Рабочая программа предмета «Математика» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 года), на основе Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, СИ. Волковой, СВ. Степановым математика. 1—4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Начальный курс математики - курс интегрированный: в нём объединён арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений. На ряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами простейшими чертёжными и измерительными приборами.
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение осмелей начального математического образования:
• формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе владения несложными математическими методами познания окружающего мира( умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространнее отношения);
• развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
• развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
•сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приёма; предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретический положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.):
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предмет ми, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).
В начальной школе рабочая программа по математике рассчитана 136 часов в год при 4 часах в неделю.
или 1 ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки.
– таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке;
– демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения;
– карточки с заданиями по математике для 3 класса.
– мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы по математике.
– простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, треугольники, ластик;
– материалы: бумага (писчая).
– демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркуль, набор угольников, мерки);
– демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, площади, периметра);
– демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур и тел.
– шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.;
– настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
№ | Тема урока | Вид урока | Термины и понятия | УУД | Дата | Дом. зад. |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ( 9 ч.) |
1 | Нумерация чисел в пределах 100. (стр. 4) | Урок ОУиР | Работа над повторением названия, последовательности и записи цифрами натуральных чисел от 1 до 100; разряды чисел; повторение математических терминов (слагаемые, сумма, разность и др.) М/дикт (КИМ с.26 - 27) | Л. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Определять цель учебной деятельности самостоятельно. Определять план выполнения заданий на уроках. П. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | | |
2 | Устные и письменные приёмы сложения и вычитания (стр. 5) | Урок ОУиР | Отработка приёмов сложения и вычитания с переходом через разряд; приём «дополнения до круглого десятка»; переместительное свойство сложения; письменные приёмы (решение «в столбик») М/дикт (КИМ с.26 - 27) | | |
3 | Выражение с переменной. (стр. 6) | Урок ОУиР | Повторение латинских букв в выражениях с переменной; подготовительная работа к повторению уравнений; письменные приёмы сложения и вычитания; работа с геометрическими фигурами, вычисление периметра | | |
4 | Решение уравнений. (стр. 7) | Урок ОУиР | Обобщение знаний об уравнении; сравнение уравнений и выражений с переменной; решение текстовых и логических задач | | |
5 | Решение уравнений (стр. 8) | Урок ОНЗ | Знакомство с новым способом решения уравнений; повторение единиц длины и их соотношений; задания на развитие глазомера М/дикт (КИМ с.27 - 28) | | |
6 | Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами (стр. 9) | Урок ОНЗ | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. Знакомство с заглавными латинскими буквами; правильный способ прочтения буквенного обозначения фигуры; сравнение предметов по размерам; работа с чертёжно-измерительными инструментами обозначение фигур буквами С/работа №1 (КИМ с.29) | | |
7 | Обобщение и систематизация изученного материала. (стр. 14 – 15) | Урок ОУиР | Устные и письменные приёмы сложения и вычитания; пространственные отношения; работа над усвоением математической терминологии; решение задач разных видов Тест №1 (КИМ с.4 – 5) | | |
8 | Входная контрольная работа по теме: «Повторение» №1 | Урок РК | Применение полученных знаний, умений и навыков на практике | | |
9 | Анализ контрольной работы. Решение задач на нахождение суммы и остатка.(стр. 15 – 16) | Урок ОУиР | Анализ работ (коллективная и инд.работа над ошибками); отработка разных способов решения уравнений; решение задач разными способами Пр/работа (КИМ с.28) | | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. ТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ. (51 ч.) |
10 | Связь умножения и сложения. (стр. 18) | Урок ОНЗ | Повторить конкретный смысл умножения, взаимосвязь умножения и сложения; разграничение суммы одинаковых слагаемых и разных; составление задач по кратким записям М/дикт (КИМ с.30 - 31) | Л. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». Развивать любознательность; способность самостоятельно действовать, а в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к взрослому; принимать заинтересованное участие в образовательном процессе. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях. Определять цель учебной деятельности самостоятельно. Определять план выполнения заданий на уроках. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. П. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимос-ти от конкретных условий. К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично относиться к своему мнению Понимать точку зрения другого. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | | |
11 | Связь между компонента-ми и результатом умножения.(стр.19) | Урок ОНЗ | Установление взаимосвязи между результатом компонентами умножения; составление карточек – схем; отработка чтения математических выражений; М/дикт (КИМ с.30 - 31) | | |
12 | Чётные и нечётные числа. (стр. 20) | Урок ОНЗ | Знакомство с понятиями «чётные» и «нечётные» числа; проверка владения математической терминологией и вычислительными навыками; работа над разными видами текстовых и логических задач; составление программы решения задачи; задания на развитие творческого нестандартного мышления | | |
13 | Таблица умножения и деления с числом 3.(стр.21) | Урок ОНЗ | Повторение в разных игровых формах таблицы на 3; работа с программами решения задач; нахождение периметра фигуры; порядок действий | | |
14 | Решение задач с величи-нами: «цена», «количест-во», «стоимость».(стр. 22) | Урок ОНЗ | Знакомство с новым типом задач; работа над понятиями «цена», «количество», «стоимость»; вариативность записи условия; отработка вычислительных навыков | | |
15 | Решение задач с понятиями «масса» и «количество»(стр. 23) | Урок ОНЗ | Работа над задачами с величинами: масса1,кол-во,масса всех; сопоставление с др.задачами с величинами | | |
16 | Порядок выполнения действий. (стр. 24-25) | Урок ОНЗ | Расширение знаний о порядке выполнения действий; отработка приёмов; составление карточек-схем; решение уравнений; математические ребусы | | |
17 | Порядок выполнения действий. (стр. 26) | Урок ОУиР | Отработка вычислительных навыков; геометрические фигуры, их буквенные обозначения, нахождение периметра; практический способ нахождения решения логических задач | | |
18 | Порядок выполнения действий. (стр. 27) | Урок ОУиР | Решение лог. задач и головоломок; составление выражений на порядок действий по схемам; решение текстовых задач | | |
19 | Что узнали. Чему научились. (стр. 28-31) | Урок ОУиР | Отработка взаимосвязи между результатом и компонентами действий; сравнение именованных чисел; решение текстовых задач и составление обратных к ним; игра «11 палочек» М/дикт (КИМ с.32) | | |
20 | Контрольная работа №2 по теме: «Умножение и деление на 2 и 3» | Урок РК | Применение полученных знаний, умений и навыков на практике | | |
21 | Анализ контрольной ра-боты. Таблица умножения и деления с числом 4. (стр. 34) | Урок ОНЗ | Составление таблицы умножения 4 и на 4; решение уравнений; составление задач по заданному типу | | |
22 | Таблица умножения. Закрепление. (стр. 35) | Урок ОУиР | Закрепление известных случаев умножения в ходе работы над решением текстовых и логических задач, решения выражений | | |
23 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. (стр. 36) | Урок ОНЗ | Работа над задачами нового типа; повторение буквенных выражений и уравнений; составление обратных задач | | |
24 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. (стр. 37) | Урок ОУиР | Закрепление умения решать задачи нового типа; знакомство с вариантами краткой записи (схематический рисунок и чертёж); практическая работа с геометрическим материалом | | |
25 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. (стр. 38) | Урок ОНЗ | Организация учебного диалога в ходе изучения материала. Знакомство с задачами нового типа; соотнесение с задачей на увеличение числа в несколько раз; работа с неравенствами; решение уравнений | | |
26 | Решение задач (стр. 39) | Урок ОУиР | Решение задач изученных видов; работа с неравенствами; решение уравнений | | |
27 | Таблица умножения и деления с числом 5. (стр. 40) | Урок ОНЗ | Работа над составлением таблицы умножения числа5; решение задач; работа с буквенными выражениями | | |
28 | Задачи на кратное сравнение (стр. 41) | Урок ОНЗ | Знакомство с задачами нового типа; рабо-та с геометрическим материалом; обучение доказательству | | |
29 | Решение задач на кратное сравнение. (стр. 42) | Урок ОУиР | Отработка способа решения задач на кратное сравнение; правило нахождения неизвестного числа; | | |
30 | Решение задач изученных типов. (стр. 43) | Урок ОУиР | Решение задач разных видов; работа с геометрическим материалом (пространственное мышление) | | |
31 | Таблица умножения и деления с числом 6. (стр. 44) | Урок ОНЗ | Составление и заучивание таблицы умно-жения числа 6; работа с буквенными выражениями; нахождение и исправление ошибок в ходе решения уравнений | | |
32 | Решение задач. (стр. 45) | Урок ОУиР | Закрепление вычислительных навыков в ходе решения текстовых задач, выражений с переменной; работа с геометрическим материалом (пространственно-логическое мышление) М/дикт (КИМ с.32 - 34) | | |
33 | Решение составных задач. (стр. 46) | Урок ОНЗ | Игра «Молчанка» (с тройками цифр), работа с Танграмом; решение составных задач; отработка вычислительных навыков | | |
34 | Решение задач изученных видов. (стр. 47) | Урок ОУиР | Сравнение решений задач; составление задач по программам; решение уравнений; подготовительная работа к изучению площади фигуры | | |
35 | Таблица умножения и деления с числом 7. (стр. 48) | Урок ОНЗ | Составление и заучивание таблицы; решение уравнений способом подбора; изменение длины отрезков в соответствии с условием задания | | |
36 | Наши проекты. Что узнали. Чему научились. (стр. 49-55) | Урок ОУиР | Решение задач изученных видов; порядок действий в выражениях со скобками; М/дикт (КИМ с.32 - 34) | | |
37 | Что узнали. Чему научились. (стр. 50-55) | Урок ОУиР | Решение задач изученных видов; порядок действий в выражениях со скобками; самостоятельная работа в форме теста Тест №2 (КИМ с.6 – 7) | | |
38 | Контрольная работа №3 по теме: «Табличное умножение и деление» | Урок РК | Применение полученных знаний, умений и навыков на практике | | |
39 | Анализ контрольной работы. Площадь. Единицы площади. (стр. 56) | Урок ОНЗ | Анализ ошибок в работе; знакомство с понятием «площадь» (на основе наложения ); определение площади разных фигур; решение уравнений; отработка вычислительных навыков | | |
40 | Площадь. Сравнение площадей фигур. (стр. 57) | Урок ОНЗ | Определение площади разных фигур; решение уравнений; отработка вычислительных навыков | | |
41 | Квадратный сантиметр. (стр. 58-59) | Урок ОНЗ | Знакомство с новой единицей измерения при помощи мерок; нахождение площади при помощи мерок; игра «Математическое солнышко»; решение задач | | |
42 | Площадь прямоугольника. (стр. 60-61) | Урок ОНЗ | Знакомство с правилом нахождения площади прямоугольника ( на практической основе); выполнение чертежей фигур заданных размеров, высчитывание площади; | | |
43 | Таблица умножения и деления с числом 8. (стр. 62) | Урок ОНЗ | Составление таблицы умножения и деления с числом 8; решение задач; решение уравнений | | |
44 | Закрепление изученного. Решение составных задач. (стр. 63-64) | Урок ОУиР | Сравнение и решение задач; наблюдение за изменением делителя и частного; сравнение уравнений, определение большего значения неизвестного; отработка решения составных задач; решение разными способами; задачи с недостающими данными; программа решения задачи | | |
45 | Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления с числом 9. (стр. 65) | Урок ОНЗ | Анализ ошибок в работе; составление и заучивание таблицы; объяснение значения выражений в контексте задачи; работа с единицами длины | | |
46 | Квадратный дециметр. (стр. 66-67) | Урок ОНЗ | Знакомство с новой единицей измерения; соотношение единиц; нахождение площади объектов в классе; решение текстовых и геометрических задач | | |
47 | Таблица умножения. Систематизация знаний. (стр. 68) | Урок ПСЗ | Работа с карточками на знание табличных произведений; отработка отношений «больше в», «во сколько раз больше» в ходе решения текстовых задач М/дикт (КИМ с.35 - 36) | | |
48 | Контрольная работа № 4 за 1 триместр | Урок РК | Применение полученных знаний, умений и навыков на практике | | | |
49 | Закрепление изученного материала. (стр. 69) | Урок ПСЗ | Работа с таблицей Пифагора; решение текстовых задач; выполнение действий в выражениях со скобками и без. | Л. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. П. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела. К. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения | | |
50 | Квадратный метр. (стр. 70-71) | Урок ОНЗ | Практическое знакомство с кв.метром; решение геометрических задач; работа с таблицей Пифагора; задания на конструирование | | |
51 | Закрепление изученного материала. (стр. 72) | Урок ПСЗ | Включение новой изученной информации в общую структуру путём выполнения действий с величинами, решения текстовых и геометрических задач | | |
52 | Странички для любознательных. (стр. 73-76) | У И | Решение уравнений методом подбора и с помощью правила; составление равенств и неравенств; решение простых и составных задач | | |
53 | Что узнали. Чему научились. (стр. 77-78) | Урок ОУиР | Включение изученной информации в общую структуру путём выполнения действий с величинами, решения текстовых и геометрических задач Тест №3 (КИМ с.8 – 11) | | |
54 | Закрепление изученного материала. (стр. 79-81) | Урок ОУиР | Анализ ошибок; решение задач геометрического содержания; решение задач на построение и преобразование фигур | | |
55 | Умножение на 1. (стр. 82) | Урок ОНЗ | Знакомство с правилом умножения на 1; решение задач; определение длин сторон по данному периметру | | |
56 | Умножение на 0. (стр. 83) | Урок ОНЗ | Знакомство с правилом умножения на 0; решение уравнений; работа с Танграмом; решение задач | | |
57 | Умножение и деление с числами 1, 0. (стр. 84) | Урок ОНЗ | Знакомство с частными случаями деления на основе взаимосвязи умножения и деления; работа с площадью фигур | | |
58 | Деление нуля на число. (стр. 85) | Урок ОНЗ | Знакомство с правилом деления нуля на число; решение выражений на порядок действий; составление равенств | | |
59 | Решение составных задач в 3 действия. (стр. 86-87) | Урок ОНЗ | Составление выражений к задачам в 3 действия; работа с дополнением равенств и неравенств; нахождение площади фигуры | | |
60 | Контрольная работа №5 за 1 полугодие | Урок РК | Применение полученных знаний, умений и навыков на практике КИМ с.48 – 49 | | |
ДОЛИ (6 ч) |
61 | Анализ контрольной работы. Доли. (стр. 92-93) | Урок ОНЗ | Анализ ошибок в к.р.; знакомство с понятием «доли»; соотношение долей на наглядной основе; решение уравнений | Л. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. П. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела. К. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. | | |
62 | Круг. Окружность. (стр. 94-95) | Урок ОНЗ | Знакомство с понятиями «круг», «окружность», «центр окружности», «радиус»; построение окружности (безопасная работа с циркулем); нахождение долей | | |
63 | Диаметр окружности (круга). Решение задач. (стр. 96-97) | Урок ОНЗ | Знакомство с понятием «диаметр»; нахождение радиусов и диаметра круга; реше-ние простых задач на нахождение части числа | | |
64 | Единицы времени. Год, месяц.(стр. 98-99) | Урок ОНЗ | Расширение знаний о единицах времени; работа с календарём; решение текстовых задач | | |
65 | Обобщение и систематизация изученного материала.(стр. 100-104) | Урок ОУиР | Решение задач с единицами времени; сравнение единиц времени; умножение 1 и 0 | | |
66 | Обобщение и систематизация изученного материала.(стр. 105-107) | Урок ОУиР | Отработка вычислительных навыков; составление равенств и неравенств из данных выражений; нахождение периметра и площади фигуры Тест №4 (КИМ с.12 – 15) | | |
ВНЕТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ( 19 ч.) |
67 | Умножение и деление круглых чисел. (стр. 4) | Урок ОНЗ | Знакомство с приёмом умножения; подготовительная работа к делению с остатком; порядок действий в выражениях | Л. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. К. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения. П. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). | | |
68 | Случаи деления вида 80:20. (стр. 5) | Урок ОНЗ | Соотнесение примеров с ответами; знакомство с новым приёмом деления поисковым методом; решение текстовых задач | | |
69 | Умножение суммы на число. (стр. 6) | Урок ОНЗ | Изучение различных способов умножения суммы на число (практическая работа); нахождение периметра прямоугольника | | |
70 | Умножение суммы на число. (стр. 7) | Урок ОНЗ | Умножение суммы на число разными способами в ходе решения текстовых задач; сравнение выражений без вычислений (на основе доказательства) | | |
71 | Умножение двузначного числа на однозначное.(стр. 8) | Урок ОНЗ | Повторение переместительного свойства умножения и свойства умножения суммы на число; работа с алгоритмом умножения; работа с логическими задачами | | |
72 | Умножение двузначного числа на однозначное. (стр. 9) | Урок ОУиР | Отработка алгоритма умножения; составление задачи по таблице и плана решения; решение уравнений с одинаковыми числами М/дикт (КИМ с.50 - 52) | | |
73 | Контрольная работа №6 | Урок РК | Применение полученных знаний, умений и навыков на практике | | |
74 | Решение задач на приведение к единице.(стр. 10) | Урок ОНЗ | Знакомство с новым типом задачи, составление плана и программы решения; умножение 1 и 0; нахождение периметра | | |
75 | Закрепление изученного материала.(стр. 11) | Урок ОУиР | Решение задач изученных видов; выражения с переменной; работа над развитием математического языка | | |
76 | Деление суммы на число. (стр. 13) | Урок ОНЗ | Знакомство с приёмом деления суммы на число; решение задач разными способами; составление задачи по выражению | | |
77 | Деление суммы на число.(стр. 14) | Урок ОУиР | Составление выражений; решение текстовых задач; отработка вычислительных навыков | | |
78 | Деление двузначного числа на однозначное. (стр. 15) | Урок ОНЗ | Замена чисел суммой разрядных слагаемых; работа над алгоритмом деления; подбор недостающих данных в задаче | | |
79 | Делимое. Делитель. (стр. 16) | Урок ОНЗ | Взаимосвязь умножения и деления; деление двузначного числа на однозначное с опорой на алгоритм; решение текстовых и логических задач | | |
80 | Проверка деления. (стр. 17) | Урок ОНЗ | Взаимосвязь умножения и деления; решение уравнений; нахождение площади фигуры; подготовительная работа к изучению деления с остатком | | |
81 | Деление двузначного числа на двузначное. (стр. 18) | Урок ОНЗ | Нахождение частного способом подбора; решение уравнений; работа над нестандартными математическими задачами | | |
82 | Проверка умножения. (стр. 19) | Урок ОНЗ | Взаимосвязь умножения и деления; работа с отрезками; дополнение недостающих данных в задаче и её решение | | |
83 | Решение уравнений. (стр. 20) | Урок ОНЗ | Решение уравнений разных видов; составление задачи по выражению | | |
84 | Решение уравнений. (стр. 21) | Урок ОУиР | Отбор и решение уравнений по заданию; исправление ошибок в вычислениях; оперирование математическим языком в ходе организации игры | | |
85 | Закрепление изученного материала. (стр. 24-25) | Урок ПСЗ | Решение уравнений разных видов; составление задачи по выражению М/дикт (КИМ с.50 - 52) | | |
86 | Контрольная работа №7 за 2 триместр | Урок РК | Применение полученных знаний, умений и навыков на практике | | |
ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ (9 ч.) |
87 | Анализ контрольной работы. Знакомство с делением с остатком. (стр. 26) | Урок ОНЗ | Анализ ошибок в к/р.; Знакомство с конкретным смыслом деления с остатком; выполнение деления на основе изображений; площадь и доли фигуры | Л. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Р. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Составлять план выполнения заданий на уроках. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. П. Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу | | |
88 | Деление с остатком. Правило остатка. (стр. 27) | Урок ОНЗ | Наблюдение над соотношением остатка и делителя; решение текстовых задач на нахождение долей; работа над вариантами решения нестандартных задач | | |
89 | Деление с остатком. (стр. 28) | Урок ОНЗ | Организация работы исследовательской лаборатории (выявление необходимости прочного знания таблицы умножения); решение задач; работа по нахождению долей отрезка | | |
90 | Деление с остатком методом подбора. (стр. 29) | Урок ОНЗ | Знакомство с методом подбора при выполнении деления с остатком; решение и составление задач, обратных данной. М/дикт (КИМ с.54) | | |
91 | Задачи на деление с остатком. (стр. 30) | Урок ОНЗ | Обобщение известных способов деления; решение задач на деление с остатком; игра в «четвертинки», «половинки» | | |
92 | Случаи деления, когда делитель больше делимого.(стр. 31) | Урок ОНЗ | Разбор частных случае деления с остатком; решение задач; выражения с переменной; решение уравнений | | |
93 | Проверка деления с остатком. (стр. 32) | Урок ОНЗ | Отработка двухступенчатой проверки деления с остатком; решение задач геометрического содержания; работа над нестандартными задачами М/дикт (КИМ с.54) | | |
94 | Обобщение и систематизация изученного материала. (стр. 33-35) | Урок ОУиР | Отработка взаимосвязи остатка и делителя; разные виды деления; решение текстовых и логических задач Тест №5 (КИМ с.16 – 17) | К. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. | | |
95 | Контрольная работа №8 по теме: «Деление с остатком» | Урок РК | Применение полученных знаний, умений и навыков на практике | | |
НУМЕРАЦИЯ. ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. (13 ч.) |
96 | Анализ контрольной работы. Тысяча. (стр. 42) | Урок ОНЗ | Числа натурального ряда от 100 до 1000; деление с остатком; решение текстовых задач | Л. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Р. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Составлять план выполнения заданий на уроках. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. П. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. К. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | | |
97 | Устная нумерация чисел в пределах 1000. (стр. 43) | Урок ОНЗ | Десятичный состав трёхзначных чисел; работа на счётах; составление и решение уравнений | | |
98 | Единицы первого, второго и третьего разрядов.(стр. 44-45) | Урок ОНЗ | Работа на счётах; значение места цифры в числе; отношения именованных чисел | | |
99 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. (стр. 46) | Урок ОНЗ | Работа над чтением и записью трёхзначного числа; десятичный состав чисел; составление задачи по выражению; сравнение площадей и периметров квадратов М/дикт (КИМ с.55-56) | | |
100 | Увеличение, уменьшение числа в 10, 100 раз. (стр. 47) | Урок ОНЗ | Приём увеличения, уменьшения числа в 10, 100 раз; арифметический диктант; решение уравнений; изменение вопроса задачи в соответствии с изменением способа решения | | |
101 | Трёхзначные числа - сумма разрядных слагаемых.(стр. 48) | Урок ОНЗ | Замена числа суммой разрядных слагаемых; обучение доказательству разных способов решения задачи; устные вычисления, основанные на разрядном составе чисел | | |
102 | Приёмы устных вычислений в пределах 1000. (стр. 49) | Урок ОНЗ | Приёмы устных вычислений, основанных на разрядном составе чисел, решение задач | | |
103 | Сравнение трёхзначных чисел. (стр. 50) | Урок ОНЗ | Способы сравнения чисел; отработка устных приёмов вычислений; решение уравнений разных видов; выражения с переменной М/дикт (КИМ с.55-56) | | |
104 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. (стр. 51) | Урок ОНЗ | Работа над чтением и записью трёхзначного числа; десятичный состав чисел; составление задачи по выражению; сравнение площадей и периметров квадратов Тест №6 (КИМ с.18 – 19) | | |
105 | Римские цифры. (стр. 52-53) | Урок ОНЗ | Урок-презентация; знакомство с историей возникновения цифр; знакомство с римскими цифрами; образование римс-ких чисел | | |
106 | Единицы массы. Грамм. (стр. 54-55) | Урок ОНЗ | Знакомство с новой единицей массы; практическая работа по определению массы предметов; отработка вычислительных навыков | | |
107 | Контрольная работа №9 по теме: «Нумерация в пределах 1000» | Урок РК | Применение полученных знаний, умений и навыков на практике | | |
108 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного материала. (стр. 58-61) | Урок ПСЗ | Анализ ошибок в к.р.; работа над пониманием выражений «десятков» - «всего десятков»; решение геометрических задач; деление с остатком | | |
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (11 ч.) |
109 | Приёмы устных вычислений. (стр. 66) | Урок ОНЗ | Разрядный состав чисел; перенос известного материала на новый; соотношения величин; выбор уравнений по действию | Л. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. П. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. К. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. | | |
110 | Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200. (стр. 67) | Урок ОНЗ | Игра «Новоселье» (дополнение чисел до данного); увеличение (уменьшение) числа в несколько раз; решение задач | | |
111 | Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90. (стр. 68) | Урок ОНЗ | Свойства сложения; вычисление значений выражений удобным способом; деление с остатком; решение текстовых задач по составленной программе М/дикт (КИМ с.59-60) | | |
112 | Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140. (стр. 69) | Урок ОНЗ | Разбор разных способов вычислений; дополнение именованных чисел до данного; составление и решение задачи Тест №7 (КИМ с.20 – 21) | | |
113 | Приёмы письменных вычислений. (стр.70) | Урок ОНЗ | Организация учебного диалога в ходе изучения нового материала; наблюдение над способом письменных вычислений знакомого материала и нового; геометрические задачи М/дикт (КИМ с.64) | | |
114 | Алгоритм сложения трёхзначных чисел. (стр.71) | Урок ОНЗ | Урок самостоятельной работы с новым материалом; составление и решение задач, обратных данной | | |
115 | Алгоритм вычитания трёхзначных чисел. (стр.72) | Урок ОНЗ | Урок самостоятельной работы с новым материалом; сравнение чисел; подбор пропущенных данных в уравнение | | |
116 | Виды треугольников. (стр.73) | Урок ОНЗ | Практическая работа по складыванию треугольников из полос бумаги; работа над понятиями «равносторонний», «разносторонний», «равнобедренный» треугольники | | |
117 | Что узнали. Чему научились (стр.74) | Урок ПСЗ | Разные виды работы над задачами: дополнение данных, составление выражений и подбор вопросов; варианты решения; отработка вычислительных навыков М/дикт (КИМ с.59-60) | | |
118 | Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание» | Урок РК | Применение полученных знаний, умений и навыков на практике КИМ с.61-64 | | |
119 | Анализ контрольной работы. Обобщение и систематизация изученного материала. (стр.76-79) | Урок ПСЗ | Анализ ошибок в к.р.; работа над математическим языком; нахождение доли числа; копирование геометрических фигур, нахождение их площади | | |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ( 5 ч.) |
120 | Умножение и деление. Приёмы устных вычислений.(стр.82) | Урок ОНЗ | Организация учебного диалога в ходе изучения нового материала; решение текстовых задач; нахождение и определение видов треугольников | Л. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки. Р. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Составлять план выполнения заданий на уроках. П.Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела. Извлекать информацию, представленную в разных формах. К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. | | |
121 | Умножение и деление. Приёмы устных вычислений. (стр.83) | Урок ОНЗ | Знакомство с приёмом, основанном на разрядных слагаемых; решение задач разными способами; работа с программами равенств, нахождение недостающих чисел М/дикт (КИМ с.66-68) | | |
122 | Приёмы устных вычислений. (стр.84) | Урок ОНЗ | Взаимосвязь умножения и деления; исправление неверного решения уравнений; сравнение долей именованных чисел М/дикт (КИМ с.66-68) | | |
123 | Виды треугольников. (стр.85) | Урок ОНЗ | Сравнение решения задач; составление задачи по выражению; проверка деления с остатком; задание на пространственное мышление | | |
124 | Закрепление изученного материала. (стр.86) | Урок ОУиР | Решение задач разными способами; классификация геометрических фигур; отработка вычислительных навыков М/дикт (КИМ с.66-68) | | |
ПРИЁМЫ ПИСЬМЕННЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ ( 11ч.) | |
125 | Приёмы умножения в пределах 1000.(стр.88) | Урок ОНЗ | Знакомство с приёмом умножения в столбик; работа над алгоритмом умножения; решение задач; работа по составлению верных равенств | | |
126 | Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное. (стр.89) | Урок ОНЗ | Работа над алгоритмом умножения с переходом через разряд; решение текстовых задач; нахождение целого по его части | | |
127 | Письменные приёмы умножения в пределах 1000. (стр.90) | Урок ОУиР | Обобщение способов устных и письменных приёмов умножения; разные способы краткой записи условия задачи; решение нестандартных задач М/дикт (КИМ с.69-71) | | |
128 | Приёмы письменного деления в пределах 1000.(стр.92) | Урок ОНЗ | Знакомство с приёмом деления в столбик; решение текстовых задач М/дикт (КИМ с.69-71) | | |
129 | Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное. (стр.93-94) | Урок ОНЗ | Работа над алгоритмом деления; работа над преобразованием задачи и её решение; решение уравнений Тест №8(КИМ с.22 – 25) | | |
130 | Итоговый мониторинг. | Урок РК | Применение полученных знаний, умений и навыков на практике | | |
131 | Проверка деления. (стр.95) | Урок ОНЗ | Взаимосвязь деления и умножения; классификация уравнений по группам; решение текстовых задач | | |
132 | Приёмы письменного деления чисел. Закрепление изученного материала.(стр.96) | Урок ОУиР | Отработка навыков письменных вычислений; выражения с переменной и уравнения (сопоставление) М/дикт (КИМ с.69-71) | | |
133 | Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором. (стр.97-98) | Урок ПСЗ | Отработка навыков письменных вычислений; знакомство с калькулятором, обучение пользованию для проверки правильности выполнения вычислений; решение задач изученных видов. | | |
134 | Итоговая контрольная работа за год №11 | Урок РК | Применение полученных знаний, умений и навыков на практике КИМ с.74-76 | | |
135 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного материала. (стр.101-102) | Урок ОУиР | Анализ ошибок к/р.Решение задач, составление задач, обратных данной; вычисление значения выражений удобным способом; решение нестандартных задач | | |
136 | Обобщающий урок. Игра «По океану математики» | Урок И | Игра «Скоростные гонки»; составление и решение задач по данным, по вопросу, по действию; нахождение площади и периметра фигур | | |