Рабочая программа по изучению курса математики в 1 классе составлена на основе федерального компонента государственного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года., учебного плана школы, разработанного на основе федерального базисного учебного плана для основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике (Программы по математике к учебникам 1-4 классов /М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова // Просвещение, 2013).
Рабочая программа ориентирована на работу по учебнику «Математика. 1 класс». Авторы М.И. Моро, С.И. Волкова – М.: Просвещение 2013 г.
Учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Курс математики 1 класса направлен на достижение следующих целей:
формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения):
развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развитие пространственного воображения;
развитие математической речи;
формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
воспитание стремления к расширению математических знаний;
Количество учебных часов в год – 132, в неделю – 4
Тематическое планирование
Подготовка к изучению чисел, пространственные и временные представления
8 ч
Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация
26 ч
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание
50 ч
Числа от 1 до 20. Нумерация
16 ч
Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание
22 ч
Итоговое повторение
10 ч
Итого - 132 ч
Содержание учебного курса
Подготовка к изучению чисел и действий с ними.
Сравнение предметов и групп предметов.
Пространственные и временные представления
Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между; рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на....
Числа от 1 до 10 и число О.
Нумерация
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки «», «
Состав чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р.
Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок.
Переместительное свойство суммы.
Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел); при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения).
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 20.
Нумерация
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10+7,17- 7,16 — 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними.
Килограмм, литр.
Табличное сложение и вычитание
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Решение задач в 1 —2 действия на сложение и вычитание.
Итоговое повторение
Календарно тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Дата проведения
План
Факт
Подготовка к изучению чисел, пространственные и временные представления (8 ч)
Счет предметов (с.4-5р/т с.3)
01 сентября
Вверху. Внизу. Слева. Справа (с.6-7 р/т с.4)
02 сентября
Раньше. Позже. Сначала. Потом (с.8-9 р/т с.5)
06 сентября
Столько же. Больше. Меньше. (с.10-11 р/т с.6)
07 сентября
На сколько больше? На сколько меньше?(с.12-13р/т с.7)
08 сентября
Сравнение предметов и групп предметов (с.16-17)
09 сентября
Пространственные и временные представления.(с.18-19) Проверочная работа.
13 сентября
Понятия «много», «один». Число 1. Письмо цифры 1. (с.21-23р/т с.9)
14 сентября
Числа от 1 до 10.число 0. Нумерация (26 ч)
Числа 1 и 2. Письмо цифры 2.с.24-25р/т с.9
15 сентября
Число 3. Письмо цифры 3. (с 26-27, р/т с 10)
16 сентября
Числа 1, 2, 3.Знаки «+»,«-», «=». (с.28-29р/т с.10)
20 сентября
Числа 3, 4. Письмо цифры 4. (с.30-31р/т с.11)
21 сентября
Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». (с.32-33р/т с.12)
22 сентября
Число 5. Письмо цифры 5. (с.34-35р/т с.13)
23 сентября
Состав числа 5 из двух слагаемых. (с.36-37р/т с.14)
27 сентября
Точка. Кривая линия Прямая линия. Отрезок. Луч. (с.40-41р/т с.15)
Приемы вычитания с переходом через десяток. с.80 р/т с.41
Вычитание вида 11 - □ . с.82 р/т с.42
Вычитание вида 12 - □ . с.83р/т с.42
Вычитание вида 13 - □. с.84 р/т с.43
Вычитание вида 14 - □. с.85 р/т с.43
Вычитание вида 15 - □. с.86 р/т с.44
Вычитание вида 16 - □. с.87 р/т с.44
Вычитание вида 17 - □, 18 - □. с.88 р/т с.45
Закрепление. Табличное сложение и вычитание чисел.с.89
Контрольная работа по теме «Табличное сложение и вычитание».
Работа над ошибками. р/т с.46
Итоговое повторение (10ч)
Закрепление. Сложение и вычитание однозначных чисел. с.94-95 р/т с.47
Сложение и вычитание однозначных чисел. Повторение
Сложение и вычитание до 10. Повторение с.100-102 р/т с.47
Сложение и вычитание до 20. с.102-104
Закрепление. Решение задач в два действия. с.104-105 р/т с.48
Контрольная работа
Работа над ошибками
Закрепление. Сложение и вычитание в пределах второго десятка.
Обобщающий урок
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Личностными результатами обучающихся в 1 классе являются формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования ма тематической сущности предмета (явления, события, факта); - Определять иформулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Познавательный интерес к математической науке.
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны знать:
- названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания
Учащиеся должны уметь:
- Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20
- Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20
- Записывать и сравнивать числа в пределах 20
- Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок)
- Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного и
- Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной
- Строить отрезок заданной длины
- Вычислять длину ломаной.
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
показывать:
• предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
• числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;
• число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;
• фигуру, изображенную на рисунке (круг, треугольник, квадрат, точка, отрезок).
воспроизводить в памяти:
• результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел;
• результаты табличных случаев вычитания в пределах 20.