kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Автор: В.А. Лазарева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе  авторской программы  «Литературное чтение» Лазаревой В.А.. Учебный предмет  изучается в 3 классе, рассчитан на 4 часа в неделю. Третий год обучения выстроен на основе родо-жанрового подхода и характеризуется дальнейшим освоением природы художественного текста через расширение и углубление представлений учащихся о жанрах: рассказ, сказка, былина, басня, притча, сказ.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Автор: В.А. Лазарева »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Ангарского муниципального образования




РАССМОТРЕНО

Школьное МО учителей

Протокол №_______от___________

Руководитель МО

__________________________


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________________________

«____» ____________2012 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______________О.И. Низовцев

Приказ №____от__________


 



Рабочая программа

по учебному предмету «Литературное чтение»

для 3 класса

(уровень: общеобразовательный)




 


Учитель: Хлебинская Оксана Владимировна

Квалификационная категория: первая








2013/2014 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературному чтению предназначена для обучения учащихся 3-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы. Составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:


Федеральный уровень

  • Закон Российской Федерации « Об образовании» (статья 32 п.2 пп.7).

  • Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации (2009 г.).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009г. №373.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  • Примерные основные образовательные программы начального общего образования.


Региональный уровень

  • Региональный учебный план для общеобразовательных учреждений Иркутской области, реализующих, программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2013-2014 учебный год (РБУП) (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 за № 164 мр «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области»

  • Распоряжение Министерства образования Иркутской области «О проведении в 2010-2012 учебных годах эксперимента по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Иркутской области» от 13.05.2013 № 471 - мр

Школьный уровень


  • Учебный план, утвержденный решением педагогического совета от 02.09.2013 приказ № 127 - ОД


Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе авторской программы «Литературное чтение» Лазаревой В.А.. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова: в 2 ч./сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – 2-е изд. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2012.



Учебный предмет изучается в 3 классе, рассчитан на 4 часа в неделю.




1. Роль и место дисциплины

Третий год обучения выстроен на основе родо-жанрового подхода и характеризуется дальнейшим освоением природы художественного текста через расширение и углубление представлений учащихся о жанрах: рассказ, сказка, былина, басня, притча, сказ.

2. Соответствие ФГОС

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

3. Программное обеспечение

Для реализации программы используются:

  • Лазарева В.А. «Литературное чтение». Учебник для 3 класса, в двух частях. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013 год.

  • Лазарева В.А. «Литературное чтение». 3 класс. Методические рекомендации. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 год.

  • Вороговская А.И. Конспекты уроков к учебнику Лазаревой В.А. «Литературное чтение» для 3-го класса. М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В.Занкова. Издательство Оникс,2010 год.

4. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию 3 класса

Предметные результаты

Речевая и читательская деятельность

Обучающийся научится:

– ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение;

– пересказывать текст кратко, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;

– при чтении и аудировании распознавать по характерным особенностям текста миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ;

– понимать и показывать на примерах особенности малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;

– соотносить главную мысль и название произведения;

– определять роль портрета и пейзажа в произведении;

– видеть особенности юмористических текстов;

– соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал;

– самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя.

Обучающийся получит возможность научиться:

– находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;

– пересказывать текст подробно, выборочно и кратко;

– понимать возможности литературы в передаче сложного настроения, изображении развития чувства;

– находить в юмористических текстах прием неожиданности в создании комического;

– понимать обусловленность характеров героев сказок разных народов национальными особенностями и представлениями о счастье, справедливости, добре и зле;

– оценивать поступки героя и отношение автора к нему;

– создавать свои небольшие художественные тексты.


Творческая деятельность

Обучающийся научится:

– пересказывать текст кратко и с его творческой обработкой;

– находить в сказках способы создания характера героя;

– читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения;

– подбирать иллюстрации к литературному произведению.

Обучающийся получит возможность научиться:

– менять темп и способ чтения в зависимости от учебных задач;

– передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя и свое внутреннее видение картины, нарисованной автором;

– читать диалоги, пересказывать тексты;

– сочинять небольшие тексты, используя предусмотренные программой средства создания произведений небольших жанров.


Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

– различать миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ;

– понимать и грамотно использовать в своей речи термины: басня, пьеса, сюжет, пейзаж, эпитет;

– сопоставлять разные по жанру тексты: народные и авторские, художественные и научно-популярные, поучительные и комические;

– находить признаки литературных сказок, определять позицию автора сказки;

– определять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий;

– приводить примеры многозначности поэтического слова.

Обучающийся получит возможность научиться:

– выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа героя в волшебных, бытовых сказках; в былинах и мифах разных народов;

– эмоционально воспринимать и определять язык, напевность, ритм былин;

– понимать диалогическую природу басни, определять мораль как ее главную мысль;

– понимать возможность эволюции характера героя литературного произведения;

– видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении, движение чувства, развитие настроения.

5. Универсальные учебные действия.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

  • ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

  • интерес к познанию русского языка;

  • ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

  • предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;

  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

  • понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;

  • ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

  • понимание чувств одноклассников, учителей;

  • понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения,

  • выраженных учебно-познавательных мотивов;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

  • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • сопереживания другим людям;

  • следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

  • чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку

Метапредметными результатами изучения курса «Литературного чтения» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

  • контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

  • отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

  • вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;

  • на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;

  • строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

  • находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

  • воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);

  • обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения,

второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

  • записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

  • строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать другое мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе);

  • контролировать действия партнера;

  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

  • оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

  • использовать речь для планирования своей деятельности.

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

6. Целевая установка







Стратегическая цель курса литературного чтения:

- закладывание основ воспитания интеллигентного человека, образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, различая художественные и псевдохудожественные произведения;

- нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ её теории и практики анализа художественного текста

Текущая цель курса – осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

7. Задачи





Задачи курса:

  • формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов и прежде всего художественного;

  • совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста;

  • формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;

  • ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров; создание собственных текстов с использованием художественных средств;

  • развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;

  • формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных представлений и качеств личности ребенка и формирование нравственных понятий.

8. Принципы, лежащие в основе построения программы


Реализуя принципы системно - деятельностного подхода к обучению, система нравственного воспитания выстроена, прежде всего, с опорой на интеллектуальные, волевые, эмоциональные, психические сферы личности учащихся, активизируя в процессе учебной деятельности их творческие задатки и работу воображения. Все это реализуется на уроках литературного чтения в русле развития и углубления нравственных представлений учащихся через осмысление и эмоциональное принятие ими основных нравственных качеств человека, характеризующих его отношение к гражданским ценностям, к Родине, ее культуре, народу, природе и традициям; к добруи злу; к другим людям и к себе; стремление человека к добру и справедливости. Одновременно происходит осмысление главных особенностей русского национального характера: патриотизма, героизма, гуманизма, коллективизма, совестливости, терпимости, толерантности и др.

9. Особенности учебно-методического комплекта

Принципиальными являются следующие особенности УМК:
- учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по открытию и усвоению новых знаний;
- особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач.
Принципы образовательной системы Л.В. Занкова согласуются с возрастными особенностями младшего школьника, позволяют раскрыть индивидуальные возможности каждого. 

10. Основные содержательные линии курса

В программе представлено пять содержательных линий:

  • «Виды речевой деятельности» (аудирование, чтение, говорение, письмо).

  • «Виды читательской деятельности» (разные виды текстов).

  • «Круг детского чтения».

  • «Литературоведческая пропедевтика».

  • «Творческая деятельность учащихся» (постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование).

11. Виды и формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение уроков в нетрадиционной форме (экскурсий, театрализаций, путешествий) и т.п. На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.

Основными формами текущего контроля  являются:

  •  устный опрос;

  •  диагностические работы;

  •  тестовые задания;

  •  самостоятельные работы.

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах. 

В конце учебного года проводится  комплексная работа на межпредметной основе.

Методы и приемы, используемые на уроках «Литературного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер.

12. Виды контроля

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); уме­ния выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаи­ческое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется пра­вильности передачи основного содержания текс­та, последовательности и полноте развития сюже­та, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контроли­рует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жан­ров и особенностей, знание имен детских пи­сателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на­изусть или с листа. Осуществляется на матери­але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (отве­ты на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, ил­люстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания ти­па «закончи предложение», «найди правиль­ный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может прохо­дить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть прове­дена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержа­нию незнакомые тексты. При выборе текста осу­ществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам отно­сят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает по­сле чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группа­ми. Для проверки учитель заготавливает инди­видуальные карточки, которые получает каж­дый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

13.Библиографический список

Список литературы для обучающихся, учебники:

  • Лазарева В.А. Литературное чтение: учебник для 3 класса. Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013.

Методические пособия для учителя:

  • Лазарева В.А. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.

  • Вороговская А.И. Конспекты уроков к учебнику В.А. Лазаревой «Литературное чтение» для 3 класса: в 2 ч. Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012.





СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ


Учебные четверти

Количество часов

1 четверть

36 часов

2 четверть

28 часов

3 четверть

39 часов

4 четверть

33 часа

год

136 часов



КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ


Дата

Наименование

страницы

03.12

Контрольная работа №1

часть1 стр.75-77

21.01

Контрольная работа №2

часть 1 стр. 135-137

01.04

Контрольная работа №3

часть 2 стр. 71-12

14.05

Контрольная работа №4

часть 2 стр. 135-137



УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Содержание курса

Кол – во часов

Осенние странички

8 часов

Народные сказки

22 часа

Преданья старины глубокой

21 час

Зимние странички

5 часов

Авторские сказки

15 часов

Весенние странички

6 часов

Рассказы

22 часа

Басни

4 часа

Поэзия

13 часов

Пьесы

10 часов

Летние странички

7 часов




СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



п/п

Дата


Тема раздела, урока


Возможные виды деятельности


Предметные результаты


план

факт


1 четверть – 36 часов


Осенние странички – 8 часов


Предметные УУД

Воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического опыта.

Ориентироваться в содержании книги по заголовку, оглавлению, по выделенным в тексте словам.

Понимать и грамотно использовать в своей речи термины: пейзаж, эпитет.

Подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению


Личностные УУД

Формировать мотивацию к освоению содержания предмета «Литературное чтение», интереса к созданию художественных произведений.

Формировать интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений.

Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности.


Метапредметные УУД

Принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные правила работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи.

Выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы.

Принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарями учебника.

Принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих.

Определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения.

Проявлять интерес


1

02.09


День знаний.




2

03.09


Знакомство с учебником. Изображение осени в искусстве.

Обобщенное повторение сведений о поэзии и возможностях поэтического слова в изображении природы и чувств человека.


Обобщать знания о поэзии и возможностях поэтического слова.

3

04.09


Изображение осени в искусстве. Г.А.Ладонщиков «Верная примета»

Обобщенное повторение сведений о поэзии и возможностях поэтического слова в изображении природы и чувств человека. Анализ стихотворения.


Обобщать знания о поэзии и возможностях поэтического слова. Анализировать произведение.

4

06.09


Формирование представления об эпитете

Формирование представлений учащихся об эпитете.

Закреплять знания о звукописи как одной из

форм изображения картин природы.


5

09.09


Анализ стихотворения С.А. Есенина

Анализ стихотворений.

Развивать умение анализировать стихотворение.

6

10.09


Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева

Анализ пейзажной лирики.

Выделение языковые средства художественной выразительности (звукопись), эпитеты, сравнения.

Выделять языковые средства художественной выразительности (звукопись), эпитеты, сравнения.

7

11.09


Золотая осень в живописи

Осознание способов создания живописного ряда. Анализ изобразительно-выразительных средствах при характеристике картины: цветовая гамма, ее воздействие на зрителя, свет, микротемы картины, соотнесение переднего плана и фона и др.

Анализировать изобразительно-выразительные средства при характеристике картины: цветовая гамма, ее воздействие на зрителя, свет, микротемы картины, соотнесение переднего плана и фона и др.

8

13.09


Работа над картиной И.С. Остроухова «Золотая осень»


Писать сочинение, используя различные языковые и художественные средства.

Народные сказки – 22 часа

Предметные УУД

Различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ.

Пересказывать текст кратко и с его творческой обработкой.

Находить в сказках способы создания характера героя.

Читать по ролям, инсценировать, передавая основное  настроение произведения.

Работать со словарями (вне учебника), в т.ч. со словарем иностранных слов.

Сопоставлять различные по жанру тексты: народные и авторские, художественные и научно-популярные, поучительные и комические.

Читать тексты со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.

Воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического опыта.

Выразительно читать вслух доступные произведения. Кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы.


Личностные УУД

Углубление процесса осмысления нравственных представлений о душевных качествах народного героя, о совестливости и великодушии, об отваге и смелости, доброте и терпении, смекалке и находчивости. Осознание главных достоинств русского человека – доброты и трудолюбия. Формировать мотивацию к освоению содержания предмета «Литературное чтение», интереса к созданию художественных произведений.

Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности.

Формировать эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных произведений различных жанров и форм.

Формировать интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений.

Формировать начальные представления о нравственных понятиях: патриотизм, героизм и защита Родины, отвага и смелость, ответственность человека за свою судьбу, великодушие и совестливость.


Метапредметные УУД

Соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Пересказывать текст по плану.

Выделять смысловые части текста и составлять план литературного произведения.

Принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарями учебника.

Принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих.

Самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос.

Участвовать в коллективных инсценировках, спектаклях.

Принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные правила работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи.

Выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы.

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

9

16.09


Вхождение в мир русской волшебной сказки

Познакомиться с прологом из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и знаменитым «Лукоморьем»  художницы Т.А.Мавриной.

Обобщать знаний о русской народной

сказке, полученных в 1-2 классах.


10

17.09


Изучение волшебной сказки. Русская народная сказка «Баба Яга»

Анализ волшебных сказок. Характеристика чуда как главный признак волшебной сказки.

Анализировать волшебные сказки. Характеризовать чудо как главный признак волшебной сказки.

11

18.09


Особенности русской волшебной сказки. Русская народная сказка «Баба Яга»

Способы создания образа героя в волшебной сказке; воплощение в характере положительного героя народных представлений о чести и благородстве, силе и красоте, в сюжете сказки – представлений о неодолимости добра, возмездии за зло.

Наблюдать над особенностями волшебных сказок.



12

20.09


Волшебные сказки. Знакомство с содержанием сказки «Сивка- бурка».

Анализ особенности построения сюжета.

Анализировать особенности построения сюжета

13

23.09


«Сивка-бурка» Характеристика главного героя.

Выявление и осознание детьми особенностей волшебных сказок. Наблюдение над языком, традиционными условностями построения сказки. Упражнение в выразительном исполнении русских народных сказок.


Наблюдать над языком, традиционными условностями построения сказки. Упражнять в выразительном исполнении русских народных сказок.

14

24.09


«Бой на Калиновом мосту» - русская народная сказка

Составление плана сказки. Подготовка к пересказу сказки по плану.

Проанализировать особенности построения сюжета. Пересказывать сказку.


15

25.09


Характеристика главного героя в сказке «Бой на Калиновом мосту»

Составление плана сказки.

Способы создания образа героя в волшебной сказке. Упражняться в составлении план сказки. Подготовить пересказ сказки по плану.


16

27.09


Бытовые сказки. «Дочь – семилетка».

Характеристика бытовых сказок

Характеризовать особенности и своеобразие бытовых сказок; называть отличительные черты бытовых сказок от волшебных.

17

30.09


Анализ сказки «Дочь – семилетка».

Анализ сказки.

Характеризовать реальность, обыденность как основу бытовой сказки.

18

01.10


«Каша из топора» русская народная сказка. Главная мысль сказки.

Утверждение жизненной активности как залога удачи; счастье как награда герою. Победа «простых» и бедных над «умными» и богатыми.


19

02.10


Характеристика главного героя в сказке «Каша из топора»

Составление характеристики главного героя.

Составлять характеристику главного героя.

20

04.10


Инсценирование сказки «Каша из топора».

Продолжение наблюдения над

особенностями русской народной сказки.

Воспитание на материале сказок главных

качеств людей: трудолюбия, уважения,

мастерство рабочего человека.

Наблюдать над особенностями русской народной сказки.

21

07.10


Сатирическая и воспитательная направленность бытовых сказок.

Формирование представления учащихся о своеобразии бытовых сказок в процессе их изучения.


22

08.10


Театрализованная игра «В мире есть такое чудо…» Обобщение представлений о русских народных сказках.

Обобщение представлений о русских народных сказках.

Обобщать знания о русских народных сказках.

23

09.10


Сказки других народов. Литовская народная сказка «Бедняк и богач», ненецкая сказка «Кукушка».

Познакомиться с жизнью и творчеством других народов. Попытаться определить типы (волшебная или бытовая) рассмотренных сказок.

Воспринимать национальный колорит и характер других народов по их сказкам

24

11.10


Сказки других народов. Ненецкая сказка «Кукушка».

Наблюдение за особенностями немецких сказок. Анализ сказки.

Наблюдать за особенностями немецких сказок. Анализировать сказки.

25

14.10


Узбекская сказка «Ах» и «Ох»». Народный колорит и характер сказки.

Наблюдение за особенностями узбекских сказок. Анализ сказки.

Наблюдать за особенностями узбекских сказок. Анализировать сказки.

26

15.10


Японская сказка «Земляника под снегом». Народный колорит и характер японских сказок.

Наблюдение за особенностями японских сказок. Анализ сказки. Анализ нравственных проблем, поднятых в сказке.

Анализировать нравственные проблемы, поднятых в сказке.

27

16.10


Соотнесение сказок других народов с русскими народными сказками. Сходство сюжетов.

Творческое задание: сочинение сказки по самостоятельно разработанному плану.

Составлять план по сказке.

28

18.10


Сочинение сказки по самостоятельно разработанному плану.


Составлять план по сказке. Сочинять сказку по плану.

29

21.10


Обобщение представлений о народных сказках.

Исследовательская работа в группах

Построение рассуждения; 
поиск информации в справочно-энциклопедических изданиях. Перенос знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность.

30

22.10


Урок – игра «По страницам сказок»

Практическое применение полученных знаний

Анализ иллюстраций; сравнение искусства слова с изобразительным искусством; поиск и выделение необходимой информации (сравнение жанров: выделение особенностей, анализ структуры, образных средств).


Преданья старины глубокой – 21 час

Предметные УУД

Воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического опыта.

Ориентироваться в содержании книги по заголовку, оглавлению, по выделенным в тексте словам.

Сопоставлять различные по жанру тексты: народные и авторские, художественные и научно-популярные, поучительные и комические.


Личностные УУД

Формировать мотивацию к освоению содержания предмета «Литературное чтение», интереса к созданию художественных произведений.

Формировать эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных произведений различных жанров и форм.


Метапредметные УУД

Принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные правила работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи.

Определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения.

Проявлять интерес к общению и групповой работе.


31

23.10


Былина как жанр устного народного творчества. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Знакомство учащихся с жанром былины.


32

25.10


Особенности былинного жанра.

«Добрыня Никитич и Змей».

Сопоставление поэтического и зрительного

образов, объединенных одной темой.


Сопоставлять поэтический и зрительный

образ, объединенные одной темой.


33

28.10


Особенности былинного жанра.

«Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

Сопоставление поэтического и зрительного

образов, объединенных одной темой.


Сопоставлять поэтический и зрительный

образ, объединенные одной темой.


34

29.10


Развитие речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

Сравнительная характеристика художественных средств выразительности: былины и картины

Сравнивать средства выразительности: былины и картины.

35

30.10


Знакомство с мифами.

Мифы о богах и титанах Древней Греции. 

Знакомство с мифологией предков русского народа, их верованиями и нравственными представлениями.

Иметь представление о мифе как выражении миропонимания древнего человека. Работать с эпитетами и сравнениями.

36

01.11


Изучение древнегреческих мифов.

Мифы о героях. Подвиги Геракла.

Знакомство с содержанием мифов и героями Древней Эллады.

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; смысловое чтение в зависимости от цели.

1/

37

11.11


Мифы  и легенды Древней Греции: «Прометей».

Формирование представления учащихся о

мифе как выражении миропонимания

древнего человека.

Умение строить высказывание; смысловое чтение; установление причинно– следственных связей.

2/

38

12.11


Лернейская гидра – чудовище с телом змеи и  девятью головами дракона.

Работа с эпитетами и сравнениями. Отражение в мифах жизни и нравственных представлений древних людей.

Объяснять и оцени­вать поступки героя произведения.


3/

39

13.11


Древнегреческий миф «Дедал и Икар».

Лексическая работа с именами собственными. Работа со справочной литературой.

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. 

4/

40

15.11


Древнегреческий миф «Орфей и Эвридика».

Лексическая работа с именами собственными. Работа со справочной литературой

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

5/

41

18.11


Театрализованная игра «Древнегреческие боги на Олимпе».

Применение полученных знаний.

Закрепить и расширить знания по древнегреческой мифологии.

6/

42

19.11


Изучение славянской мифологии. Славянский бог, сотворивший мир – Род.

Знакомство с мифологией предков русского народа, их верованиями и нравственными представлениями.

Анализировать произведение, пользоваться выразительными средствами  чтения.

7/

43

20.11


Изучение славянской мифологии. «Святогор - древний хранитель мира».

Знакомство с мифологией предков русского народа, их верованиями и нравственными представлениями.

Ис­пользовать справоч­ную лите­ратуру для толкования устаревших слов. Выделять языковые средства художест­венной вы­разитель­ности.

8/

44

22.11


Изучение славянской мифологии.

«Перун – сын Сварога».

Знакомство с мифологией предков русского народа, их верованиями и нравственными представлениями.

Анализировать произведение, пользоваться выразительными средствами  чтения.

9/

45

25.11


Изучение славянской мифологии.

«Лада – богиня любви и красоты».

Знакомство с мифологией предков русского народа, их верованиями и нравственными представлениями.

Ис­пользовать справоч­ную лите­ратуру для толкования устаревших слов. Выделять языковые средства художест­венной вы­разитель­ности.

10/

46

26.11


Изучение славянской мифологии.

«Духи – хозяева».

Знакомство с мифологией предков русского народа, их верованиями и нравственными представлениями.

Анализировать произведение, пользоваться выразительными средствами  чтения.

11/

47

27.11


Отражение в мифах жизни и нравственных представлений древних людей.

Устные сообщения о мифологических персонажах. Работа со справочной литературой.

Поиск и выделение необходимой информации. Объяснять и оцени­вать поступки героя произведения.


12/

48

29.11


Отражение в мифах жизни и нравственных представлений древних людей.

Чтение фрагментов мифов; ответы на вопросы учебника; устные рассказы по крылатым выражениям из славянской мифологии.

Выделять языковые средства художест­венной вы­разитель­ности. Находить ответы на вопросы пользуясь материалом учебника.

13/

49

02.12


Организационное занятие по работе над проектом «Музей старинных вещей». Итоговый урок по теме: «Преданья старины глубокой».

Выбрать любую старинную вещь, предназначение которой уже почти забыто, и подготовить про нее сообщение, рисунок или фото. Можно принести саму вещь, если она сохранилась, для «Музея старинных вещей».

Поиск и выделение необходимой информации. Составление устного рассказа на заданную тему.

14/

50

03.12


Контрольная работа № 1.


(«Проверь себя» с. 75-77, 1 часть.).



15/

51

04.12


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Анализ ошибок.

Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки.


Зимние странички – 5 часов

Предметные УУД

Соотносить главную мысль и название произведения.

Соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.

Определять художественные средства в стихотворениях.

Декламировать стихотворные произведения.

Сравнивать стихи разных поэтов.


Личностные УУД

Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности.

Формировать интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений.


Метапредметные УУД

Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы.

Использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления.

Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи.

Самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос.


16/

52

06.12


Изображение зимы в искусстве. А.С.Пушкин «В тот год осенняя погода…»

Выразительное чтение, использование

интонации, соответствующей смыслу

текста. Беседа по вопросам учебника.

Передавать в выразительном чтении свое внутреннее видение картины, нарисованной автором.

17/

53

09.12


Изображение зимы в искусстве. Т.Г.Авлова «Снег по области пройдет…»

Выразительное чтение, использование

интонации, соответствующей смыслу

текста. Беседа по вопросам учебника.

Передавать в выразительном чтении свое внутреннее видение картины, нарисованной автором.

18/

54

10.12


Изображение природы в литературе и на картине художника. С.Я.Маршак «Как поработала зима», картина М.В.Добужинского «Домик в Петербурге».

Изображение зимы в искусстве. Сравнение способов изображения.



Определять художественные средства в стихотворениях. Декламировать стихотворные произведения. Соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.




19/

55

11.12


Изображение зимы в искусстве.

А.А.Фет «Печальная береза».

Сопоставительный анализ произведений искусства на одну тему.

Сопоставлять произведения искусства на одну тему.

20/

56

13.12


Изображение зимы в искусстве.

С.А.Есенин «Береза».

Выразительное чтение, использование

интонации, соответствующей смыслу

текста. Беседа по вопросам учебника

Умение находить поэтические образы в природе. Декламировать стихотворные произведения.


Авторские сказки – 15 часов

Предметные УУД

Различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ.

Читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения.

Находить признаки литературных сказок, определять позицию автора.

Сопоставлять различные по жанру тексты: народные и авторские, художественные и научно-популярные, поучительные и комические.

Составление вопросов к прочитанному.

Деление текста на смысловые части, составление простого плана.

Роль иллюстрации к произведению.


Личностные УУД

Формировать мотивацию к освоению содержания предмета «Литературное чтение», интереса к созданию художественных произведений.

Формировать эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных произведений различных жанров и форм.

Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности.


Метапредметные УУД

Принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные правила работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи.

Выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы.

Принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарями учебника.

Принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих.

Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи.


21/

57

16.12


Изучение авторских сказок. Работа над сказкой Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Выяснить особенности авторской сказки. Познакомиться с жизнью и творчеством Г.-Х. Андерсена. Идейно-художественный анализ сказки.

Различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ.


22/

58

17.12


Продолжение наблюдений над особенностями авторской сказки по сравнению с народной. Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Художественный анализ сказки. Осмысление осо­бенности художе­ственной формы сказки и её языка, выведение и освое­ние нравственных уроков произведе­ния.

Находить признаки литературных сказок, определять позицию автора.


23/

59

18.12


Сочетание чудесного и реального в сказке Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Осмысление осо­бенности художе­ственной формы сказки и её языка, выведение и освое­ние нравственных уроков произведе­ния.

Умение ориентиро­ваться в тексте, объяснять и оцени­вать поступки героя произведения.

24/

60

20.12


Позиция автора в литературной сказке. Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Автор рассказчик, авторские оценки в тексте, проявление авторской воли в сюжете сказки, финале и названии. Подробность как признак

литературной сказки.

Находить признаки литературных сказок, определять позицию автора. Составление вопросов к прочитанному.



25/

61

23.12


Художественный анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Художественный анализ сказки. Осмысление осо­бенности художе­ственной формы сказки и её языка, выведение и освое­ние нравственных уроков произведе­ния.

Осмыслить особенности художественной формы сказки и ее языка, усвоить нравственные уроки произведения.

26/

62

24.12


А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Герои сказки. Авторские оценки в сказке.

Способность авторской фантазии одухотворять, очеловечивать мир неживой природы, наделять вещь характером и судьбой. В придуманном мире как в настоящем: любовь и преданность, ненависть и зависть.


Определять категории добра и зла в тексте.

27/

63

25.12


А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа и «присутствие» автора сказки.

Художественный анализ сказки. Осмысление осо­бенности художе­ственной формы сказки и её языка, выведение и освое­ние нравственных уроков произведе­ния.

Умение анализировать средства создания образа-персонажа в художественном произведении.

28/

64

27.12


А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». В придуманном мире как в настоящем: любовь и преданность, ненависть и зависть.

Выразительное чтение. Формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

Умение ориентиро­ваться в тексте, объяснять и оцени­вать поступки героя произведения.

3 четверть

1/

65

13.01


А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Формирование нравственных представлений у читателя: наказание за чёрствость и эгоизм, награда за сердечность и доброту.

Формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

Читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения. Составление вопросов к прочитанному.



2/

66

14.01


Сравнение сказки Пушкина с немецкой сказкой «Белоснежка».

Сопоставительный анализ произведений.

Умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру.

3/

67

15.01


Нравственные уроки сказки К.Паустовского «Тёплый хлеб».

Знакомство с осо­бенностями про­зы Паустовского. Осмысление нравственных кол­лизий, изображен­ных в произведении. Восприятие его нравственных уро­ков.

Осмыслить нравственные коллизии, изображенные в произведении восприятие его нравственных уроков. Работать над художественным и нравственным смыслом изображения пейзажей в тексте.

4/

68

17.01


Художественный анализ произведения К.Паустовского «Тёплый хлеб».

Наблюдение за художественными средствами. Отработка навыков анализа литературного произведения.

Умение ориентиро­ваться в тексте, объяснять и оцени­вать поступки героя произведения.

5/

69

20.01


Значение картин природы в произведении К.Паустовского «Тёплый хлеб»

Сопоставительный анализ произведений искусства на одну тему.

Умение ориентироваться в тексте, находить в нем рассуждение. Читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения.

6/

70

21.01


Контрольная работа № 2.

(«Проверь себя» с. 135-137, 1 часть)



7/

71

22.01


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.


Анализировать собственные ошибки.


Весенние странички – 6 часов

Предметные УУД

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.

Связь литературы с другими видами искусства.

Анализ лирического текста.

Соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.

Узнавать пройденные литературные произведения и их авторов.

Находить портрет и пейзаж в литературном произведении.


Личностные УУД

Формировать интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений.

Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности.


Метапредметные УУД

Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы.

Использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления.

Определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения.

Проявлять интерес к общению и групповой работе.


8/

72

24.01


Изображение весны в искусстве. А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

Продолжить отработку навыков анализа лирического текста; освоить способы анализа лирики и художественных средств изображения настроения и чувств человека.

Определять художественные средства в стихотворениях. Декламировать стихотворные произведения.

9/

73

27.01


Изображение весны в искусстве. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…»

Выразительное чтение, использование

интонации, соответствующей смыслу

текста. Беседа по вопросам учебника.

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Декламация стихотворных произведений.

10/

74

28.01


Анализ лирического текста и художественных средств изображения настроения и чувств человека. С. Есенин «Черёмуха».

Анализ лирического текста. Определение темы и главной мысли (идеи) литературного произведения.



Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы.


11/

75

29.01


Изображение весны с помощью разных художественных средств. И.С.Микитов «Грачи», А.К.Саврасов «Грачи прилетели».

Сопоставительный анализ произведений искусства на одну тему. Связь литературы с другими видами искусства.


Соотнесить пробуждение природы в жизни и в искусстве, в поэзии и прозе, литературе и живописи.

12/

76

31.01


Продолжение работы над картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

Работа над репродукцией картины А.К.Саврасова.

Анализировать репродукцию картины А.К.Саврасова. Выявлять элементы картины, определяющие, какой период весны изображен.

13/

77

03.02


Изображение весны в искусстве.

А.А.Блок «Ворона».

Выразительное чтение, использование

интонации, соответствующей смыслу

текста. Беседа по вопросам учебника.

Декламация стихотворных произведений.


Рассказы – 22 часа

Предметные УУД

Выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения.

Различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ.

Воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического опыта.

Ориентироваться в содержании книги по заголовку, оглавлению, по выделенным в тексте словам и иллюстрациям.

Читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения.

Выбирать книги для самостоятельного чтения ,в т.ч. с помощью рекомендаций, данных в учебнике.

Работать со словарями (вне учебника), в т.ч. со словарем иностранных слов.

Соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.

Выразительно читать вслух доступные произведения. Кратко пересказывать текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы.


Личностные УУД

Углубление процесса осмысления ведущих нравственных понятий и проблем: семья как частица общества и основа продолжения рода; роль семейных и национальных традиций; незаметная красота обыденного, истоки героического поступка, а также великодушия и душевной черствости, подлости и предательства, отваги и трусости.

Формировать начальные представления о нравственных понятиях: патриотизм, героизм и защита Родины, отвага и смелость, ответственность человека за свою судьбу, великодушие и совестливость.

Формировать представление о защите Родины как долга гражданина.

Формировать интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений.

Формировать мотивацию к освоению содержания предмета «Литературное чтение», интереса к созданию художественных произведений.


Метапредметные УУД

Принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарями учебника.

Принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих.

Выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы.

Самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос.

Принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные правила работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи.

Соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Пересказывать текст по плану.

Выделять смысловые части текста и составлять план литературного произведения.

Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи.

Проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе.

Определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения.


14/

78

04.02


Рассказ как литературный жанр. В.К.Железников «Три ветки мимозы». Деление текста на смысловые части, составление  его простого плана.

Познакомиться с жизнью и творчеством  В.К.Железникова. Начать освоение жанра рассказа..

Иметь представление об особенностях этого жанра эпоса, о способах изображения жизни и характера героя, его внутреннего мира. Осмыслить нравственные проблемы, поставленные автором в произведении.

15/

79

05.02


Характеристика главного героя и анализ его поступка. В.К.Железников «Три ветки мимозы».

Познакомиться с жизнью и творчеством  Б.С.Житкова. Продолжить освоение жанра рассказа. Осмыслить нравственные проблемы, поставленные автором в произведении.

Иметь представление об особенностях этого жанра эпоса, о способах изображения жизни и характера героя, его внутреннего мира. Воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического опыта.

16/

80

07.02


Изображение внутреннего мира героя. Б.С Житков «Как я ловил человечков».

Рассказ автора и рассказ героя о событиях.

Думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки.

17/

81

10.02


Б.С Житков «Как я ловил человечков». Работа над сюжетом произведения.

Чтение с пометами и с остановками.

Понимать внутренний мир людей, сопереживать. Умение делать выводы из прочитанного.

18/82

11.02


Способы выражения чувств, переживаний и внутреннего мира героя в рассказе Б.С Житкова «Как я ловил человечков»

Краткий пересказ текста, ответы на вопросы по тексту и формулировка своих вопросов.

Выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения.


19/

83

12.02


Идейная направленность произведения Б.С Житкова «Как я ловил человечков».

Выразительное чтение отрывка произведения.

Ориентироваться в содержании книги по заголовку, оглавлению, по выделенным в тексте словам и иллюстрациям.


20/

84

14.02


Нравственные испытания героя. Ю.Я.Яковлев «Полосатая палка».

Познакомиться с жизнью и творчеством  Ю.Я.Яковлева. Осмыслить нравственные проблемы, поставленные автором в произведении.

Познакомиться с композицией художественного произведения, ее ролью в раскрытии идеи.

Иметь представление об особенностях этого жанра эпоса, о способах изображения жизни и характера героя, его внутреннего мира.

21/

85

17.02


Композиция рассказа. Ю.Я.Яковлев «Полосатая палка».

Знакомство с композицией художественного произведения, её роль в раскрытии идеи. Воспитание чувства самосознания.

Умение  ориентироваться в тексте, находить в нем повествование.

22/

86

18.02


Эволюция развития главного героя в рассказе «Полосатая палка».

Проследить эволюции. Развития главного героя. Работа над умением находить точное и выразительное слово. Деление текста на смысловые части, озаглавить их и пересказать.

Работать над умением находить точное и выразительное слово. Делить текст на смысловые части, озаглавить их и пересказать.

23/

87

19.02


Художественный анализ произведения. Ю.Я.Яковлев «Полосатая палка».



24/

88

21.02


Сила благородного поступка. В.К.Железников «Рыцарь».

Продолжить освоение жанра рассказа. Иметь представление об особенностях этого жанра эпоса, о способах изображения жизни и характера героя, его внутреннего мира.

Осмыслить нравственные проблемы, поставленные автором в произведении.

25/

89

25.02


В.К.Железников «Рыцарь». Соотнесение главной мысли и названия произведения.



26/

90

26.02


Способы изображения автором внутренних переживаний героя. С.Г.Георгиев «Дедушка».

Познакомиться с жизнью и творчеством  С.Г.Георгиева. Найти способы изображения автором внутренних переживаний героя.

Проанализировать поведение Алеши в рассказе. Придумать продолжение рассказа.

27/

91

28.02


С.Г.Георгиев «Дедушка». Продолжение анализа художественного текста.

Познакомиться с жизнью и творчеством С.Г. Георгиева. Найти способы изображения автором внутренних переживаний героя. Сравнить Алешу с неизвестным «малышом», внуком старика.

Выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения.

28/

92

03.03


Характеристика главных героев. С.Г.Георгиев «Дедушка».

Найти способы изображения автором внутренних переживаний героя. Придумать продолжение рассказа.

Выбирать книги для самостоятельного чтения, в т.ч. с помощью рекомендаций, данных в учебнике.

29/

93

04.03


Всепобеждающая сила доброты. К.Паустовский «Кот – ворюга».

Познакомиться с жизнью и творчеством  К.Г.Паустовского. Рассмотреть событие как первоэлемент рассказа; сюжет как цепь событий.

Находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение); делить текст на смысловые части, озаглавливать их; выделять главную мысль прочитанного произведения.

30/

94

05.03


Идея произведения К.Паустовский «Кот – ворюга».

Познакомиться с жизнью и творчеством К.Г. Паустовского. Рассмотреть событие как первоэлемент рассказа; сюжет как цепь событий. 

Сопоставлять разные по жанру тексты: народные и авторские, художественные и научно-популярные, поучительные и комические.

31/

95

07.03


Влияние доброго поступка. К.Паустовский «Кот –ворюга».

Деление текста на смысловые части, оглавление их; выделение главной мысли прочитанного произведения.

Умение объяснять и оценивать поступки героя произведения. Находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение)

32/

96

10.03


Подготовка учащихся к выполнению творческой работы – написанию сочинения.

Обобщить материал о рассказе как о жанре. Выбрать тему сочинения. Наблюдение над построением рассказа.

Оформлять сочинения и сказки в виде книги.

33/

97

11.03


Написание рассказа учащимися. Самостоятельный выбор и определение содержания книги по её элементам.

Самостоятельная работа с использованием алгоритма.

Выделять события рассказа; понимать сюжет как цепь событий, составлять сюжетный план произведения.

34/

98

12.03


Анализ сочинений. Работа над ошибками.

Работа по памятке «Работа над ошибками»

Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки.

35/

99

14.03


Представление проекта «Музей старинных вещей». Экскурсия по музею.

Защита творческих работ.

Защитить свою творческую работу (рисунки, сочинение, презентации).


Басни – 7 часов


Предметные УУД

Различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ.

Понимать и грамотно использовать в своей речи термины: басня, пьеса, сюжет, пейзаж, эпитет.

Подбирать и создавать иллюстрации к литературному произведению.

Читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения.


Личностные УУД

Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности.

Формировать эмоциональное отношение к поступкам и характерам героев литературных произведений различных жанров и форм.


Метапредметные УУД

Выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы.

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи.


36/

100

17.03


Знакомство с жанром басни. Поучительные рассказы. Басни Эзопа. Эзоп «Пчёлы и Зевс». 

Освоить особенности жанра басни, познакомиться с произведениями баснописцев разных эпох

Понимать и грамотно использовать в своей речи термины: басня, пьеса, сюжет, пейзаж, эпитет. Подбирать и создавать иллюстрации к литературному произведению.

37/

101

18.03


Эзоп «Дровосеки и дуб», «Львица и лиса».

Проанализировать басни. Освоить содержание и нравственные уроки басен

Читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения.

38/

102

19.03


Русский баснописец – Иван Крылов. И. А. Крылов «Лебедь,

 Щука и Рак». Диалогическая природа басни.

Проанализировать басню. Сформулировать мораль басни своими словами.

Различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ.

39/

103

21.03


Басня как сценка из жизни, её мораль.  И.А. Крылов «Квартет».

Сформулировать мораль басни. Разыграть басню как сценку.

Воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического опыта. Ориентироваться в содержании книги по заголовку, оглавлению, по выделенным в тексте словам и иллюстрациям.


4 четверть – 33 часа

1/

104

31.03


Современный поэт и жанр басен. С. В. Михалков «Дальновидная Сорока».

Освоить особенности жанра басни, познакомиться с басней С.В.Михалкова. Охарактеризовать главную героиню. Проинсценировать басню.

Читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения.

2/

105

01.04


Контрольная работа № 3.

(«Проверь себя» с. 71-72, 2 часть)


Воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического опыта. Ориентироваться в содержании книги по заголовку, оглавлению, по выделенным в тексте словам и иллюстрациям.

3/

106

02.04


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.


Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки.


Поэзия – 13 часов


Предметные УУД

Иметь представление о лирике как особом роде, главная цель которого – изображение чувств.

Узнавать пройденные литературные произведения и их авторов.

Находить портрет и пейзаж в литературном произведении.

Соотносить главную мысль и название произведения.

Ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение.

Соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.

Самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя.

Видеть особенности юмористических текстов.


Личностные УУД

Формировать мотивацию к освоению содержания предмета «Литературное чтение», интереса к созданию художественных произведений.

Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности.


Метапредметные УУД

Определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения.

Проявлять интерес к общению и групповой работе.

Принимать установленные правила работы с текстом, работать со словарями учебника.

Выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы.

Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи.

Проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе.


4/

107

04.04


Изучение лирических произведений. Отличие поэзии от прозы. А.С.Пушкин. «Зимнее утро» (отрывок).

Углубить представления о лирике как особом литературном роде, главная цель которого - изображение чувств. Определить главную мысль, выраженную автором.

Узнавать пройденные литературные произведения и их авторов. Находить портрет и пейзаж в литературном произведении.


5/

108

07.04


Изучение лирических произведений. Картины пробуждающей природы. И.С.Никитин «Утро». 

Углубить представления о лирике как особом литературном роде, главная цель которого - изображение чувств. Определить главную мысль, выраженную автором.

Сопоставлять разные по жанру тексты: народные и авторские, художественные и научно-популярные, поучительные и комические.

6/

109

08.04


Роль поэтического слова в изображении природы, а также в выражении чувств и состояния души человека. А.А.Фет «Еще светло перед окном…»

Углубить представления о лирике как особом литературном роде, главная цель которого - изображение чувств. Определить главную мысль, выраженную автором.

Сопоставлять главную мысль и название произведения. Ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение.

7/

110

09.04


Чувство как главное событие лирического текста. А.А.Ахматова «Цветов и неживых вещей…»

Углубить представления о лирике как особом литературном роде, главная цель которого - изображение чувств. Определить главную мысль, выраженную автором.

Соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.

8/

111


11.04


Чувство как главное событие лирического текста. Д.С.Самойлов «Осень». Н.М.Рубцов «Хлеб».

Углубить представления о лирике как особом литературном роде, главная цель которого - изображение чувств. Определить главную мысль, выраженную автором.

Соотносить главную мысль и название произведения. Ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение.

9/

112

14.04


Изучение лирических произведений. Размышления над жизнью. Ю.И.Коваль «Вот шагает гражданин». Р.С.Сеф «Слезы».

Углубить представления о лирике как особом литературном роде, главная цель которого - изображение чувств. Определить главную мысль, выраженную автором.

Узнавать пройденные литературные произведения и их авторов. Находить портрет и пейзаж в литературном произведении.


10/

113

15.04


Изучение юмористических стихотворений. Н.Н.Матвеева «Грустный заяц», Г.Б,Остер «Очень страшная история».

Познакомиться с потешками и потешными стихами. Углубиться в природу комического. Иметь представление о способах создания комического эффекта.

Самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя. Видеть особенности юмористических текстов.

11/

114

16.04


Изучение юмористических стихотворений устного народного поэтического творчества.

Углубиться в природу комического. Иметь представление о способах создания комического эффекта.

Самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя. Видеть особенности юмористических текстов.

12/

115

18.04


Способы создания потешных стихотворений по К.И.Чуковскому.

Углубиться в природу комического. Иметь представление о способах создания комического эффекта.

Соотносить главную мысль и название произведения. Ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение.

13/

116

21.04


Изучение юмористических стихотворений. Э.Лир «Лимерики».

Чтение стихов современных поэтов. Ответы на вопросы по содержанию произведений. Высказывание оценочных суждений, рассуждений.

Самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя. Видеть особенности юмористических текстов.

14/

117

22.04


Юмористические стихи современных поэтов. Ю.И Коваль «Сундук», О.Е Григорьева «Полотёр».

Чтение стихов современных поэтов. Ответы на вопросы по содержанию произведений. Высказывание оценочных суждений, рассуждений.

Самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя. Видеть особенности юмористических текстов.

15/

118

23.04


Секреты юмористических стихов. Ю.Д.Владимирова «Ниночкины покупки».

Углубить представления о лирике как особом литературном роде, главная цель которого - изображение чувств. Определить главную мысль, выраженную автором.

Соотносить главную мысль и название произведения. Ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рассуждение.

16/

119

25.04


Секреты юмористических стихов. Э.Н.Успенский «Неудачник».

Углубить представления о лирике как особом литературном роде, главная цель которого - изображение чувств. Определить главную мысль, выраженную автором.

Самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя. Видеть особенности юмористических текстов.


Пьесы – 10 часов



Предметные УУД

Иметь представление об особых произведениях, которые предназначены не только для чтения, но и для постановки их на театральной сцене.

Сопоставлять различные по жанру тексты: народные и авторские, художественные и научно-популярные, поучительные и комические.

Читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения.

Воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического опыта.

Ориентироваться в содержании книги по заголовку, оглавлению, по выделенным в тексте словам.


Личностные УУД

Формировать интерес к собственному миру чувств на основе сопоставления «Я» с героями литературных произведений.

Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности.


Метапредметные УУД

Понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы.

Использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления.

Самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос.

Участвовать в коллективных инсценировках, спектаклях.

Выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы.


17/

120

28.04


Произведения, предназначенные для чтения и для постановки на театральной сцене. Работа над пьесой Е.Л.Шварца «Красная Шапочка».

Познакомиться с драмой на примере сказки Е.Л.Шварца. Отрабатывать навык выразительного чтения по ролям, освоить роль как путь вхождения в образ героя и способ анализа драматического произведения. Подготовиться к постановке спектакля.

Сопоставлять разные по жанру тексты: народные и авторские, художественные и научно-популярные, поучительные и комические.


18/

121

29.04


Особенности пьесы Е.Л.Шварца «Красная Шапочка». Чтение пьесы по ролям. Понятия: «театр», «афиша», «актёр». Поведение в театре.

Отрабатывать навык выразительного чтения по ролям, освоить роль как путь вхождения в образ героя и способ анализа драматического произведения. Подготовиться к постановке спектакля.

Читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения.

19/

122

30.04


Чтение пьесы по ролям. Особенности характера героев  пьесы.

Отрабатывать навык выразительного чтения по ролям, освоить роль как путь вхождения в образ героя и способ анализа драматического произведения. Подготовиться к постановке спектакля.

Воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического опыта. Ориентироваться в содержании книги по заголовку, оглавлению, по выделенным в тексте словам и иллюстрациям.

20/

123

05.05


Чтение пьесы по ролям. Соответствие характера зверей, героев сказки Е.Л.Шварца, народным представлениям о них.

Отрабатывать навык выразительного чтения по ролям, освоить роль как путь вхождения в образ героя и способ анализа драматического произведения. Подготовиться к постановке спектакля.

Различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ.

21/

124

06.05


Е.Л.Шварц «Красная Шапочка». Роль как путь вхождения в образ героя и способ анализа драматического произведения.

Отрабатывать навык выразительного чтения по ролям, освоить роль как путь вхождения в образ героя и способ анализа драматического произведения. Подготовиться к постановке спектакля.

Работать со словарями (вне учебника), в т.ч. со словарем иностранных слов

22/125

07.05


Распределение ролей пьесы «Красная Шапочка». Выбор актёров. Постановка пьесы.

Отрабатывать навык выразительного чтения по ролям, освоить роль как путь вхождения в образ героя и способ анализа драматического произведения. Подготовиться к постановке спектакля.

Читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения.

23/

126

12.05


Спектакль по пьесе «Красная Шапочка».


Инсценировать, передавая основное настроение произведения.

24/

127

13.05


Объяснение и оценка поступков

героев Е.Л.Шварц «Красная Шапочка». Сравнение сказки Ш.Перро и пьесы  Е.Л.Шварца.

Отрабатывать навык выразительного чтения по ролям, освоить роль как путь вхождения в образ героя и способ анализа драматического произведения.

Воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического опыта. Ориентироваться в содержании книги по заголовку, оглавлению, по выделенным в тексте словам и иллюстрациям.

25/

128

14.05


Контрольная работа № 4.

(«Проверь себя» с. 135-137, 2 часть).



26/

129

16.05


Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.


Анализировать собственные ошибки.


Летние странички – 7 часов


Предметные УУД

Воспринимать чтение как источник познавательного и эстетического опыта.

Самостоятельно анализировать художественные тексты и сопоставлять с картинами художников. Ориентироваться в содержании книги по заголовку, оглавлению, по выделенным в тексте словам.

Соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.

Самостоятельно находить книги определенной тематики.


Личностные УУД

Формировать мотивацию к освоению содержания предмета «Литературное чтение», интереса к созданию художественных произведений.

Формировать умения выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, творческой деятельности.


Метапредметные УУД

Принимать учебную задачу, отбирать способы ее достижения, корректировать установленные правила работы с художественным текстом в зависимости от учебной задачи.

Принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих.

Соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи.

Проявлять инициативу, самостоятельность в групповой работе.


27/

130

19.05


Летние картины природы в поэзии. С.Есенин «С добрым утром». В.В Маяковский «Тучкины штучки»

Показать умение самостоятельно анализировать художественный текст и сопоставлять его с произведениями художников. Создать свою иллюстрацию.

Соотносить основное содержание литературного произведения и разнообразный иллюстративный материал.

28/

131

20.05


Соотношение литературного образа с живописным.

Р.Г.Гамзатов «С целым миром спорить я готов…»,  С.П.Щипачёв «Подсолнух».

Показать умение самостоятельно анализировать художественный текст и сопоставлять его с произведениями художников.

Понимать и грамотно использовать в своей речи термины: басня, пьеса, сюжет, пейзаж, эпитет. Подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению.

29/

132

21.05


Образ лета в литературе и живописи. И.А Бунин «Детство».

Показать умение самостоятельно анализировать художественный текст и сопоставлять его с произведениями художников. Создать свою иллюстрацию.

Показать умение самостоятельно анализировать художественный текст и сопоставлять его с

произведениями художников. Объяснить, как звуки участвуют в создании картины.

30/

133

23.05


Красота вечна

Ф.И.Тютчев «В небе тают облака».

Коллективный анализ художественных текстов по вопросам учебника.

Самостоятельно находить книги определенной тематики.

31/

134

26.05


С.Я.Маршак «Пожелания друзьям».

Показать умение самостоятельно анализировать художественный текст и сопоставлять его с произведениями художников. 

Самостоятельно находить книги определенной тематики.

32/

135

27.05


Повторение и обобщение изученного материала. Читательская викторина «Штурманы книжных морей». 

Подвести итого третьего года изучения литературы. Прочитать любимые стихи, показать инсценировки, подготовить рисунки, презентации.

Читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения.

33/

136

28.05


Урок-праздник.

Задание на лето: «Эти книги стоит прочитать».

Прочитать любимые стихи, показать инсценировки, подготовить рисунки, написать сочинение.

Читать по ролям, инсценировать, передавая основное настроение произведения.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Автор: В.А. Лазарева

Автор: Хлебинская Оксана Владимировна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171106

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "календарно- тематическое планирование 4 класс (система Занкова) "
    ["seo_title"] => string(67) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-4-klass-sistiema-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "192565"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427472289"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства