Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 4 класс к УМК "Школа России" »
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение».
На изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе отводится 96 часов в год, 3 часа в неделю.
Основными целями являются:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;
• воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России
Задачи:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Содержание программы:
№
Содержание
Кол-во часов
1
Введение. Знакомство с учебником
1ч
2
ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, СКАЗКИ, ЖИТИЯ
8ч
Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»
А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
М.Ю.Лермонтов «Дары Терека».
М.Ю.Лермонтов «Ашик – Кериб».
Л.Н.Толстой «Детство»
Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень», басни.
А.П.Чехов «Мальчики».
4
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ
8ч
Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид…», « Как неожиданно и ярко…»
А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка»
Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»
А.Н.Плещеев «Дети и птичка».
И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»
Н.А.Некрасов «Школьник».
И.А.Бунин «Листопад».
5
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ
12ч
В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке».
В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе».
П.П.Бажов «Серебряное копытце».
А.Т.Аксаков «Аленький цветочек».
6
ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС
7ч
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».
В.Ю.Драгунский «Главные реки».
В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка».
В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел».
7
СТРАНА ДЕТСТВА
6ч
Б.С.Житков «Как я ловил человечков».
К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
М.М.Зощенко «Ёлка».
8
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ
4 ч
В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская».
С.А.Есенин «Бабушкины сказки».
М.И.Цветаева «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка...»
9
ПРИРОДА И МЫ
11ч
Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш».
А.И.Куприн «Барбос и Жулька».
М.М.Пришвин «Выскочка».
Е.И.Чарушин «Кабан».
В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип».
10
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ
6 ч
Б.Л.Пастернак «Золотая осень».
С.А.Клычков «Весна в лесу».
Д.Б.Кедрин «Бабье лето».
Н.М.Рубцов «Сентябрь».
С.А.Есенин «Лебёдушка»
11
РОДИНА
5ч
И.С.Никитин «Русь».
С.Д.Дрожжин «Родине».
А.В.Жигулин «О, Родина».
Б.А.Слуцкий «Лошади в океане».
12
СТРАНА ФАНТАЗИЯ
5 ч
Е.С.Велтистов «Приключения Электроника».
К.Булычёв «Путешествие Алисы»
13
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
17ч
Д.Свифт «Путешествие Гулливера».
Г.Х.Андерсен «Русалочка»
М.Твен «Приключение Тома Сойера».
С.Лагерлёф «Святая ночь».
С.Лагерлёф «В Назарете».
Итого
часов
Требования к уровню подготовки выпускников
Предметные результаты:
овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
В результате изучения ученик должен
Знать:
наизусть стихотворения;
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
Уметь:
повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
определять тему и главную мысль произведения;
воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темп, ритм, логические и психологические паузы);
составлять план к прочитанному тексту;
делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
определять тему и главную мысль произведения;
озаглавливать иллюстрации и тексты;
вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
ставить вопросы к прочитанному тексту;
самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
IV. Календарно-тематическое планирование
Номер уроков
Наименование разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме
Плановые сроки прохождения
Скорректированные сроки прохождения
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час)
1
Знакомство с учебником по литературному чтению
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению.
Применять систему условных обозначений при выполнении заданий.
Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.
Предполагать на основе названия содержание главы.
Пользоваться словарём в конце учебника.
Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника
02.09.14-05.09.14
Летописи, былины, жития (8 часов)
2
Летописи.
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
Стартовая диагностическая работа
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке.
Читать отрывки из древнерусской летописи.
Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах
3
«И вспомнил Олег коня своего»
Читать отрывки из древнерусской летописи.
Сравнивать текс летописи с художественным текстом
4
Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»
Читать отрывки из древнерусской былины.
Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст
08.09-12.09
5
«Ильины три поездочки»
Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.
Составлять рассказ по репродукции картин известных художников
6
«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы
Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском.
Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека
7
«Житие Сергия Радонежского».
Тест №1
Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации.
Описывать скульптурный памятник известному человеку.
Проверять себя и оценивать свои достижения
15.09-19.09
8
Проект: «Создание календаря исторических событий»
Участвовать в проектной деятельности.
Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя)
9
Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».
Проверка навыка чтения
Составлять рассказ по репродукции картин известных художников.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.
Чудесный мир классики (16 часа)
10
П.П. Ершов.
Подготовка сообщения о П.П. Ершове
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке
22.09-26.09
11
П.П.Ершов «Конёк-
Горбунок»
Выразительночитать, использоватьинтонации, соответствующие смыслу текста.
Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.
Наблюдать за развитием событий в сказке
12
П.П. Ершов «Конёк-
Горбунок»
Характеризовать героев произведения.
Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения.
Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.
Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста, отвечать на них.
Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения к событиям и персонажам
13
А.С.Пушкин.
Подготовка сообщения о А.С. Пушкине
Рассказывать о А.С. Пушкине
29.09-03.10
14
А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!»
Наблюдать за выразительностью литературного языка.
Читать выразительно, использоватьинтонации, соответствующие смыслу текста.
Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств.
Составлять рассказ по репродукции картин известных художников
15
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Характеризовать героев произведения.
Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.
Наблюдать за выразительностью литературного языка
16
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Участвовать в диалоге приобсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.
Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них .
Определять тему, главную мысль.
Описывать события, последовательность сказки.
Различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях. Устанавливать взаимосвязи смысловых частей текста.
Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений
06.10-08.10
17
М.Ю. Лермонтов.
Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове
Рассказывать о М.Ю. Лермонтове
14.10-17.10
18
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»
Наблюдать за выразительностью литературного языка.
Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя
19
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
Наблюдать за выразительностью литературного языка.
Читать по ролям.
Понимать основноесодержание произведения
20.10-24.10
20
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
Излагать устно текст по плану. Участвоватьв диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения .
Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Анализировать поступки героев
21
Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстой «Детство» Л.Н. Толстом.
Рассказывать о Л.Н. Толстом
Наблюдать за выразительностью литературного языка.
Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).
Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.
Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей.
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора
10.11-14.11
28
Е.А. Баратынский «Весна, весна!
Как воздух чист!..»
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта.
Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему.
Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте
Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)
33
И.А. Бунин «Листопад».
Тест № 3
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).
Иллюстрировать стихотворение
01.12-05.12
34
Картины природы. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
Контрольная работа № 2
Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором.
Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Иллюстрировать стихотворения.
Проверить свои знания.
Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения
Литературные сказки (11 часов)
35
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.
Читать осознанно текст, понимать прочитанное.
Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.
Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно.
Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы
36
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.
Определять нравственный смысл сказки.
Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.
Рассказывать о герое с опорой на текст сказки и опорные слова.
Определять главную мысль произведения и смысл заглавия.
Делить текст на части.
Составлять план сказки с опорой на главные события.
Рассказывать об эмоционально-нравственных переживаниях героев
08.12-12.12
37
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.
Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании.
Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.
Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.
Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки
38
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Читать сказку вслух и про себя , использовать приёмы выразительного чтения.
Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке .
Читать осознанно текст художественного произведения про себя анализировать особенности речи героев произведения
39
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
Читать осознанно текст, понимать прочитанное.
Участвовать в работе группы.
Отвечать и задавать вопросы
15.12-19.12
40
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.
Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании.
Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.
Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке.
Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки
41
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
Определять авторское отношение к изображаемому.
Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки.
Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке
42
С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек»
Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.
Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.
22.12-26.12
43
С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек».
Диагностическая работа
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы
44
С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек».
Проверка навыка чтения
Читать осознанно текст, понимать прочитанное.
Участвовать в работе группы.
Отвечать и задавать вопросы
45
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
Контрольная работа №3
Сравнивать народную и литературную сказки.
Определять виды текстов.
Знать отличительные особенности литературной сказки.
Составлять рекомендованный список литературы.
Проверять себя и оценивать свои достижения
29.12-30.12
Делу время – потехе час (6 часов)
46
Е.Л. Шварц
«Сказка о потерянном времени»
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.
Характеризовать главных героев в сказке.
Участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного.
Читать сказку по ролям.
Характеризовать героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания.
Определять главную мысль произведения и смысл заглавия
12.01.15-16.01.15
47
Е.Л. Шварц
«Сказка о потерянном времени»
Объяснять поучительный смысл сказки.
Составлять монологическое высказывание с опорой на авторский текст.
Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.
Готовить сообщение о писателе
48
В.Ю. Драгунский
«Главные реки»
Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.
Понимать юмористический смысл рассказа.
Определять основную мысль рассказа.
Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.
Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)
23.03-27.03
74
С.А. Есенин «Лебедушка»
Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.
Выразительно читать с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста
75
Путешествие в мир поэзии.
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
Контрольная работа № 8
Читать наизусть (по выбору) стихотворение.
Выражать личное отношение к прочитанному.
Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.
Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.
Наблюдать связь произведений
литературы с другими видами искусства
Родина (5 часов)
76
И.С. Никитин
«Русь»
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.
Объяснять смысл названия произведения.
Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль
30.03-03.04
77
С.Д. Дрожжин
«Родине»
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.
Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль
78
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»
Определять жанр произведения.
Рассказывать о Родине, подбирая в произведении слова-определения.
Понимать нравственный смысл произведения.
Определять основную мысль рассказа
79
Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»
Участвовать в работе группы.
Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.
Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения)
13.04-17.04
80
О Родине.
Проект: «Они защищали Родину»
Читать стихотворение, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.
Заучивать стихи наизусть .
Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой.
Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.
Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).
Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине
Страна Фантазия (5 часов)
81
Е.С. Велтистов«ПриключенияЭлектроника»
Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.
Объяснять смысл названия произведения.
Определять особенности фантастического жанра
82
Е.С. Велтистов«Приключения Электроника»
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.
Объяснять смысл названия произведения.
Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль
20.04-24.04
83
Кир Булычёв «Путешествие Алисы»
Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.
Объяснять смысл названия произведения.
Определять особенности фантастического жанра
84
Кир Булычёв «Путешествие Алисы»
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.
Объяснять смысл названия произведения.
Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.
Понимать особенности фантастических произведений.
Соотносить название с содержанием произведения.
85
Обобщение по разделу «Страна Фантазия».
Контрольная работа № 10
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Придумывать фантастические истории
27.04-30.04
Зарубежная литература (11 часов)
86
Д. Свифт
«Путешествие Гулливера»
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение
87
Д. Свифт
«Путешествие Гулливера»
Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание
05.05-08.05
88
Г.Х. Андерсен «Русалочка»
Читать и воспринимать на слух художественное произведение.
Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя)
89
Г. Х. Андерсен «Русалочка»
Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.
Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.
12.05-15.05
90
Г.Х. Андерсен «Русалочка»
Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).
Пересказывать выборочно произведение.
Иллюстрировать сказку
91
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.
Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание
18.05-22.05
92
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Проверка навыка чтения
Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев.
Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль
93
С. Лагерлеф «Святая ночь»
Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя).
Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию
94
С. Лагерлеф «Святая ночь»
Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.
Объяснять смысл названия произведения.
Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.
Участвовать в работе группы
25.05-29.05
95
С. Лагерлеф «В Назарете»
Определять нравственный смысл произведения (с помощью учителя).
Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию
96
С. Лагерлеф «В Назарете»
Обобщение по разделу «Зарубежная литература»
Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.
Объяснять смысл названия произведения.
Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.
Участвовать в работе группы.
Самостоятельно оценивать свои достижения
Итого
96 часов
V. Перечень учебно- методического обеспечения
1.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., М.В. Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.– М.: Просвещение, 2013.