№ | наименование разделов учебной программы | количество часов | основные содержательные линии | система оценки планируемых результатов |
1 | Как устроен мир | 6 ч. | Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы. | Текущий контроль с использованием традиционной системы отметок по 5 балльной шкале за устные ответы, письменные работы. Практическая работа № 1 «Моделирование влияния человека на природу». |
2 | Эта удивительная природа | 18 ч. | Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества. Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании. Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни. | Текущий контроль с использованием традиционной системы отметок по 5 балльной шкале за устные ответы, письменные работы. Практическая работа № 2 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе». Практическая работа № 3 «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра». Практическая работа № 4 «Рассматривание живых и гербарных растений». Практическая работа № 5 «Определение органов растений, сравнение органов различных растений». Практическая работа № 6 «Рассматривание плодов и семян растений. Определение признаков приспособленности растений к распространению ветром, животными». Практическая работа № 7 «Моделирование цепей питания». Практическая работа № 8. Моделирование этапов развития бабочки и/или лягушки». |
3 | Мы и наше здоровье | 10 ч. | Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена. Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение). Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья. | Текущий контроль с использованием традиционной системы отметок по 5 балльной шкале за устные ответы, письменные работы. Практическая работа № 9 «Первая помощь при небольших повреждениях кожи». Практическая работа № 10 «Подсчет ударов пульса». Практическая работа № 11 «Моделирование строения организма человека». Проверочная работа «Организм человека». |
4 | Наша безопасность | 7 ч. | Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб. Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные. Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем. Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность. | Текущий контроль с использованием традиционной системы отметок по 5 балльной шкале за устные ответы, письменные работы. |
5 | Чему учит экономика | 11 ч. | Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги. Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека. Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы. | Текущий контроль с использованием традиционной системы отметок по 5 балльной шкале за устные ответы, письменные работы. |
6 | Путешествие по городам и странам | 15 ч. | Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки. Бережное отношение к культурному наследию человечества. | Текущий контроль с использованием традиционной системы отметок по 5 балльной шкале за устные ответы, письменные работы. |
| ИТОГО | 67 ч. | | |
раздел учебной программы | тема урока | количество часов | основные виды учебной деятельности | дата проведения |
Как устроен мир | Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей. | 1 | Работа с учебником, беседа, наблюдение за предметами живой и неживой природы, за изменениями в природе, происходящими под влиянием человека. | 01.09 |
Человек. Ступеньки познания | 1 | Беседа, работа с учебником, наблюдения, опыты, измерения, работа с готовыми моделями. | 05.09 |
Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | Работа с различными источниками сбора информации, с учебником, беседа, защита презентации, выставка и презентация работ учащихся | 08.09 |
Общество | 1 | Работа с учебником, беседа. | 12.09 |
Мир глазами эколога | 1 | Беседа, выполнение практических заданий, работа в парах, работа с учебником. | 15.09 |
Природа в опасности. Охрана природы | 1 | Словесно-иллюстративные рассказы с элементами беседы, работа с учебником. Просмотр мультимедийной презентации. | 19.09 |
Эта удивительная природа | Тела, вещества, частицы | 1 | Наблюдение за свойствами поваренной соли, сахара, крахмала. Наблюдение опыта по обнаружению крахмала в продуктах питания, фиксирование результатов исследования. Работа в группе, работа в паре. | 22.09 |
Разнообразие веществ | 1 | Работа с учебником, беседа, проведение опыта, наблюдение опыта по обнаружению крахмала в продуктах питания, фиксирование результатов исследования, работа в группе, работа в паре. | 26.09 |
Воздух и его охрана | 1 | Работа с учебником, просмотр мультимедийной презентации, проведение опыта «Расширение воздуха», фиксирование результатов опыта, работа в группе. | 29.09 |
Вода и жизнь. Свойства воды | 1 | Работа с учебником, просмотр мультимедийной презентации, работа в группе, беседа. | 03.10 |
Превращения и круговорот воды в природе | 1 | Беседа, работа со схемами и таблицами, выполнение практических заданий, работа с учебником, просмотр ролика «Круговорот воды в природе». | 06.10 |
Берегите воду! | 1 | Проверка домашнего задания, работа с карточками. Беседа по теме «Почему воду надо беречь». Работа с учебником. Чтение сказки Н.А. Рыжова «Жила была река». | 10.10 |
Что такое почва | 1 | Разгадывание кроссворда, работа в парах. Работа в группах со словарем. Работа с учебником. Проведение опыта с почвой, фиксирование результатов. | 13.10 |
Разнообразие растений | 1 | Работа со схемой «Части растений», работа с учебником. Работа в парах. Словестно-иллюстративная беседа. | 17.10 |
Солнце, растения и мы с вами | 1 | Работа по группам. Беседа, работа с учебником. Сравнение схем «Как дышат растения» и «Как питаются растения». | 20.10 |
Размножение и развитие растений | 1 | Групповая самостоятельная работа по карточкам. Сценка «Цветочный переполох». Спор органов (выступления подготовленных учащихся). Беседа об опылении, размножение растений. | 24.10 |
Охрана растений | 1 | Работа с тестом. Чтение стихотворения В. Набокова «Дети полей». Беседа «Какова же роль растений в жизни человека?» Прослушивание сообщений учащихся. Работа с учебником. Работа с экологическими правилами. Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы». Игра «Экологический светофор». Чтение отрывка из стихотворения Самеда Вургуна хором. | 27.10 |
раздел учебной программы | тема урока | количество часов | основные виды учебной деятельности | дата проведения |
Эта удиви-тельная природа | Разнообразие животных | 1 | Разгадывание кроссворда. Беседа «Группы животных и их признаками». Рассматривание изображений животных разных видов. Работа с учебником. | 07.11 |
Кто что ест? Цепи питания | 1 | Чтение сказки Н. Сладкова «Бежал ёжик по дорожке». Составление кластера. Работа по группам. Работа с учебником. Беседа. Просмотр презентации. Работа со схемами «Цепи питания». | 10.11 |
Невидимая сеть и невидимая пирамида | 1 | Проверка домашнего задания, выполнение заданий на карточках в парах. Рассматривание рисунка «Божьей коровка», определение насекомого в цепи питания. Слушание аудиозаписи «Звуки леса». Сценка «Сила и слабость дуба». Беседа о правилах поведения в лесу. Разгадывание загадок о лесных жителях. Работа с учебником. | 14.11 |
Размножение и развитие животных | 1 | Фронтальный опрос домашнего задания. Просмотр анимационного сюжета. Работа с учебником. Коллективное составление таблицы. Работа в парах, группах. | 17.11 |
Охрана животных | 1 | Проверка домашнего задания. Работа с учебником. Работа с Красной книгой. Формулировка экологических правил. | 21.11 |
В Царстве грибов | 1 | Проверка домашнего задания. Выполнение теста об охране животных. Работа с учебником. Рассматривание иллюстраций с изображением съедобных и несъедобных грибов. Формулирование правил сбора грибов. Работа по уровням. | 24.11 |
Великий круговорот жизни | 1 | Чтение отрывка сказки « Король Лев». Сценка « Муфаса и Симба». Работа с учебником. Работа у доски. Работа в парах. Беседа «Группы организмов». | 28.11 |
Мы и наше здоровье | Организм человека | 1 | Опрос по вопросам раздела «Проверь себя». Беседа «Внешнее строение человека». Разгадывание кроссворда «Организм человека». Работа с учебником. | 01.12 |
Органы чувств | 1 | Рассматривание таблицы с рисунками органов чувств. Работа со словарём. Работа в группе. Групповая работа «Исследование органа зрения». Рассматривание рисунка глаза, уха. Работа в парах «Исследование органа слуха». Игра «Узнай, что в коробке». Работа с учебником. | 05.12 |
Надёжная защита организма | 1 | Работа в парах, составление таблицы «Органы чувств человека». Индивидуальное задание: Тест «Органы чувств человека». Прослушивание сообщений обучающихся. Работа с учебником. Просмотр презентации «Первая помощь при повреждениях кожи». Выполнение теста «Надёжная защита организма». | 08.12 |
Опора тела и движение | 1 | Решение игровой ситуации “Консилиум врачей”. Устный опрос. Разгадывание кроссворда «Скелет». Беседа. Рассматривание макета «Скелет человека». Работа с учебником. Работа по группам. | 12.12 |
Наше питание. Органы пищеварения | 1 | Фронтальный опрос. Просмотр презентации «Наше питание. Органы пищеварения». Беседа о белках, жирах и углеводах. Игра « Найди свое место». Формирование правил правильного питания. Работа с учебником. | 15.12 |
О дыхании, движении крови | 1 | Рассматривание схемы «Состав воздуха». Беседа по вопросам. Ч т е н и е т е к с т а «О дыхании». Работа с учебником. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а. | 19.12 |
Умей предупреждать болезни | 1 | Отгадывание загадки. Составление пословицы. Просмотр мультфильма «Ежик и здоровье». Работа в группах. Работа с учебником. Беседа – диалог. | 22.12 |
Здоровый образ жизни (Здоров будешь – все добудешь) | 1 | Беседа «Здоровый образ жизни». Работа в группах. Разгадывание загадок. Прослушивание сказки о микробах. Формирование правил «Личной гигиены». Работа с пословицами о здоровье. Чтение учащимися стихов о витаминах. Сценка «Режим». Прослушивание рассказа «Молодые старички». Рассказ учителя с элементами беседы «Вредные привычки». | 26.12 |
Проверочная работа «Организм человека» | 1 | Написание проверочной работы, индивидуальная работа. | 29.12 |
раздел учебной программы | тема урока | количество часов | основные виды учебной деятельности | дата проведения |
Мы и наше здоровье | Проектная работа «Школа кулинаров» | 1 | Работа с учебником. Работа с дополнительными источниками информации. Защита проектных работ. | 12.01 |
Наша безопасность | Огонь, вода и газ | 1 | Разгадывание загадок. Беседа об огне. Рассуждение о высказывании В. Маяковского: «Запомнить твёрдо нужно нам –Пожар не возникает сам». Просмотр видеофильма «Огонь». Беседа о воде. Работа с иллюстрациями из учебника. Беседа о газе. Игра «Запрещается-разрешается». | 16.01 |
Чтобы путь был счастливым | 1 | Фронтальный опрос домашнего задания. Игра «Разрешается-запрещается». Прослушивание стихотворения А. Дмоховского «Ученик и грузовик». Составление памятки «Правила пешехода». Работа с учебником. Игра на внимание. «Да, нет». Рассказы детей об опасностях на их пути из школы домой. Просмотр презентации «Знайте правила движения». | 19.01 |
Дорожные знаки | 1 | Прослушивание стихотворения «Скверная история». Беседа «Дорожные знаки». Фронтальный опрос домашнего задания. Рассказ учителя о дорожных знаках. просмотр презентации. Работа с учебником. Работа в парах. Разгадывание загадок. Работа с тестовыми заданиями. | 23.01 |
Проектная работа «Кто нас защищает» | 1 | Работа в группах. Выставка книг об армии. Выставка рисунков «Рисунок солдату». Изготовление праздничной открытки ко Дню Защитника Отечества. | 26.01 |
Опасные места | 1 | Фронтальный и индивидуальный (карточки) опрос. Разгадывание загадок. Прослушивание стихотворения Г. Ладанщикова. Работа в группах. Работа с учебником. Выставка нарисованных условных знаков. | 30.01 |
Природа и наша безопасность | 1 | Индивидуально-устный опрос. Фронтальный опрос. Работа с учебником. Беседа. Разгадывание кроссворда. Фронтальная беседа по теме «Гроза». Работа по сообщению учащегося. Работа по иллюстрациям учебника. Работа в группах. Работа в парах. | 02.02 |
Экологическая безопасность | 1 | Просмотр видеоролика. Индивидуальная работа(карточки). Работа в парах. Работа с иллюстрациями в учебнике. Работа с текстом учебника. Составление памятки «Как защититься…» Опытно-исследовательская работа «Как очистить грязную воду». Игра «Живи, Земля». | 06.02 |
Чему учит экономика | Для чего нужна экономика | 1 | Игра «Найди лишнее слово». Рассказ учителя о понятии «экономика». Игра «Отгадай потребности». Работа по учебнику. Игра «Товар - Услуга». Практическая работа в группах. Работа в парах. | 09.02 |
Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 | Работа в парах. Фронтальный опрос. Рассматривание схемы «Потребности». Беседа «Природные богатства». Работа с учебником. | 13.02 |
Полезные ископаемые | 1 | Беседа «Значение полезных ископаемых». Работа с учебником. Работа в парах. Работа в группах. Работа со словарём. Самостоятельная работа (тест) | 16.02 |
Растениеводство | 1 | Фронтальный опрос. Рассказ учителя с элементами беседы. Работа в группах. Работа с учебником. Работа по карточкам. Самостоятельная работа (тест). | 20.02 |
Животноводство | 1 | Тестирование. Фронтальный опрос. Работа со схемой. Рассказ учителя. Виртуальная экскурсия. Работа с учебником. Самостоятельная работа по карточкам. | 27.02 |
Какая бывает промышленность | 1 | Индивидуальная работа по карточкам. Фронтальный опрос. Разгадывание загадок. Беседа «Отрасли промышленности». Работа с тестом «Промышленность». Работа в парах. Работа с учебником. | 02.03 |
Проектная работа «Экономика родного края» | 1 | Работа в группах. Выступление детей. Просмотр презентаций и фильмов. | 06.03 |
Что такое деньги | 1 | Фронтальный опрос. Работа с «Устным журналом». Сценка «История появления денег». Беседа «Русские деньги». Работа с учебником. Работа в парах. Викторина. Разгадывание загадок. Тестирование. Работа с учебником. | 09.03 |
Государственный бюджет | 1 | Фронтальный опрос. Беседа. Работа в группах. Работа с загадками. Решение проблемных задач. Творческая работа в группах. | 13.03 |
Семейный бюджет | 1 | Фронтальный опрос. Тестовая работа по вариантам. Беседа. Инсценировка ситуации. Рассказ учителя с элементами беседы. Работа с таблицей. Работа в группах. Работа с учебником. Обобщающая беседа. | 16.03 |
Экономика и экология | 1 | Прослушивание музыки. Беседа. Работа с учебником. Рассказы учащихся. Обобщающая беседа. | 20.03 |
раздел учебной программы | тема урока | количество часов | основные виды учебной деятельности | дата проведения |
Путешествие по городам и странам | Золотое кольцо России | 4 | Беседа. Заочная экскурсия. Работа с учебником. Работа в парах. | 03.04 06.04 10.04 13.04 |
Проектная работа «Музей путешествий» | 1 | Работа с учебником. Работа в группах. Выступления учащихся. Выставка работ. | 17.04 |
Наши ближайшие соседи | 1 | Работа с политической картой Европы. Игра «Угадай страну». Работа с учебником. | 20.04 |
На севере Европы | 1 | Беседа по вопросам. Работа с карточками. Тестирование. Беседа. Работа с картой в учебнике. Работа в группах. Выступление учащихся. | 24.04 |
Что такое Бенилюкс | 1 | Работа с картой. работа с учебником. Работа в группах. Исследовательская работа. Работа с таблицей. | 27.04 |
В центре Европы | 1 | Фронтальный опрос. Работа в группах. Работа по заполнению таблицы. Работа с учебником. | 04.05 |
Путешествие по Франции | 1 | Прослушивание музыки. Просмотр презентации. Рассказ учителя с элементами беседы. Работа с учебником. Работа в группах. Работа по карточкам. | 11.05 |
Путешествие по Великобритании | 1 | Фронтальный опрос. Викторина. Тестирование. Просмотр презентации. Беседа о достопримечательностях. Прослушивание музыки. Работа с учебником. Работа с картой. | 15.05 |
На юге Европы | 1 | Викторина о Великобритании. Беседа о странах на юге Европы. Работа с учебником. Работа с таблицей. | 18.05 |
По знаменитым местам мира | 1 | Викторина «Назови столицы и страны». Рассказ учителя. Выступление детей. Работа с учебником. Работа в группах. | 22.05 |
Достопримечательности нашего города | 1 | Работа в парах. Беседа. Просмотр презентации. Оформление выставки «Мой город». | 25.05 |
Подведение итогов. Проверочная работа. | 1 | Защита проектов. Выступление учащихся. Проверочная работа. | 29.05 |