Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №12 ГОРОДА ЛИПЕЦКА
Рассмотрено
Протокол заседания кафедры
начального и эстетического образования
от __.__.2016 г. №_______
Заведующая кафедрой начального и эстетического образования
_____________ Л.М.Смородина
Принято
Протокол заседания
педагогического
совета от __.__.2016 г. №_______
Утверждаю
Директор
МБОУ гимназии №12 города Липецка
____________________ О.Н. Уласевич
Приказ от __.__. 2016 г. № _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
УЧИТЕЛЬ: Козлова Татьяна Анатольевна
КЛАССЫ
УЧЕБНЫЙ ГОД
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
В НЕДЕЛЮ
В ГОД
1
2016-2017
1
33
2
2017-2018
1
35
3
2018-2019
1
35
4
2019-2020
1
35
ИТОГО
2016-2020
4
138
2016 – 2017 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
ЧТЕНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научнопознавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТКОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото‑ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео‑ и аудиозаписей, фотоизображений;
пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
представлять данные;
создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования
моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура ит.д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета
1 класс
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России).
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи.. Образы природы в живописи.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.).
Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Образ человека в традиционной культуре. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу.
Искусство дарит людям красоту. Жанр натюрморта.
Опыт художественнотворческой деятельности
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, гуаши, акварели, карандаша, фломастеров.
2 класс
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Мир природы в реальной жизни: образ природы в искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Родина моя — Россия. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве.
Искусство дарит людям красоту. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
3 класс
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства.
Рисунок.. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Художественное конструирование и дизайн. Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека.. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Силуэт.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Человек и человеческие взаимоотношения. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Жанр портрета.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
4 класс
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве.
Рисунок. Приемы работы с различными графическими материалами. Живопись. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами.
Декоративноприкладное искусство. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Композиционный центр (зрительный центр композиции).
Цвет. Эмоциональные возможности цвета.
Форма. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Ритм.. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом.
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.
Искусство дарит людям красоту. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России).
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.
Создание моделей предметов бытового окружения человека.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс
№ урока
Тема урока
Параграф учебника
Количество часов, отводимых на освоение темы
Дата по плану
Коррекция
1
Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д.
Радужный мост
1
01.09-03.09
2
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.
Радужный мост
1
05.09-10.09
3
Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду
Красное королевство
1
12.09-17.09
4
Живописные материалы. Жанр пейзажа
Оранжевое королевство
1
19.09-24.09
5
Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Жанр натюрморта
Желтое королевство
1
26.09-01.10
6
Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека
Зеленое королевство
1
03.10-08.10
7
Освоение основ декоративноприкладного искусства. Эмоциональные возможности цвета
Сине – голубое королевство
1
10.10-15.10
8
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России)
Фиолетовое королевство
1
17.10-22.10
9
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, карандаша, фломастеров
Волк и семеро козлят
1
24.10-29.10
10
Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.)
Волк и семеро козлят
1
07.11-12.11
11
Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве
Сорока – белобока
1
14.11-19.11
12
Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета
Колобок
1
21.11-26.11
13
Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа
Петушок – Золотой гребешок
1
28.11-03.12
14
Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты
Красная шапочка
1
05.12-10.12
15
Повторение по теме: «Смешение цветов»
Буратино
1
12.12-17.12
16
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании
Снегурочка
Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота зимней природы»
1
19.12-24.12
17
Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.
Дымковские игрушки.
1
11.01-14.01
18
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий)
Дымковские игрушки
1
16.01-21.01
19
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий)
Филимоновские игрушки
1
23.01-28.01
20
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий)
Филимоновские игрушки
1
30.01-04.02
21
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий)
Матрешки
1
06.02-11.02
22
Повторение по теме: «Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий)»
Матрешки
1
20.02-25.02
23
Образ человека в традиционной культуре
Городец
1
27.02-04.03
24
Цвет основа языка живописи
Городец
1
06.03-11.03
25
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи
Хохлома
1
13.03-18.03
26
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи
Хохлома
1
20.03-25.03
27
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу
Гжель
1
03.04-08.04
28
Образы природы в живописи
Круглое королевство.
1
10.04-15.04
29
Повторение по теме: «Образы природы в живописи»
Шаровое королевство
1
17.04-22.04
30
Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения)
Треугольное королевство
1
24.04-29.04
31
Особенности художественного творчества: художник и зритель
Квадратное королевство
1
01.05-06.05
32
Итоговая контрольная работа
Итоговая контрольная работа
1
08.05-13.05
33
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация
1
15.05-20.05
2 класс
№ урока
Тема урока
Параграф учебника
Количество часов, отводимых на освоение темы
Дата по плану
Коррекция
1
Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний
Живопись.
Основы цветоведения. В мастерской художника-живописца.
1
1 неделя
2
Разница в изображении природы в разное время года
Что может кисть. Гуашь. Школа графики и живописи.
1
2 неделя
3
Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы
Гуашь. Школа графики и живописи.
1
3 неделя
4
Теплые и холодные цвета
Акварель. Тёплый цвет.
Школа живописи. «Небо на закате»
1
4 неделя
5
Природные формы
Акварель. Холодный цвет. Школа графики и живописи.
«Зимнее окно». «Облака». Гуашь».
1
5 неделя
6
Трансформация форм
Школа живописи. «Краски и настроение».
1
6 неделя
7
Основные и составные цвета. Смешение цветов. Жанр натюрморта
Графика. В мастерской художника-графика.
Выразительные средства графики.
Школа графики «Ветвистое дерево».
1
7 неделя
8
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению
Выразительные средства графики. Что может карандаш. Школа графики «Нарядные ёлочки»
1
8 неделя
9
Повторение по теме: «Выразительные средства произведений изобразительного искусства»
Тушь и перо. Школа графики «Кувшин и яблоко».
1
9 неделя
10
Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа
Школа живописи и графики. «Осенний листок».
1
10 неделя
11
Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы)
Скульптура. В мастерской художника-скульптора. Школа лепки.
1
11 неделя
12
Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры
Лепка декоративной чаши. Школа декора.
1
12 неделя
13
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения
Лепка рельефа «Птички» Лепка декоративной скульптуры «Котик» или «Медвежонок».
1
13 неделя
14
Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа
Проверочный урок. Твои творческие достижения.
Лепка декоративной чаши.
1
14 неделя
15
Практическое овладение основами цветоведения
Декоративное искусство вокруг нас.
1
15 неделя
16
Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека
Декоративное рисование. «Грибы и ёлочки»
1
16 неделя
17
Смешение цветов.
Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве
Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент.
Школа декора. Декоративный ковёр «Осень». Печать листьями. Печать предметами.
1
19 неделя
20
Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека.
Декоративные эффекты. Школа декора. Рисуем кляксами. Рисование солью.
1
20 неделя
21
Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками
Коллаж «Грибы». «Лесные человечки». Школа декора. «Волшебный ковёр».
1
21 неделя
22
Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки)
Проверочный урок. Твои творческие достижения.
1
22 неделя
23
Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях
Народное искусство. Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись.
Школа народного искусства.
1
23 неделя
24
Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного
Пермогорские узоры. Прялки. Школа народного искусства.
1
24 неделя
25
Эмоциональные возможности цвета. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий)
Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Школа народного искусства.
1
25 неделя
26
Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Передача движения в композиции с помощью ритма элементов
Каргопольская игрушка.
Полкан. Школа народного искусства.
1
26 неделя
27
Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния
Школа народного искусства.
1
27 неделя
28
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: пластилина, глины, подручных и природных материалов
Архангельская птица Счастья. Школа народного искусства.
1
28 неделя
29
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики
Проверочный урок. Твои творческие достижения
1
29 неделя
30
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши
Дизайн. Архитектура. Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Школа дизайна.
1
30 неделя
31
Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Пирамиды. Школа дизайна.
1
31 неделя
32
Повторение по теме: «Мир природы в реальной жизни: образ природы в искусстве»
Конусы. Школа дизайна. «Петушок». «Весёлая мышка».
1
32 неделя
33
Итоговая контрольная работа
Итоговая контрольная работа
1
33 неделя
34
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация
1
34 неделя
35
Повторение по теме: «Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек»
Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи
Художественные музеи мира. Рамы для картин
1
1 неделя
2
Искусство вокруг нас сегодня. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.)
Жанры изобразительного искусства.
1
2 неделя
3
Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты
Светотень
1
3 неделя
4
Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема
Школа графики. Рисование крынки, куба
1
4 неделя
5
Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний
Пейзаж. Перспектива. Учимся у мастеров
1
5 неделя
6
Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека
Аллея в парке.
Горный пейзаж
1
6 неделя
7
Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт
Школа живописи.
Осенний пейзаж
1
7 неделя
8
Жанр портрета
Практическое овладение основами цветоведения
Портрет.
Учимся у мастеров
1
8 неделя
9
Повторение по теме: «Жанр портрета»
Школа рисунка.
Портрет девочки
1
9 неделя
10
Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение
Портрет отрицательного сказочного героя
1
10 неделя
11
Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Силуэт
Силуэт (работа с ножницами)
1
11 неделя
12
Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы
Школа коллажа
1
12 неделя
13
Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта
Мои творческие достижения
1
13 неделя
14
Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики
Жостовские подносы
1
16 неделя
17
Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер
Павлопосадские платки
1
17 неделя
18
Создание моделей предметов бытового окружения человека
Скопинская керамика
1
18 неделя
19
Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание)
Проверочный урок. Твои творческие достижения
1
19 неделя
20
Выразительность объемных композиций
Декоративная композиция. Стилизация
1
20 неделя
21
Композиционный центр (зрительный центр композиции). Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного
Замкнутый орнамент
1
21 неделя
22
Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции
Декоративный натюрморт
1
22 неделя
23
Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания
Декоративный пейзаж
1
23 неделя
24
Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния
Декоративный портрет
1
24 неделя
25
Повторение по теме: «Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору)»
Твои творческие достижения
1
25 неделя
26
Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях
Секреты декора.
Женский и мужской образ
1
26 неделя
27
Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека
Праздничный декор.
Писанки
1
27 неделя
28
Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.)
Проверочный урок. Твои творческие достижения
1
28 неделя
29
Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке
Повторение линейного узора
1
29 неделя
30
Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия
Школа дизайна.
1
30 неделя
31
Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное
Форма спирали в архитектуре и дизайне
1
31 неделя
32
Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу
Форма спирали. Бумажная роза. Бусы
1
32 неделя
33
Итоговая контрольная работа
Итоговая контрольная работа
1
33 неделя
34
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация
1
34 неделя
35
Повторение по теме: «Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства»
Повторение пройденного.Твои творческие достижения
1
35 неделя
4 класс
№ урока
Тема урока
Параграф учебника
Количество часов, отводимых на освоение темы
Дата по плану
Коррекция
1
Пейзажи родной природы. Приемы работы с различными графическими материалами
Рисование по представлению «Как я провел лето».
1
1 неделя
2
Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России
Анималистический жанр. Школа лепки. Школа графики.
1
2 неделя
3
Влияние формы предмета на представление о его характере
Школа живописи. «Храбрый лев» (гуашь).
1
3 неделя
4
Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки)
Исторический жанр.
Выдающиеся произведения отечественной и зарубежной художественной культуры.
1
4 неделя
5
Образ защитника Отечества
Батальный жанр. Тульский государственный музей оружия. Школа живописи и графики .«Богатырское сражение».
1
5 неделя
6
Образ человека в разных культурах мира. Силуэт
Бытовой жанр.
Рисование композиции «Семейное чаепитие».
1
6 неделя
7
Образ человека в традиционной культуре. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве
Портрет, пейзаж, натюрморт. Пропорции. Школа графики. Рисование фигуры человека.
1
7 неделя
8
Повторение по теме: «Образ человека в искусстве разных народов. Жанр портрета.»
Повторение по теме: «Портрет. Эмоции на лице. Школа графики. Рисуем автопортрет.»
1
8 неделя
9
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности
Натюрморт. Перспектива. Школа живописи и графики. «Натюрморт с двумя книгами».
1
9 неделя
10
Композиционный центр (зрительный центр композиции)
Пейзаж. Линия горизонта. Школа живописи. Рассвет. Лунная ночь.
1
10 неделя
11
Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве
Книжная графика. Иллюстрирование басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей».
1
11 неделя
12
Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма
Дизайн и декор для человека
1
12 неделя
13
Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России)
Виды декоративноприкладного искусства народов России
1
13 неделя
14
Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России)
Виды декоративноприкладного искусства народов России
1
14 неделя
15
Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве
Виды декоративноприкладного искусства народов России
1
15 неделя
16
Повторение по теме: «Создание моделей предметов бытового окружения человека»
Повторение
1
16 неделя
17
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (Древняя Греция)
Культура Древней Греции
1
17 неделя
18
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (Древняя Греция)
Культура Древней Греции
1
18 неделя
19
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (Япония)
Культура Японии
1
19 неделя
20
Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками
Культура Японии
1
20 неделя
21
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (Япония)
Школа декора. Японское кимоно
1
21 неделя
22
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (Средневековая Европа)
Культура в Средневековой Европе
1
22 неделя
23
Образ человека в искусстве разных народов
Обобщение по теме: «Мир декоративного искусства».
1
23 неделя
24
Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства
Лаковая миниатюра. Школа народного искусства. Палехские деревья. Русское кружево. Вологодские узоры.
1
24 неделя
25
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (СредняяАзия)
Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира.
1
25 неделя
26
Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира
Резьба по кости. Холмогорские узоры.
1
26 неделя
27
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.
Народный костюм. Ансамбль женского костюма. Головные уборы.
1
27 неделя
28
Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.
Мужской и женский костюм костюм.
1
28 неделя
29
Темы любви, дружбы, семьи в искусстве
Тульские самовары и пряники. Русский самовар. Пряничные доски.
1
29 неделя
30
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения
Обобщение по теме: «Мир народного искусства».
1
30 неделя
31
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами
Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне.
1
31 неделя
32
Образ современника. Передача настроения в творческой работе с помощью граттажа, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки
Человек в дизайне.
Школа дизайна. Дизайн костюма.
1
32 неделя
33
Итоговая контрольная работа
Итоговая контрольная работа
1
33 неделя
34
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация
1
34 неделя
35
Повторение по теме: «Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала»