«Средняя общеобразовательная школа №35 г. Орска»
г. Орск, 2017
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования, соответствует основным принципам государственной политики Российской Федерации в области образования.
Реализуется УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой,учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана – Граф, 2016.
Реализация в процессе обучения первой цели связана прежде всего с организацией работы по развитию мышления ребенка, формированием его творческой деятельности.
В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах. Однако постановка цели — подготовка к дальнейшему обучению — не означает, что курс является пропедевтическим. Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что именно на этой ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.
В связи с этим в основу отбора содержания обучения положены следующие наиболее важные методические принципы:
анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;
взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным; обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе;
обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе;
развитие интереса к занятиям математикой.
Сформулированные принципы потребовали конструирования такой программы, которая содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять взаимосвязанных содержательных линий: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; алгебраическая пропедевтика; элементы геометрии. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развертывается все содержание обучения. Понятийный аппарат включает следующие четыре понятия, вводимые без определений: число, отношение, величина, геометрическая фигура.
Особенностью структурирования программы является раннее ознакомление учащихся с общими способами выполнения арифметических действий. При этом приоритет отдается письменным вычислениям. Устные вычисления ограничены лишь простыми случаями сложения, вычитания, умножения и деления, которые без затруднений выполняются учащимися в уме. Устные приемы вычислений часто выступают как частные случаи общих правил.
Обучение письменным приемам сложения и вычитания начинается во 2 классе.
Изучение величин распределено по темам программы таким образом, что формирование соответствующих умений производится в течение продолжительных интервалов времени. Во втором классе вводится метр и рассматриваются важнейшие соотношения между изученными единицами длины.
Понятие площади фигуры — более сложное. Однако его усвоение удается существенно облегчить и при этом добиться прочных знаний и умений благодаря организации большой подготовительной работы, начатой во 2 классе. Идея подхода заключается в том, чтобы научить учащихся, используя практические приемы, находить площадь фигуры, пересчитывая клетки, на которые она разбита.
Во 2 классе, т. е. раньше, чем это делается традиционно, вводится правило нахождения площади прямоугольника. Такая методика позволяет добиться хороших результатов: с полным пониманием сути вопроса учащиеся осваивают понятие «площадь», не смешивая его с понятием «периметр», введенным ранее.
Программой предполагается некоторое расширение представлений младших школьников об измерении величин: в программу введено понятие о точном и приближенном значениях величины. Суть вопроса состоит в том, чтобы учащиеся понимали, что при измерениях с помощью различных бытовых приборов и инструментов всегда получается приближенный результат; поэтому измерить данную величину можно только с определенной точностью.
Обучение решению арифметических задач с помощью составления равенств, содержащих буквы, ограничивается рассмотрением отдельных их видов, на которых иллюстрируется суть метода. Важной составляющей линии логического развития ребенка является обучение его действию классификации по заданным основаниям и проверка правильности выполнения задания.
В программе четко просматривается линия развития геометрических представлений учащихся. Дети знакомятся с наиболее распространенными геометрическими фигурами (круг, многоугольник, отрезок, луч, прямая, куб, шар и др.), учатся их различать. Большое внимание уделяется взаимному расположению фигур на плоскости, а также формированию графических умений — построению отрезков, ломаных, окружностей, углов, многоугольников и решению практических задач (деление отрезка пополам, окружности на шесть равных частей и пр.).
Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение в программу понятия об осевой симметрии. Дети учатся находить на картинках и показывать пары симметричных точек, строить симметричные фигуры.
При выборе методов изложения программного материала приоритет отдается дедуктивным методам. Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач.
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Математика» отведено 4 часа в неделю (136 часов).
Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует ее постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает ее роль в развитии личности младшего школьника.
Содержание курса математики направлено прежде всего на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими
действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, а также реализует следующие цели обучения:
- сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах;
- владение математическим языком, знаково-символическими средствами, установление отношений между математическими объектами служит средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике;
- овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей;
- решение математических (в том числе арифметических) текстовых задач оказывает положительное влияние на эмоционально-волевое сферу личности учащихся, развивает умение преодолевать трудности, настойчивость, волю, умение испытывать удовлетворение от выполненной работы.
Кроме того, важной ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной таблицами, графиками, диаграммами, схемами, базами данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями
вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
1. К концу обучения во втором классе ученик научится:
— компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);
— геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);
— соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм.
— готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
— решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;
— вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
— заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
2. К концу обучения во втором классе ученик может научиться:
— взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки);
— выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.
Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2012.
Рудницкая Н.В., Юдачева Т.В. Математика. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2012.
Календарные сроки | № урока | Тема | Кол-во часов | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности |
Освоение предметных знаний | УУД |
I четверть (36 часов) |
Числа 10, 20, 30, …, 100 (2 часа) |
| 1 | Числа 10, 20, 30, …, 100. | 1 | Читать и записывать числа десятками, счёт предметов десятками, овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий, называть натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счёте число; число, большее или меньшее данного числа в несколько раз. | - Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. - Знаково-символическое моделирование. - Классификация объектов. - Доказательство. - Умение полно и точно выражать свои мысли. - Управление действиями партнера (оценка, коррекция). | Называть числа 10, 20, 30, …, 100 в прямом и обратном порядке. Различать однозначные числа и двузначные числа; геометрические фигуры. |
| 2 | Чтение и запись двузначных чисел. | 1 | Формулировать и удерживать практическую задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, пошаговый контроль правильности, планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата. | Воспроизводить результаты табличных случаев сложения и соответствующих случаев вычитания. Определять арифметические действия для решения текстовых задач. |
Двузначные числа и их запись (3 часа) |
| 3 | Двузначные числа. | 1 | Читать и записывать двузначные числа, счёт предметов, выполнение арифметических действий. Называть натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число; число, большее или меньшее данного числа в несколько раз. | - Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. - Знаково-символическое моделирование. - Классификация объектов. - Доказательство. - Умение полно и точно выражать свои мысли. - Управление действиями партнера (оценка, коррекция). - Построение логической цепи рассуждений. | Называть и записывать цифрами двузначные числа в прямом и обратном порядке. |
| 4 | Запись двузначных чисел. | 1 | Подводить под понятие на основе выделения существенных признаков выполнять несложные устные вычисления в пределах 100. | Воспроизводить результаты табличных случаев сложения и вычитания. Определять арифметические действия для решения текстовых задач. |
| 5 | Изображение двузначных чисел с помощью цветных палочек. | 1 | Формулировать и удерживать практическую задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, пошаговый контроль правильности, планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата. | Строить модель любого двузначного числа с помощью цветных палочек. |
Луч и его обозначение (3 часа) |
| 6 | Луч и его обозначение. | 1 | Ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения); чертить числовой луч и обозначать его. | - Выделение познавательной цели. - Анализ объектов. - Синтез как составление частей целого. - Выбор критериев для сравнения объектов. - Классификация объектов. - Доказательство. - Установление причинно-следственных связей. - Построение логической цепи рассуждений. | Распознавать и показывать луч на чертеже. Различать луч и отрезок. |
| 7 | Изображение луча с помощью линейки. | 1 | Определять истинность несложных утверждений. Характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости. Различать луч и отрезок. | Выполнять по плану построение луча с помощью линейки. |
| 8 | Обозначение луча буквами. | 1 | Использовать знаково-символические средства, создавать и преобразовывать модели, строить высказывания, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.). | Называть луч и обозначать его на чертеже буквами латинского алфавита. |
Числовой луч (5 часа) |
| 9 | Числовой луч. | 1 | Располагать фигуры на плоскости (отрезков, лучей, прямых, окружностей) в различных комбинациях, чертить числовой луч. | - Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. - Знаково-символическое моделирование. - Выделение познавательной цели. - Анализ объектов. - Синтез как составление частей целого. - Выбор критериев для сравнения объектов. - Классификация объектов. - Доказательство. - Установление причинно-следственных связей. - Построение логической цепи рассуждений. | Изображать числа точками на числовом луче и сравнивать числа с помощью числового луча. |
| 10 | Тренировочные упражнения в построении числового луча. | 1 | Чертить числовой луч. Определять истинность несложных утверждений. Характеризовать взаимное расположение чисел на числовом луче. | Воспроизводить результаты табличных случаев сложения и вычитания. Выстраивать последовательность двузначных чисел в натуральном ряду чисел. |
16.09. | 11 | Контрольная работа №1 (входная диагностика.) | | Проверка знаний и умений по теме «Запись и сравнение двузначных чисел. Луч». | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим. |
| 12 | Работа над ошибками. | | Анализ ошибок, допущенных в работе. Повторение и закрепление пройденного материала. | Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. |
| 13 | Построение точек с заданными координатами. | 1 | Использовать знаково-символические средства, создавать и преобразовывать модели, строить высказывания, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.). | Выполнять по плану построение луча с помощью линейки. Определять арифметические действия для решения задач. |
Метр. Соотношение между единицами длины (3 часа) |
| 14 | Метр. Измерение длин и расстояний с помощью измерительных инструментов. | 1 | Различать единицы длины, соотносить их, выполнять измерения. Моделировать ситуации геометрическими средствами, устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных учебных задач. Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины, Выбирать единицу длины при выполнении измерений. | - Структурирование знаний. - Выбор наиболее эффективных способов решения задач. - Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. - Знаково-символические действия (моделирование). - Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - Анализ объектов. - Синтез как составление частей целого. - Выбор критериев для сравнения объектов. - Классификация объектов. - Доказательство. - Установление причинно-следственных связей. - Построение логической цепи рассуждений. | Воспроизводить соотношения между единицами длины (м, дм, см). Проводить практические измерения с помощью инструментов (линейки, метровой линейки, рулетки) и необходимые расчёты с величинами. |
Многоугольник и его элементы (3 часа) |
| 15 | Многоугольник и его элементы. | 1 | Чертить многоугольник, находить его элементы, различать геометрические фигуры. | - Структурирование знаний. - Выбор наиболее эффективных способов решения задач. - Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. - Знаково-символические действия (моделирование). - Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - Анализ объектов. - Синтез как составление частей целого. - Выбор критериев для сравнения объектов. - Классификация объектов. | Определять вид многоугольника по числу его сторон, вершин и углов. |
| 16 | Обозначение многоугольника буквами. | 1 | Находить модели геометрических фигур в окружающем мире. Называть вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами элементы многоугольника (вершины, стороны, углы). | Обозначать многоугольники буквами латинского алфавита и читать его обозначение. |
| 17 | Тренировочные упражнения в построении многоугольника. | 1 | Использовать знаково-символические средства, создавать и преобразовывать модели, строить высказывания, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Показывать элементы многоугольника (стороны, вершины, углы). Представлять длину в разных единицах измерения. |
Способы сложения и вычитания в пределах ста (16 часов) |
| 18 | Общие приемы сложения и вычитания. | 1 | Владеть общими приемами вычисления, устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий, прогнозировать результат вычисления, пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма арифметического действия. | - Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. - Знаково-символическое моделирование. - Выбор наиболее эффективных способов решения задач. - Выделение познавательной цели. - Смысловое чтение. - Анализ объектов. - Синтез как составление частей целого. - Выбор критериев для сравнения объектов. - Классификация объектов. - Доказательство. - Установление причинно-следственных связей. - Построение логической цепи рассуждений. - Постановка вопросов. - Умение полно и точно выражать свои мысли. - Управление действиями партнера (оценка, коррекция). - Целеполагание. - Коррекция. - Оценка. - Волевая саморегуляция. - Смыслообразование. | Выполнять устно сложение и вычитание в случаях вида: 26+2, 26-2, 26+10, 26-10. Воспроизводить результаты табличных случаев сложения и вычитания. |
| 19 | Сложение вида 26 + 2; 26+10. | 1 | Выполнять действия с величинами, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений. | Выполнять устно сложение и вычитание в случаях вида: 26+2, 26-2, 26+10, 26-10. Воспроизводить результаты табличных случаев сложения и вычитания. |
| 20 | Вычитание вида 26 – 2; 26-10. | 1 | Сравнение разных способов вычисления, выполнение арифметических вычислений , прогнозирование результата вычисления. | Выполнять устно сложение и вычитание в случаях вида: 26+2, 26-2, 26+10, 26-10. Воспроизводить результаты табличных случаев сложения и вычитания. |
| 21 | Запись сложения столбиком. | 1 | Владеть общими приемами вычисления, устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий, прогнозировать результат вычисления, пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма арифметического действия. | Выполнять устно и письменно сложение натуральных чисел в пределах 100 без перехода через разряд. |
| 22 | Алгоритм выполнения сложения столбиком. | 1 | Сравнивать разные способы вычисления, составлять несложные числовые выражения; выполнять несложные устные вычисления в пределах 100. | Воспроизводить результаты табличных случаев сложения и вычитания. Выстраивать ряд чисел в порядке возрастания и убывания (в пределах 100). |
| 23 | Тренировочные упражнения в сложении двузначных чисел столбиком. | 1 | Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; выполнение учебных действий в разных формах. | Воспроизводить результаты табличных случаев сложения и вычитания. |
| 24 | Запись вычитания столбиком. | 1 | Владеть общими приемами вычисления, устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий, прогнозировать результат вычисления, пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма арифметического действия. | Выполнять устно и письменно сложение натуральных чисел в пределах 100 без перехода через разряд и осуществлять самоконтроль вычислений с помощью калькулятора или обратных действий. |
| 25 | Вычитание двузначных чисел с помощью цветных палочек. | 1 | Сравнивать разные способы вычисления, составлять несложные числовые выражения; выполнять несложные устные вычисления в пределах 100. | Конструировать арифметические задачи (составлять задачу по данным, представленным на чертеже; изменять часть данных в тексте задачи). |
| 26 | Тренировочные упражнения в вычитании двузначных чисел столбиком. | 1 | Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов её решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата; выполнение учебных действий в разных формах. | | Воспроизводить результаты табличных случаев сложения и вычитания. |
| 27 | Сложение двузначных чисел (общий случай). | 1 | Владеть общими приемами вычисления, устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий. | Выполнять письменно сложение натуральных чисел в пределах 100 с переходом через разряд. |
| 28 | Сложение двузначных чисел с переходом через десяток. | 1 | Выполнять действия с величинами, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений. | Выполнять письменно сложение натуральных чисел в пределах 100 с переходом через разряд. |
| 29 | Тренировочные упражнения в сложении двузначных чисел столбиком с переходом через десяток. | 1 | Сравнение разных способов вычисления, выполнение арифметических вычислений , прогнозирование результата вычисления. | Выстраивать ряд чисел в порядке возрастания и убывания (в пределах 100). |
| 30 | Вычитание двузначных чисел (общий случай). | 1 | Владеть общими приемами вычисления, устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий. | Выполнять письменно вычитание натуральных чисел в пределах 100 с переходом через разряд. |
| 31 | Вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. | 1 | Выполнять действия с величинами, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений. | Выполнять устно и письменно сложение и вычитание натуральных чисел в пределах 100 без перехода через разряд. |
| 32 | Контрольная работа №2. Итоговая работа за 1 четверть. | 1 | Проверка знаний и умений. | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим. |
| 33 | Работа над ошибками. Тренировочные упражнения в вычитании двузначных чисел столбиком с переходом через десяток. | 1 | Анализ ошибок, допущенных в работе. Повторение и закрепление пройденного. Сравнение разных способов вычисления, выполнение арифметических вычислений, прогнозирование результата вычисления. | | Уметь правильно исправлять ошибки, подбирать аналогичные примеры. Выполнять устно и письменно сложение и вычитание натуральных чисел в пределах 100 без перехода через разряд. |
Периметр многоугольника (3 часа) |
| 34 | Периметр многоугольника. | 1 | Чертить многоугольник, выполнять измерения, находить его элементы, периметр, различать геометрические фигуры, решать геометрические задачи, использовать представления о длине, периметре для решения задач. | - Выделение познавательной цели. - Анализ объектов. - Синтез как составление частей целого. - Выбор критериев для сравнения объектов. - Классификация объектов. - Доказательство. - Установление причинно-следственных связей. - Построение логической цепи рассуждений. - Постановка вопросов. - Умение полно и точно выражать свои мысли. - Целеполагание. - Коррекция. - Оценка. - Волевая саморегуляция. - Смыслообразование. | Вычислять периметр многоугольника. |
| 35 | Вычисление периметра многоугольника. | 1 | Вычислять периметр нестандартной прямоугольной фигуры, выбирать единицу для измерения данной величины. | Вычислять периметр многоугольника. Выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100. |
| 36 | Тренировочные упражнения в нахождении периметра многоугольника. | 1 | Использовать знаково-символические средства, создавать и преобразовывать модели, строить высказывания, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100. Сравнивать величины. Строить многоугольники по образцу. Находить различные фигуры на чертеже. |
II четверть (28 часов) |
Окружность, её центр и радиус (7 часов) |
| 1 | Понятие «окружность». | 1 | Чертить окружность, находить центр, радиус, решать геометрические задачи. | - Выделение познавательной цели. - Анализ объектов. - Синтез как составление частей целого. - Выбор критериев для сравнения объектов. - Классификация объектов. - Доказательство. - Установление причинно-следственных связей. - Построение логической цепи рассуждений. - Постановка вопросов. - Умение полно и точно выражать свои мысли. - Целеполагание. - Коррекция. - Оценка. - Волевая саморегуляция. - Смыслообразование. | Распознавать окружность на чертеже. |
| 2 | Окружность, её центр и радиус. | 1 | Разрешение житейских ситуаций, требующих умения находить геометрические величины, называть центр и радиус. | Показывать центр и радиус окружности. Различать окружность и круг. |
| 3 | Построение окружности с помощью циркуля. | 1 | Использовать знаково-символические средства, создавать и преобразовывать модели, строить высказывания, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | Выполнять по плану построение окружности произвольного и заданного радиуса с помощью циркуля и линейки. |
| 4 | Взаимное расположение фигур на плоскости. | 1 | Совершенствовать практические умения по построению геометрических фигур, решать геометрические задачи. | Находить на чертеже и строить пересекающиеся и непересекающиеся фигуры (отрезки, лучи, многоугольники, окружности). |
| 5 | Понятие о пересекающихся и непересекающихся фигурах. | 1 | Характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости, (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки). | Определять фигуру, которая является общей частью пересекающихся фигур. |
| 6 | Тренировочные упражнения в сложении и вычитании столбиком. | 1 | Совершенствовать вычислительные навыки сложения и вычитания чисел в пределах 100; умение находить периметр любого многоугольника; умение строить окружность с помощью циркуля; умение решать составные задачи. | Выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100. |
| 7 | Тренировочные упражнения в решении задач. | 1 | Совершенствовать умение решать задачи. | Моделирование задачи; планирование хода решения задачи; анализировать текст задачи, с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения. |
Таблица умножения и деления однозначных чисел (21 час) |
| 8 | Умножение и деление на 2. Половина числа. | 1 | Составлять таблицу умножения и деления, совершенствовать вычислительные навыки, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата). | - Структурирование знаний. - Выбор наиболее эффективных способов решения задач. - Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. - Знаково-символические действия (моделирование). - Анализ. - Синтез. - Сравнение, классификация объектов. - Выведение следствий. - Доказательство. - Постановка и решение проблемы. - Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - Постановка вопросов. - Управление поведением партнера. - Умение полно и точно выражать свои мысли. - Целеполагание. - Контроль. - Оценка. - Коррекция. | Называть результаты табличных случаев умножения на 2. Использовать таблицу умножения на 2 для нахождения результатов деления чисел на 2. |
| 9 | Нахождение доли числа делением. | 1 | Применять математические знания в повседневных ситуациях, формулировать: свойства умножения и деления. | Вычислять половину числа действием деления. |
| 10 | Трен. упр. в умножении и делении чисел на 2. | 1 | Сравнивать разные способы вычисления, моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения, использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия, моделировать изученные математические зависимости. | Называть результаты табличных случаев умножения на 2. Воспроизводить результаты табличных случаев сложения и соответствующих случаев вычитания. |
| 11 | Умножение и деление на 3. Треть числа. | 1 | Составлять таблицу умножения и деления, совершенствовать вычислительные навыки, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата). | Называть результаты табличных случаев умножения на 3. Вычислять треть числа действием деления. |
| 12 | Использование знания таблицы умножения для нахождения результатов деления. | 1 | Применять математические знания в повседневных ситуациях, формулировать: свойства умножения и деления. | Использовать таблицу умножения на 3 для нахождения результатов деления чисел на 3. |
| 13 | Решение задач на нахождение доли числа. | 1 | Сравнивать разные способы вычисления, моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения, использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия, моделировать изученные математические зависимости. | Находить число по его части (половине, трети). Называть результаты табличных случаев умножения на 2, 3. |
| 14 | Умножение и деление на 4. Четверть числа. | 1 | Составлять таблицу умножения и деления, совершенствовать вычислительные навыки, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата). | Называть результаты табличных случаев умножения на 4. Вычислять четверть числа действием деления. |
| 15 | Табличные случаи умножения и деления на 4. | 1 | Применять математические знания в повседневных ситуациях, формулировать: свойства умножения и деления. | Использовать таблицу умножения на 4 для нахождения результатов деления чисел на 4. |
| 16 | Нахождение результата деления с использованием знания таблицы умножения. | 1 | Сравнивать разные способы вычисления, моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения, использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия, моделировать изученные математические зависимости. | Находить число по его части (половине, трети, четверти). |
| 17 | Трен. упр. в умножении и делении на 4. | 1 | Закреплять у учащихся знания результатов табличных случаев умножения и деления на 2, 3 и 4. | | Называть результаты табличных случаев умножения на 2, 3, 4. |
| 18 | Умножение и деление на 5. Пятая часть числа. | 1 | Составлять таблицу умножения и деления, совершенствовать вычислительные навыки, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата). | Называть результаты табличных случаев умножения на 5. Вычислять пятую часть числа действием деления. |
| 19 | Нахождение результата деления с использованием знания таблицы умножения. | 1 | Применять математические знания в повседневных ситуациях, формулировать: свойства умножения и деления. | Использовать таблицу умножения на 5 для нахождения результатов деления чисел на 5. |
| 20 | Нахождение доли числа делением. Трен. упр. в умножении и делении на 5. | 1 | Сравнивать разные способы вычисления, моделировать ситуации иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения, использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия, моделировать изученные математические зависимости. | Находить число по его пятой части. Называть результаты табличных случаев умножения на 5. |
| 21 | Табличные случаи умножения и деления на 5. | 1 | Закреплять у учащихся знания результатов табличных случаев умножения и деления на 2, 3, 4 и 5. | Называть результаты табличных случаев умножения на 2, 3, 4, 5. |
| 22 | Умножение и деление на 6. Шестая часть числа. | 1 | Составлять таблицу умножения и деления, совершенствовать вычислительные навыки, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата). | Называть результаты табличных случаев умножения на 6. Вычислять шестую часть числа действием деления. |
| 23 | Нахождение результата деления с использованием знания таблицы умножения. | 1 | Применять математические знания в повседневных ситуациях, формулировать: свойства умножения и деления. | | Использовать таблицу умножения на 6 для нахождения результатов деления чисел на 6. |
| 24 | Контрольная работа №3. Итоговая работа за 2 четверть. | 1 | Проверка знаний и умений. | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим. |
| 25 | Работа над ошибками. | 1 | Анализ ошибок, допущенных в работе. Повторение и закрепление пройденного. | Уметь правильно исправлять ошибки, подбирать аналогичные примеры. |
| 26 | Нахождение доли числа делением. | 1 | Сравнивать разные способы вычисления, моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения, использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия, моделировать изученные математические зависимости. | Находить число по его шестой части. Называть результаты табличных случаев умножения на 6, а также сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания. |
| 27 | Табличные случаи умножения и деления на 6. | 1 | Закреплять у учащихся знания результатов табличных случаев умножения и деления на 2, 3, 4, 5 и 6. | Называть результаты табличных случаев умножения на 2, 3, 4, 5, 6. |
| 28 | Решение задач на нахождение доли числа. | 1 | Решать текстовые арифметические задачи (в том числе, разными способами). | Решать задачи разными способами. |
III четверть (40 часов) |
Площадь фигуры. Единицы площади (4 часа) |
| 1 | Площадь фигуры. | 1 | Ввести понятие о площади фигуры. Чертить геометрические фигуры, выполнять измерения, находить площадь, различать геометрические фигуры, решать геометрические задачи, использовать представления о длине, площади для решения задач. | - Выделение познавательной цели. - Анализ объектов. - Синтез как составление частей целого. - Выбор критериев для сравнения объектов. - Классификация объектов. - Доказательство. - Установление причинно-следственных связей. - Построение логической цепи рассуждений. - Постановка вопросов. - Умение полно и точно выражать свои мысли. | Располагать значения площади в порядке возрастания (убывания). Находить площадь фигур с помощью палетки. |
| 2 | Единицы площади. | 1 | Познакомить учащихся с единицами площади (квадратным метром, дециметром, сантиметром) и их обозначениями. | Различать периметр и площадь, устанавливать связи между площадью прямоугольника и длинами его сторон, вычислять площадь прямоугольника (квадрата). |
| 3 | Практические способы нахождения площади фигуры. | 1 | Вычислять площадь нестандартной прямоугольной фигуры, выбирать единицу для измерения данной величины. | Составлять равные по площади фигуры из частей. |
| 4 | Трен. упр. в нахождении площади фигуры. | 1 | Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | Строить геометрические фигуры в соответствии с указанными требованиями. Анализировать геометрический чертёж. |
Таблица умножения и деления однозначных чисел (13 часов) |
| 5 | Умножение на 7. | 1 | Составлять таблицу умножения и деления, совершенствовать вычислительные навыки, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений. | - Структурирование знаний. - Выбор наиболее эффективных способов решения задач. - Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. - Знаково-символические действия (моделирование). - Анализ. - Синтез. - Сравнение, классификация объектов. - Выведение следствий. - Доказательство. - Постановка и решение проблемы. - Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - Постановка вопросов. - Управление поведением партнера. - Умение полно и точно выражать свои мысли. - Целеполагание. - Контроль. - Оценка. - Коррекция. | Называть результаты табличных случаев умножения на 7. |
| 6 | Деление на 7. Седьмая часть числа. | 1 | Применять математические знания в повседневных ситуациях, формулировать: свойства умножения и деления. | Вычислять седьмую часть числа действием деления. |
| 7 | Табличные случаи умножения и деления на 7. | 1 | Сравнивать разные способы вычисления, моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения, использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия, моделировать изученные математические зависимости. | Использовать таблицу умножения на 7 для нахождения результатов деления чисел на 7. |
| 8 | Нахождение доли числа делением. | 1 | Закреплять у учащихся знания результатов табличных случаев умножения и деления на 2, 3, 4, 5, 6 и 7. | Находить число по его седьмой части. Называть результаты табличных случаев умножения на 7. |
| 9 | Умножение на 8. | 1 | Составлять таблицу умножения и деления, совершенствовать вычислительные навыки, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений. | Называть результаты табличных случаев умножения на 8. |
| 10 | Деление на 8. Восьмая часть числа. | 1 | Применять математические знания в повседневных ситуациях, формулировать: свойства умножения и деления. | Вычислять восьмую часть числа действием деления. |
| 11 | Табличные случаи умножения и деления на 8. | 1 | Сравнивать разные способы вычисления, моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения, использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия, моделировать изученные математические зависимости. | Использовать таблицу умножения на 8 для нахождения результатов деления чисел на 8. |
| 12 | Нахождение результата деления с использованием знания таблицы умножения. | 1 | Закреплять у учащихся знания результатов табличных случаев умножения и деления на 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8. | Находить число по его восьмой части. Называть результаты табличных случаев умножения на 8. |
| 13 | Умножение на 9. | 1 | Составлять таблицу умножения и деления, совершенствовать вычислительные навыки, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; проводить проверку правильности вычислений. | Называть результаты табличных случаев умножения на 9. |
| 14 | Деление на 9. Девятая часть числа. | 1 | Применять математические знания в повседневных ситуациях, формулировать: свойства умножения и деления. | Вычислять девятую часть числа действием деления. |
| 15 | Табличные случаи умножения и деления на 9. | 1 | Закреплять у учащихся знания результатов табличных случаев умножения и деления на 2, 3, 4, 5, 6 , 7, 8 и 9. | Называть результаты табличных случаев умножения на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9. |
| 16 | Контрольная работа №4 «Таблица умножения однозначных чисел». | 1 | Проверка знаний и умений. | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфограф. режим. |
| 17 | Работа над ошибками. | 1 | Анализ ошибок, допущенных в работе. Повторение и закрепление пройденного материала. | Уметь правильно исправлять ошибки, подбирать примеры. |
Кратное сравнение (23 часа) |
| 18 | Во сколько раз больше? | 1 | Познакомить учащихся с отношениями «больше в», «меньше в» и их взаимосвязью, а также правилом кратного сравнения чисел. | -Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. - Знаково-символическое моделирование. - Выбор наиболее эффективных способов решения задач. - Выделение познавательной цели. - Смысловое чтение. - Анализ объектов. - Синтез как составление частей целого. - Выбор критериев для сравнения объектов. - Классификация объектов. - Доказательство. - Установление причинно-следственных связей. - Построение логической цепи рассуждений. - Постановка вопросов. - Разрешение конфликтов. - Умение полно и точно выражать свои мысли. - Управление действиями партнера (оценка, коррекция). - Целеполагание. - Коррекция. - Оценка. - Волевая саморегуляция. - Смыслообразование. | Сравнивать числа с помощью действий деления. |
| 19 | Во сколько раз меньше? | 1 | Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи; анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения. | Сравнивать числа с помощью действий деления. |
| 20 | Кратное сравнение. | 1 | Активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач; готовность слушать собеседника, вести диалог. | Сравнивать числа с помощью действий деления. |
| 21 | Решение задач на кратное сравнение. | 1 | Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи, объяснять выбор арифметических действий для решения, обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера. | Решение задач на кратное сравнение. |
| 22 | Отношения «меньше в…» и «больше в …». | 1 | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера; выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений; наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условий. | Различать отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на». |
| 23 | Решение задач на увеличение в несколько раз. | 1 | Научить учащихся решать арифметические задачи на нахождение числа, больше данного числа в несколько раз. | Правильно выбирать арифметическое действие (умножение или деление) для решения задач на нахождение числа, большего или меньшего в несколько раз. |
| 24 | Решение задач на уменьшение в несколько раз. | 1 | Научить учащихся решать арифметические задачи на нахождение числа, меньше данного числа в несколько раз. | Правильно выбирать арифметическое действие (умножение или деление) для решения задач на нахождение числа, большего или меньшего в несколько раз. |
| 25 | Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. | 1 | Решать арифметические задачи на нахождение числа, больше или меньше данного в несколько раз. | Различать отношения «больше в» и «меньше в». |
| 26 | Практические приёмы сравнения чисел. | 1 | Научить учащихся решать арифметические задачи на нахождение числа, больше данного числа в несколько раз. | Различать отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на». |
| 27 | Трен. упр. в решении задач на кратное сравнение. | 1 | Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи; анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения. | Правильно выбирать арифметическое действие (умножение или деление). |
| 28 | Трен. упр. в решении задач на кратное сравнение. | 1 | Анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения. | Правильно выбирать арифметическое действие (умножение или деление). |
| 29 | Доля числа. | 1 | Научить учащихся вычислять несколько частей числа или величины с помощью действий умножения и деления. | Находить несколько долей числа или величины. |
| 30 | Нахождение нескольких долей числа. | 1 | Планировать ход решения задачи; анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения. | Находить несколько долей числа или величины, в том числе в ходе решения текстовых арифметически задач. |
| 31 | Использование действия деления для нахождения нескольких долей числа. | 1 | Решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли. | | Заполнять таблицу в соответствии с условием задачи. Выбирать необходимые данные из таблицы для ответа на поставленный вопрос. |
| 32 | Нахождение числа по нескольким его долям. | 1 | Активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач; готовность слушать собеседника, вести диалог. | Находить несколько долей числа или величины, арифметически задач. |
| 33 | Использование действия умножения для нахождения числа по его долям. | 1 | Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи, объяснять выбор арифметических действий для решения. | Использование рисунков при нахождении нескольких долей числа. |
| 34 | Решение обратных задач. | 1 | Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; планировать ход решения задачи; анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения. | Решение обратных задач. |
| 35 | Тренировочные упр. в нахождении нескольких долей числа и числа по его долям. | 1 | Вычислять несколько частей числа или величины с помощью действий умножения и деления, а также решать соответствующие арифметические задачи. | Находить несколько долей числа или величины. |
| 36 | Контрольная работа №5. Итоговая работа за 3 четверть. | 1 | Проверка знаний и умений. | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради. |
| 37 | Работа над ошибками. | 1 | Анализ ошибок, допущенных в работе. Повторение и закрепление пройденного материала. | | Уметь правильно исправлять ошибки, подбирать примеры. |
| 38 | Названия компонентов сложения и вычитания. | 1 | Познакомить учащихся с названиями компонентов арифметических действий. | Воспроизводить названия компонентов арифметических действий, использовать эти термины в своей речи. |
| 39 | Названия компонентов умножения и деления. | 1 | Распознавать названия чисел в записях действий. | Воспроизводить названия компонентов арифметических действий, использовать эти термины в своей речи. |
| 40 | Название чисел в записях действий. | 1 | Выполнять действия с величинами, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений. | Находить различные варианты решения задач. |
IV четверть (32 часа) |
Числовые выражения (4 часа) |
| 1 | Понятие о числовом выражении и его значении. | 1 | Познакомить учащихся с понятиями «числовое выражение», «значение числового выражения», а также названиями числовых выражений и их значений в случаях, когда выражение содержит только одно действие. | - Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. - Знаково-символическое моделирование. - Анализ объектов. - Синтез как составление частей целого. - Выбор критериев для сравнения объектов. - Классификация объектов. - Доказательство. - Умение полно и точно выражать свои мысли. - Управление действиями партнера (оценка, коррекция). | Составлять и читать числовые выражения, содержащие два числа и знак действия между ними, а также вычислять их значения (в том числе в ходе решения текстовых арифметических задач). |
| 2 | Нахождение значений числовых выражений. | 1 | Научить учащихся составлять числовые выражения, содержащие два числа и знак действия между ними, а также вычислять их значения. | Составлять простейшие выражения (сумму, разность, произведение, частное). |
| 3 | Составление числовых выражений из чисел и знаков действий. | 1 | Учить учащихся составлять и вычислять значения числовых выражений, содержащих скобки. Познакомить со способами чтения числовых выражений в 2-3 действия, содержащих скобки. | Составлять и вычислять значения числовых выражений, содержащих скобки. |
| 4 | Вычисление значений числовых выражений. | 1 | Составлять несложные числовые выражения. | Составлять числовые выражения более сложной структуры, используя скобки. |
| 5 | Вычисление значений числовых выражений. | 1 | Выполнять несложные устные вычисления в пределах 100. | Составлять и вычислять значения числовых выражений. |
Угол. Прямой угол (4 часа) |
| 6 | Угол. Прямой угол. | 1 | Дать представление о бесконечной геометрической фигуре – угле и его элементах (вершина, сторона). Познакомить с видами угла (прямой, непрямой угол). | - Выделение познавательной цели. - Анализ объектов. - Синтез как составление частей целого. - Выбор критериев для сравнения объектов. - Классификация объектов. - Доказательство. - Установление причинно-следственных связей. - Построение логической цепи рассуждений. - Постановка вопросов. - Умение полно и точно выражать свои мысли. | Различать на глаз прямые и непрямые углы и проверять себя с помощью модели прямого угла или чертёжного угольника. |
| 7 | Угол. Построение угла. | 1 | Научить обозначать угол буквами латинского алфавита и читать его обозначение. | Строить прямые и непрямые углы с помощью чертёжных инструментов. |
| 8 | Угол. Построение угла. | 1 | Изображать прямой и непрямой угол с помощью чертёжных инструментов. | Строить прямые и непрямые углы с помощью чертёжных инструментов. |
| 9 | Тренировочные упражнения в решении задач. | 1 | Планировать и устно воспроизводить ход решения задачи. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. | Моделирование задачи; планирование хода решения задачи; анализировать текст задачи, с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения. |
Прямоугольник. Квадрат (10 часов) |
| 10 | Прямоугольник. Квадрат. | 1 | Рассмотреть с учащимися определение прямоугольника (квадрата). | - Структурирование знаний. - Выбор наиболее эффективных способов решения задач. - Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. - Знаково-символические действия (моделирование). - Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - Анализ объектов. - Синтез как составление частей целого. - Выбор критериев для сравнения объектов. - Классификация объектов. | Распознавать прямоугольник (квадрат) на чертеже на глаз и с помощью измерений. |
| 11 | Нахождение прямоугольника и квадрата среди данных четырехугольников. | 1 | Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры. | Называть определения прямоугольника и квадрата. |
| 12 | Свойства прямоугольника. | 1 | Познакомить учащихся со свойствами противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. | Находить противоположные стороны и диагонали прямоугольника на чертеже. |
| 13 | Свойства прямоугольника. | 1 | Чертить геометрические фигуры, выполнять измерения, находить площадь, различать геометрические фигуры, решать геометрические задачи, использовать представления о длине, площади для решения задач. | Формулировать свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. |
| 14 | Площадь прямоугольника. | 1 | Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры. | Нахождение площади прямоугольника. |
| 15 | Площадь прямоугольника. | 1 | Вычислять площадь нестандартной прямоугольной фигуры, выбирать единицу для измерения данной величины, формулировать свойства прямоугольника. | Находить и называть диагонали прямоугольника на чертеже. Находить общую часть двух фигур. |
| 16 | Решение задач на нахождение площади прямоугольника. | 1 | Исследовать предметы окружающего мира, сопоставлять с геометрическими формами, формулировать определения прямоугольника и квадрата, свойства прямоугольника, называть элементы многоугольника (вершины, стороны, углы). | Формулировать правило вычисления площади прямоугольника и использовать его при решении задач. |
| 17 | Решение задач на нахождение площади прямоугольника. | 1 | Чертить геометрические фигуры, выполнять измерения, находить площадь, различать геометрические фигуры, решать геометрические задачи. | Решение задач на нахождение площади фигур. |
| 18 | Правило вычисления площади квадрата. | 1 | Познакомить с правилом вычисления площади прямоугольника. | Выяснять, является ли данная фигура прямоугольником (квадратом), опираясь на определение и чёткий алгоритм рассуждений. |
| 19 | Правило вычисления площади квадрата. | 1 | Вычислять площадь прямоугольной фигуры, выбирать единицу для измерения данной величины, формулировать свойства прямоугольника. | Конструировать геометрическую фигуру указанной формы из частей. |
Повторение (19 часов) |
| 20-22 | Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 100». | 3 | Выполнять устно и письменно действия с многозначными числа ми (сложение и вычитание). | - Структурирование знаний. - Выбор наиболее эффективных способов решения задач. - Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. - Знаково-символические действия (моделирование). - Анализ. - Синтез. - Сравнение, классификация объектов. - Выведение следствий. - Доказательство. - Постановка и решение проблемы. - Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - Постановка вопросов. - Управление поведением партнера. - Умение полно и точно выражать свои мысли. - Целеполагание. - Контроль. - Оценка. - Коррекция. | Сравнение разных способов вычисления, выполнение арифметических вычислений, прогнозирование результата вычисления. |
| 23-25 | Повторение по теме «Умножение и деление в пределах 100». | 3 | Выполнять устно и письменно действия с многозначными числа ми (умножение и деление). | Сравнение разных способов вычисления, выполнение арифметических вычислений, прогнозирование результата вычисления. |
| 26 | Контрольная работа №6. Итоговая годовая работа. | 1 | Проверка знаний и умений. | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради. |
| 27 | Работа над ошибками. | 1 | Анализ ошибок, допущенных в работе. Повторение и закрепление пройденного за год. | Уметь правильно исправлять ошибки, подбирать примеры. |
| 28-30 | Повторение по теме «Арифметические задачи». | 3 | Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Планировать и устно воспроизводить ход решения задачи. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. | Моделирование задачи; планирование хода решения задачи; анализировать текст задачи, с целью выбора необходимых арифметических действий для её решения. |
| 31-33 | Повторение по теме «Фигуры и величины». | 3 | Различать единицы длины, соотносить их, выполнять измерения. Использовать представления о длине, периметре и площади для решения задач. | Моделирование ситуаций геометрическими средствами, выполнение геометрических построений. |
| 34-36 | Резервные уроки. | 3 | Повторить и закрепить пройденного за год. | Повторение и обобщение изученного за год. |