kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по программе "Школа России". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"»








Пояснительная записка


Данная рабочая программа предмета «Окружающий мир» для обучающихся 4 Г класса разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), М.: Просвещение, 2014, утверждённой Министерством образования Российской Федерации, в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального общего образования на базовом уровне и учебным планом образовательного учреждения.


В учебном плане МБОУ «Школа № 106» на 2015-2016 учебный год на изучение предмета «Окружающий мир» в 4 Г классе отводится 2 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 час в год в соответствии с годовым календарным учебным графиком.

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебником Плешаков А.А. Румянцев А.А.. Окружающий мир. (2ч.), 4 класс, М.: Просвещение, 2015 г.
















Планируемые результаты изучения предмета в 4 классе


Обучающийся научится:

Распознавать природные объекты с помощью атласа-опре­делителя; различать важнейшие полезные ископаемые свое­го края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

Проводить наблюдения природных тел и явлений;

В учебных и реальных ситуациях в доступной форме да­вать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологи­ческой допустимости; определять возможные причины отри­цательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, ва­рианты личного участия в сохранении природного окруже­ния;

Приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

Приводить примеры народов России;

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведчес­кого и обществоведческого характера, излагать их в виде со­общения, рассказа;

Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

Владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.


Обучающийся получит возможность научиться:

различать

Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

Способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, гео­графическая карта;

Что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

некоторые современные экологические проблемы;

Природные зоны России;

Особенности природы своего края: формы земной поверх­ности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

Исторические периоды: первобытное общество, Древний мир. Средние века, Новое время. Новейшее время;

Важнейшие события и великих людей отечественной ис­тории;

Государственную символику и государственные праздни­ки современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

























Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

4 класс 68 часов(2часа в неделю)

п/п

Название раздела и темы

Кол-во часов

Дата

по плану

Дата по факту

Формы организации учебных занятий

Виды учебной деятельности

Домашнее

задание


Раздел «Земля и человечество» (9ч)







Мир глазами астронома

1

06.09


Комбинированный урок

— Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;

— понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

— рассказывать о мире с точки зрения астронома;

— работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы;

— извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце;

— работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Сообщение о Солнце и Солнечной системе

Планеты Солнечной системы

1

07.09


Комбинированный урок

— Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

— на основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку;

— различать планеты и их спутники;

— работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца;

— практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;

— устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года;

— работать со взрослыми: наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля (телескопа);

— извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.15 задание 2

Звёздное небо — Великая книга Природы


Тест.

1

13.09


Комбинированный урок

— Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

— работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия;

— моделировать изучаемые созвездия;

— определять направление на север по Полярной звезде;

— выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.21 задание 2

Мир глазами географа

Входная контрольная работа

1

14.09


Контрольный урок

— Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

— сравнивать глобус и карту полушарий;

— находить условные знаки на карте полушарий;

— обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества;

— составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;

— извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.27, задания 2,3

Мир глазами историка




Тест.

1

20.09


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— составлять рассказы о мире с точки зрения историка;

— характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;

— обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;

— посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.35, задание 2

Когда и где?


1

21.09


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить— определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;

— обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях;

— работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.40 отвечать на вопросы

Мир глазами эколога

1

27.09


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать о мире с точки зрения эколога;

— работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению;

— знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды;

— находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С 41-47 отв на вопросы

Сокровища Земли под охраной человечества

1

28.09


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия;

— различать объекты Всемирного природного и культурного наследия;

— работать в паре: знакомиться по картосхеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям;

знакомиться по рисунку учебника с животным из международной Красной книги;

— читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений;

— извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из международной Красной книги и готовить сообщения о них; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Информация об объектах Всемирного наследия (по выбору)

Сокровища Земли под охраной человечества


Тест.

1

04.10


Комбинированный урок

Сочинение «Каким бы я хотел видеть окружающий мир»


Раздел «Природа России» (10 ч)








Равнины и горы России

1

05.10


Комбинированный урок

— Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

— работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте;

— различать холмистые и плоские равнины;

— характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям;

— извлекать из дополнительной литературы,

Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения;

— выполнять на персональном компьютере задания из электронного приложения

— работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С. 60-65 задание

Моря, озёра и реки России

1

11.10


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки, рассказывать о них по карте;

— различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов;

— характеризовать особенности изучаемых водных объектов;

— находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями;

— работать со взрослыми: готовить и оформлять в классе выставку «Где мы были»;

— готовить сочинения на тему урока;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Сочинение на тему «Где мы были»

Природные зоны России



Тест.

1

12.10


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку;

— устанавливать причинно-следственные связи между освещённостью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещённости Земли солнечными лучами;

— находить на карте природных зон области высотной поясности;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.71-75 отв. на вопросы

Зона арктических пустынь

1

18.10


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку;

— выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещённости солнечными лучами;

— работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания;

— рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;

— характеризовать зону арктических пустынь по плану;

— извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о животном мире изучаемой зоны, готовить сообщения;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.82 задания 1-2

Тундра



Тест.

1

19.10


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте;

— выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами;

— работать в паре: рассматривать в гербарии и на рисунке растения тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания;

— рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;

— характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь;

— изготавливать макет участка тундры;

— извлекать из дополнительной литературы (книга «Зелёные страницы», энциклопедии), Интернета информацию о растениях и животных тундры, готовить сообщения;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.93 задание 3

Леса России


Проверочная работа.

1

25.10


Контрольный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте; — устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги; — работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон; определять с помощью атласа-определителя растения лесов; моделировать характерные цепи питания;

— сравнивать природу тундры и лесных зон;

— находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.102 задания 1- 2

Лес и человек



Тест.

1

26.10


Виртуальная экскурсия с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров»

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей;

— обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;

— обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне»;

— извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовить сообщения;

— совершать виртуальную экскурсию с помощью Интернета в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка;

— характеризовать лесные зоны по плану;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.108 задания1-2

Зона степей

1

08.11


Виртуальная экскурсия «Степные заповедники»

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям;

— находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте;

— устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги;

— работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказывать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания;

— сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры;

— обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения;

— извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о растениях и животных степей, готовить сообщения;

— совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники, обсуждать экологические проекты учёных в этих заповедниках;

— характеризовать зону степей по плану;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Проект «Экологичес- кие проблемы зоны степей и пути их решения»

С.117 задания

Пустыни

1

09.11


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям;

— находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте;

— устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги;

— работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания;

— сравнивать природу зоны пустынь с природой степей;

— обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения;

— изготавливать макет участка пустыни;

— характеризовать зону пустынь по плану;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.125 задания 1-2

У Чёрного моря



Тест.

1

15.11


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте;

— устанавливать причины своеобразия при-роды субтропической зоны;

— работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа и Южного берега Крыма, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания;

— обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья;

— совершать с помощью Интернета виртуальные экскурсии в Дендрарий города Сочи, национальный парк «Сочинский», Никитский ботанический сад;

— обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»;

— работать с терминологическим словариком;

— характеризовать зону субтропиков по плану;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.134 задание 4; Читать рассказ «В пещере»


Раздел «Родной край — часть большой страны» (15 ч)







Наш край


Тест.

1

16.11


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае;

— характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану;

— оценивать свои достижения на уроке

Рассказ о родном крае

Поверхность нашего края.



1

22.11


Учебная экскурсия

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края;

— обсуждать меры по охране поверхности своего края;

— изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края;

— работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом , о наличии оврагов и истории их возникновения;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.143 задание 3

Водные богатства нашего края


Тест.

1

23.11


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда);

— моделировать значение водных богатств в жизни людей;

— выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов; — обсуждать рассказ «Бутылочная почта» из книги «Великан на поляне»;

— участвовать в водоохранных мероприятиях в городе;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.148 задание 2

Наши подземные богатства

1

29.11


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

— находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых;

— практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого;

— описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу;

— сравнивать изученные полезные ископаемые;

— работать со взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе;

— извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых;

— обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне»;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.159 задание 3

Земля-кормилица


Тест.

1

30.11


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах; — работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы;

доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата — под ногами» из книги «Великан на поляне»;

— извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.163 вопросы и задание

Жизнь леса

1

06.12


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу;

— рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края;

— моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона;

— обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека,

предлагать пути решения экологических проблем;

— характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;

— обсуждать материалы рассказов о лесе из книги «Великан на поляне»;

— работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С 164-169 задания

Жизнь луга




Тест.

1

07.12


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии;

знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу;

— рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона;

— моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию;

— характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану;

— сравнивать природные особенности леса и луга;

— приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

— обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне»;

— составлять памятку «Как вести себя на лугу»;

— работать со взрослыми: наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.177 задание 3

Жизнь в пресных водах





Тест.

1

13.12


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— работать в паре: описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме;

— рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края;

— моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона;

— характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану;

— обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде;

— извлекать из книг «Зелёные страницы», «Великан на поляне» информацию о пресноводных обитателях, о поведении людей и обсуждать её;

— работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоёма, определять его обитателей с помощью атласа-определителя; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Информация о пресноводных обитателях

Экскурсии в природные сообщества

родного края

1

14.12


Экскурсии

— Наблюдать объекты и явления природы;

— определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

— фиксировать результаты наблюдений;

— сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных сообществах

Отчёт об увиденном

Экскурсии в природные сообщества

родного края

1

20.12


Экскурсии

Отчёт об увиденном

Экскурсии в природные сообщества

родного края

1

21.12


Экскурсии

Отчёт об увиденном

Растениеводство в нашем крае


Тест.

1

27.12


Практическая работа.

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий;

— работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу;

— практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зёрна зерновых культур;

— различать сорта культурных растений (на примерах, характерных для региона);

— работать со взрослыми: наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.193 задания. Сообщение «Культурные растения нашего края»

Проверочная работа за 1 полугодие

1

28.12


Контрольный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий;

— работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу;

— различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона);

— работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Сообщение об одной из отраслей животноводст ва

Животноводство в нашем крае


Тест.

1

17.01


Комбинированный урок

— Выполнять тесты с выбором ответа;

— оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

— адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

С.203, Иллюстрации для презентации проекта

Презентация проектов (по выбору)

1

18.01


Презентация проектов

В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:

— извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

— посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;

— интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;

— готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

— готовить тексты сообщений;

— выступать с сообщением в классе;

— оценивать свои достижения и достижения товарищей по выполнению проекта

«Проверь свои знания»


Раздел «Страницы всемирной истории» (5 ч)







Начало истории человечества


Тест.

1

24.01


Комбинированный урок

— Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-й части учебника, выбирать проекты для выполнения;

— понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

— определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории;

— обсуждать роль огня и приручения животных;

— анализировать иллюстрации учебника;

— рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;

— понимать роль археологии в изучении первобытного мира;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.7 задания 1-2

Мир древности: далёкий и близкий




Тест.

1

25.01


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира;

— находить на карте местоположение древних государств;

— извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе;

— обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять сходство и различия;

— понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности;

— понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С 8-14 задания

Средние века: время рыцарей и замков

1

31.01


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья;

— находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье;

— описывать по фотографиям средневековые достопримечатель- ности современных городов;

— сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья;

— развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья; — сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;

— понимать важность изобретения книгопечатания для человечества;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.21 задания

Новое время: встреча Европы и Америки






Тест.

1

01.02


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья;

— сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и Новое время;

— прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;

— обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;

— выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени;

— обсуждать роль Великих географических открытий в истории человечества;

— характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени;

— развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время;

— выполнять задания электронного приложения к учебнику;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.27 задания

Новейшее время: история продолжается сегодня


Тест.

1

07.02


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— находить на «ленте времени» начало Новейшего времени;

— характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки;

— характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира;

— рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX—XXI вв;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.32 задание 4


Раздел «Страницы истории России» (20 ч)







Жизнь древних славян

1

08.02


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— анализировать карту расселения племён древних славян;

— выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;

— характеризовать верования древних славян;

— моделировать древнеславянское жилище;

— составлять план рассказа на материале учебника;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.39 вопросы и задания

Во времена Древней Руси

Торговый путь «из варяг в греки».

1

14.02


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX—XI веках;

— характеризовать систему государственной власти в IX—XI веках в Древней Руси;

— отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси;

— обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения;

— анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С 40-45 вопросы и задания

Страна городов






Тест.

1

15.02


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты древнего Киева и древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения, презентовать их на уроке;

— сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси;

— обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;

— развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;

— обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде;

— характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С 46-54 задания

Из книжной сокровищницы Древней

Руси

1

21.02


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси;

— характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки;

— выявлять роль летописей для изучения истории России; — характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства;

— сопоставлять оформление древнерусских книг с современными;

— обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С55-58 задания

Трудные времена на Русской земле

1

22.02


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;

— обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия;

— описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов;

— рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;

— находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками;

— по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей;

— высказывать своё отношение к личности Александра Невского;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Рассказ о монгольском нашествии

Русь расправляет крылья




Тест.

1

28.02


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— приводить факты возрождения северо -восточных земель Руси;

— рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты;

— прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы;

— обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.69 задание 3

Куликовская битва





Тест.

1

01.03


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск;

— составлять план рассказа о Куликовской битве;

— рассказывать о Куликовской битве по составленному плану;

— моделировать ход Куликовской битвы;

— отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы; — обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского;

— рассказывать о поединках богатырей;

— осознавать роль Куликовской битвы в истории России;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Рассказ о поединках богатырей

Иван Третий

1

07.03


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды;

— описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы;

— обсуждать значение освобождения от ордынского ига;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— отмечать на «ленте времени» даты освобождения от ордынского ига, венчания Ивана Грозного на царство;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.79-81 задание

Мастера печатных дел

Контрольная работа за 3 четверть

1

14.03


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;

— на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников;

— сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям;

— работать с терминологическим словариком;

— развивать воображение, «обучая грамоте» учеников XVII века;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С 82-86 задание


Работа над проектом

Патриоты России



Тест.

1

15.03


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции;

— отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— работать с терминологическим словариком;

— рассказывать об этом событии от имени участника ополчения;

— осознавать роль борьбы за независимость в начале XVII века в истории России;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.90-91 задания


Работа над проектом

Пётр Великий



Тест.






1

21.03


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника;

— извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике;

— описывать достопримечательности Санкт-Петербурга;

— обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим;

— отмечать на «ленте времени» год основания Санкт- Петербурга, год, когда Россия стала империей;

— находить на карте приобретения, города, основанные Петром I;

— высказывать своё отношение к личности Петра Великого;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке — отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета;

— извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М. В. Ломоносова;

— высказывать своё отношение к личности М. В. Ломоносова;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.100 задания


Работа над проектом

Михаил Васильевич Ломоносов


Презентация проектов (по выбору)

1

22.03


Комбинированный урок

С.104 вопросы и задания

Екатерина Великая





Тест.

1

04.04


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой;

— описывать достопримечательности Петербурга;

— сравнивать положение разных слоёв российского общества;

— рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугачёва;

— прослеживать по карте рост территории государства;

— рассказывать по учебнику о Ф. Ф. Ушакове и А. В. Суворове;

— извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в XVIII веке;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.111 задание 3

Отечественная война 1812 года



Тест.

1

05.04


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении;

— отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года;

— заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;

— обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной;

— обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому;

— извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С 112-119 вопросы и задания

Страницы истории ХIХ века

1

11.04


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания электронного приложения к учебнику, готовить сообщения и презентовать их на уроке;

— работать с историческими картами, находить на карте Трасс — сопоставлять исторические источники;

— извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке сибирскую магистраль;

С.126 вопросы и задания

Россия вступает в ХХ век



Тест.

1

12.04


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций;

— составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану;

— интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи;

— развивать воображение, составляя от лица журналиста начала ХХ века интервью с учёным, каким он видит наступивший век;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С. 133, Рассказ о событиях начала ХХ

Страницы истории 1920—1930- х годов

1

18.04


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— знакомиться по карте СССР с административно- территориальным устройством

страны

— сравнивать гербы России и СССР в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;

— сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации;

— в ходе внеурочной экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают;

— знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро (для москвичей — в ходе внеурочной экскурсии);

— прослушивать в записях песни 1930- х годов;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С 136-139 вопросы и задания

Великая Отечественная война и великая Победа

Тест.

1

19.04


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;

— обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;

— встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их;

— прослушивать в записи песню «Вставай, страна огромная» и другие песни времён войны;

— делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы;

— выяснять в краеведческом музее, какой вклад внёс город в Победу; собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе , в регионе;

— интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году;

— готовить праздник ко Дню Победы;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Работа над проектом «Защитники Отечества» (по выбору)

Великая Отечественная война и великая Победа



1

25.04


Виртуальная экскурсия: знакомство с исторически ми достопримеча­тельностями родного края

Собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы

Страна, открывшая путь в космос


Тест.

1

26.04


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса;

— интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;

— прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина;

— знакомиться с репродукциями картин космонавта А. А. Леонова на космическую тему;

— интервьюировать старших членов своей семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе;

— работать с электронным пособием;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.150-152, задания


Раздел «Современ-ная Россия» (9 ч)







Основной закон России и права человека



Тест.

1

02.05


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения;

— анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка;

— обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей;

— выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

— готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе;

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.163 задания

Мы — граждане России

1

03.05


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;

— различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства;

— следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации;

— моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры);

— работать с терминологическим словариком;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С164-167 задания

Славные символы России




Тест.


10.05


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств;

— знакомиться с Государственным флагом России, его историей, со Знаменем Победы;

— выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств;

— обсуждать, зачем государству нужны символы;

— моделировать символы своего класса, семьи;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С.174 вопросы и задания

Такие разные праздники



Тест.

1

16.05


Комбинированный урок

— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные;

— знакомиться с праздниками и памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина;

— выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся;

— рассказывать о своих любимых праздниках;

— работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

С 175-179 вопросы и задания

Путешествие по России

1

17.05


Виртуальное путешествие

— Понимать учебные задачи уроков и стремиться их выполнить;

— знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России;

— совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры;

— рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры; — анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику;

— пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору);

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроках

С.180-188 Готовить иллюстрации для презентации проекта

Контрольная работа*

1

23.05


Контрольный урок

С.189-196 Готовить иллюстрации для презентации проекта

Путешествие по России


Тест.

1

24.05


Виртуальное путешествие

С.197-203 вопросы и задания

Путешествие по России

1

30.05


Презентация проектов (по выбору)

— Выполнять тесты с выбором ответа;

— оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

— адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

Готовить иллюстрации для презентации проекта

Повторение изученного материала. Обобщение.

1

31.05


Комбинированный урок

В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:

— извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;

— посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;

— интервьюировать старших членов семьи, других взрослых;

— готовить иллюстрации для презентации проекта (фотографии, слайды, рисунки);

— готовить тексты сообщений;

— выступать с сообщением в классе;

— оценивать свои достижения и достижения товарищей по выполнению проекта

Готовить иллюстрации для презентации проекта


Итого

68 ч

































Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс



п\п

Название раздела

Всего часов

теоретические/

изучения и закрепления темы

Самостоятельные /проверочные работы

Контрольные работы

Земля и человечество

9

8


1

Природа России

10

9

1


Родной край — часть большой страны

15

13

1

1

Страницы всемирной истории

5

5



Страницы истории Отечества

20

19

1


Современная Россия

9

5

3

1


Итого:

68

59

6

3













График контрольных и самостоятельных работ




Четверть

Дата

Тема работы

Форма

1 четверть

14.09

Входная контрольная работа.*

Комплексная работа

25.10

Проверочная работа (за 1 четверть)

Комплексная работа

2 четверть

28.12

Проверочная ра­бота (за 1 полугодие)

Комплексная работа

3 четверть

18.01

Презентация (тема по выбору)

Самостоятельная работа

14.03

Проверочная работа (за 3 четверть)

Комплексная работа

4 четверть

22.03

Презентация. (Тема по выбору)

Самостоятельная работа


23.05

Контрольная работа*

Комплексная работа

30.05

Презентация. (Тема по выбору)

Самостоятельная работа

Итого:

8 ч





График тестов (текущий контроль)



Четверть

Дата

Тема работы

Форма

1 четверть

13.09

Звёздное небо- Великая книга Природы

Тест

20.09

Мир глазами историка

Тест

04.10

Сокровища Земли под охраной человечества

Тест

12.10

Природные зоны России

Тест

19.10

Тундра

Тест

26.10

Лес и человек

Тест

2 четверть

15.11

У Чёрного моря

Тест

16.11

Наш край

Тест

23.11

Водные богатства нашего края

Тест

30.11

Земля-кормилица

Тест

07.12

Жизнь луга

Тест

13.12

Жизнь в пресных водах

Тест

27.12

Растениеводство в нашем крае

Тест

3 четверть

17.01

Начало истории человечества

Тест

24.01

Мир древности: далёкий и близкий

Тест

25.01

Новое время: встреча Европы и Америки

Тест

01.02

Новейшее время: история продолжается сегодня

Тест

07.02

Страна городов

Тест

15.02

Русь расправляет крылья

Тест

28.02

Куликовская битва

Тест

01.03

Патриоты России

Тест

15.03

Пётр Великий

Тест

21.03

Екатерина Великая

Тест

4 четверть

04.04

Отечественная война 1812 года

Тест

05.04

Россия вступает в хх век

Тест

12.04

Великая Отечественная война и великая Победа

Тест

19.04

Страна, открывшая путь в космос

Тест

26.04

Основной закон России и права человека

Тест

02.05

Славные символы России

Тест


10.05

Такие разные праздники

Тест

16.05

Путешествие по России

Тест

Итого:

31





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"

Автор: Амельченкова Ирина Георгиевна

Дата: 23.12.2016

Номер свидетельства: 372847

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа "Окружающий мир" 2 кл "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-okruzhaiushchii-mir-2-kl"
    ["file_id"] => string(6) "126186"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415122990"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа. Окружающий мир. 1 класс"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia_programma_okruzhaiushchii_mir_1_klass_2"
    ["file_id"] => string(6) "612425"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1661893479"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Календарно - тематическое планирование по окружающему миру, УМК "Школа России" 3 класс, по ФГОСам "
    ["seo_title"] => string(104) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-okruzhaiushchiemu-miru-umk-shkola-rossii-3-klass-po-fgosam"
    ["file_id"] => string(6) "107835"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403459628"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа для 2 класса. Окружающий мир"
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia_proghramma_dlia_2_klassa_okruzhaiushchii_mir"
    ["file_id"] => string(6) "458113"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1518949117"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа "Окужающий мир" для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-okuzhaiushchii-mir-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "128076"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415434643"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства