Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. СРО Занкова.»
Рассмотрено
Зам. директора по УМР
МОУ «СОШ п. Тепличный»
___________________
/А.С.Иноземцева./
Протокол №_____
от 30 августа 2017 г.
Согласовано
Зам. директора по УВР
МОУ «СОШ п. Тепличный»
___________________
/М.Е.Деденева/
30 августа 2017 г.
Утверждаю
Директор МОУ
«СОШ п. Тепличный»
______________________
/Е.В. Зеленская/ Приказ № ____
от 30 августа 2017 г.
Рабочая учебная программа
по учебному предмету
«Окружающий мир»
для учащихся 3 класса
на 2017/2018 учебный год
Составитель:
Деденева Марина Евгеньевна,
учитель начальных классов
п. Тепличный
2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сведения о программе, на основе которой разработана рабочая программа.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы Н. Я Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир», утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова/ сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011).
Цели и задачи курса.
Предмет «Окружающий мир» в начальной школе рассматривается как фундамент для изучения значительной части учебных предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, истории и обществознания, кроме этого он является первым предметом, рисующим широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
Это определило цели изучения предмета:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
помощь в освоении знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе, об историческом прошлом России и родного края;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи обучения в 3 классе:
помочь обучающимся осознать объективно существующие связи и зависимости между природой, обществом и человеком;
формировать экологическую грамотность, обучать безопасному поведению в природе и обществе;
помочь в овладении (частным) историческим мышлением.
Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане
Предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание и естествознание». Реализация авторской программа по окружающему миру Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова предполагает 70 часов (2 часа в неделю) на изучение предмета в 3 классе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
интерес к познанию окружающего мира;
ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной деятельности;
реализации основ гражданской идентичности в поступках;
следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научится:
самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровне;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимого иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире;
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
находить в сотрудничестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научится:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиа-ресурсов;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
строить сообщения в устной и письменной форме;
находить разнообразные способы решения учебной задачи;
осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать другое мнение и позицию; контролировать действия партнера;
адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования различных точек зрения;
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
использовать свою речь для планирования своей деятельности.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
устанавливать связи между живой и неживой природой;
осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;
использовать естественно-научные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, создания собственных устных и письменных высказываний;
использовать различные справочники для поиска информации;
проводить наблюдение за погодой и природой родного края;
сравнивать изучаемые природные зоны России; природные сообщества как единство живой и неживой природы, приводить примеры растений и животных;
выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;
соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыха у водоема;
узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;
фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды, составлять устную характеристику погоды.
Обучающийся получит возможность научиться:
узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
оформлять результаты исследовательской работы с использованием таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких отчетов;
моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Обучающийся научится:
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах;
устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;
выделять главное в текстах учебника в соответствии с заданиями.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;
оформлять результаты исследовательской работы с использованием таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;
наблюдать проявление богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность узнать:
о древнейшей истории человека, о первых государствах;
об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;
об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;
имена выдающихся российских государственных деятелей: князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;
об истории и выдающихся людях родного края.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Природные условия Земли
Человек и природа. Особенности планеты Земля. Погода, показатели погоды. Народные приметы погоды. Наблюдение за погодой родного края. Климат. Почва. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Природные зоны.
Практические работы: Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов. Фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.
Человек в далеком прошлом
Человек и общество. Природные условия, в которых появился Человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие древнего мира. Лента времени.
Практические работы: Ориентирование на физической карте и карте природных зон. Соотнесение: год и век, век и тысячелетие.
Исследовательская работа: Роль искусства в жизни человека.
Экскурсиив зоопарк, дендропарк, краеведческий музей.
Земли восточных славян
Человек и природа. Природная зона степей, лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Меры по сохранению степей и лесов.
Человек и общество. Освоение человеком законов природы. Расселение славян. Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России. Представления о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве.
Практические работы: Ориентирование на карте природных зон России. Работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарием. Составление цепей питания. Подбор загадок, пословиц, поговорок о природу, дружбе и труде народа. Коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и лесов. Составление кроссвордов по темам.
Исследовательская работа: Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в зоне степей, лесов. Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов.
Экскурсия в краеведческий музей.
Московское государство.
Человек и природа. Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества, их значения. Круговорот веществ в природе. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.
Человек и общество. Объединение вокруг Москвы русских земель. Куликовская битва. Культура Московской Руси. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Основание Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный.
Практические работы: Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах. Составление цепей питания. Узнавание ядовитых растений и грибов. Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия. Применение правил поведения в лесу и водоемах.
Экскурсии в лес, к реке.
Путь от Руси к России
Человек и общество. Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Начальное представление о народах России. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Активная роль человека в обществе. Краеведение. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.
Исследовательская работа: Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.
Экскурсии в художественный музей, музей прикладного искусства.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Природные условия Земли (10 часов) Человек и природа.
Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края. Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.
Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов. Фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.
Человек в далеком прошлом (15 часов)
Человек и общество.
Природные условия, в которых появился Человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие).
Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон. Соотнесение: год и век, век и тысячелетие.
Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы и т. д.) в жизни человека.
Экскурсии в зоопарк, ботанический сад, краеведческий музей (с учетом возможностей).
Земли восточных славян (12 часа)
Человек и природа.
Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира. Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов Европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.
Образование древнерусского государства (7 часов)
Человек и общество.
Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки». Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище.
Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России. Работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов. Составление цепей питания. Подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа. Коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов по темам.
Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов.
Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей).
Объединение русских земель вокруг Москвы (10 часов)
Человек и природа.
Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы.
Человек и общество.
Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Основание Москвы, исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный.
Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах. Составление цепей питания. Узнавание ядовитых растений и грибов. Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствий. Применение правил поведения в лесу и у водоемов.
Экскурсии в лес, к озеру, реке или болоту (с учетом возможностей).
Какая она, Азия (5 часов)
Человек и общество.
Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии.
Россия в XII веке (7часов)
Человек и общество.
Поход Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе.
Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в том числе охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности. Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности.
Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.
Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, в музей прикладного искусства (с учетом возможностей).
№ п/п
Кол-во
часов
Наименование раздела, темы
Практические работы
Экскурсии
(наблюдения)
1
11 часов
Природные условия Земли
Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.
2
10 часов
Человек в далеком прошлом
Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год-век, век-тысячелетие.
Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы...) в жизни человека.
Экскурсии в зоопарк, в краеведческий музей .
3
22 часа
Земли восточных славян
Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов.
Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов.
Полугодовая контрольная работа
Экскурсия в краеведческий музей
4
12 часов
Объединение русских земель вокруг Москвы
Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов.
Экскурсии в лес, к озеру, реке
5
15 часов
Путь от Руси к России
Исследовательская работа.
Годовая контрольная работа
Экскурсии в краеведческий музей, в художественную галерею
Итого
70 часов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УМК
Дмитриева, Н. Я.Окружающий мир: учебник для 3 класса : в 2 частях / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.
Дмитриева, Н. Я.Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 3 класс» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.
Дмитриева, Н. Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир. 3 класс» / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
5. Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
Наглядные пособия.
1. Географические карты: климатические пояса, природные зоны, тепловые пояса, физическая карта. Исторические карты с маршрутами первопроходцев.
2. Глобус.
3. Иллюстрации растений, животных, предметов древнего мира; репродукции картин В. Васнецова, портреты князей, первопроходцев.
4. Таблицы: «Природные сообщества», «Растения и животный мир степи, поля, леса».
Для практических работ: термометр, барометр, спиртовка, образцы почв, алгоритмы выполнения практических работ, схемы.
Информационно-коммуникативные средства.
1. Видеофильм «Береги природу» (DVD).
2. Словарь юного географа (CD).
Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Календ.сроки
план
факт
1-2
Карты. С. 6–7 № 1, 6, 8
2
05.09
3
Что такое погода. С. 8–11 № 12
1
08.09
4
Народные приметы погоды. С. 11–13 № 13
1
12.09
5
Климат. С. 13–14 № 15
1
14.09
6
Представление о климатических поясах.
С. 15–18
1
19.09
7
Почва. Состав почвы. С. 18–20
1
21.09
8
Образование почв. Плодородие. С. 20–24
№ 19, 22
1
25.09
9
Защита почв. С. 23 № 23, 25
1
28.09
10
Природные зоны суши Земли. С. 25–27
№ 28
1
03.10
11
Природные зоны. С. 28 № 28
1
05.10
12
Где зародилось человечество. С. 29–31
1
10.10
13
Климат и природные зоны Африки.
С. 31–45
1
12.10
14
Климат и природные зоны Африки. Африканская степь, саванна.