Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности " Планета здоровья"»
Муниципальное образовательное учреждение Юрцовская общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
____________________ М.Е. Дубинская
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
по спортивно- оздоровительному направлению
«Планета здоровья»
для 2 класса
Составитель: учитель начальных классов
Мартынова Надежда Михайловна
2016– 2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе авторской программы под редакцией О.Л.Романовой «Полезные привычки» и направлена на предупреждение приобщения учащихся к употреблению табака и алкоголя (в перспективе – предупреждение приобщения к наркотикам) и формирование бережного отношения к своему здоровью. Разработанные уроки ориентированы на формирование личностной и социальной компетенции, посвящены образу Я, принятию решений и общению.
Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых ценностных установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ (ПАВ) и обеспечивающих физическое и психическое здоровье.
Задачи курса:
Предоставить учащимся объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащегося путем обсуждения проблем, связанных с алкоголем и курением.
Сформировать у обучающихся отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности.
Выработать умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения.
Научить детей понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
Сформировать у учащихся умения и навыки эффективного общения.
Закрепить гигиенические навыки и привычки.
Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Место курса «планета здоровья в учебном плане
Предлагаемая программа курса рассчитана на обучающихся 2-х классов в объеме 1 часа в неделю, 34 часа в год.
Предлагаемые формы работы:
Теоретические занятия
Выполнение рисунков
Написание творческих работ
Игровые занятия
Выполнение творческих работ
Тренинговые занятия
Ролевое моделирование
Проектная деятельность
Планируемые результаты освоения программы
«Планета здоровья»
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Содержание программы:
Программа для учащихся 2-х классов состоит из следующих тематических блоков: «Почему мы болеем», «Кто и как предохраняет нас от болезней», «Познаю себя», «Общение», «Положительный образ Я», «Принятие решений», «Информация.
Данная учебная дисциплина логически связана с занятиями по «Окружающему миру» (также дает представление о мире и обществе, о различных жизненных ситуациях), «Литературе» (рассматривает различные нравственные понятия, развивает грамотную речь, способствует формированию собственной точки зрения), «Изобразительному искусству» (на уроках «Полезных привычек» используется рисуночный метод работы, развивающий творчество и креативность обучающихся).
Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
Теоретические занятия
Практические занятия
1
Почему мы болеем
3
1
2
2
Кто и как предохраняет нас от болезней
2
1
1
3
Познаю себя
4
-
4
4
Общение
9
1
8
5
Положительный образ Я
4
1
3
6
Принятие решений
7
1
6
7
Информация.
4
1
3
8
Резерв
1
1
ИТОГО
35
7
28
Календарно - тематический план второго года обучения
№ п/п
Дата по плану
Скор
ректи
рован
ная дата
Наименование тем
Количество часов
1
Причины болезни
1
2
Признаки болезни
1
3
Как здоровье?
1
4
Как организм помогает себе сам.
1
5
Здоровый образ жизни
1
6
Какие врачи нас лечат
1
7
Инфекционные болезни.
1
8
Прививки от болезней.
1
9
Что нужно знать о лекарствах? Какие лекарства мы выбираем ?
1
10
Что нужно знать о лекарствах. Домашняя аптечка
1
11
Отравление лекарствами
1
12
Как избежать пищевых отравлений.
1
13
Безопасность при любой погоде. Если солнечно и жарко
1
14
Безопасность при любой погоде. Если на улице дождь и гроза
1
15
Правила безопасного поведения в доме.
1
16
Правила безопасного поведения на улице, в транспорте.
1
17
Правила безопасного поведения на воде. Вода – наш друг
1
18
Правила обращения с огнём. Чтобы огонь не причинил вреда
1
19
Как уберечься от поражения электрическим током.
1
20
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.
1
21
Как защититься от насекомых.
1
22
Предосторожности при обращении с животными.
1
23
Отравление ядовитыми веществами
1
24
Отравление угарным газом
1
25
Как помочь себе при тепловом ударе
1
26
Как уберечься от мороза
1
27
Растяжение связок и вывих костей
1
28
Переломы
1
29
Если ты ушибся и порезался
1
30
Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее
1
31
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.
1
32
Расти здоровым
1
33
Воспитай себя
1
34
Я выбираю движение
1
Список литературы:
Биология и анатомия: Универ. энцикл. школ. / Сост. А.А.Воротников. – Мн.: ТОО Харвест, 1995. – 528 с.
Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: организация педагогической профилактики наркотизма среди учащихся 1-4 классов: метод. пособие для учителя 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2005. – 64 с.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.