Руководитель Директор МБОУ Л.В.Хабарова.
______________ /./ « _____»___________________ 2014 .
Рабочая программа по русскому языку в 3 классе составлена на основе авторской программы Л.М. Зелениной, Т.Е.Хохловой и нормативных документов , методических рекомендаций. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- развитие речи.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
В 3 классе на уроки русского языка отводится 170 часов (5ч в неделю, 34 учебные недели )
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, красная строка (абзац). Знание алфавита: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Имя существительное. Значение и употребление в речи.
Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3_му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Практическое овладение диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Выражение и развитие законченной мысли в тексте.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика»): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов.
Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
- различать нераспространённые и распространённые предложения, распространять предложения для достижения большей точности и выразительности текста;
- слова, не являющиеся однокоренными, но имеющие корень, который звучит и пишется одинаково: вода – водитель;
- определять характер затруднений в правописании слов и место орфограммы в составе слова (орфограмма в корне, приставке или суффиксе);
- применять соответствующие правила и целесообразные способы проверки написания слов, обсуждать и выбирать порядок действий при различных затруднениях:
- выбирать наиболее точные и выразительные слова и словосочетания при составлении предложений, текстов на тему, выбранную самостоятельно или заданную учителем, использовать сложные слова;
- составлять предложения, небольшие тексты с данными группами слов, близких или противоположных по смыслу;
- составлять контекст для многозначных слов или контекст для толкования слов (объясняя их значения);
Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнение по переводу детей на письмо по одной линейке. Письмо трудных для учащихся прописных и строчных букв и соединений типа з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др.; Г, П, Т, Р, З, Е, Ю ,Д, У ,Ф ,К ,В и др.. упражнение в безотрывных соединениях букв типа ол,ое,во, се, од, ас,уе и др. Связное, ритмичное письмо слов, предложений и небольших текстов.
№ урока | Тема | Цели | Планируемый результат | Вид контроля |
1. | | Различие понятий «предложение» и «словосочетание» | Уточнить представление о предложении и словосочетании. Обогащать словарный состав речи учащихся синонимами. | Уметь различать предложения и словосочетания. | |
2. | | Выделение словосочетаний в предложении | Научить устанавливать связь слов в предложении; развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь. | Уметь устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому; закрепить навыки записи предложений. | |
3. | | Различение предложений по цели высказывания и интонации. | Познакомить учащихся с предложениями различными по цели высказывания и интонации. Закреплять умение выделять главные члены предложения и словосочетания в предложении. | Уметь различать предложения по цели высказывания. | |
4. | | Различение предложений по цели высказывания и интонации. | Формировать способности самостоятельно строить небольшие тексты. Развитие способности различать предложения по цели высказывания. | Уметь различать предложения по цели высказывания и интонации. | |
5. | | Входная диагностическая работа № 1. (списывание) С далекой прогулки стр. 55. | Проверить знания и умения, полученные во 2 классе. | | Входная диагностическая работа (списывание) № 1 |
6. | | Различение понятий «предмет» и «слово». Слова, обозначающие предмет, действие предмета и признак предмета. | Различение частей речи по смыслу и вопросам. Осознание ребенком того, что есть окружающий мир и есть слово, его называющее. | Уметь различать части речи по смыслу и по вопросу. | |
7. | | Начальная форма имени существительного | Ввести понятие о начальной форме имени существительного. Продолжить уточнение лексического значения и грамматических признаков имени существительного. | Уметь выделять в устной и письменной речи имя существительное и определять его грамматические признаки. | |
8. | | Различение в тексте имен существительных, глаголов, имен прилагательных. | Уточнить лексическое значение, грамматические признаки, употребляемых в предложении различных частей речи. | Уметь выделять в предложении различные части речи по их грамматическим признакам. | |
9. | | Часть речи – предлог. Его роль в предложении. Тест.стр7 | Подвести детей к восприятию предлога как части речи. Выяснить его роль в предложении. | Уметь находить в тексте предлог, и определять его роль в предложении. | Тест по теме «Предложение. Словосочетание» |
10. | | Развитие речи. Обучающее изложение по вопросам «Дежурная» стр. 73. | Формирование способности и готовности самостоятельно строить небольшие по объему сообщения в устной и письменной форме. | Уметь строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. | Обучающее изложение. |
11. | | Различение понятий «звук» и «буква». Алфавит. | Развитие фонематического слуха детей, их готовности и способности к звукобуквенному анализу звучащего слова. Закрепление навыка различать гласные и согласные звуки и буквы, которыми они обозначаются на письме. | Уметь различать гласные и согласные звуки и буквы, делать звукобуквенный анализ слов. | |
12. | | Перенос слов. Ударение. | Закреплять знание о слогообразующей функции гласных звуков. Отрабатывать навыки правильного переноса слова. | Уметь правильно переносить слова. | |
13. | | Безударная гласная в корне слова. | Закрепить представление о возможном расхождении произношения и написания слова. Формировать представление об орфограмме как о возможном расхождении произношения и написания слова. | Уметь определять слабую позицию гласных звуков корне и находить проверочное написание. | |
14. | | Проверка безударных гласных | Закрепить навыки проверки безударных гласных в корне слова двумя способами: изменением формы слова и образованием родственного слова. Продолжить работу со словарными словами. | Уметь находить проверочные слова. | |
15. | | Согласные звуки. Звонкие и глухие звуки. | Развивать фонематический слух детей. Продолжить работу над словарными словами. | Уметь проводить звукобуквенный анализ слова. | |
16. | | Проверка парных согласных в конце слова. | Продолжить формирование представления о возможном расхождении произношения и написания слова. Продолжить конструирование предложений различных по цели высказывания и интонации. | Уметь определять парные согласные в слове в слабой позиции и находить проверочное написание. | |
17. | | Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных. | Систематизировать знания учащихся о согласных звуках и буквах. Повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. | Уметь различать твердые и мягкие согласные, правильно обозначать мягкость согласных на письме. | |
18. | | Контрольная работа №2 (диктант) по теме «Гласные и согласные звуки и буквы. Ударение. Перенос .» Береза плачет.» | Проверить умение писать под диктовку текст без ошибок, распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам; проводить звуко-буквенный анализ звучащего слова; ставить ударение, переносить слова. | | Контрольная работа №2 (диктант) по теме «Гласные и согласные звуки и буквы. Ударение. Перенос». |
19. | | Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое Работа над ошибками.. | Формировать представлений о подлежащем и сказуемом. Введение в словарь учащихся терминов подлежащее и сказуемое. | Уметь находить в предложении подлежащее и сказуемое. | |
20. | | Определение подлежащего и сказуемого в предложении. | Формирование выделять главные члены предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи. Подведение учащихся к выводу: сказуемое в предложении может быть выражено не только глаголом, но и другими частями речи. | Уметь определять сказуемое в предложениях, которое выражено разными частями речи. | |
21 | | Предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи. | Формирование выделять главные члены предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи. Подведение учащихся к выводу: сказуемое в предложении может быть выражено не только глаголом, но и другими частями речи. | Уметь определять сказуемое в предложениях, которое выражено разными частями речи. | |
22 | | Части речи, выражающие в предложении подлежащее. Личные местоимения. | Формирование выделять главные члены предложения, в которых подлежащее выражено не только существительным, но и личным местоимением. Подведение учащихся к выводу: подлежащее может быть выражено личными местоимениями: я, ты, он, она, мы, вы, они. | Уметь составлять и записывать предложения с личным местоимением, выполнять разбор этих предложений по членам предложения. Уметь находить подлежащее, которое выражено не только существительным, но и личным местоимением | . |
23 | | Определение главных членов предложения и частей речи, которыми они выражены. | Продолжать формирование умения выделять главные члены предложения, в которых подлежащее выражено не только существительным, но и личным местоимением. Формирование выделять главные члены предложения, в которых сказуемое и подлежащее выражено разными частями речи. | Уметь находить подлежащее, которое выражено не только существительным, но и личным местоимением. Уметь находить сказуемое, которое выражено разными частями речи. | |
24 | | Обучающее изложение «Кормушка на пруду». | Формирование умения применять знания о предложении при построении текста. Развивать умение применять правила при написании слов с изученными орфограммами. | Уметь правильно употреблять в предложениях личные местоимения. Уметь правильно составлять связный текст по плану. | Обучающее изложение. Текст упр. № 22 стр. 72(учебник) |
25 | | Второстепенные члены предложения. | Формирование представлений о распространенных и нераспространенных предложениях, о синтаксическом разборе предложения. Введение в словарь учащихся термина второстепенные члены предложения. | Уметь преобразовывать нераспространенные предложения в распространенные и наоборот, проводить синтаксический разбор предложения. | |
26 | | Составление предложений по схемам. | Формирование и закрепление умений составлять распространенные и нераспространенные предложения. Формирование и закрепление умения устанавливать связь главных членов предложения с второстепенными. | Уметь составлять распространенные и нераспространенные предложения. | |
27 | | Установление связи главными членами предложения с второстепенными членами предложения. | Формирование и закрепление умения устанавливать связь главных членов предложения с второстепенными. Формирование умения применять знания при построении предложений по рисунку. | Уметь устанавливать связь главных членов предложения с второстепенными | |
28. | | Составление распространенных предложений. Разбор предложений по членам предложения и частям речи. | Формирование умения применять знания при построении распространенных и нераспространенных предложений по данным словам, на знакомые темы. Формирование и закрепление умения устанавливать связь главных членов предложения с второстепенными. | Уметь составлять распространенные и нераспространенные предложения. Уметь разбирать предложения по членам предложения и частям речи. | |
29. | | Составление распространенных предложений. Разбор предложений по членам предложения и частям речи. Тест стр. 26 | Закрепление умения различать и сравнивать предложение, словосочетание и группу слов, которая не составляет ни словосочетание, ни предложение. Формирование умения составлять из данных слов словосочетание и предложение. | Уметь различать предложение, словосочетание и группу слов. Уметь составлять предложения из данных слов. | Тест «Главные и второстепенные члены предложения» |
30. | | Логическое ударение в предложении. | Формирование представления о логическом ударении и его значение для точности передачи смысла предложения. Введение в активный словарь учащихся термина «логическое ударение» | Уметь определять логическое ударение в предложении. | |
31. | | Постановка логического ударения в предложении. | Формирование представления о логическом ударении и его значение для точности передачи смысла предложения. Введение в активный словарь учащихся термина «логическое ударение» | Уметь определять логическое ударение в предложении. | |
32. | | Предложения с интонацией перечисления. | Знакомство учащихся с предложениями, содержащими интонацию перечисления. Знакомство со знаками препинания в предложениях с перечислениями. | Уметь определять предложения с интонацией перечисления. | |
33. | | Обозначение на письме запятой интонации перечисления. | Формирование умения передавать интонацию перечисления в устной речи и обозначать ее на письме. | Уметь обозначать на письме запятой интонацию перечисления. | |
34. | | Постановка в предложении логического ударения. | Продолжить формирование представления о логическом ударении и его значение для точности передачи смысла. Формирование умения передавать интонацию перечисления в устной речи и обозначать ее на письме. | Уметь определять логическое ударение в предложении. Уметь обозначать на письме запятой интонацию перечисления. | |
35. | | Составление распространенных предложений. Разбор предложений по членам предложения и частям речи .(РТ стр.6-8) | Формирование умения применять знания при построении распространенных и нераспространенных предложений по данным словам, на знакомые темы. Формирование и закрепление умения устанавливать связь главных членов предложения с второстепенными. | Уметь составлять распространенные и нераспространенные предложения. Уметь разбирать предложения по членам предложения и частям речи. | |
36. | | Постановка в предложении логического ударения. (РТ стр.9) | Продолжить формирование представления о логическом ударении и его значение для точности передачи смысла. Формирование умения передавать интонацию перечисления в устной речи и обозначать ее на письме. | Уметь определять логическое ударение в предложении. Уметь обозначать на письме запятой интонацию перечисления. | |
37. | | Контрольная работа №3 (диктант) по теме «Синтаксис и пунктуация» « Осенью». | Проверить умение писать под диктовку текст без ошибок, устанавливать связь главных членов предложения с второстепенными, определять логическое ударение в предложении, обозначать на письме запятой интонацию перечисления. | | Контрольная работа №3 (диктант) по теме «Синтаксис и пунктуация» |
38. | | Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Проанализировать ошибки, допущенные в диктанте. Повторить все изученные орфограммы. | Уметь анализировать ошибки. Уметь проводить гимнастику рук при начале письма. | |
39. | | Обучающее изложение «Береза». | Формирование умения применять знания о предложении при построении текста. Развивать умение применять правила при написании слов с изученными орфограммами. | Уметь правильно употреблять в предложениях личные местоимения. Уметь правильно составлять связный текст по плану. | Обучающее изложение. Текст упр. № 8 стр. 15(РТ) |
40 | | Основа слова. | Формирование представления об основе слова как части речи слова без окончания. Введение в словарь учащихся терминов: основа, окончание, нулевое окончание, разные формы одного и того же слова. | Уметь выделять в слове основу. | |
41 | | Выделение основы. Согласование прилагательного в словосочетании с именем существительным. | Формирование способов действий по выделению в слове основы и окончания. Первичное знакомство учащихся с согласованием в словосочетании имени прилагательного с именем существительным. | Уметь выделять в слове основу. Уметь находить взаимосвязь между прилагательным и существительным. | |
42 | | Основа слова. | Формирование представления об основе слова как части речи слова без окончания. Введение в словарь учащихся терминов: основа, окончание, нулевое окончание, разные формы одного и того же слова. | Уметь выделять в слове основу. | |
43 | | Выделение основы. Согласование прилагательного в словосочетании с именем существительным. | Формирование способов действий по выделению в слове основы и окончания. Первичное знакомство учащихся с согласованием в словосочетании имени прилагательного с именем существительным. | Уметь выделять в слове основу. Уметь находить взаимосвязь между прилагательным и существительным. | |
44 | | Закрепление пройденного по теме «Основа и окончание». Проверочная работа (РТ стр.18) | | | Проверочная работа по теме «Основа и окончание» |
45 | | Корень слова | Формирование представления о возможном составе (строении) основы слова. Уточнение представления о корне слова как о главной части основы слова. | Уметь подбирать однокоренные слова, находить корень слова. | |
46 | | Приставка | Продолжить работу по формированию представления о возможном составе (строении) основы слова. Подвести учащихся к выводу, что основа состоять из одной, двух, или трех частей. Формировать представления о приставке как о значимой части основы слова, с помощью которой можно образовывать родственные слова. | Уметь выделять приставку в слове. | |
47 | | Суффикс. | Формирование представления о суффиксе как о значимой части основы слова. Формирование умений: образовывать группы однокоренных слов с данными суффиксами; разбирать слова по составу. Введение в активный словарь учащихся термина суффикс слова. | Уметь выделять суффикс в составе слова, образовывать новые слова суффиксальным способом. | |
48 | | Разбор слова по составу. Тест .стр51 | Продолжить формирование представления о том, что значит разобрать слово по состав. Введение в активный словарь учащихся терминов: состав слова, окончание, корень, приставка, суффикс. Развитие навыка разбора слов по составу. Развитие орфографической зоркости учащихся. | Уметь разбирать слово по составу. | |
49 | | Различение разных форм одного слова и однокоренных слов. (РТ стр. 27) Тест. | Углубление представлений о составе слова. Формирование первоначального представления о словообразовании в русском языке. Формирование умений разбирать слово по составу: выделять все значимые части слова в существительных и прилагательных; выделять корень и приставку в глаголах. | Уметь разбирать слово по составу. Уметь разными способами подбирать проверочные слова. | Тест «Состав слова». |
50 | | Развитие речи. Обучающее сочинение по серии картинок. | Формирование умения применять знания о предложении при построении текста. Развивать умение применять правила при написании слов с изученными орфограммами. | Уметь правильно употреблять в предложениях личные местоимения. Уметь правильно составлять связный текст по серии картинок. | Обучающее сочинение по серии картинок. |
51 | | Правописание безударных гласных в корне слова. | Продолжить формирование представления о сходстве и различии основ разных форм одного и того же слова и однокоренных слов. Формирование опыта правописания слов с безударной гласной в корне и разными способами подбора проверочных слов. | Уметь разными способами подбирать проверочные слова. | |
52 | 53. | Состав слова. Перенос слов | Дальнейшая конкретизация представлений учащихся о значимых частях слова, о возможных вариантах состава основы слова. Уточнение правил переноса слов. Знакомство с правилами переноса слов, ориентированными на их анализ по составу. Продолжить формирование умения проверять правописание безударных гласных и парных согласных в корне. | Уметь правильно переносить слова. Уметь разными способами подбирать проверочные слова. | |
53 | | Единообразное написание корней однокоренных слов. | Самостоятельная формулировка учащимися результатов сравнения основ разных форм одного и того же слова и однокоренных слов. Формирование практического опыта правописания слов с безударной гласной и парной согласной в корне. Развитие самостоятельного мышления и познавательной активности учащихся. | Уметь правильно подбирать однокоренные слова. | |
54 | | Сравнение основ однокоренных слов и разных форм одного и того же слова. Словарный диктант. | Самостоятельная формулировка учащимися результатов сравнения основ разных форм одного и того же слова и однокоренных слов. Формирование навыков правописания слов с безударной гласной и парной согласной в корне. Формирование способности составлять небольшие по объему сообщения в устной и письменной форме. | Уметь самостоятельно строить небольшие сообщения в письменной форме на определенную тему. Уметь подбирать однокоренные слова. | |
55 | | Чередование согласных звуков в корне слова. | Формирование представления о чередовании согласных звуков в корне слова. Введение в активный словарь учащихся формулировки чередование согласных в корне слова. Формирование практического опыта правописания слов с безударной гласной и парной согласной в корне. | Уметь разбирать слова по составу, в которых согласные в корне слова чередуются. | |
56 | | Чередование согласных звуков в корне слова. Тест. 51-53. | Продолжить формирование представления о чередовании согласных звуков в корне слова. Введение в активный словарь учащихся формулировки чередование согласных в корне слова. Формирование практического опыта правописания слов с безударной гласной и парной согласной в корне | Уметь разбирать слова по составу, в которых согласные в корне слова чередуются. | |
57 | | Беглые гласные в корне слова. | Формирование понятия о беглых гласных посредством наблюдения за словами. Введение в активный словарь учащихся термина беглые гласные. Формирование умения разбирать по составу слова с беглыми гласными. | Уметь разбирать слова по составу с беглыми гласными. | |
58 | | Чередование согласных и беглых гласных в корне слова. | Продолжить формирование представления о чередовании согласных в корне слова. Продолжить формирование представления о беглых гласных посредством наблюдения за словами. Возможное наличие гласной не только в корне, но и в суффиксе. Введение в активный словарь учащихся термина беглые гласные. | Уметь разбирать слова по составу с чередованием согласных и беглыми гласными в корне слова. | |
59 | | Контрольная работа №4 (списывание) по теме «Проверка безударных гласных в корне слова». «Зимой в лесу» стр. 63 | Проверить умение списывать текст без ошибок, знать правило правописания слов с безударной гласной в корне, владеть разными способами подбора проверочных слов. | | Контрольная работа №4 (списывание) по теме «Проверка безударных гласных в корне слова». |
60 | | Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Проанализировать ошибки, допущенные в диктанте. Повторить все изученные орфограммы. | Уметь анализировать ошибки. Уметь проводить гимнастику рук при начале письма. | |
61 | | Образование однокоренных слов с помощью суффиксов. | Конкретизация представлений учащихся о строении слова, о его значимых частях. Формирование умения образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов. Уточнение представлений учащихся о суффиксе как части основы слова, который может придавать слову оттенки значений и образовывать слово с новым значением. | Уметь образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов. | |
62 | | Проверка написания гласной в суффиксах – ик, - ек. | Формирование представления о написании суффиксов – ик, - ек. Самостоятельная формулировка учащимися вывода о том, как узнать какой суффикс писать в слове: - ик, - ек. Развитие самостоятельности мышления и познавательной потребности у учащихся. | Уметь определить, какой суффикс писать в слове: -ик или –ек. | |
| | | | | |
63 | | Проверка написания гласной в суффиксах – ик, - ек. | Формирование практического опыта правописания слов с суффиксами – ик, - ек. Закрепление навыка правописания слов с изученными орфограммами. | Уметь применять на практике правила написания слов с изученными орфограммами. | |
64 | | Приставка - значимая часть слова. Правописание приставок. | Формировать четкое представление об основных частях основы слова корне, приставке, суффиксе; ознакомить с ролью приставок в речи, основными правилами их правописания ( с гласными а, о в приставках по-, под-, от-, до -, об -, на -, за -, над-). Способствовать развитию речевой деятельности отрабатывать правильное произношение каллиграфически правильное написание букв и соединений; обогащать словарный запас учащихся; способствовать привитию интереса к родному языку. Повторять отличие родственных слов от слов одной формы. | Уметь разбирать слова по составу. Уметь определять приставку. | |
65 | | Правописание приставок. | Формировать у учеников умение пользоваться морфемным анализом слова в целях раскрытия его лексического значения, подвести детей к осознанию связи между лексическим значением слова и его структурой. Тренировать умение писать приставки всегда одинаково, независимо от произношения. Способствовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, внимания, мышления, связной литературно грамотной речи. | Уметь писать слова с приставками по-, под-, от-, про-, до-, об-, на-, за- ,над-. | |
66 | | Правописание приставок. | Формировать орфографические навыки учащихся с опорой на знания и понимание того, что значимые части слова сохраняют одинаковое написание независимо от произношения, тренировать правописание приставок, умение образовывать с ними новые слова. Способствовать развитию речи, умению рассуждать, аргументировано доказывать правильность написания слов с орфограммами. | Уметь применять полученные знания на практике, образовывать с ними новые слова. | |
67 | | Правописание приставок. | Обобщить знания о приставке, корне, суффиксе, окончании. Способствовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, внимания. Воспитывать аккуратность, стремление к красивому каллиграфическому написанию букв. | Уметь применять полученные знания на практике, образовывать с ними новые слова. | |
68 | | Правописание приставок. Тест.стр74-76. | Углублять знания учащихся о приставках, о их роли в словах, дать понятие о единообразном написании приставок, независимо от произношения. Развивать речь, умение выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения по теме. Воспитывать любовь к предмету, русской природе, музыке, уважение друг к другу. | Уметь применять полученные знания на практике, образовывать с ними новые слова. | Тест «Правописание приставок». |
69 | | Правописание безударных гласных и парных согласных в корне. Закрепление. (РТ 31) | Самостоятельная формулировка учащимися результатов сравнения основ разных форм одного и того же слова и однокоренных слов. Формирование навыков правописания слов с безударной гласной и парной согласной в корне. Формирование способности составлять небольшие по объему сообщения в устной и письменной форме. | Уметь самостоятельно строить небольшие сообщения в письменной форме на определенную тему. Уметь подбирать однокоренные слова. | |
70 | | Правописание безударных гласных и парных согласных в корне. Закрепление. (РТ 37) | Самостоятельная формулировка учащимися результатов сравнения основ разных форм одного и того же слова и однокоренных слов. Формирование навыков правописания слов с безударной гласной и парной согласной в корне. Формирование способности составлять небольшие по объему сообщения в устной и письменной форме. | Уметь самостоятельно строить небольшие сообщения в письменной форме на определенную тему. Уметь подбирать однокоренные слова. | |
71 | | Проверка написания гласной в суффиксах – ик, - ек. Закрепление пройденного. (РТ стр.43) | Формирование практического опыта правописания слов с суффиксами – ик, - ек. Закрепление навыка правописания слов с изученными орфограммами. | Уметь применять на практике правила написания слов с изученными орфограммами. | |
72 | | Контрольная работа №5 (диктант) по теме «Состав слова. Правописание приставок и суффиксов» Ежик. . | Проверить умение списывать текст без ошибок, знать правило правописания слов с безударной гласной в корне, владеть разными способами подбора проверочных слов. | | Контрольная работа №5 (диктант) по теме «Состав слова. Правописание приставок и суффиксов». |
73 | | Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Проанализировать ошибки, допущенные в диктанте. Повторить все изученные орфограммы. | Уметь анализировать ошибки. Уметь проводить гимнастику рук при начале письма. | |
74 | | Правописание приставок. Закрепление пройденного. (РТ стр. 47) | Углублять знания учащихся о приставках, о их роли в словах, дать понятие о единообразном написании приставок, независимо от произношения. Развивать речь, умение выразительно читать, подбирать подходящие по смыслу слова, правильно составлять предложения по теме. Воспитывать любовь к предмету, русской природе, музыке, уважение друг к другу. | Уметь применять полученные знания на практике, образовывать с ними новые слова. | |
75 | | Правописание приставок и предлогов. | Формировать у детей представление о роли приставок в слове и предлогов в речи человека, умение правильно употреблять в речи слова с предлогами и приставками, навыки правильного написания приставок; показать нецелесообразность применения предлогов перед глаголами. Формировать орфографическую зоркость, отрабатывать каллиграфическое написание текста. | Уметь правильно употреблять в речи слова с предлогами и приставками. | |
76 | | Правописание приставок и предлогов . (РТ стр. 50) | Формировать умение отличать предлог от приставок; формировать навыки их верного правописания. Развивать умение образовывать родственные слова. Способствовать развитию речи, памяти, мышления, орфографической зоркости. Способствовать привитию интереса к познанию нового. | Уметь правильно употреблять в речи слова с предлогами и приставками. | |
77 | | Изложение с языковым анализом текста « Ёжик» (РТ стр. 34) | Формировать навыки орфографического письма, способствовать развитию орфографической зоркости. Воспитывать любовь ко всему живому в природе. | Уметь составлять связный текст по определенному плану. | Обучающее изложение с языковым анализом текста. |
78 | | Правописание частицы не с глаголами. | Формировать навыки правописания частицы не с глаголами; знакомить учащихся с ролью частицы не в речи. Способствовать обогащению словарного запаса детей, формированию у них орфографической зоркости; знакомить со словами- исключениями. | Уметь писать раздельно частицу не с глаголами. | |
79 | | Правописание частицы не с глаголами. (РТ стр. 53-54). Тест. | Тренировать в раздельном написании частицы не с глаголами. Способствовать развитию речи учащихся, умению составлять связный текст по иллюстрациям на определенную тему. Работать над формированием орфографической зоркости, умением разбирать слова по составу, правописанием приставок у глаголов. | Уметь разбирать слова по составу, правильно писать глаголы с приставками и с частицей не. | Тест «Правописание не с глаголами» |
80 | | Правописание слов с разделительным твердым знаком. | Формировать умение правильно употреблять разделительные твердый и мягкий знаки при написании слов. Отрабатывать умение сравнивать особенности написания ъ и ь; переносить слова с ъ и ь знаками. Образовывать однокоренные слова с разделительным твердым знаком, развивать орфографическую зоркость. Провести анализ контрольного списывания с целью корректирования знаний, умений и навыков учащихся. | Уметь образовывать однокоренные слова с разделительным твердым знаком. | |
81 | | Правописание слов с разделительным твердым знаком. | Формировать навыки правописания слов с разделительными ъ и ь знаками; умение выполнить слого-звуковой анализ слов с разделительными твердым и мягким знаками. Повторять написание приставок и предлогов со словами, частицы не с глаголами; способствовать развитию орфографической зоркости. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся. | Уметь образовывать однокоренные слова с разделительным твердым знаком. | |
82 | | Правописание слов с разделительным твердым знаком. | Формировать умение писать слова с разделительным твердым знаком; уточнять особенности написания разделительных ъ и ь. Способствовать развитию орфографической зоркости, памяти, внимания, речи. | Уметь образовывать однокоренные слова с разделительным твердым знаком. | |
83 | | Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака. Тест стр 8-11 | Формировать умения различать слова с ъ и ь знаками; развивать умения различать орфограммы в словах, правильно списывать текст, писать под диктовку и по памяти. Способствовать развитию орфографической зоркости. | Уметь различать орфограммы в словах. | |
84 | | Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака. (РТ стр. 56) | Формировать умения различать слова с ъ и ь знаками; развивать умения различать орфограммы в словах, правильно списывать текст, писать под диктовку и по памяти. Способствовать развитию орфографической зоркости. | Уметь различать орфограммы в словах. | |
85 | | Контрольная работа № 6 (списывание) по теме «Правописание слов с разделительным ъ. стр.66 | Формировать навыки самостоятельной работы. Проверять Сформированность навыка списывания, умения расчленять текст на смысловые части- предложения. Проверять каллиграфические навыки. | Уметь списывать, расчленять текст на смысловые части – предложения. | Контрольная работа № 6 (списывание) по теме «Правописание слов с разделительным ъ. |
86 | | Правописание непроизносимых согласных. | Формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками, знакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными, способом подбора однокоренных слов. Повторить правописание приставок и предлогов, разделительных ъ и ь, словарных слов. Способствовать развитию речи, кругозора, памяти, внимания, прививать интерес к русскому языку. | Уметь определять изученную орфограмму в слове. | |
87 | | Правописание непроизносимых согласных. | Формировать у детей умения писать слова с непроизносимыми согласными в корне слов. Закреплять знания о проверки слов с непроизносимыми согласными. Способствовать развитию навыков грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, внимания, речи; умение применять ранее изученные правила для грамотного написания слов. | Уметь писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. | |
88 | | Правописание непроизносимых согласных. (РТ стр. 4-5) | Тренировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова, развивать умение видеть данную орфограмму. Повторять ранее изученные орфограммы, состав слова, звукобуквенный анализ и разбор предложения по членам, учить строить литературно-грамотные и распространенные предложения; умению слушать и слышать. | Уметь писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Уметь определять изученную орфограмму в слове.
| |
89 | | Правописание непроизносимых согласных. | Продолжить формирование умения применять правило написания непроизносимых согласных в корнях слов. Формировать умение находить в тексте слова с другими проверяемыми орфограммами в корне и подбирать к ним проверочные слова. Формировать умение объяснять написание орфограмм в словах; развивать внимание и логическое мышление. | Уметь писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. | |
90 | | Правописание непроизносимых согласных. | Формировать умение писать в корне слова непроизносимые согласные, парные звонкие и глухие. Повторять разбор слова по составу. | Уметь писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Уметь определять изученную орфограмму в слове. | |
91 | | Проверочная работа по теме «Правописание непроизносимых согласных». Тест стр14-16. | Проверить умение писать в корне слова непроизносимые согласные, парные звонкие и глухие. Знать разбор слова по составу. | Уметь писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Уметь определять изученную орфограмму в слове. | Проверочная работа по теме «Правописание непроизносимых согласных». |
92 | | Развитие речи. Обучающее сочинение по серии картинок. | Формирование умения применять знания о предложении при построении текста. Развивать умение применять правила при написании слов с изученными орфограммами. | Уметь правильно употреблять в предложениях личные местоимения. Уметь правильно составлять связный текст по серии картинок. | Обучающее сочинение по серии картинок. |
93 | | Правописание удвоенных согласных звуков буквами на письме. | Формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными; способствовать развитию фонематического слуха. Расширять словарный запас слов. Учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения. | Уметь писать слова русского и иностранного происхождения с двойными согласными. | |
94 | | Написание удвоенных согласных букв. | Формировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами; подвести детей к пониманию того, что от лексического значения слова зависит и его написание. Способствовать развитию у детей фонематического слуха, внимания, мышления, речи. | Уметь писать слова русского и иностранного происхождения с двойными согласными. | |
95 | | Упражнение в написании слов с удвоенными согласными. .(РТ стр. 6-7). Тест. | Упражнять в написании слов с удвоенными согласными. Способствовать развитию когнитивного мышления, орфографической зоркости. Повторять правило переноса слов с удвоенными согласными. | Уметь определять изученную орфограмму в слове.
| Тест «Правописание слов с двойными согласными» |
96 | | Сложные слова. | Формировать у учащихся представление о словах, которые имеют два корня, умение правильно писать в таких словах соединительные гласные о и е; знакомить со способами образования сложных слов, расширять знания о составе слова. | Уметь правильно писать соединительные гласные о и е в сложных словах, разбирать такие слова по составу. | |
97 | | Написание сложных слов . | Формировать умение правильно писать и употреблять в речи сложные слова; конкретизировать знания учащихся по данной теме; расширять знания об основе слова, корне, удвоенных согласных в сложных словах. Формировать орфографическую зоркость. | Уметь применять правила правописания орфограмм в корнях сложного слова. | |
98 | | Сложные слова. Словарный диктант. | Формировать умение образовывать, писать, разбирать по составу сложные слова. Отрабатывать навыки грамотного письма. Способствовать развитию фонематического слуха, речи, памяти, внимания и мышления. | Уметь применять правила правописания орфограмм в корнях сложного слова. | |
99 | | Сложные слова Р т. Стр9.Тест стр26. | Формировать умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные буквы о, е; определять основы сложных слов; применять правила правописания орфограмм в корнях сложных слов. Способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, умению самостоятельно распознавать орфограмму и проверять ее, написание изменением формы слова или подбором родственных слов. | Уметь правильно писать соединительные гласные о и е в сложных словах, разбирать такие слова по составу. | |
100 | | Сложные слова Словарный диктант стр67. | Формировать умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные буквы о, е; определять основы сложных слов; применять правила правописания орфограмм в корнях сложных слов. Способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, умению самостоятельно распознавать орфограмму и проверять ее, написание изменением формы слова или подбором родственных слов. | Уметь правильно писать соединительные гласные о и е в сложных словах, разбирать такие слова по составу. | |
101 | | Контрольная работа № 7 (диктант) по теме «Состав слова»Запаси корм для птиц. | Формировать навыки самостоятельной работы. Проверять сформированность навыка письма под диктовку, умения расчленять текст на смысловые части- предложения. Проверять каллиграфические навыки. | Уметь видеть орфограммы, пользоваться правилами. | Контрольная работа № 7 (диктант) по теме «Состав слова» |
102 | | Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. (РТ стр. 10) | Проанализировать ошибки, допущенные в диктанте. Повторить все изученные орфограммы. | Уметь анализировать ошибки. Уметь проводить гимнастику рук при начале письма. | |
103 | | Изложение с языковым анализом текста « Первый велосипед» (учебник стр. 45) | Формировать навыки орфографического письма, способствовать развитию орфографической зоркости. Воспитывать любовь ко всему живому в природе. | Уметь составлять связный текст по определенному плану. | Обучающее изложение с языковым анализом текста. |
104 | | Понятие об имени существительном. | Формировать у учеников умение определять в речи имена существительные, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных. Способствовать развитию фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания, мышления, речи. | Уметь распознавать в речи слова, относящиеся к именам существительным. | |
105 | | Понятие об имени существительном. | Формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к именам существительным и обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы, имена собственные и нарицательные. Способствовать развитию умения исправлять ошибки в словах, редактировать текст. | Уметь распознавать в речи слова, относящиеся к именам существительным. | |
106 | | Употребление имен существительных в устной и письменной речи. | Формировать умение определять имена существительные в тексте, классифицировать их по группам, тренировать умение писать имена собственные. Способствовать формированию орфографической зоркости, навыков грамотного и каллиграфического письма. | Уметь распознавать в речи слова, относящиеся к именам существительным. | |
107 | | Употребление имен существительных в устной и письменной речи. (РТ стр. 12 -13). | Формировать умение определять имена существительные в тексте, классифицировать их по группам, тренировать умение писать имена собственные. Способствовать формированию орфографической зоркости, навыков грамотного и каллиграфического письма. | Уметь распознавать в речи слова, относящиеся к именам существительным. | Тест « Имя существительное как часть речи» |
108 | | Число и род имен существительных. | Знакомить с приемами распознавания рода имен существительных по окончаниям слов, формировать умение изменять существительные по числам, определять начальную форму имен существительных. Способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса. | Уметь изменять существительные по числам, определять род и число существительных. | |
109 | | Число и род имен существительных. Тест стр40. | Тренировать умение изменять имена существительные по числам, распознавать род имен существительных. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности, умения делать выводы и обобщать. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух. | Уметь изменять существительные по числам, определять род и число существительных. | |
110 | | Существительные с твердыми и мягкими основами. | Формировать представления о том, что имена существительные бывают с твердой и мягкой основой. Тренировать умение определять начальную форму имени существительного. Повторять знания о гласных буквах и мягком знаке, обозначающих мягкость согласных звуков, разбирать имена существительные по составу, закреплять определять род имен существительных. | Уметь определять начальную форму имени существительного, классифицировать имена существительные на группы с твердой и мягкой основой. | |
112 | | Существительное среднего рода с твердой и мягкой основами. | Формировать умение классифицировать существительные на группы с твердой и мягкой основами. Прививать интерес и любовь к русскому языку, формировать умения правильно оформлять свои мысли при устном ответе. | Уметь определять начальную форму имени существительного, классифицировать имена существительные на группы с твердой и мягкой основой. | |
113 | | Существительное женского рода с твердой и мягкой основами. | Формировать умение определять основу имен существительных женского рода. Способствовать развитию логического мышления, фонематического слуха, внимания, памяти. | Уметь определять основу имен существительных женского рода. | |
114 | | Имя существительное. Тест стр49 | Формировать умение употреблять имена существительные в речи, отбирать для написания материал в соответсвии с основной мыслью текста. | Уметь распознавать в речи слова, относящиеся к именам существительным. | |
115 | | Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь». | Формировать умение «читать» картину, понимать идейный замысел художника; развивать распространенное мышление, обогащать словарный запас учащихся, дать представление о холодных и теплых тонах картины; способствовать развитию творческого воображения и литературной речи учащихся. | Уметь составлять связный текст на определенную тему. | Обучающее сочинение |
116 | | Имена существительные с шипящим звуком на конце. | Знакомить учащихся с особенностями написания существительных с шипящим звуком на конце слова. Обобщать знания учащихся о функциях мягкого знака, как показателя мягкости согласных, разделительного мягкого знака для подтверждения женского рода имен существительных. | Уметь распознавать имена существительные с шипящими звуками на конце. | |
117 | | Имена существительные с шипящим звуком на конце. | Формировать умение определять род имен существительных с основой, оканчивающийся на шипящий звук; тренировать умение правильно употреблять мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки. Развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы и подбирать проверочные слова изменением формы слова или подбором родственных слов. | Уметь распознавать имена существительные с шипящими звуками на конце. Уметь употреблять правильно мягкий знак после шипящих букв, обозначающих звуки. | Тест «Род и число имён существительных» |
118 | | Изменение по вопросам одушевленных и неодушевленных имен существительных. | Тренировать умения учащихся изменять по вопросам имена существительные, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. Устанавливать зависимость окончания слов от предлога, систематизировать знания о предлогах, о связи слов в предложении. | Уметь изменять по вопросам имена существительные, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. | |
119 | | Упражнение в установлении связи слов в предложении. | Тренировать умение учащихся устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов, предлогов и окончаний, распознавать род существительных, изменять их по числам. Совершенствовать умение правильно обозначать буквами гласные и согласные звуки в корнях слов, развивать фонематический слух; развивать речь, внимание. | Уметь изменять имена существительные одушевленные и неодушевленные по вопросам и в зависимости от типа основы. Уметь устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов, предлогов и окончаний. | |
120 | | Общее понятие о склонении. Изменение существительных по падежам. (РТ стр. 18) | Формировать первоначальное представление о склонении имен существительных; знакомить учащихся с названием падежей, шестью парами падежных вопросов, предлогами, которые употребляются с падежными вопросами. Уточнить представление учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа. | Знать названия падежей и падежные вопросы. Уметь изменять существительные по падежам | |
121 | | Изменение существительных по падежам. | Формировать умения учащихся определять падеж имени существительного, используя для этого слова- помощники. Тренировать умение правильно употреблять предлоги со словами, ставить к слову вопросы косвенных падежей. | Уметь изменять существительные по падежам, ставить к существительным падежные вопросы и определять падеж. | |
123 | 125. | Склонение имен существительных. | Формировать умения учащихся изменять имена существительные по вопросам в единственном и во множественном числе, ставить к именам существительным падежные вопросы и определять падеж имени существительного с помощью вопроса. Тренировать умение учащихся разбирать предложения по членам предложения, определять род имен существительных, сравнивать падежные окончания имен существительных в зависимости от рода. | Уметь склонять существительные в единственном и множественном числе. | |
124 | | Склонение имен существительных. Словарный диктант стр 70 | Тренировать умения учащихся определять падеж имени существительного; подвести ребят к четкому пониманию того, что имя существительное в именительном падеже не употребляется без предлога, а в остальных косвенных падежах может употребляться как с предлогами, так и без предлогов. Формировать у учащихся умение различать именительный и винительный падежи. Способствовать развитию орфографической зоркости, навыков грамотного письма, фонетического слуха. | Уметь разбирать предложения по членам, находить имена существительные, определять их падеж. | |
125 | | Контрольная работа № 8 (диктант) по теме «Имя существительное» Дорога к озеру. | Формировать навыки самостоятельной работы. Проверять сформированность навыка письма под диктовку, умения расчленять текст на смысловые части- предложения. Проверять каллиграфические навыки. | Уметь видеть орфограммы, пользоваться правилами для проверки слов. | Контрольная работа № 8 (диктант) по теме «Имя существительное» |
126 | | Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. (РТ стр. 26) | Проанализировать ошибки, допущенные в диктанте. Повторить все изученные орфограммы. | Уметь анализировать ошибки. Уметь проводить гимнастику рук при начале письма. | |
127 | | Изложение с языковым анализом текста «Птичье гнездо» (РТ стр. 30) | Формировать навыки орфографического письма, способствовать развитию орфографической зоркости. Воспитывать любовь ко всему живому в природе. | Уметь составлять связный текст по определенному плану. | Обучающее изложение с языковым анализом текста. |
128 | | Обобщение знаний об имени существительном. Тест. стр . 58-61 | Проверить знания учащихся об имени существительном: изменение по родам, по числам, падежам, правописание корней, написание мягкого знака как показателя рода имен существительных, тренировать умения учащихся в определении падежа имен существительных. Способствовать развитию памяти, внимания, речи, мышления, фонематического слуха. | Уметь определять род, число. Падеж имен существительных, склонять имена существительные по падежам. Уметь списывать текст. | |
129 | | Понятие об имени прилагательном. | Повторить и обобщить знания учащихся об имени прилагательном как части речи, тренировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными. Формировать орфографическую зоркость. | Уметь распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными. | |
130 | | Употребление прилагательных в речи. | Повторить существенные признаки имени прилагательного, уточнять знания детей о синонимах и антонимах, формировать умение употреблять их в устной и письменной речи. Повторять разбор слова по составу, правописание слов с изученными орфограммами. | Уметь употреблять имена прилагательные в речи. | |
131 | | Закрепление знаний об имени прилагательном как о части речи.Тестстр64-66. | Формировать умения различать имена прилагательные среди других частей речи по вопросу и значению, уточнить знания детей о роли прилагательных в речи. Способствовать развитию мышления, литературной речи, излагать письменно свои мысли, обогащать словарь детей, развивать умение пользоваться различными средствами для выражения одной и той же мысли, прививать навыки грамотного письма. | Уметь распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными. | |
132 | | Закрепление знаний об имени прилагательном как о части речи. Проверочная работа по теме. (РТ стр.33- 34) | Формировать умения различать имена прилагательные среди других частей речи по вопросу и значению, уточнить знания детей о роли прилагательных в речи. Способствовать развитию мышления, литературной речи, излагать письменно свои мысли, обогащать словарь детей, развивать умение пользоваться различными средствами для выражения одной и той же мысли, прививать навыки грамотного письма. | Уметь распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными. | Проверочеая работа по теме «Имя прилагательное как часть речи» |
133 | | Число и род имен прилагательных. | Формировать представление об основных грамматических признаках имен прилагательных, о том, что род прилагательного совпадает с родом, числом и падежом существительного, к которому данное прилагательное относится. Добиться усвоения детьми знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в форме единственного числа. | Уметь изменять имена прилагательные по числам в единственном числе. | |
134 | | Изменение имен прилагательных по числам и родам. | Формировать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число имен существительных, правильно писать родовые окончания, умения разбирать прилагательные по составу. Учить видеть орфограммы в именах прилагательных и находить способы проверки их написания. | Уметь распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными. | |
135 | | Правописание родовых окончаний имен прилагательных | Формирование умения устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род, число, правильно писать родовые окончания. | Уметь устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род, число, правильно писать родовые окончания. | |
136 | | Родовые окончания имен прилагательных. | Формирование умения устанавливать связь слов в предложении, изменять имена прилагательные по родам в зависимости от рода имени существительного, правильно писать окончания. Привлекать внимание детей к богатству русской речи, русского слова. | Уметь правильно употреблять имена прилагательные в речи, определять род число. | |
137 | | Родовые окончания имен прилагательных. Тест.стр70 | Формирование умения правильно употреблять имена прилагательные в речи, выделять в тексте, определять род прилагательных по роду существительных, верно, писать родовые окончания имен существительных. Повторить разбор существительного как части речи, слого-звуковой анализ слов и разбор по составу, развивать навыки грамотного письма. | Уметь правильно употреблять имена прилагательные в речи, определять род число. | Тест « Род и число имён прилагательных» |
138 | | Родовые окончания имен прилагательных. (РТ стр. 40) | Систематизировать существенные признаки имени прилагательного как части речи, развивать умения определять род и писать родовые окончания прилагательных. Способствовать развитию речи учащихся, формировать навыки грамотного письма. | Уметь правильно употреблять имена прилагательные в речи, определять род число. | |
139 | | Изложение с языковым анализом текста Охотничьи собаки» (РТ стр. 41) | Формировать навыки орфографического письма, способствовать развитию орфографической зоркости. Воспитывать любовь ко всему живому в природе. | Уметь составлять связный текст по определенному плану. | Обучающее изложение с языковым анализом текста. |
140 | | Изменение прилагательных по вопросам. | Провести анализ проверочной работы, определить границы затруднений при определении родовых окончаний прилагательных. Познакомить учащихся с изменением прилагательных в форме единственного числа по вопросам. Довести до четкого понимания то, что изменение имен прилагательных по вопросам является изменением их по падежам или склонениям, при склонении прилагательные сочетаются с существительными. | Уметь находить способ деятельности для достижения положительного результата. Уметь изменять прилагательные по вопросам. | |
145 | | Склонение имен прилагательных. | Формировать умение изменять имена прилагательные по падежным вопросам, правильно писать безударные окончания прилагательных. | Уметь изменять прилагательные по падежам. | |
146 | | Склонение имен прилагательных. | Тренировать умение изменять имена прилагательные по вопросам, правильно писать безударные окончания прилагательных. Формировать орфографическую зоркость, память, внимание. | Уметь изменять прилагательные по падежам. | |
| | | | | |
147 | | Закрепление пройденного по теме «Склонение имен прилагательных». ( РТ стр. 43) Тест.стр 79-81 | Формировать умение склонять прилагательные единственного числа, познакомить со склонением имен прилагательных в форме множественного числа. Тренировать умение устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, правильно писать безударные окончания. | Уметь изменять прилагательные по падежам во множественном числе. | Тест «Склонение имен прилагательных». |
148 | | Контрольная работа № 9 (диктант) по теме «Имя прилагательное»Весеннее утро. | Формировать навыки самостоятельной работы. Проверять сформированность навыка письма под диктовку, умения расчленять текст на смысловые части- предложения. Проверять каллиграфические навыки. | Уметь видеть орфограммы, пользоваться правилами для проверки слов. | Контрольная работа № 9 (диктант) по теме «Имя прилагательное» |
149 | | Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Проанализировать ошибки, допущенные в диктанте. Повторить все изученные орфограммы. | Уметь анализировать ошибки. Уметь проводить гимнастику рук при начале письма. | |
150 | | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце». | Познакомить с творчеством К.Ф. Юона, формировать у учащихся умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений, определять основную мысль произведения. Воспитывать интерес и любовь к искусству, устному народному творчеству, развивать у детей чувство прекрасного. | Уметь составлять связный текст на определенную тему. | Обучающее сочинение |
151 | | Понятие о глаголе. | Повторить и обобщить знания учащихся о глаголе как части речи; тренировать умения распознавать глаголы в тексте, устанавливать их связь с именами существительными; развивать умение правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи. Наблюдать за окружающей жизнью, природой, и подмечать разнообразные действия предметов. Формировать орфографическую зоркость. | Уметь распознавать глаголы в речи, устанавливать их связь с существительными. | |
152 | | Образование глаголов. | Упражнять учащихся в образовании глаголов из других частей речи. Формировать умение по основным грамматическим признакам определять, какой частью речи является данное слово; находить в тексте глаголы и определять, на какой вопрос они отвечают; подбирать к глаголам однокоренные существительные и прилагательные. | Уметь определять глаголы в тексте по вопросам. Уметь образовывать глаголы из других частей речи. | |
153 | | Употребление глаголов в неопределенной форме. (РТ стр. 45). Тест | Формировать умение ставить вопросы к глаголам в начальной форме; употреблять в речи глаголы- синонимы и глаголы- антонимы. Упражнять в образовании однокоренных глаголов с приставками. Способствовать развитию речи, обогащению словарного запас. Прививать интерес к русскому языку. | Уметь определять в тексте глаголы в неопределенной форме. | Тест «Глагол как часть речи» |
154 | | Число глаголов. | Актуализировать знания учащихся об изменении глаголов по числам; формировать понятие о том, что у глаголов, стоящих в неопределенной форме, определить форму числа невозможно. ТСпособствовать развитию речи, умению составлять и записывать предложения, определять цель высказывания и интонации. | Уметь изменять глаголы по числам. | |
| | Изменение глаголов по числам. ( РТ стр. 50) | Продолжить формирование умения изменять глаголы по числам, формировать умение находить в тексте слова с изученными орфограммами; привлекать внимание детей к многообразию значений слов. Способствовать развитию речи, обогащать словарный запас детей терминами и понятиями по теме, формировать интерес к изучению родного языка. | Уметь изменять глаголы по числам. | |
155 | | Изменение глаголов по числам. Проверочная работа по теме «Число глагола» Тест стр88-90 | Формировать умение учащихся согласовывать имя существительное и глагол в числе; употреблять глаголы в тексте. Находить и проверять орфограммы в предложении. Воспитывать любовь к Родине, гордость за историческое наследие его народа. | Уметь изменять глаголы по числам. | Проверочная работа по теме «Число глагола» |
156 | | Изменение глаголов по временам. | Формирование умения отличать одну форму от другой по вопросам, суффиксу –л, -х в прошедшем времени; отличать глагол от других частей речи, находить глаголы в тексте. Повторить разбор предложения по членам предложения, разбор слова по составу, способы проверки написания корневых орфограмм, правописание суффиксов и приставок. | Уметь отличать глагол от других частей речи, находить глаголы в тексте. Уметь изменять глаголы по временам | |
157 | | Времена глагола. | Продолжить формирование умения отличать одну временную форму глагола от другой, изменять глагол по временам, употреблять глаголы в речи. Развивать умение определять род, число, падеж имен прилагательных и существительных. | Уметь изменять глаголы по временам. | |
158 | | Изменение глаголов по временам.( Рт стр 51).Тест | Расширить знания учащихся о глаголах прошедшего времени; формировать умение определять прошедшее время по суффиксу –л, правильно употреблять глаголы в речи, формировать орфографическую зоркость, отрабатывать навыки каллиграфического письма. | Уметь изменять глаголы по временам, употреблять глаголы в речи | |
159 | | Лицо глаголов. Личные местоимения. | Познакомить учащихся с местоимениями 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа формировать умение находить местоимение в тексте. Показать, что во 2-м лице единственного числа глаголы имеют окончания –ишь, -ешь. | Уметь находить местоимения в тексте. | |
160 | | Лицо глаголов. Личные местоимения. (РТ стр. 55) | Формировать умение изменять личные местоимения по вопросам, определять падеж, в котором стоит местоимение; находить местоимение в тексте. Учить изменять глаголы по лицам, отрабатывать навыки грамотного письма. | Уметь изменять местоимения по вопросам, определять падеж, в котором стоит местоимение; находить местоимение в тексте. | |
161 | | Изложение с языковым анализом текста «Белая шубка» (РТ стр. 58) | Формировать навыки орфографического письма, способствовать развитию орфографической зоркости. Воспитывать любовь ко всему живому в природе. | Уметь составлять связный текст по определенному плану. | Обучающее изложение с языковым анализом текста. |
162 | | Окончания глаголов в форме единственного числа. | Формировать представление о том, что глаголы настоящего и простого будущего времени изменяются по лицам; что при изменении глаголов по лицам изменяются и окончания. Довести до сознания детей, что окончание глаголов –у, -ю, -ешь,- ешь, -ишь, -ет, - ет,- ит- это личные окончания глаголов форме единственного числа и будущего времени. Закрепить знания детей о лице и числе глаголов, тренировать умение изменять глаголы по лицам и числам, разбирать глаголы по составу, устанавливать связь между глаголом и местоимением. | Уметь изменять глаголы по лицам, определять личные окончания глаголов. | |
163 | | Окончания глаголов в форме множественного числа. | Познакомить с окончаниями глаголов в форме множественного числа при спряжении; показать, что окончание глаголов при спряжении в настоящем времени и простом будущем времени одинаковое. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, орфографической зоркости и навыков грамотного письма. | Уметь изменять глаголы по лицам, определять личные окончания глаголов во множественном числе. | |
164 | | Окончания глаголов в форме единственного и множественного числа. | Формировать умения определять спряжения глаголов, правильно писать личные окончания глаголов, продолжать отрабатывать каллиграфическое письмо; воспитывать орфографическое чутье. | Уметь изменять глаголы по лицам, определять личные окончания глаголов во множественном числе. Уметь применять на письме основные правила правописания. | |
165 | | Контрольная работа № 10 (списывание ) по теме «Глагол» Радость. Стр.75. | Формировать навыки самостоятельной работы. Проверять сформированность навыка письма под диктовку, умения расчленять текст на смысловые части- предложения. Проверять каллиграфические навыки. | Уметь видеть орфограммы, пользоваться правилами для проверки слов. | Контрольная работа № 10 (списывание) по теме «Глагол» |
166 | | Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Проанализировать ошибки, допущенные в диктанте. Повторить все изученные орфограммы. | Уметь анализировать ошибки. Уметь проводить гимнастику рук при начале письма. | |
167 | | Закрепление пройденного по теме «Глагол». Тест стр94-96. | Формировать умения определять спряжения глаголов, правильно писать личные окончания глаголов, продолжать отрабатывать каллиграфическое письмо; воспитывать орфографическое чутье. | Уметь изменять глаголы по лицам, определять личные окончания глаголов во множественном числе. Уметь применять на письме основные правила правописания. | |
168 | | Контрольное изложение «» (учебник стр. 185) | Формировать навыки орфографического письма, способствовать развитию орфографической зоркости. Воспитывать любовь ко всему живому в природе. | Уметь составлять связный текст по определенному плану. | Контрольное изложение. |
| | | | | |
169 | | Контрольная итоговая административная работа № 11 (диктант ). | Формировать навыки самостоятельной работы. Проверять сформированность навыка письма под диктовку, умения расчленять текст на смысловые части- предложения. Проверять каллиграфические навыки. | Уметь видеть орфограммы, пользоваться правилами для проверки слов. | Контрольная итоговая административная работа № 11 (диктант) «Ландыш» |
170 | | Анализ и работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Итоговое повторение по теме «Звуки и буквы». | Проанализировать ошибки, допущенные в диктанте. Повторить все изученные орфограммы. | Уметь анализировать ошибки. Уметь проводить гимнастику рук при начале письма. | |
| | Повторение. Состав слова. | Повторить правила правописания слов на изученные орфограммы, написание предлогов и приставок, родовых окончаний имен прилагательных, личных окончаний глаголов; умение определять границы предложения; подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу; разбирать предложения по частям речи и членам предложения. | Уметь применять основные правила правописания, определять части речи по вопросам, разбирать слова по составу. | |
2.Е.М. Тихомирова Тесты по русскому языку 3 класс
3.Контрольно-измерительные материалы русский язык.
4.Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ
5.Учебник : Русский язык. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова
6.Школьный словарик: Разбор слова по составу.