«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20» Г. АЛЬМЕТЬЕВСКА
от « 29 » августа 2017г.
г. Альметьевск
2017 г.
Название раздела | Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
Личностные результаты |
ученик научится | ученик получит возможность научиться |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания | • иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности; • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность - и руководствоваться ими в практической деятельности; • планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; • выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. | • уважительно относиться к труду людей; • понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их; • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги). | Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. | Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий. |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия); • применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам. | • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла; • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей. | Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. |
Конструирование и моделирование | • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; • решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи; • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. | • соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток; • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. |
Практика работы на компьютере | • соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач; • использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания; • создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций. | • пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки. | Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и на ходить выходы из спорных ситуаций. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. |
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания | Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактическихматериалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, для использования в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями. Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия. | 11 |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. | Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.). Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. | 11 |
Конструирование и моделирование. | Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу. | 7 |
Практика работы на компьютере. | Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ. | 5 |
| Итого: | 34 |
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Планируемые сроки | Фактические сроки |
1 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. Как работать с учебником. Человек - творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. | 1 | 5.09 | | Наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира |
2 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. Вагоностроительный завод. Изделия: «Ходовая часть (тележка)» Машины и механизмы - помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций. | 1 | 12.09 | | Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания |
3 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Вагоностроительный завод. Изделие: «Пассажирский вагон», «Кузов вагона». Виды условных графических изображений: рисунок , простейший чертеж , схема. | 1 | 19.09 | | Участвовать в совместной творческой деятельности. Анализировать и читать графические изображения |
4 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Полезные ископаемые. Изделие: «Буровая вышка». Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. | 1 | 26.09 | | Исследовать ( наблюдать, сравнивать, сопоставлять) |
5 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка». Рукотворный мир как результат труда человека. | 1 | 3.10 | | Сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта. |
6 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. Автомобильный завод. Изделие: «КамАЗ» Машины и механизмы - помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций. | 1 | 10.10 | | Планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания |
7 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Автомобильный завод. Изделие: «Кузов грузовика». Разметка, выделение деталей, формообразование деталей. | 1 | 17.10 | | Участвовать всовместнойтворческойдеятельности при выполнении учебныхпрактических работ и реализации несложных проектов |
8 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Монетный двор. Изделие «Стороны медали» Технологические операции ручной обработки материалов. | 1 | 24.10 | | Создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности |
9 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Монетный двор. Изделие «Медаль» Способы обработки материалов для получения различных декоративно - художественных эффектов. | 1 | 7.11 | 8.11 | Исследовать( наблюдать, сравнивать, сопоставлять) |
10 | Конструирование и моделирование. Фаянсовый завод. Изделие: «Основа для вазы» Изделие и его конструкция, изготовление изделий с различными конструктивными особенностями. | 1 | 16.11 | 16.11 | Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную художественную технику |
11 | Конструирование и моделирование. Фаянсовый завод. Изделие: «Ваза» Проектирование доступных по сложности конструкции изделий культурно- бытового и технического назначения. | 1 | 23.11 | 23.11 | Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата |
12 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка» Самообслуживание, хозяйственно- практическая помощь взрослым. | 1 | 28.11 | 30.11 | Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. |
13 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Швейная фабрика. Изделие «Новогодняя игрушка», «Птичка».Сборка изделия(клеевое, н иточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения). | 1 | 5.12 | 7.12 | Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата |
14 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви». Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. | 1 | 12.12 | 14.12 | Создавать мыслительный образ конструкций с учетом поставленной конструкторско - технологической задачи. |
15 | Конструирование и моделирование. Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви» Продолжение. Конструкция изделия ( разъёмная, неразъемная, соединение подвижное и непод.). | 1 | 19.12 | 21.12 | Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя Необходимые конструктивные формы. |
16 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Технический рисунок лесенки-опоры для цветов». Технологические операции ручной обработки материалов. | 1 | 9.01 | 11.01 | Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата |
17 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Лесенка- опора для цветов» Графические изображения в технике и технологии. | 1 | 16.01 | 18.01 | Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. |
18 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное «Картошка». Дом и семья. Самообслуживание. | 1 | 23.01 | 25.01 | Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать). |
19 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания Кондитерская фабрика. Изделие: «Шоколадное печенье» Самообслуживание, хозяйственно- практическая помощь взрослым. | 1 | 30.01 | 01.02 | Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. |
20 | Конструирование и моделирование. Бытовая техника. Изделие «Настольная лампа». Элементарные представления о конструкции. | 1 | 6.02 | 08.02 | Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел. |
21 | Конструирование и моделирование. Бытовая техника. Изделие «Абажур. Сборка настольной лампы». Проектирование доступных по сложности конструкции изделий культурно- бытового и технического назначения. | 1 | 13.02 | 15.02 | Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. |
22 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. Тепличное хозяйство. Изделие «Цветы для школьной клумбы».Природа и техническая среда. | 1 | 20.02 | 22.02 | Искать, отбирать и использовать необходимую информацию. |
23 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания Водоканал. Изделие «Фильтр для очистки воды». Машины и механизмы - помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций. | 1 | 27.02 | 01.03 | Рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приемы безопасного и рационального труда. |
24 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Порт. Изделие: « Канатная лестница». Способы обработки материалов для получения различных декоративно - художественных эффектов. | 1 | 6.03 | | Исследовать ( наблюдать, сравнивать, сопоставлять). |
25 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Узелковое плетение. Изделие: «Браслет». Технологические операции ручной обработки материалов. | 1 | 13.03 | | Создание и практическая реализация окончательного образа объекта, определение своего места в общей деятельности. |
26 | Конструирование и моделирование. Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие: «Самолет». Конструирование и моделирование несложных объектов. | 1 | 20.03 | | Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел. |
27 | Конструирование и моделирование. Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие: «Ракета - носитель». Изделие и его конструкция, изготовление изделий с различными конструктивными особенностями. | 1 | 10.04 | | Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную художественную технику |
28 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие: «Воздушный змей». Природа и техническая среда. | 1 | 17.04 | | Искать, отбирать и использовать необходимую информацию |
29 | Практика работы на компьютере. Создание титульного листа. Изделие «Титульный лист». Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами). | 1 | 24.04 | | Применять полученные знания и умения |
30 | Практика работы на компьютере. Работа с таблицами. Простейшие операции над файлами и папками. Простые информационные объекты (текст, таблица, схема, рисунок). | 1 | 1.05 | | Исследовать ( наблюдать, сравнивать, сопоставлять) |
31 | Практика работы на компьютере. Создание содержания книги. Практическая работа: «Содержание». Компьютерное письмо. | 1 | 8.05 | | Искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции. |
32 | Практика работы на компьютере. Переплетные работы. Изделие: «Книга» Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера. | 1 | 15.05 | | Планировать последовательность практических действий для реализации замысла ,поставленной задачи. |
33 | Практика работы на компьютере. Переплетные работы. Изделие: «Книга «Дневник путешественника». Оформление текста (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца). | 1 | 22.05 | | Отбирать наиболее эффективные способы реализации замысла в зависимости от особенностей конкретной инструментальной среды. |
34 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания. Итоговый урок. Выставка работ. | 1 | 22.05 | | Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке |