Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности…………………………….… 9
Раздел 3. Тематическое планирование…………………………….………………….. 12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа занятий внеурочной деятельностью духовно-нравственного направления «Культура добрососедства» для 3 класса в МОУ «Рощинская школа» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и учебно-методическими документами:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»;
Письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27.04.2015 № 01-14/1256 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях»;
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 (разъяснение о внеурочной деятельности).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Методические рекомендации и примерные программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.)
ООП НОО МОУ «Рощинская школа», 2015 г.
Учебный план МОУ «Рощинская школа», 2016 г.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по учебным предметам, курсам, факультативам в том числе внеурочной деятельности в МОУ «Рощинская школа» Джанкойского района Республики Крым.
Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю.
Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает:
воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны;
формирование чувства принадлежности к многонациональному украинскому народу;
формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе национальной украинской школы;
приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.
Учебный курс «Культура добрососедства» – интегрированный курс. Он расширяет содержание воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее значимых ценностей украинского народа и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении.
Главная цель - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Программа составлена она с целью создания социально-педагогических условий, способствующих позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и современными реалиями народов Крыма, как составляющей многообразия народов, населяющих Российскую Федерацию.
Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей.
Учебно-воспитательные цели:
воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю – Крыму;
формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;
воспитание толерантности как основного принципа демократии;
развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом.
Практические цели:
формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней;
знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;
формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;
приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов;
формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.
Реализация учебно-воспитательных и практических целей данной программы на протяжении четырех лет обучения будет способствовать межэтнической и межконфессиональной толерантности, гармонизации межнациональных отношений при сохранении каждым человеком своего, самобытного, а также формированию этики межнационального общения, основанного на взаимоуважении друг к другу, на взаимообогащении через национальное своеобразие культуры, быта, традиций каждого народа.
Основными задачами программы «Культура добрососедства» являются:
1. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к многообразию культур и религий.
2. Обучение основам добрососедства, этнической и конфессиональной толерантности, навыкам ведения диалога и переговорного процесса.
3. Приобретение знаний по краеведению, географии, этнической истории своего региона.
4. Изучение этноконфессиональных особенностей, быта, традиций, материальной культуры народов региона (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и религиозных обычаев, этикета, традиций гостеприимства.
5. Знакомство с историей языков народов Крыма, фольклором, со «словарем дружбы» (словарным минимумом для общения на разных языках).
6. Знакомство с национальными ремеслами и привлечение учащихся к совместному творчеству.
7. Приобщение к охране духовных святынь, памятников истории и культуры.
8. Формирование навыка независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основаны на моральных ценностях человечества: знания, открытость мышления, свобода мысли, убеждений, совести.
Особенностями данной программы являются:
его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму;
привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
Принципы и особенности организации преподавания «Культуры добрососедства»:
единство изучения России и Крыма как субъекта России;
приоритетность воспитательных задач;
единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы;
использование не менее трети учебного времени на практические занятия, нестандартные уроки и экскурсии, позволяющие показать предмет изучения в «натуральную величину»;
использование тренингов, интерактивных форм и методов обучения, в т.ч. по методике «равный - равному», «case-study» и др.
принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий.
принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);
соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);
последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);
принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных ситуациях.
принцип единства воспитания и обучения.
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
в обучении: практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);
наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
видеометод (просмотр, обучение).
в воспитании (по Г. И. Щукиной): методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
РАЗДЕЛ 1.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В результате освоения предметного содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (УУД) (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать метапредметных и личностных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ученик научится:
ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;
приобретет способность к самооценке;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.
Ученик получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин района, чувства сопричастности и гордости за свой край;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Ученик научится:
определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно,
учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему,
планировать свою деятельность,
высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки,
работать по предложенному плану, использовать необходимые средства, средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.
Ученик получит возможность для формирования:
определения успешности выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания коммуникативных достижений
Познавательные УУД
Ученик научится:
ориентироваться в своей системе знаний;
понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задач,
делать предварительный отбор источников информации для решения задачи, перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи,
слушать и понимать речь других людей, вступать в беседу,
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им, учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Ученик получит возможность для формирования:
активного участия самих школьников в процессе приобретения информации.
РАЗДЕЛ 2.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
3 КЛАСС (34 ч)
«Трудимся, учимся и отдыхаем вместе»
Разделы и темы
Содержание занятий
Форма проведения
1.Вводное занятие. Учимся жить в добром соседстве
Цели и задачи курса «Культура добрососедства».
Беседа
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА (6 ч)
2.Особенности климата и ландшафта Крыма.
Основные факторы, определяющие климат Крыма: географическое положение, рельеф, море. Уникальность Южного берега Крыма. Климатические условия своего региона.
Практическое занятие
3. Крымский ландшафт
Своеобразие крымского ландшафта: степь, равнина, предгорье, море, горы — и его влияние на хозяйственную деятельность людей в регионе. Характеристика особенностей ландшафта в своем регионе.
Инструктаж.
Экскурсия
4. Охрана природы Крыма
Необходимость охраны природы Крыма. Труд людей (лесничих, пожарных, зоологов, ботаников и др.), заботящихся об охране природы. Защита степей, гор, лесов от пожаров и вредителей. Охрана водоемов.
Групповая работа
5-6. Путешествие в крымский лес (зеленую зону, степь, горы и т.д.).
Растительный мир региона проживания. Основные правила поведения во время природоведческой экскурсии.
Заочное путешествие по Черному и Азовскому морям, по горным туристическим маршрутам.
Заочная экскурсия
ИСТОРИЯ (4 ч)
8. Тренинги: «Автобиография по эпохам». «Представь себя другим». «Воспоминания детства»
Представители различных национальностей, живущие с нами по соседству. Уникальность каждого народа и его культуры.
Конкурс
9-10.Профессии наших родителей.
Где работают наши близкие. История этих предприятий, хозяйств. Экскурсия на предприятие или в учреждение.
Беседа
11. Как раньше учились дети в Крыму.
Учебные заведения: гимназии, земские и министерские начальные школы, школы при религиозных организациях и культовых учреждениях.
Беседа
ТРАДИЦИОННАЯ И СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА (12 ч)
12. Традиционные занятия населения региона. Земледелие.
Занятия населения региона в старину: земледелие (в т.ч. выращивание овощей, садоводство, виноградарство, табаководство, льноводство), шелководство, пчеловодство, животноводство (разведение коз, коров, свиней, волов, верблюдов, коней), птицеводство и т.д.
Викторина
13. Традиционные занятия населения региона. Ремесленные специальности.
Ремесленные специальности: кожевенники, кузнецы, каменщики, плотники, медники, гончары, столяры, красильщики, бондари, войлочники, портные, ювелиры, пекари, ткачи, вышивальщики и др.
Викторина.
Практическое занятие
14. Традиционные занятия населения региона. Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия.
Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района. Государственные учреждения, предприятия сферы услуг.
Групповая работа
15. Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня.
Распределение обязанностей в семье в старину. Зачем приобщали детей к труду? Какую работу выполняли дети. Твои обязанности в семье. Какую работу ты уже научился выполнять.
Групповая работа
16. Традиции соседской взаимопомощи
Традиции соседской взаимопомощи у различных этносов Крыма при постройке дома, уборке урожая, переработке продуктов питания и сырья. Значение слов «талаха» – «толока».
Беседа.
17. Великие учителя и великие книги человечества.
История появления и общая характеристика книг: Библии, Ветхого Завета, Корана и др. Великие пророки и учителя человечества: Будда, Иисус, Конфуций, Мухаммед и другие исторические личности.
Беседа.
18. Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину.
Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек.
Групповая работа
19. Праздники, которые мы отмечаем вместе.
История возникновения праздников. Традиции твоей семьи, связанные с празднованиями Нового года, 8 Марта и др. Меню праздничного стола. Подарки. Поздравления с праздником на родном языке и языке соседа.
Викторина.
Практическое занятие
20. Правила поведения во время религиозного праздника или ритуала.
События, на которые приглашают, и события, на которые можно прийти без приглашения. Формула приглашения и уважительного ответа на него. Одежда и подарки, которые соответствуют случаю.
Конкурс
21. Узнай меня лучше: приглашаю друзей на праздник моего народа.
Какие бывают праздники. Праздники, на которые приглашают, и праздники, на которые можно прийти без приглашения. Одежда и подарки, которые соответствуют празднику.
Заочная экскурсия
22. Делаем сами подарки к праздникам.
Виды подарков, которые можно сделать своими руками. Методика изготовления некоторых из них.
Групповая работа
23. Традиции отдыха в наших семьях.
Зачем людям нужно отдыхать. Какой отдых считается полезным и как его можно организовать. Как отдыхают в моей семье.
Групповая работа
ЯЗЫК СОСЕДА (2 ч)
24. Способы передачи информации.
Жесты и взгляды – немой язык человека. Творческая игра «Разговор взглядов и жестов». Танец – понятный всем язык, который нас объединяет
Беседа.
Викторина.
25. Мои любимые песни.
Песни, с которыми нам легко работается и отдыхается. Песни, которые помогают нам учиться. Поем вместе песни на языках наших соседей.
Групповая работа
АКСИОЛОГИЯ (5 ч)
26. Всех ли мы называем друзьями?
Чем отличаются понятия: «друг», «товарищ», «приятель»? Обсуждение пословицы: «Раздели радость с другим – она станет вдвое больше. Раздели горе с другим – оно станет вдвое меньше».
Беседа.
27-28. Ценности, которые объединяют всех.
Общечеловеческие ценности и их значение в жизни людей. Доброта, взаимопомощь, забота, уважение, ответственность.
Беседа.
Групповая работа
29-30. Отношение моей семьи к знанию, грамотности и трудолюбию.
Нужны ли они в жизни современного человека. Как моя семья и мои соседи относятся к знающим, образованным и трудолюбивым людям. Фольклор народов Крыма о трудолюбии и прилежании.
Беседа.
Практическое занятие.
Коллективная игра
КОНФЛИКТОЛОГИЯ (4 ч)
31-32. Что такое «любовь»? Почему она нужна людям
«Друг» и «враг»: не «враг», а «оппонент», не оппонент, а «союзник».
Беседа.
Групповая работа
33-34.Конструктивное взаимодействие: как из оппонента сделать союзника.
Пути изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен.
Праздник
РАЗДЕЛ 3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
Класс: 3.
Количество часов по учебному плану: 34 ч.
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
№
Разделы и темы
Учебные часы
1
Вводное занятие. Учимся жить в добром соседстве
1
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА (6 ч)
2
Особенности климата и ландшафта Крыма.
1
3
Крымский ландшафт
1
4
Охрана природы Крыма
1
5
Путешествие в крымский лес (зеленую зону,степь,горы и т.д.).
1
6
Путешествие в крымский (зеленую зону,степь,горы и т.д.).