Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 3 класс»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Добродеевская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
Протокол №_1__
от_25__августа 2017 г
руководитель ШМО
_________________
Кравцова И.Н.
«Согласовано»:
Заместитель руководителя по УВР МАОУ «Добродеевская СОШ»
Педсовет №6
От 28 августа 2017г
_________________
Божко М.В.
«Утверждено»:
Приказ № _104__
от 28___ августа 2017 г
руководитель МАОУ
«ДОбродеевская СОШ»
__________________
Божко Е.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
на 2017-2018 учебный год
3класс
Программу составила
учитель начальных классов
Казакова Н.С.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, панируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Изобразительное искусство», разработанной О.А. Куревиной и Е.Д. Ковалевской, и является составной частью Образовательной системы «Школа 2100».
Особенности курса1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности. Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому для облегчения восприятия необходимой для освоения курса информации следует максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний - деятельностный подход. Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом, школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность. Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объёмное. Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу, учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности. Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач - главный способ осмысления мира.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе. Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы учащихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продуктивно работать в группе.
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвященные знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией).
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»).
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства).
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике.
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики.
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.
В программе реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи. Важной методической составляющей курса для обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки, находящиеся в конце учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере усвоения нового материала.
Содержание программы (34 часа)
Занятия 1-4 (4 ч). Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр).
Что такое натюрморт. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий.
Что такое пейзаж. Барбизонская школа пейзажа. Особенности импрессионизма. Изучение зимнего колорита на примере произведений А. Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента.
Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные.
Исторический и батальный жанры на примере произведений Н. Рериха и И. Айвазовского.
Бытовой и анималистический жанры на примере произведений К. Гуна, Г. Терборха и Т. Жерико.
Занятия 5-7 (3 ч). Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу. Работа цветными карандашами.
Занятия 8-10 (3 ч). Понятие о декоративном панно. Коллективная работа: декоративное панно в технике аппликации. Выполнение декоративного панно с использованием природного материала.
Занятия 11-13 (3 ч). Выявление объёма и формы гранёных и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра). Отработка различной штриховки (различное направление штрихов, послойное уплотнение штриховки). Распределение светотени на различных поверхностях.
Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры.
Занятия 14-16 (3 ч). Изучение основных пропорций человеческого лица. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике.
Тренировка наблюдательности: изменение пропорций лица человека с возрастом, мимика.
Занятия 17-18 (2 ч). Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Этапы выполнения различных видов хохломской росписи.
Занятие 19 (2 ч). Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль.
Занятие 20 (2 ч). Совмещение нескольких техник при работе акварельными красками. Техника отпечатка.
Занятия 21-23 (3 ч). Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Иллюстрации И. Билибина к сказкам. Рисование в любой технике иллюстрации к русской народной сказке или панно «Древнерусский витязь и девица-красавица».
Занятия 24-25 (2 ч). Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Коллективная работа «Кириллица».
Занятия 26-30 (4 ч). Как создаётся театральный спектакль. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы). Коллективная работа: подготовка и постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».
Занятие 31 (1 ч). Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём. Класс можно разделить на группы и поручить представителям групп рассказать о каждой картине. Рассказ может сопровождаться подходящей музыкой.
Занятия 32-34 (2 ч). Проектные задания (открытки или панно) к праздникам.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу третьего класса учащиеся научатся:
- владеть языком изобразительного искусства;
- различать особенности разных видов изобразительной деятельности;
- понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;
- определять свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);
- описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий;
- работать с акварелью (размывка, затеки, способ отмывки, «по-сырому»);
- смешивать главные цвета красок для получения составных цветов;
- выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы.
К концу третьего класса учащиеся получат возможность научиться:
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;
- ориентироваться в художественных тенденциях искусства Древнего Египта и Античности;
- выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов;
- реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в третьем классе является формирование следующих умений:
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей, и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
- преобразовывать информацию из одной формы в другую, на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной форме (на уровне небольшого высказывания);
- уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;
- учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» являются:
1. Овладение языком изобразительного искусства:
- иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);
- понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;
- знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;
- знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;
- учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоциональное восприятие и оценивание произведения искусства:
- чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произведений;
- уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.
3. Различение особенностей различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
- рисования цветными карандашами;
- рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
- выполнения декоративного панно в технике аппликации;
- выполнения декоративного панно из природных материалов;
- выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);
- выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
- овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);
- работой гуашевыми красками;
- постановки и оформления кукольного спектакля.
4. Углубление понятий о некоторых видах изобразительного искусства:
- живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
- графика (иллюстрация);
- народные промыслы (хохломская роспись).
5. Изучение произведений признанных мастеров изобразительного искусства и объяснение их особенностей (Русский музей).
6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.
Рабочая программа рассчитана на 34часа в год при 1 часе в неделю. Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир: Учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.
2. Ковалевская Е.Д., Куревина О.А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир: Рабочая тетрадь для 3 класса. — М.: Баласс, 2012.
тематическое планирование
№
п/п
Темы
Виды деятельности
Кол-во
часов
Дата
по плану
фактически
1
Жанры живописи. Натюрморт.
.
Изучение натюрмортов В. Хеды.
Определение на примере картин
А.Грабаря, А. Остроумовой-Лебедевой и Р. Кента особенностей зимнего колорита. Уточнение понятии «портрет», «исторический жанр».
Анализ произведений изобразительного искусства различных
жанров.
Уточнение знаний о цвете.
Определение дополнительных и родственных цветов по цветовому кругу.
Изучение и анализ рисунка С.Чехонина цветными карандашами.
Уточнение понятия о декоративном панно.
Изготовление коллективного
панно «Весёлые попугайчики».
Выявление объёма и формы граненых и округлых поверхностей и простых геометрических тел (пирамиды и цилиндра).
Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры.
Изучение основных пропорции
человеческого лица.
Тренировка наблюдательности: изменение пропорции лица человека с возрастом.
Выполнение декоративного панно
«Семейный портрет».
Изучение этапов выполнения различных хохломских узоров.
Расписывание тарелки или шкатулки в технике
хохломской росписи.
Продолжение изучения орнамента.
Совмещение нескольких техник в работе акварелью.
Выполнение графической работы «Фантастическое дерево».
Анализ иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина.
Выполнение задания «Древнерусский витязь и девица-красавица».
Коллективный проект «Кириллица».
Самостоятельное изучение темы.
Коллективная работа: подготовка и
постановка кукольного спектакля по сказке П. Бажова «Серебряное Копытце».
Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нем.
Творческая деятельность.
1
2
Жанры живописи. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм; зимний колорит.
.
1
3
Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи.
.
1
4
Бытовой и анималистический жанры.
1
5
Цветовая гамма. Твоя мастерская: цветовой круг.
1
6
Твоя мастерская: штриховка и цветовой тон.
.
1
7
Тренируем наблюдательность: изучаем работу мастера.
.
1
8
Декоративное панно. Твоя мастерская: панно из природного материала.
1
9
Твоя мастерская: панно из природного материала.
.
1
10
Твоя мастерская: панно из природного материала.
1
11
Тон, форма, светотень.
1
12
Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.
1
13
Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.
1
14
Люди и их лица. Приметы возраста.
1
15
Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика.
1
16
Люди и их лица. Приметы возраста. Мимика.
1
17
Народные промыслы. Золотая Хохлома.
1
18
Народные промыслы. Золотая Хохлома.
1
19
Плетёные орнаменты. Звериный стиль.
1
20
Плетёные орнаменты. Звериный стиль.
1
21
Волшебство акварели. Твоя мастерская: техника отпечатка.
.
1
22
Волшебство акварели. Твоя мастерская: техника отпечатка.
.
1
23
Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.
.
1
24
Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.
.
1
25
Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. Иллюстрации к сказкам.
.
1
26
Из истории искусства. Древнерусская книга.
Как украшали рукописные книги.
1
27
Из истории искусства. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги.