Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС НОО "Юные пешеходы"
Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС НОО "Юные пешеходы"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные пешеходы" предназначена для реализации в 3 классе общеобразовательной школы. Содержит пояснительную записку, планируемые личностные и предметные результаты, тематическое планирование с видами учебной деятельности учеников. Соответствует ФГОС НОО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС НОО "Юные пешеходы" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22» г. КАЛУГИ
Программа утверждена приказом
руководителя образовательного учреждения
№ _______ от_________
Рабочая программа кружка
« Юные пешеходы»
Разработчик программы: Т. А. Попова
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Обучение младших школьников безопасному поведению на дорогах является обязательным. Правовой основой обязательного проведения занятий с детьми и подростками по формированию у них навыков безопасного поведения является Федеральный закон от 10 декабря 1995г.№196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в котором изложено следующее: «Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке» (п.1ст.29)
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Статистика Государственной инспекции безопасности дорожного движения свидетельствует, что наиболее обширную группу риска участников дорожного движения составляют дети в возрасте от 9 до 14 лет.
Мы в ответе за жизнь каждого ребёнка. Безопасность детей – прежде всего забота взрослых. Спасая маленьких граждан, мы заботимся о своём будущем. Это мы должны научить детей безопасному поведению на дорогах, уберечь от дорожно-транспортных происшествий. ДТП происходят не потому, что правила перехода через дорогу сложны и трудновыполнимы. Большинство нарушителей, зная Правила, нарушают их. Знание Правил дорожного движения, по мнению специалистов, обеспечивает человеку лишь 10% необходимой безопасности, остальное достигается при помощи умения прогнозировать, то есть предвидеть опасность на дороге и действовать по обстановке.
Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто повторяют то, что делают взрослые. Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожной ситуации и не способны предугадать все возможные варианты поведения водителя. Более того, в экстремальной ситуации может помочь только сформированная у детей система навыков безопасного поведения.
Цель программы:
развитие культурной личности, умеющей адаптироваться в современной дорожно-транспортной обстановке.
Задачи программы:
обучение осознанию ценности жизни, как главной категории;
создание условий для развития и совершенствования знаний по ПДД и оказанию первой медицинской помощи (ПМП); повышение эффективности работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и привлечение обучающихся к пропаганде правил дорожного движения среди детей и взрослых;
воспитание культуры поведения на улицах и дорогах;
повышение их интереса к регулярным занятиям велоспортом.
Программа рассчитана на 1 год обучения: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу – 34 часа за год.
Содержание программы даёт возможность обучающимся получить тот запас знаний, умений и навыков, который поможет в дальнейшем самостоятельно разбираться в ПДД и его пропаганде, профилактике ДТП среди сверстников.
Программа построена по принципу непрерывности, который определяется постепенным и поэтапным становлением и развитием культуры поведения на дорогах, предполагает организацию обучения на всех этапах начального образования.
определять безопасные места для игр, езды на велосипеде, на роликах.
Результаты изучения курса
Содержание курса обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые личностные результаты.
У ученика будут сформированы (базовый уровень):
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования (повышенный уровень):
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Планируемые метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Ученик научится (базовый уровень):
формулировать тему и цели урока совместно с учителем;(1 четверть)
выдвигать версии и составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;(2 четверть)
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; (3 четверть)
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием.(4 четверть)
Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень):
самостоятельно формулировать тему и цели урока;(1 четверть)
самостоятельно выдвигать версии и составлять план решения учебной проблемы;(2 четверть)
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; (3 четверть)
самостоятельно вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием.(4 четверть)
Познавательные универсальные учебные действия.
Ученик научится (базовый уровень):
вычитывать все виды текстовой информации; (1 четверть)
осуществлять анализ и синтез; (1 четверть)
пользоваться разными видами чтения; (2 четверть)
извлекать информацию, представленную в разных формах; (3 четверть)
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; (3 четверть)
находить необходимую информацию для решения учебной задачи в несколько шагов совместно с учителем (2 четверть);
Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень):
овладевать гибким чтением;
составлять план письменного текста;
понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной работы;
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Ученик научится (базовый уровень):
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации с помощью учителя; (2 четверть)
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; (1 четверть)
высказывать и обосновывать свою точку зрения; (2 четверть)
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; (3 четверть)
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; (4 четверть)
задавать вопросы; (1 четверть)
Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень):
высказывать свое мнение и обосновывать его, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации самостоятельно;
принимать другую, непохожую на свою точку зрения.
Учебно-тематический план
№
Теоретическая часть
Кол-во часов
Характеристика деятельности учеников
1.
Вводное занятие. Задачи на новый учебный год. Основные понятия и термины ПДД.
1
Формулировать знания о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков
2.
Правила дорожного движения
2
Целостно воспринимать окружающую дорожную среду, выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой
3.
Права участников дорожного движения
1
Различать права и обязанности пешехода и пассажира, ответственно относиться к соблюдению изложенных в ПДД обязанностей пешеходов и пассажиров
4.
Обязанности участников движения
1
5.
Ответственность участников дорожного движения
1
Изучать ответственность участников дорожного движения, анализировать типичные ошибки в поведении детей на улицах и дорогах
6.
Дорожная информация. Светофор
1
Определять смысл понятия «светофор», объяснять его световые сигналы и называть способы безопасного перехода улицы по сигналу светофора; различать светофор для водителей и для пешеходов; вырабатывать привычку переходить улицу только на зеленый сигнал светофора
7.
Дорожные знаки и дополнительные средства информации на дорогах
2
Рассказывать о значении дорожных знаков и дополнительных средствах информации для пешеходов, понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах
8.
Знаки предупреждающие и запрещающие
1
Узнавать ранее изученные дорожные знаки, освоить знаки предупреждающие и запрещающие
9.
Знаки сервиса и приоритета
1
Узнавать ранее изученные дорожные знаки, перечислять знаки сервиса и приоритета
10.
Правила движения пешехода.
1
Формулировать правила движения пешехода, понимать и осмысливать их; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные, безопасные и неправильные – опасные.
11.
Где и как переходить улицу?
1
Распознавать дорожные знаки для пешеходов, понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах
12.
Элементы улиц и дорог.
1
Освоить новые термины «проезжая часть дороги», «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина», понимать и осмысливать их, учить правила дисциплинированного поведения, предвидеть опасность, развивать наблюдательность, осторожность
13.
Регулируемый перекрёсток
1
Находить представление о перекрестке, его видах, развивать осмысление, понимание и осознание его опасности как места, где пересекаются дороги и транспорт движется в разных направлениях, моделировать безопасное поведение на перекрестке
14.
Нерегулируемый перекрёсток
1
15.
Разные ситуации при движении.
2
Оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные, безопасные и неправильные – опасные.
16.
Правила движения велосипедистов
1
Обсуждать возможные опасности и неожиданности на улицах и дорогах, объяснять безопасные правила езды на велосипеде
17.
Где можно и где нельзя играть?
1
Формировать чувство предвидения опасности, где разрешается играть, где нет, где можно ездить на велосипеде и мототранспорте и где нельзя
18.
Движение групп пешеходов и велосипедистов
1
Обобщать знания о пешеходных переходах; правилах перехода улицы и дороги, осваивать правила движения группами
19.
Что такое ГИБДД и инспектор ДПС
2
Объяснять термины «ГИБДД» и «ДПС»; разъяснять значимость работы инспектора в обеспечении порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья водителей, пешеходов и пассажиров.
20.
Остановочный и тормозной путь автомобиля.
1
Оценивать опасность перехода проезжей части дороги перед близко идущим транспортом; формулировать понятия «остановочный и тормозной путь автомобиля»
21.
Причины дорожных аварий
1
Анализировать причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, развивать навыки безопасного поведения
22.
Правила пользования транспортом
2
Приводить примеры общественного транспорта, излагать правила пользования и поведения в общественном транспорте
23.
Почему дети попадают в дорожные аварии
1
Расширять представление о дорожной среде, развивать целостность восприятия, чувство предвидения опасности, наблюдательность , дисциплинированность, умения и навыки безопасного поведения
24.
Движение по загородной дороге.
1
Совершенствовать двигательные умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Запомнить особенности движения пешеходов на загородных дорогах.
25.
Правила перехода железной дороги.
1
Узнавать об опасности на железной дороге, запоминать правила перехода железнодорожных путей, называть правила поведения в городском и железнодорожном транспорте, правила посадки и высадки из железнодорожного транспорта и безопасного поведения на посадочных площадках
26.
Пропаганда изучения ПДД.
1
Объяснять смысл понятий и терминов, читать подобранные произведения, выбирать информацию из статей, составлять собственный текст, готовить выступление по материалам,
27.
Подготовка агитвыступления.
2
Выбирать стихи, составлять собственный текст, готовить выступление по материалам, участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, распределять роли, инсценировать произведение, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.