Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. УМК "Начальная инновационная школа"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6 города Димитровграда Ульяновской области»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ на заседании Директор МБОУ СШ № 6
педагогического совета ____________О.А.Семина
Протокол № 8 Приказ № 123
от «30» августа 2017 г от «30» августа 2017 г.
Рабочая программа
Наименование курса: Литературное чтение
Класс: 3 Г
Уровень общего образования: начальное общее
Учитель начальных классов: Михеева Елена Петровна
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 136 часов в год, в неделю 4 часа
Планирование составлено на основе авторской программы курса к учебникам Г.С.Меркина, Б.Г.Меркина, С.А..Болотовой «Литературное чтение». 1 – 4 классы / авт. – сост..Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин, С.А.Болотова. – М.: ООО «Русское слово» - учебник», 2012. – (ФГОС. Начальная инновационная школа) и федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Учебник: Литературное чтение: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений:
в 2 ч. /авт. – сост.Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин, С.А.Болотова; под ред. Г.С.Меркина. – 2 – е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).
Рабочую программу составила ______________________ Михеева Елена Петровна
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); авторской программы курса к учебникам Г.С.Меркина, Б.Г.Меркина, С.А..Болотовой «Литературное чтение». 1 – 4 классы / авт. – сост..Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин, С.А.Болотова. – М.: ООО «Русское слово» - учебник», 2012. – (ФГОС. Начальная инновационная школа).
Согласно учебному плану МБОУ СШ №6 предмет «Литературное чтение» относится к области «Русский язык и литературное чтение» и на его изучение в 3 классе отводится 136 часов (34 учебных недели), из расчета 4 часа в неделю.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные планируемые результаты должны отражать:
- осознание школьником важности процесса обучения, формирование готовности к получению новых знаний, их применению и преобразованию;
- понимание значимости чтения и литературы для своего дальнейшего развития и успешного обучения;
- осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя;
- осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- формирование любви к отечественной литературе и уважения к литературе народов России и мира;
- усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение;
- развитие эстетических чувств на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;
- развитие восприятия литературы как особого вида искусства, умения соотносить его с другими видами искусства;
- формирование культуры общения.
У обучающихся будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознания ответственности человека за общее благополучие; осознания своей этнической принадлежности;
- общее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурном многообразии и единстве;
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
- понимание чувств других людей и сопереживание им;
- толерантное отношение и уважение к культуре других народов;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и окружающих людей;
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- установка на здоровый образ жизни.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- основ устойчивых эстетических предпочтений и ориентации;
- отношения к искусству как значимой сфере человеческой жизни;
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков других людей;
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании и предпочтении социального способа оценки знаний;
- устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- дифференциации моральных и конвенциональных норм; развития морального сознания как переходного от доконвенциального к конвенциальному уровню;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
Метапредметные планируемые результаты должны отражать:
В области регулятивных УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать предположения (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
В области познавательных УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающих формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно- следственные связи;
- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
В области коммуникативных УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Обучающиеся научатся:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные планируемые результаты должны отражать:
- развитие восприятия литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства;
- формирование творческой личности путем приобщения к литературе как искусству слова;
- развитие умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; готовить пересказ текста в соответствии с целью (полный, выборочный, краткий);
- развитие умения читать текст выразительно, наизусть, по ролям;
- овладение элементарными приемами интеграции и анализа (характеристики) художественных, научно – популярных и учебных текстов;
- совершенствование умения пользоваться монологической, диалогической устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию книги; участвовать в обсуждении прочитанного, давать и обосновывать оценку поступкам героев;
- овладение базовыми предметными понятиями; использование доступных для понимания литературных терминов при характеристике литературных произведений;
- формирование умения сопоставлять поступки литературных героев с собственным жизненном опытом;
- формирование потребности в систематическом, системном, в том числе доступном, чтении;
- формирование умения самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться различными справочными источниками;
- развитие умения пользоваться библиотечными фондами (поиск нужной книги по теме урока, для досугового чтения, для выполнения творческих работ.
Раздел 1. Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- читать (вслух) выразительно доступные для младшего школьного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и характеризовать героев произведения; тему и микротемы; основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий общему смыслу текста; отвечать на вопросы и
задавать вопросы по содержанию услышанного или прочитанного произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты);
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию);
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр произведения, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, связывая их с содержанием текста);
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- предвосхищать содержание литературного произведения по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- выделять не только главную, но и второстепенную информацию в тексте;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать свое суждение об этом;
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
- отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;
- делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.
Раздел 2. Круг детского чтения
Обучающиеся научатся:
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений разных авторов от книги одного писателя;
- самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
- пользоваться алфавитным каталогом, а также соответствующими возрасту
словарями и справочной литературой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
- определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
Раздел 3. Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
- сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
- отличать прозаический текст от стихотворного;
- распознавать особенности построения фольклорных жанров: сказки, загадки, пословицы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных видов текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет, гипербола);
- определять позицию автора художественного текста;
- создавать по аналогии прозаический или поэтический текст на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Раздел 4. Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
- читать по ролям литературное произведение;
- создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
- реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, устанавливать причинно-следственные связи, определять этапы в выполнении действий;
- составлять текст на основе готового плана;
- давать характеристику героя.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- развивать свой художественный вкус;
- составлять рассказ по личным впечатлениям, по разной проблематике;
- пересказывать сюжет самостоятельно прочитанного произведения и характеризовать его на основе личных впечатлений;
- получать сведения о героическом прошлом России из произведений художественной литературы;
- оценивать значимость исторических событий (Куликовской битвы и Бородинского сражения)
- сопоставлять научно – популярный текст и художественное произведение о Вселенной и космосе.
2.Содержание учебного предмета.
Тема 1. Дети и взрослые. – 28 часов
Русская народная сказка. Дочь-семилетка.Валентин Берестов. Урок листопада.
Владимир Даль. Привередница. Сказка. Георгий Грáубин. Хорошее настроение.
Иван Панькин. Откуда у моряков взялась сила. Мустай Карим. Эту песню мама пела.
Ирина Токмакова. Почитай мне, мама. Лев Толстой. Акула; Прыжок. Михаил Зощенко. Ёлка. Борис Емельянов. Обида. Евгений Пермяк. Тонкая струна. Сергей Баруздин. Кляксы. Людмила Николаенко. Весёлое сделалось грустным. Валентина Осеева. Почему?
Внеклассное чтение: Рассказы русских писателей о детях.
Семейное чтение: Виктор Драгунский. «Он живой и светится…»
Проверь себя сам: Евгений Пермяк. Как Миша хотел маму перехитрить.
Литературоведческие понятия: сказка (развитие представлений); художественная деталь; диалог (развитие представлений); эпизод (развитие представлений); персонаж; тема и идея (развитие представлений); композиция; элементы композиции (кольцо); главный герой; фрагмент (развитие представлений); быль; юмор; юмористический рассказ; рассказчик; финал повествования; пословица (развитие представлений); художественный образ (первичное представление).
Творческая работа: создание иллюстраций; написание рассказа на заданную тему по опорным словам.
Тема 2. Дружба всего сильней. – 20 часов
Русская народная сказка «Зимовье зверей». Х.-К. Андерсен. Ромашка. Якоб и Вильгельм Гримм. Соломинка, Уголёк и Боб. Сказка Древнего Египта «Лев и мышь».Лев
Толстой. Лев и мышь; Лев и собачка. Яков Аким. Пишу тебе письмо. Валентин Берестов. Разлука; «С тобой мы дружили, как дружат мальчишки…» Геннадий Цыферов. Про цыплёнка, солнце и медвежонка (фрагмент «Про друзей»). Николай Носов. Прятки. Зинаида Александрова. Мы оба не пойдём гулять. Ким Сан Ху. Ключик к дружбе. Иван Крылов. Лебедь, Щука и Рак.
Внеклассное чтение: Рассказы местных писателей о дружбе.
Семейное чтение: Якоб и Вильгельм Гримм. Бременские уличные музыканты.
Проверь себя сам: Сергей Козлов. Дружба.
Литературоведческие понятия: тема и идея (развитие представлений); композиция (развитие представлений); народная и авторская сказка (развитие представлений); авторское отношение; басня (развитие представлений); юмористическое произведение (развитие представлений); сравнение; мораль (развитие представлений).
Творческая работа: написание рассказа о дружбе (рассуждение); письмо другу
Тема 3. Делу время, а потехе час. – 23 часа
Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый». Белорусская народная сказка «От краденого не растолстеешь». Русские народные песни-приговорки: «Плот тяни, ребята, смело…», «Тащи лодку по песку…», «Эй, потесней…», «Эх, ребятушки…», «Тяни снасть…», «Молодцы, берём, повалим…», «Жито жать…», «Коса, бери ниже…». А.Гайдар. Совесть. Кадыр Мурзалиев. Мальчику, взявшему молоток / Пер. Ю. Кушака.Сергей Михалков. Часы. Якоб и Вильгельм Гримм. Госпожа Метелица. Владимир Одоевский. Мороз Иванович. Иван Крылов. Стрекоза и Муравей. Евгений
Пермяк. Как Огонь Воду замуж взял. Георгий Граубин. Весёлое дело – работа. Валентина Осеева. Волшебная иголочка.
Внеклассное чтение: Рассказы Н.Носова о детях.
Семейное чтение. Ханс-Кристиан Андерсен. Лён.
Проверь себя сам Джанни Родари. Почему говорят, что подкова приносит счастье?
Литературоведческие понятия: устное народное творчество (фольклор); песни –
Творческая работа: составить и написать рассказ о труде.
Тема 4. Мир природы. – 26 часов
Русские народные сказки: Два Мороза; Нет козы с орехами. Александр Пушкин. Осень (отрывок из стихотворения); «Уж небо осенью дышало…», «Вот север, тучи нагоняя…» (отрывки из романа «Евгений Онегин»). Николай Сладков. Суд над декабрём; Чёрный жаворонок; Синяя птица; Пятнистые олени. Алексей Константинович Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»; «Вот уж снег последний в поле тает…». Константин Ушинский. Ветер и Солнце; Спор Воды с Огнём; Проказы старухи зимы. Алексей Плещеев. Дети и птичка. Василий Бирюков. Утро. Борис Павлов. Сосна. Юрий Коваль. Весенний вечер. Ольга Высотская. Весна уборкой занялась. Галина Лебедева. Здравствуй, лето! Раиса Сарби. Летний полдень. Эмма Мошковская. Речка. Евгений Чарушин. Захочешь есть — говорить научишься. Владимир Маяковский. Тучкины штучки. Михаил Исаковский. Ветер. Наталья Юркова. Вьюга. Виталий Бианки. Голубой зверёк.
Внеклассное чтение: Сказки о животных.
Семейное чтение: Виталий Бианки. Люля.
Проверь себя сам: Джанни Родари. Рыбы.
Литературоведческие понятия: тема и идея (развитие представлений); выразительные средства художественной речи; олицетворение; реплика; аргумент; писатель – натуралист; звукоподражание; сказочный персонаж (развитие представлений).
Творческая работа: описание одежды персонажа; характеристика поэтического образа (формирование первичных представлений); проект «Любимое время года; различные создание иллюстраций к произведению; устное сообщение, основанное на материалах, найденных в Интернете.
Тема 5. Славные страницы российской истории. – 25 часов
Русские народные сказки: Про глупого змея и умного солдата; Никита Кожемяка.Юрий Коринец. Отцовская песня.Олег Тихомиров. На поле Куликовом (фрагменты «Под игом», «Москва собирает войско», «Ночь перед боем», «Куликовская битва», «Слава героям»).Михаил Брагин. В грозную пору (фрагмент «Опасное нашествие врага грозило нашей Родине»). Елена Холмогорова. Великодушный русский воин (фрагмент «Батарея Раевского»). Александр Барков. Денис Давыдов (фрагмент «Благодарность за ночлег»).
Анатолий Митяев. Шестой неполный (фрагмент «Бескозырка»). Сергей Алексеев. Орлович - Воронович. Аркадий Гайдар. Война и дети. Александр Твардовский. Рассказ танкиста. Валентин Берестов. Великан. Сергей Наровчатов. Победа!
Внеклассное чтение:
Книги о Великой Отечественной войне.
Семейное чтение: Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».
Творческая работа: составление связного рассказа по личным впечатлениям от прочитанного.
Тема 6. Вселенная. – 12 часов
Инна Светлова. Вселенная; Планеты; Звёзды.Ольга Высотская. Как Луна рассердилась.Николай Гончаров. В космос. Джанни Родари. Откуда берутся день и ночь?Эмма Мошковская. Мама, я, кузнечик и птица. Владислав Горьков, Юрий Авдеев. Космическая азбука (фрагменты «Луна», «На космической дороге», «Первый космонавт»).Яков Аким. Наша планета. Алексей Леонов. Обед в космосе.
Семейное чтение:
Феликс Кривин. Прабабушка наша Вселенная (фрагменты «Можно ли жить на Солнце?», «Почему Луна светит ночью?», «Сколько на небе звёзд?», «Куда днём деваются звёзды?», «Кто идёт по Млечному Пути?»).
Проверь себя сам: Сербская сказка «Почему у месяца нет платья».
Литературоведческие понятия: научно – популярный очерк; научные сведения в художественном тексте; многозначные слова; новые слова (создание первичных представлений).
Творческая работа: рисунок «Солнечная система».
Количество часов по авторской программе совпадает с количеством часов по рабочей программе. Часы, рекомендуемые авторами программы как резервные (19 ч), отведены для углубленного изучения произведений соответствующих разделов в связи с особенностями данного класса.
Название раздела
Количество часов
по авторской программе.
Количество часов
по рабочей программе.
Дети и взрослые
23+5
28
Дружба всех сильней
17+3
20
Делу время, а потехе час
20+3
23
Мир природы
23+3
26
Славные страницы Российской истории
22+3
25
Вселенная
10+2
12
Обобщение и систематизация изученного за год. Итоговое повторение
2
2
Итого:
117+19 (резерв)
136
По новому стандарту внеклассное чтение как самостоятельный урок не выделяется. Внеклассное чтение является логическим продолжением литературного чтения и входит в систему заданий литературного чтения.
Календарно – тематическое планирование
№
урока
Тема
Дата проведения
План
Факт
Тема 1. Дети и взрослые – 28 ч.
1
«Дети и взрослые». Вводный урок.
04.09
2 - 3
Русская народная сказка «Дочь-семилетка»
05.09
06.09
4
В. Берестов «Урок листопада»
08.09
5 - 6
Русская народная сказка «Привередница» (в пересказе В. Даля)
11.09
12.09
7
Г. Граубин «Хорошее настроение»
13.09
8 -9
И.Панькин «Откуда у моряков взялась сила»
15.09
18.09
10
И.Токмакова «Почитай, мне мама!». М.Карим «Эту песню мама пела»
Н.Гончаров «В космос». Э.Мошковская «Мама, я, кузнечик и птица»
14.05
127
В.Горьков, Ю.Авдеев «Космическая азбука», «Луна», «На космической дороге», «Первый космонавт»
15.05
128
Я.Аким «Наша планета». А.Леонов «Обед в космосе»
16.05
129
«Космонавт А.Леонов о нашей планете»
18.05
130
Урок обобщения и систематизации по теме «Вселенная» Самостоятельная работа
21.05
131
Сербская народная сказка «Почему у месяца нет платья»
22.05
132
Урок творчества по теме «Наша планета Земля»
23.05
133 - 134
Ф.Кривин «Прабабушка наша Вселенная»
Итоговая контрольная работа
25.05
28.05
135 - 136
Обобщение и систематизация изученного за год.
29.05
30.05
Приложение
Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по литературному чтению в 3 классе проводятся контрольные работы (тематические тесты, творческие работы, интегрированные работы, проект):
1 триместр
2 триместр
3 триместр
Итого
Самостоятельные работы
1
2
2
4
Творческие работы
2
2
1
5
Проект
1
1
Контрольные работы
1
Входная контрольная работа
1
Промежуточная контрольная работа
1
Итоговая контрольная работа
3
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Оценка личностных результатов:
- понимание значимости чтения и литературы для своего дальнейшего развития и успешного обучения,
- способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;
- формирование творческой личности путём приобщения к литературе как искусству слова
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- формирование любви к отечественной литературе и уважения к литературе народов России и мира;
- активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.
Оценка метапредметных результатов:
- владения разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции
Оценка предметных результатов:
- формирование творческой личности путем приобщения к литературе как к искусству слова
- овладение литературными терминами и использование их при характеристике литературных произведений;
- формирование потребности в систематическом, системном, в то числе досуговом, чтении.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объёму письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель после чтения задаёт вопросы.
- умение читать целыми словами и словосочетаниями;
- осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 75 - 80 слов в минуту (на конец года);
- умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
- безошибочность чтения.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит начать подготовку к тестовым заданиям уже со второго класса. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
К концу второго полугодия в 3 классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
- индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
- индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
- индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости – в соответствии с характером текста);
- индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
- умение прочитать и понять инструкции, содержащиеся в тексте задания, и следовать ей;
- ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
- интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
- ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
- выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств – мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
- выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
- выполнение заданий по ориентировке в книгах;
- наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
- наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
- наблюдение за читательской деятельностью учащихся;
- анализ читательского дневника;
- анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотацией, презентаций;
- анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).
Список используемой литературы.
Рабочая программа ориентирована на использование следующих информационных и электронных ресурсов:
1. Рабочая программа к учебникам Г.С.Меркина, Б.Г.Меркина,С.А.Болотовой «Литературное чтение». 1 – 4 классы /авт. – сост.С.А.Болотова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
2. Программа курса к учебникам Г. С. Меркина, Б. Г. Меркина, С. А. Болотовой «Литературное чтение» 1-4 классы. Москва: ООО «Русское слово», 2012.
3. Рабочая тетрадь к учебнику Г. С. Меркина, Б. Г. Меркина, С. А. Болотовой «Литературное чтение» . 3 класс: в 2 ч. / Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. – (ФГОС. Начальная инновационная школа)
4. Литературное чтение: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях /авт. – сост.Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин, С.А.Болотова; под ред. Г.С.Меркина. – 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово», 2013.- (ФГОС. Начальная инновационная школа)
5. Основная образовательная программа начального общего образования для общеобразовательных учреждений, работающих по системе «Начальная инновационная школа» / авт. – сост Н.Е.Скрипова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – (ФГОС. Начальная инновационная школа)