся

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Учить выполнять различные ритмические движения под музыку: ориентироваться в пространстве зала, знать центр (середину) зала,

собираться в середине и расходиться по всему залу (по сигналу), развивать координацию, плавность, выразительность движений, умение

выполнять движения в определенном, соответствующем звучанию музыки, ритме, темпе; учить чувствовать сильную долю такта (метр) при звучании музыки в размере две четверти.

Учить выполнять движения в соответствии с изменением характера музыки (быстро — медленно): бодро, свободно, подняв голову и не

сутулясь, не шаркая ногами, маршировать под звучание марша, входить в зал, обходить его по периметру, останавливаться, затем по

музыкальному сигналу опять начинать движение; выполнять движения не только по показу воспитателя, но и по словесной инструкции

взрослого, а также самостоятельно.

Учить детей следующим движениям под музыку: развивать все танцевальные движения, с которыми познакомились на 1—2 годах

обучения (совершенствовать их, выполнять в большем объеме, использовать в упражнениях и танцах); образовывать круг, сходиться в

центре, затем отступать на место; ходить по кругу друг за другом ритмично, четко, взмахивая руками; бежать друг за другом легким шагом

на носках без высокого подъема ног и высоко поднимая ноги; бежать друг за другом, выбрасывая ноги вперед (руки на поясе); двигаться по

кругу приставными шагами, останавливаясь по сигналу; двигаться приставными шагами с приседаниями; ходить парами по кругу

(свободную руку держать на поясе или держать в ней предмет, девочки держат край платья), следить за выразительностью движения;

соблюдать расстояние между парами при движении парами; поднимать плавно руки вверх, в стороны, убирать их за спину, за голову,

поворачивая кисти рук; выполнять разные действия с предметами (передавать их друг другу, поднимать вверх, покачивать ими над головой,

бросать и ловить мяч, поднимать вперед).

В процессе музыкальных игр уделять особое внимание выразительности движений, обращать внимание детей на передачу самых

характерных черт персонажей сказок, рассказов и пр. Для развития выразительности движений использовать игры «Кто как ходит», «Какая

музыка к нему подходит?», «Кто к нам пришел?». Работать над эмоциональностью и раскованностью детей во время музыкальных игр.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Игры: «Ворон» (русская народная песня); «Кот и мыши» Т. Ломовой; «Летчики, следите за погодой!» М. Раухвергера; «Как на тоненький

ледок…» (русская народная песня); «Кто скорее?» Л. Шварца; «На зарядку!» М. Старокадомского; «Каравай», «Горелки», «Теремок»

(русские народные песни).

Упражнения: «Мельница» Т. Ломовой; «Игра с мячами», «Скакалки» А. Петрова; «Упражнения с флажками» Ф. Шуберта; «Поскоки» С.

Затеплинского; «Поезд» Е. Тиличеевой. Повторять знакомые упражнения. Пляски: «Калинка» (русская народная песня); «Парная пляска» (карельская песня); «Полька» Ю. Чичкова; «Петрушки», «Снежинки» Ю.

Слонова; «Аннушка» (чешская полька); «Пойду ль я, выйду ль я» (русская народная песня); «Мы в зеленые луга пойдем» Н. Леви; «Приглашение», «Стукалка» (украинские народные мелодии); «Матрешки» Ю. Слонова.

















Календарно-тематическое планирование


п/п

Темы коррекционного курса

Кол-во часов

Дата

Игра «Кто быстрей». Построение. Общеразвивающие упражнения.

1


Танец «Пальчики и ручки».

Ритмико-гимнастические упражнения.

1


Прохлопывание ритмического рисунка.

Общеразвивающие упражнения. Танец «Пальчики и ручки»

1


Ориентировка в направлении движений вперед, назад. Танцевальные упражнения.

1


Легкий бег. Игра «Кто быстрей возьмет мяч». Ритмико-гимнастические упражнения.

1


Ритмико-гимнастические упражнения. Игра «Кто быстрей».

1


Ритмико-гимнастические упражнения.

Танец «Пальчики и ручки».

1


Упражнение на ориентировку в пространстве.

1


Танец «Пальчики и ручки».

Упражнение на ориентировку в пространстве.

1


Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Общеразвивающие упражнения. Игра под музыку.

1


Танец «Прямой галоп».

Общеразвивающие упражнения.

1


Упражнение на координацию движения.

Танец «Прямой галоп».

1


Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Построение в круг.

1


Танец. Упражнение на ориентировку в пространстве.

1


Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Танец «Пальчики и ручки». Игра под музыку.

1


Упражнение с детскими музыкальными инструментами.

1


Ходьба с отбрасыванием ноги вперед.

Танцевальные упражнения: «Прыжки».

1


Общеразвивающие упражнения. Игра с пением «Васька кот». Танец «Стукалка».

1


Ходьба с оттягиванием носка. Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

1


Упражнения на ориентировку в пространстве. Ходьба и бег с высоким подниманием ноги.

1


Легкий бег. Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Танец «Пальчики и ручки».

1


Легкий бег. Повороты тела вправо – влево.

1


Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Игра под музыку.

1


Танец «Стукалка». Упражнения на ориентировку в пространстве.

1


Выполнение движений с предметами во время ходьбы. Игра под музыку.

1


Ритмико-гимнастические упражнения под музыку. Музыкальные игры с предметами.

1


Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Танец «Пляска с притопами».

1


Ритмико-гимнастические упражнения под музыку.

1


Упражнения с музыкальными инструментами.

1


Танец «Пляска с притопами». Упражнения на координацию движения.

1


Упражнения на расслабление мышц. Упражнения с музыкальными инструментами.

1


Танец «Пляска с притопами». Игра «Пальчики и ручки». Повторение.

1





Описание материально-технического обеспечения


Основная литература


  • «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс.  1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013.

  • Коррекционная ритмика – под ред. М. А. Касицына, И. Г. Бородина – Москва, 2007.

  • Музыкальная ритмика – под ред. Т. А. Затямина, Л. В. СтрепетоваМ.: «Глобус», 2009.

  • Буренина А.И. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего шкльного возраста). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000.



Экранно-звуковые пособия

Слайды соответствующего содержания.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.


Оборудование класса


Учебно-практическое оборудование



Информационное обеспечение образовательного процесса

Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

Учительский портал http://www.uchportal.ru




Лист корректировки программы



№ п/п


Четверть



Содержание корректировки




Отметка о выполнении


1

I четверть



2

II четверть



3

III четверть



4

IV четверть



5

Год







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Рабочая программа коррекционного курса "Ритмика"

Автор: Павлов Игорь Александрович

Дата: 28.10.2019

Номер свидетельства: 524465

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Рабочая программа по РСВ и ФП для 5кл. "
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-rsv-i-fp-dlia-5kl"
    ["file_id"] => string(6) "181883"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425404104"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства