Окружающий мир
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденным МОИН РФ 06.10.2009г), в соответствии с «Примерной программой по учебным предметам» (Москва «Просвещение»2011г), «Планируемыми результатами начального общего образования» (Москва «Просвещение»2011г) и авторской программой А.А.Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (Москва «Просвещение»2011г). Рабочая программа ориентирована на использование УМК образовательной программы «Школа России» и предполагает использование учебника Окружающий мир 3 класс А.А.Плешакова.
Цели и задачи предмета
Цели:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
1) формировать уважительное отношение к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) формировать модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Общая характеристика предмета
Значение учебного предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на материале природы и культуры края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у школьников фундамента экологической и культурологической грамотности; умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в природе.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в изучении предмета «Окружающий мир» играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять и ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- организационных (организовывать сотрудничество и планировать собственную деятельность).
При изучении предмета «Окружающий мир» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия.
В ходе освоения предмета «Окружающий мир» формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями и справочниками, а также средствами ИКТ.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ в УП МБОУ Ирбинской СОШ №6 на изучение предмета в 3 классе отводится 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно – и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше2ИИ к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения предмета
Личностные результаты:
1) принял и освоил социальную роль обучающегося;
2) сотрудничает со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, продолжает учиться не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
3) принял установку на безопасный, здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) принимает и сохраняет цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) понимает причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
3) использует различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
4) слушает собеседника и ведет диалог; признает возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагает своё мнение и аргументирует свою точку зрения и оценку событий;
6) овладел базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) освоил доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
2) устанавливает и выявляет причинно-следственные связи в окружающем мире.
Формы учебной деятельности: урок, учебное занятие, экскурсия, интегрированное занятие, нестандартные уроки. Занятия могут проводиться в классе, на природе, в музее. Методы обучения: наблюдение, эксперимент, творческие задания, учебные диалоги, учебное сотрудничество, моделирование объектов природы, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Содержание предмета
№ | Наименование раздела, темы | Всего часов |
-
| Как устроен мир | 7 часов |
-
| Эта удивительная природа. | 21 час |
3. | Мы и наше здоровье | 10 часов |
4. | Наша безопасность | 8 часов |
5. | Чему учит экономика | 12 часов |
6. | Путешествие по городам и странам | 10 часов |
Практических работ - 6 | 68 ч |
Планируемые результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
Устанавливать взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;
Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);
Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды.
Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;
Сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;
Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
Соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;
Узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые.
Обучающийся получит возможность научиться:
узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Ученик научится:
Различать государственную символику РФ;
Различать прошлое, настоящее и будущее; находить место изученных событий на «ленте времени»;
На основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымышленных;
Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих.
Ученик получит возможность научиться:
Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- человек — часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);
- группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
- съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ | Тема | Дата |
6 | Обобщение по разделу «Как устроен мир». Тест | |
7 | Комплексная проверочная работа (администр.) | |
28 | Проверочная работа по теме «Эта удивительная природа» | |
38 | Проверочная работа по теме «Мы и наше здоровье» | |
46 | Проверочная работа по теме «Наша безопасность» | |
58 | Проверочная работа по теме «Чему учит экономика» | |
68 | Проверочная работа по теме «Города и страны» | |
Программное и учебно-методическое оснащение.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). – М.: Просвещение, 2007
Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 2 класса начальной школы в 2 частях, – М.: Просвещение», 2013
Плешаков А.А. Окружающий мир: тесты, пособие для учащихся,- М.: «Просвещение», 2013
Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова
Презентации к урокам.
ЦОРы,
Таблицы по основным разделам программы.