1.Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для обучающихся 1 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373, в ред. приказов Минобрнауки Росси и от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29 декабря 2014 г. № 1643);
2. Фундаментальное ядро содержания начального общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова,. – М.: Просвещение, 2011.
С учетом:
1. Примерной основной образовательной программы (начального) общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию , протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
2. Программы к завершённой предметной линии учебников по литературному чтению для 1 класса начальной общеобразовательной школы, авторы Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, М.: Просвещение, 2015.
3.СанПина 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010г №189(зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011г. №19993).
4. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Сургутского естественно-научного лицея на 2015-2016 учебный год.
Курс технологии в начальной школе направлен на предметно – практическую деятельность, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.
2.Общая характеристика учебного предмета
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования лицеистов, потому что в результате изучения курса технологии учащиеся получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций.
Отличительной особенностью курса является изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности.
Цели изучения технологии в начальной школе:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
формирование позитивного эмоционально-ценностного от ношения к труду и людям труда
Основные задачи курса:
духовно-нравственное развитие учащихся;
освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда;
знакомство с современными профессиями;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России;
развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ Сургутского естественно-научного лицея предусматривает изучение технологии в 1 классе в объёме 33 годовых часов.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основе образовательной деятельности по учебному предмету « Технология» лежат следующие ценностные ориентиры:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
-чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
–восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
2. Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
–доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
–уважения к окружающим— умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
3. Развитие ценностно - смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
–принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им;
–ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
–формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
4.Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
–развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
–формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
–формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
–развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
–формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
–формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
5.Результаты освоения предмета
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека;
бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;
представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
представление об основных критериях оценивания своей деятельности на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога»;
представление об этических нормах сотрудничества, взаимопомощи на основе анализа взаимодействия детей при изготовлении изделия;
представление об основных правилах и нормах по- ведения;
умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
представление о значении проектной деятельности для выполнения изделия;
стремление использовать простейшие навыки самообслуживания (уборка комнаты; уход за мебелью, комнатными растениями).
Учащийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;
этических норм (ответственности) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия;
эстетических чувств (понятие о красивом и некрасивом, аккуратном и неаккуратном);
потребности в творческой деятельности и развитии собственных интересов, склонностей и способностей.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Учащийся научится:
соотносить предлагаемый в учебнике слайдовый план выполнения изделия с текстовым планом;
составлять план выполнения работы на основе представленных в учебнике слайдов и проговаривать вслух последовательность выполняемых действий;
осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе слайдового плана;
оценивать совместно с учителем результат своих действий на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога» и корректировать их.
Учащийся получит возможность научиться:
работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, обсуждать и составлять план, распределять роли, проводить самооценку;
воспринимать оценку своей работы, данную учителем и товарищами.
Познавательные УУД.
Учащийся научится:
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
использовать знаково-символическую и навигационную системы учебника;
выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;
высказывать суждения; обосновывать свой выбор;
проводить анализ изделий и реальных объектов по заданным критериям, выделять существенные признаки;
сравнивать, классифицировать под руководством учителя реальные объекты и изделия по заданным критериям.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать при ответе информацию из таблиц и схем, представленных в учебнике;
выделять информацию из текстов учебника;
использовать полученную информацию для принятия несложных решений;
использовать информацию, полученную из текстов учебника, в практической деятельности.
Коммуникативные УУД.
Учащийся научится:
слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение;
выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия;
выслушивать различные точки зрения и высказывать суждения о них.
Учащийся получит возможность научиться:
приводить аргументы и объяснять свой выбор;
вести диалог на заданную тему;
соглашаться с позицией другого ученика или возражать, приводя простейшие аргументы.
Предметные результаты
| |
Учащийся научится: | Учащийся получит возможность научиться: |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. |
воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве; называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах; организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами (бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками и инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом); соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия; различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы; проводить под руководством учителя анализ простейших предметов быта по используемому материалу; объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия). | уважительно относиться к труду людей; определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека; организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами; отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы; анализировать предметы быта по используемому материалу. |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. |
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей; отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия), экономно расходовать используемые материалы; применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла); выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам | предложенного учителем замысла; |
Конструирование и моделирование. |
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей; решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи; изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям. | соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями развёрток этих форм; создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале. |
Практика работы на компьютере. |
соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач; использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания; создавать небольшие тексты, использовать рисунки из ресурса компьютера, программы Word и Power Point1 . Выпускник получит возможность научиться: | пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки. |
6.Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
Результаты образовательного процесса | формы контроля |
Личностные | Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования. |
Метапредметные | 1.Комплексные задания на межпредметной основе. 2.Портфель достижений. |
Предметные | 1. Стартовая диагностическая работа. 2.Текущий: творческие работы, наблюдение, устный опрос, самоконтроль и взаимоконтроль. 3.Промежуточная аттестация: комплексная работа по итогам обучения. |
Критерии оценивания
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляется в форме словесных качественных оценок на критериальной основе. Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с Методическим письмом Министерства образования от 03.06. 2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях», Примерной основной образовательной программой (начального) общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и с учетом СанПина 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010г №189(зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011г. №19993).
7.Содержание учебного предмета
Содержание курса представлено следующими основными разделами:
- общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности); основы культуры труда, самообслуживания;
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия разных народов. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов.
- технология ручной обработки материалов; элементы графической грамотности;
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических В начальной школе учащиеся могут использовать любые доступные в обработке экологически безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные, синтетические и др.), а также материалы, применяемые в декоративно- прикладном творчестве региона, в котором проживают школьники. . Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе.
- конструирование и моделирование;
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
- практика работы на компьютере.
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы по- лучения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода,
вывода, обработки информации.
Давайте познакомимся!
Как работать с учебником. Я и мои друзья. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Что такое технология?
Человек и земля
Природный материал. Пластилин. Растения. Проект «Осенний урожай». Бумага. Насекомые. Дикие животные. Проект «Дикие животные». Новый год. Проект «Украшаем класс к Новому году». Домашние животные. Такие разные дома. Посуда. Проект «Чайный сервиз». Свет в доме. Мебель. Одежда, ткань, нитки. Учимся шить. Передвижение по земле.
Человек и вода
Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Питьевая вода. Передвижение по воде. Проект «Речной флот».
Человек и воздух
Использование ветра. Полеты птиц. Полеты человека.
Человек и информация
Способы общения. Важные телефонные номера. Правила движения. Компьютер.
Тематический план
| Основные разделы | Кол-во часов | Количество контрольных мероприятий |
| | | контрольные работы | контрольная работа по итогам обучения |
I четверть (9ч) | «Давай познакомимся!» | 3ч | | |
| «Человек и земля» | 6ч | | |
II четверть (7ч) | «Человек и земля» | 7ч | | |
III четверть (9ч) | «Человек и земля» | 8ч | | |
| «Человек и вода» | 1ч | | |
IV четверть (8ч) | «Человек и вода» | 2ч | | |
| «Человек и воздух» | 3ч | | |
| «Человек и информация» | 3ч | | 1 |
Итого: | | 33ч. | | 1 |
В рабочей программе внесены дополнения элементов содержания в соответствии с системно - деятельностным подходом для качественной реализации программ, муниципальными диагностическими работами и функционированием внутренней системы оценки качества образования:
Учебный раздел | Элемент содержания | Причина корректировки |
«Человек и земля» | Моделирование геометрических фигур. | Расширение изученного материала. |
| Конструирование геометрических фигур. |
8.Описание программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений — М. : Просвещение, 2015 |
Учебник, учебное пособие | Роговцева Н.И., Богданова Н.В.,. Технология. Учебник: 1 класс. М.: Просвещение, 2015г. |
Рабочая тетрадь для обучающихся | Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь: 1 класс. М.: Просвещение 2015г. |
Электронное приложение к УМК | Электронное приложение к учебнику «Технология» 1 класс (диск CD-ROM). |
Дидактический материал | Таблицы для демонстрации приёмов работы, по технике безопасности при работе с ножницами, иглой. |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) | Г.С. Ковалева, О.Б.Логинова Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. – М.: Просвещение, 2011 |
Методическое пособие с поурочными разработками | Шипилова, Н. В. Технология. 1 класс. Методическое . пособие с поурочными разработками.– М.:Просвещение, 2015. |
Список используемой литературы | Н.М. Конышева. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. – |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | 1.Официальный сайт Образовательной системы «Перспектива». – Режим доступа: http://1-4.prosv.ru 2.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru 3.Справочно-информационный Интернет-портал. – Режим доступа: http://www.gramota.ru 4.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok 5.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193 6.Презентации уроков. http://presentaci.ru/prezentacii-pomatematike/class/3/ |
Технические средства обучения | Компьютер, мультимедийный проектор. |
9.Описание образовательных технологий, используемых на уроках для реализации рабочей программы (методический конструктор урока)
Для реализации рабочей программы на уроках русского языка используются следующие образовательные технологии:
- Проблемно-диалогическая технология. Дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
- Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности). Включает в себя 3 этапа работы с текстом: до чтения текста, во время чтения и после чтения. Технология учит самостоятельно понимать текст.
- Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Ученики в диалоге с учителем оценивают умения применять полученные знания. При использовании данной технологии развивается контрольно-оценочная самостоятельность.
- Технология критического мышления через чтение и письмо. Данная технология представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов.
- Технология проектной деятельности. Цель: создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сургутский естественно-научный лицей
РАССМОТРЕНО: на заседании кафедры _______________________ Протокол № 1 от «_____» ___________2015г. Заведующий кафедрой ________/_________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________/___________ | УТВЕРЖДАЮ: Приказ № _______________ от « ____» __________2015г. Директор ______________ Т.В.Кисель |
Рабочая программа
по технологии
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Бондарь Оксана Михайловна
Класс: 1Б,1В, 1Г, 1Д
Количество учебных часов по программе: 33
Количество учебных часов в неделю: 1
г. Сургут
Лист корректировки рабочей программы
учителя Бондарь О.М. по технологии в 1 классе
№ урока | Название темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
Сводная таблица «Выполнение рабочей программы»
Класс | Кол-во часов по плану (год/неделя) | По плану/по факту | Отставание | % реализации программ | Количество компенсирующих мероприятий |
I | II | III | IV | V |
П | Ф | П | Ф | П | Ф | П | Ф | П | Ф | I | II | III | IV | V | I п/г | II п/г |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |