Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана и составлена в соответствии с требованиями «Федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе Программы начального общего образования, и на основе авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство» для общеобразовательной школы, утверждённой МО РФ (Москва, 2011 г.), являющейся составной частью системы учебников «Школа России».
Учебник Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. М- Просвещение. 2011
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по ИЗО 2 класс »
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана и составлена в соответствии с требованиями «Федерального компонента государственного стандарта общего образования, на основе Программы начального общего образования, и на основе авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство» для общеобразовательной школы, утверждённой МО РФ (Москва, 2011 г.), являющейся составной частью системы учебников «Школа России».
Учебник Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. М- Просвещение. 2011.
Целью обучения изобразительному искусству во 2 классе является :
Приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства направлено на реализацию основных задач:
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, много национальной культуре.
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства;
Особенности построения содержания:
«Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно – прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Курс «Изобразительное искусство» построена так, чтобы дать учащимся представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. На уроках вводится игровая драматургия по теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.
Место курса «Изобразительное искусство» в учебном плане:
На предмет «Изобразительное искусство» учебным планом МАОУ «СОШ№8» отводится 35часов -1 ч в неделю, 34 учебные недели (1 неделя резервная)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.
Культуросозидающая роль курса состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу курса «Изобразительное искусство» положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Логика изложения и содержания авторской программы Неменского Б.М. и рабочей программы по изобразительному искусству во 2 классе полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта НОО, поэтому в рабочую программу по программу изобразительному искусству не внесено изменений.
Образовательные технологии и приемы.
Курс предполагает применение в практике учителя широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагогических ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:
на максимальное включение младших школьников в учебную деятельность;
проблемно-поисковый метод обучения,
проектные, творческие задания, практические работы, учебные диалоги;
практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;
дифференцированное и личностно-ориентированное образование школьников, реализация педагогики сотрудничества;
использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений
ориентация на здоровьесберегающие технологии;
Коллективные способы обучения (сменные пары, взаимообучение, взаимоконтроль, взаимоуправление)
Групповые технологии (классно-урочная организация, лекционно-семинарская система, дидактические игры, бригадно-лабораторный метод и др.)
Технологии поддержки ребенка
Игровые технологии
Технология развивающего обучения
Метод (технология) проектов
Развитие критического мышления
Формы организации урока.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
В результате изучения изобразительного искусства во 2 классе дети должны знать / понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; уметь:
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью викторин, кроссвордов, выставок работ.
Содержание курса:
Темы
Количество часов
Как и чем работает художник?
8
Реальность и фантазия
7
О чём говорит искусство
11
Как говорит искусство
8
Итого
34
Результаты освоения предмета:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.
Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно шение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Календарно-тематическое планирование.
№
Тема урока
Количество часов
Дата
Домашнее задание
Характеристика деятельности учащихся
Корректировка
Первая четверть (9ч)
Как и чем работает художник – 8ч.
Цветочная поляна. Три основных цвета.
1
Составить сказку об основных цветах
Осваивать правила работы с гуашью. Уметь открывать новое в окружающем мире. Контролировать и корректировать свою работу.
«Радуга на грозовом небе».
Пять красок – богатство цвета и тона: гуашь.
1
Принести фото радуги
Осваивать о средствах художественно- образной выразительности. Формировать навыки работы с гуашью. Учиться наблюдать за природой.
«Осенний лес». Выразительные возможности других материалов(графические: пастель, мелки)
1
Принести осенние листья
Осваивать прием работы с восковыми мелками. Учиться чувствовать цветовую гармонию.
« Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации. Выставка работ.
1
Составить гербарий
Работать в группе: располагать на листе бумаги композицию. Учиться рационально использовать материалы. Относиться бережно к природе.
«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов
1
Оформить рисунок
Наблюдать за природными явлениями. Осваивать выразительные возможности графических материалов
«Звери в лесу », Выразительные возможности материалов для работы в объёме.
1
Сообщение лесные жители зимой
Передавать характерные особенности животных. Анализировать образец рисунка.
«Звери в лесу », Выразительные возможности материалов для работы в объёме.
1
Закончить работу
Искать и обобщать информацию о зверях. Использовать умение работать с пластилином.
Коллективная работа «Игровая площадка» для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги.
1
Принести материал для выставки работ.
Знакомство с профессией художника- скульптора. Осваивать способы работы с бумагой. Оценивать свою работу и работу одноклассников.
Реальность и фантазия – 7ч.
«Наши друзья – птицы». Рисунок птицы. Изображение и реальность.
1
Закончить работу в цвете
Осваивать выразительные возможности неожиданных материалов: серпантин, конфетти, семена, нитки.
Контролировать и корректировать свою работу.
Вторая четверть (7ч)
Изображение и фантазия.
« Сказочная птица»
1
Принести сказки, в которых упоминаются сказочные птицы
Объяснять понятия «реальность» и «анималистика». Анализировать образец рисунка. Овладевать умением рисовать птиц.
Украшение и реальность. Узоры паутины. Выставка работ
1
Сообщение о народных промыслах
Составлять рассказ о народных промыслах. Овладевать умением изображать формы сказочные и декоративные. Контролировать и корректировать свою работу.
Украшение и фантазия. «Обитатели подводного мира»
1
Принести книги с иллюстрациями подводного царства
Наблюдать за прекрасным в окружающем мире. Осваивать правила работы с гуашью. Оценивать свою работу и работу одноклассников.
Постройка и реальность. «Кружевные узоры»
1
Закончить работу в цвете
Анализировать украшения, созданные людьми, народные промыслы. Работать белой гуашью на цветной бумаге. Контролировать и корректировать свою работу.
Подводное царство (Постройки и реальность) Выставка работ
1
Закончить работу
Наблюдать за многообразием конструктивных форм в природе. Конструировать из бумаги подводный мир.
Коллективная работа «Городок-коробок»
(Постройка и фантазия)
1
Подготовить презентацию своего городка
Понимать значимость профессии архитектора. Работать в группе: заполнение технологической карты, создать сказочный город из готовых форм.
О чем говорит искусство – 11ч.
Изображение природы в различных состояниях.
1
Закончить работу в цвете
Анализировать образец рисунка. Оценивать промежуточные результаты. Осуществлять коррекцию. Оценивать качество выполнения работы.
Третья четверть (10ч)
Рисование на тему «Наши зимние забавы».
1
Подготовить фоторассказ о зимних забавах
Анализировать образец рисунка. Оценивать свою работу и работу одноклассников.
Четвероногий герой. Выражение характера изображаемых животных.
1
Приготовить рассказ о четвероногом друге
Изображать животное с передачей его характера черным фломастером или тонкой кистью. Понимать профессию художников-анималистов. Использовать умение работать с графическими материалами
Сказочный мужской образ. Выражение характера человека.
1
Приготовить рассказ о любимом герое
Наблюдать красоту человека внешнюю и внутреннюю. Составлять рассказ о любимом сказочном персонаже. Осуществлять коррекцию.
Женский образ русских сказок
Выставка работ
1
Приготовить рассказ о любимом герое
Составлять рассказ о любимом сказочном персонаже. Осуществлять поиск информации. Контролировать и корректировать свою работу.
Образ сказочного героя.
Выставка работ
1
Приготовить рассказ о любимом герое
Самостоятельно составлять план выполнения фигуры сказочного героя. Контролировать и корректировать свою работу.
Человек и его украшения
1
Закончить работу в цвете
Украшать вырезанными из бумаги готовые формы кокошников. Соблюдать последовательность при выполнении рисунка. Оценивать качество выполнения работы.
Коллективная работа. Замок Снежной королевы. Образ здания.
1
Подготовить пересказ сказки «Снежная королева»
Создавать образ сказочных построек: дворец доброй феи и Снежной королевы. Планировать свою работу. Использовать цвет для передачи характера изображения
Замок Снежной королевы. Образ здания. Окончание работы.
1
Подготовить презентацию замка
Планировать свою работу. Контролировать и корректировать свою работу. Организовывать рабочее место.
Морской бой Салтана и пиратов. Выставка работ
1
Принести иллюстрации пиратов
Осуществлять поиск информации. Украшать два противоположных по намерениям сказочных флота. Осуществлять коррекцию. Оценивать качество выполнения работы.
Четвертая четверть (8ч)
Как говорит искусство – 8ч.
Тёплые и холодные цвета. Рисование по представлению
«Огонь в ночи»
1
Закончить работу в цвете
Овладевать умением рисовать по представлению. Изображать горящий костер в холодной синей ночи. Оценивать промежуточные результаты.
Тихие и звонкие цвета. Рисование по представлении.
«Дорога к звёздам»
1
Подготовить презентацию рисунка
Овладевать умением рисовать по представлению. Оценивать качество выполнения работы. Осуществлять коррекцию.
Тихие и звонкие цвета. Изображение весенних ручьев.
Характер линий. Рисование с натуры «Дерево весной»
1
Закончить работу в цвете
Овладевать умением рисовать с натуры. Изображать нежные и могучие ветки Планировать свою работу. Оценивать качество выполнения работы.
Ритм пятен. Рисование по памяти «Стая птиц». Выставка работ
1
Подготовить презентацию рисунка
Ритмично располагать летящих птиц на плоскости листа. Овладевать умением рисовать по памяти. Контролировать и корректировать свою работу.
Птицы. Пропорции выражают характер.
1
Подготовить фигурки к выставке работ.
Соблюдать последовательность при выполнения лепки. Конструировать или лепить птиц с разными пропорциями. Оценивать свою работу и работу одноклассников.
Коллективная работа «Весна. Шум птиц».
1
Подготовить презентацию панно
Организовывать рабочее место. Создать коллективное панно на тему: «Весна. Шум птиц» Овладевать умением рисовать по представлению. Презентовать свой рисунок.
Обобщающий урок года. «В гостях у Братьев-Мастеров»
1
Подготовить кроссворд
Овладевать умением рисовать по представлению. Презентовать свой рисунок. Контролировать и корректировать свою работу.
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник: 2 класс. в 2 ч. – М.: Просвещение,2012.
Планируемые результаты НОО под редакцией Ковалевой, Логиновой. Просвещение, 2010
Как проектировать УУД в начальной школе. Асмолов , Володарская. Просвещение, 2009.
Для учителя:
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник: 2 класс. в 2 ч. – М.: Просвещение,2012.
Программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1-2-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-526с. - (Стандарты второго поколения)
Школа России. Концепция и программы для нач.кл. Ш67 В 2ч. Ч.1/ [М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.]. -4-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-158с.-
Для учащихся:
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. Учебник: 2 класс. в 2 ч. – М.: Просвещение,2012.