Учебный модульный курс «Введение в школьную жизнь» создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника». Десять дней школьной жизни посвящены вхождению в новый социальный статус и знакомству с новыми социальными ролями. Курс «Введение в школьную жизнь» носит промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, который уже не дошкольник, но и еще не школьник.
Учебный модульный курс «Введение в школьную жизнь» находит отражение в классном журнале. Для этого отводится первая страница журнала, о чем выполняется запись в листе «Содержание». На странице журнала оформляется список класса, и записываются темы занятий в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Предметные курсы по обучению грамоте и математике начинаются на следующий учебный день после окончания учебного модульного курса «Введение в школьную жизнь». Работа в рамках этих предметов осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием, утвержденным руководителем образовательного учреждения.
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, авторской программы адаптации детей к школе «Введение в школьную жизнь» (авторы: Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова). Образовательный модуль «Введение в школьную жизнь» рассчитан на 30 часов (10 первых дней сентября, по 3 урока ежедневно).
Программа «Введение в школьную жизнь» создана для того, чтобы в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребенку войти в новую систему отношений с взрослыми, сверстниками и самим собой. В основе программы лежат дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание и др., однако усилия детей при этом направляются на освоение отношений, на выработку умения договариваться, обмениваться мнениями, понимать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».
Освоение рабочей программы курса внеурочной деятельности «Введение в школьную жизнь» осуществляется на протяжении первых двух недель первого класса. На освоение программы отводится 30 часов (по 3 часа в день), которые распределяются следующим образом:
В содержании курса «Введение в школьную жизнь» можно выделить следующие ценностные ориентиры:
принимать и сохранять учебную задачу;
оценивать правильность выполнения действий;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
различать способ действия и его результат;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
использовать знаково-символические средства (модели и схемы);
строить сообщения в устной форме;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
анализировать изучаемый предмет, находить границы применимости того или иного способа, правила;
анализировать, устанавливать недостаток средств для решения задачи и формулировать условия, при которых она будет решена;
осуществлять рефлексию способов и условий действий;
осуществлять сравнение, сериацию, установление аналогий, строить рассуждения;
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, к другим группам;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
строить понятные для партнёра высказывания;
слушать собеседника;
определять общую цель и пути её достижения;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Знакомство. Введение знака «Я». Режим дня школьника. Схема класса. Приветствие. Школьные правила вежливости. Введение знака «ХОР», противопоставление знаку «Я». Оценка. Введение способа оценки. Изменение схемы класса. Введение знака «МЫ». Игра вдвоем. Введение знаков «+», «–». Самооценка, критерии, оценка. Как надо и не надо спорить? Диагностика и отработка разных критериев оценки. Введение знака «Вопрос». Ситуация неопределенного правила. Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных. Понятно ли мы говорим? Средства организации дискуссии. Групповые задания с неопределенными правилами. Адресованность, понятность сообщения. Адресованность действия при групповом взаимодействии. Ловушка как элемент учительской диагностики. Развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности. Отработка знаков, введенных ранее. Игра «Третий лишний». Система недостаточности средств, которая разрешается обращением ученика к другому ученику или группе. Актуализация навыков содержательного взаимодействия, которые отрабатывались ранее. Критерии оценки, точка зрения оценивающего. Праздник «Посвящение в ученики».
Дата | № урока п/п |
Тема урока | Цель (цели) урока | Формирование УУД (основных на занятии) |
| 1 | 1. | Давайте познакомимся | Познакомить детей друг с другом, ввести знак “Я”, образовать группы и дать им названия. | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий |
2 | 2. | Режим дня школьника | Ввести ленту времени как обозначение длительности временной протяжённости, противопоставление школьных и дошкольных дел. Введение знак «Звонок». | Познавательные: моделирование; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство |
3 | 3. | Я и мои товарищи | Ввести схему класса, устанавливать взаимно-однозначные соответствия между элементами схемы. | Познавательные: Моделирование; составление схемы; использование знаково-символических средств. |
| 4 | 1. | Приветствие друг друга. | Познакомить с разными формами приветствия. | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом. Личностные: формирование основ нравственно-этической ориентации; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. |
5 | 2. | Введение знак «Хор», противопоставление знаку «Я». | Познакомить с новым знаком «Хор». Учить отличать форму ответа от содержания ответа, оценивать собственные возможности. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; самооценка |
6 | 3. | Оценка. | Ввести различение оценок за красоту и за правильность. Познакомить с критерием оценки. | Регулятивные: оценка с помощью моделей или знаков; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; |
| 7 | 1. | Учимся работать вместе. | Начать формирование представления о совместной детской работе. Ввести знак «Мы». | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом, умения договариваться, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
8 | 2. | Детское сотрудничество. | Формировать умение у учащихся слушать друг-друга, адресоваться друг к другу, ждать реакции на свои ответы. Ввести знаки «+» и «-«. | Коммуникативные: Формирование основ общения друг с другом, умения договариваться и распределять роли, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация |
9 | 3. | Внешняя оценка и самооценка. | Формировать основы взаимооценки. Ввести новые критерии оценки: легко – трудно, интересно – неинтересно. | Регулятивные: оценка и взаимооценка, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
| 10 | 1. | Отработка введенных ранее знаков. | Определить уровень освоенности введенных ранее приемов, знаков, школьной атрибутики. Познакомить с ситуацией несогласия при работе в группе. | Регулятивные: оценка Коммуникативные. формирование основ общения друг с другом при работе в группе; формулирование собственного мнения и позиции; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; |
11 | 2. | Как надо и как не надо спорить? | Познакомить с ситуацией, когда люди делают одно дело по-разному. Ввести отличие ссоры от спора. Формировать умение спорить. | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом при работе в паре и группе; формулирование собственного мнения и позиции; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация |
12 | 3. | Диагностика и отработка разных критериев оценки. | Определить уровень освоенности введенных ранее приемов, знаков, школьной отрибутики. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
| 13 | 1. | Введение знака «Вопрос». | Познакомить с ситуацией обращения к учителю. Формировать умение брать на себя инициативу. Способствовать изменению ученической роли с реактивной на активную. | Коммуникативные: выстраивание общения с учителем; формирование умения задавать вопросы. |
14 | 2. | «Я хочу задать вопрос учителю!» | Формировать умение обращаться с вопросом к учителю, правильно его формулировать. | Коммуникативные: выстраивание общения с учителем; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
15 | 3. | Работаем вместе. | Сформировать знание о совместном труде как о труде каждого. | Регулятивные: Самоценка и взаимооценка. Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом, умения договариваться, в том числе в ситуациях согласия и несогласия. Познавательные: использование знаково-символических средств; обеспечение конкретных способов преобразования учебного материала, действие моделирования, выполняющее функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; |
| 16 | 1. | Дискуссия. «Говорить не страшно!» | Моделировать ситуацию, в которой главным действующим лицом является говорящий. Начать вводить требования для говорящего. Создать атмосферу интереса, сделать учебную работу приятной. Отрабатывать использование знаков. | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом, умения договариваться; построение понятных для партнера высказываний; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
17 | 2. | «Я хочу задать вопрос товарищу!» | Перевести адресованность к учителю в адресованность к одноклассникам. Вырабатывать умение договариваться, «содействовать» | Коммуникативные: выстраивание общения с одноклассниками; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
18 | 3. | «Понятно ли мы говорим?» | Формировать умение высказываться точно и понятно. Учить оцениванию индивидуальному и коллективному. | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом, умения договариваться; построение понятных для партнера высказываний. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; взаимооценка. |
| 19 | 1. | «Понятно ли мы говорим?» | Отрабатывать требования к высказыванию, сообщению, реплике. Учить различать содержательное сообщение и бессмысленное. Учить задавать вопросы. Продолжить формировать умение договариваться друг с другом. | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом, умения договариваться; построение понятных для партнера высказываний; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
20 | 2. | Ловушки. | Учить основам рефлексии.. Формировать умение «внимательно слушать говорящего». Познакомить с новым знаком «Л» | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, её анализ. Регулятивные: осуществление контроля высказываний; самоценка. |
21 | 3. | Оценивание и самооценивание. | Отрабатывать умение оценивать себя и одноклассников. | Регулятивные: взаимооценка, самооценка. Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом, умения договариваться; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий |
| 22 | 1. | Закрепление и отработка знаков и способов действий, введенных ранее, способов ведения диалога. | Упражнять в умении аргументировать, доказывать свои суждения. | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом; построение понятных для партнера высказываний; формулирование собственного мнения и позиции. |
23 | 2. | Решение практических задач. | Учить анализировать достаточность и недостаточность условий и средств для решения задачи. Учить обращаться за помощью. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Регулятивные: анализ предложенных условий; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль. |
24 | 3. | Учимся работать вдвоем. | Актуализировать навыки содержательного взаимодействия применительно к парной работе. | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом при работе в паре, построение понятных высказываний. |
| 25 | 1. | Закрепление и отработка знаков и способов действий, введенных ранее, способов ведения диалога. | Анализировать успешность освоения способов действий каждым учеником при работе в парах и группах. Упражнять в употреблении изученных знаков. | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом; построение понятных для партнера высказываний; формулирование собственного мнения и позиции. |
26 | 2. | Закрепление и отработка знаков и способов действий, введенных ранее, способов ведения диалога. | Отрабатывать умение оценивать друг друга, находить оптимальное решение. Вырабатывать стремление и потребность оказания помощи одноклассникам. | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом. разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация Регулятивные: оценка; контроль. |
27 | 3. |
Подготовка к празднику «Посвящение в ученики». | Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом. Регулятивные: Взаимооценка, самооценка. |
| 28 | 1. |
Праздник «Посвящение в ученики» | Создать радостную праздничную атмосферу. Организовать взаимодействие с родителями учащихся. Закрепить изученные способы взаимодействия учащихся. | Личонстные: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор Коммуникативные: формирование основ общения друг с другом. Регулятивные: самооценка. |
29 | 2. |
30 | 3. |
- сформируются первоначальные представления о способах межличностного взаимодействия на уроках,
-сформируются представления о групповых, парных, индивидуальных и коллективных формах работы, об учебном сотрудничестве;
- сформируются первоначальные представления о способах самооценки и внешней оценки;
- сформируются представления о правилах ведения спора, о дискуссии.
строится учебное сообщество класса, осуществляется на основе договора учителя с детьми.
Этот курс не совмещен с учебными предметами. Знакомство ребенка с новым школьным миром организовывается на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементарном экспериментировании. В этот период задается определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми, дети приучаются к новому режиму дня, к новым правилам для учащихся. По форме, по манере общения курс «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.
• демонстрационный материал (картинки предметные, схемы знаков) в соответствии с основными темами курса;
• сайт единой цифровой образовательной коллекции http://school-collection.edu.ru.
• цифровая фотокамера.