Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 2 класс»
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа соответствует требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), составлена на основе авторской программы А.В.Горячева и предназначена для обучающихся класса средней общеобразовательной школы.
Цель работы школы на данной ступени общего образования – воспитание творческой личности на основе формирования универсальных учебных действий с целью познания окружающего мира и развития навыков здорового образа жизни.
Рабочая программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.
Цель: формирование информационной стороны целостной картины мира, включающей представление об информации и информационных процессах, способах представления и особенностях восприятия информации, современном развитии новых информационных технологий и социальных аспектах этого развития.
Задачи:
• Освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.
• Формирование умений проектирования объектов и процессов, включающего как стадию анализа, приводящую к созданию различных схем, описывающих реальные и конструируемые объекты и процессы, так и стадию проектирования, предполагающую ту или иную реализацию созданных на предыдущем этапе схем доступными инструментальными средствами.
• Овладение информационной грамотностью, предполагающей умение распознавать потребность в дополнительной информации, определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать, оценивать и использовать недостающую информацию.
Особенности курса:
1. Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике:
• применение формальной логики при решении задач: построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций («если – то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход: самое важное – объекты, а не действия, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».
2. Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.
3. Формирование навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
В материале курса выделяются следующие элементы: статическая схема объекта – наборы признаков и их значения, состав объектов, классы объектов; динамическая схема объекта – описание поведения объекта, алгоритмы, состояния; причинно-следственная логика объекта – логика высказываний, схемы логического вывода. Изучение информатики в начальной школе предполагается в основном без использования компьютеров. Компьютерная поддержка допустима, но не обязательна. Более того, учебный материал для начальной школы позволяет вести занятия учителям начальной школы. На этом этапе обучения знание возрастной специфики и особенностей развития каждого ребенка более важно, чем тонкости науки информатики. В результате изучение информатики в начальной школе оказывает заметное положительное влияние на обучение учеников базовым учебным предметам. На уроках применяются технологии деятельностного типа: проблемно – диалогического обучения, оценивания, уровневой дифференциации, игровые. В своей работе учитель использует следующие формы уроков: урок – исследование, урок – путешествие, урок – игра, уроки контроля
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных», предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения программы.
У второклассника продолжат формироваться:
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться; готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению;
способность характеризовать и оценивать собственные знания и умения;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний; готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; способность к самоорганизованности;
способность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, коллективном обсуждении проблем).
Метапредметные результаты освоения программы.
У второклассника продолжат формироваться:
владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения; планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями);
создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
адекватное оценивание результатов своей деятельности; активное использование речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
готовность слушать собеседника, вести диалог; умение работать в информационной
среде
Предметные результаты освоения программы:
В результате обучения у второклассника будут формироваться умения:
• находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
• называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
• понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
• выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
• находить на схеме область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
Вся работа направлена на развитие следующих компетентностей: коммуникативной, информационной, учебно - познавательной, социокультурной.
Учебно-тематический план
№ № п/п
Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока)
Кол-во часов
Использование ИКТ
Использование проектной деятельности
Использование исследовательской деятельности
1
План действий и его описание
11
9
2
Отличительные признаки и составные части предметов
11
8
3
Логические рассуждения
12
10
Итого:
34
27
0
0
Содержание учебно - тематического плана.
№ п/п
Содержание программного материала
Количество часов
1
План действий и его описание. Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
Контрольная работа №1
11
2
Отличительные признаки и составные части предметов. Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.
Контрольная работа №2
11
3
Логические рассуждения. Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний
Контрольная работа №3,4
12
Календарно -тематический план
по предмету "Информатика в играх и задачах"
(2-й класс)
№ п/п
Тема урока
Дата
Результаты
пплан
ффакт
предметные
личностные
метапредметные
Введение в предмет.
Готовность и способность к саморазвитию.
Владение основными методами познания окружающего мира (анализ).
Признаки предметов
Умение называть существенные и несущественные признаки
Сформированность мотивации к обучению.
Готовность слушать собеседника, вести диалог.
Описания предметов
Уметь описывать предметы.
Самостоятельность мышления.
Умение работать в информационной среде.
Состав предметов
Уметь называть из каких частей состоит предмет
Заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний.
Активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач
Действия предметов
Определять действия предмета
Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
Умение работать в информационной среде. Владение основными методами познания окружающего мира (анализ).
Симметрия
Способность находить и строить симметричные фигуры
Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач.
Выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями).
Координатная сетка
Умение находить место предмета по заданным координатам
Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.
Умение работать в информационной
среде.
Контрольная работа №1
Умение применять полученные знания
Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
Умение, работать в информационной среде. Владение основными методами познания окружающего мира (анализ).
Повторение
Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности.
Выполнение учебных действий в разных формах (работа с моделями).
Действия предметов
Умение называть действия различных предметов
Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.
Умение работать в информационной
среде.
Обратные действия
220.11
Умение называть обратные действия
Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.
Умение работать в информационной
среде.
Последовательность событий
227.11
Способность устанавливать последовательность событий
Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности.
Выполнение учебных действий в разных формах (работа с моделями),
Алгоритм
Умение строить алгоритм действия.
Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач.
Создание моделей изучаемых объектов с использованием знаковосимволических средств.
Ветвление
Умение строить сложныйалгоритм действия.
Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.
Планирование, конжения и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата.
Контрольная работа №2
Умение применять полученные знания
Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
Определение наиболее эффективного способа достижения результата.
Повторение
Уметь работать по определённому алгоритму
Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности.
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения.
Множества. Элементы множества
Уметь работать с множествами.
Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении задач.
Умение работать в информационной
среде.
Способы задания множеств
Уметь задавать множества.
Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
Умение работать в информационной
среде.
Сравнение множеств
Уметь сравнивать множества.
Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
Владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез)
Равенство множеств
Уметь находить равные и неравные множества.
Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
Планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата.
Сравнение множеств по числу элементов
Уметь сравнивать множества.
Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности.
Умение работать в информационной
среде.
Отображение множеств
Уметь работать с множествами.
Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
Планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата.
Кодирование
Кодировать и раскодировать информацию.
Владение коммуниктивными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем.
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения.
Вложенность (включение) множеств
Уметь работать с множествами.
Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.
Владение основными методами познания окружающего мира (анализ).
Пересечение множеств
Уметь работать с множествами.
Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения.
Объединение множеств
Уметь работать с множествами.
Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности.
Умение работать в
информационной среде.
Повторение
Уметь работать с множествами.
Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
Активное использование математической речи для решений разнообразных коммуникативных задач.
Понятия "истина" и "ложь"
Уметь оценивать информацию.
Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения.
Отрицания
Умение выбирать необходимую информацию
Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности.
Умение работать в
информационной среде.
Логические операции "и" и "или”
Умение выбирать необходимую информацию
Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
Активное использование математической речи для решений разнообразных коммуникативных задач.
Графы, деревья
Уметь работать со схемами, графами.
Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца.
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения.
Комбинаторика
Уметь работать со схемами, графами, диаграммами.
Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности.
Выполнение учебных действий в разных формах (работа с моделями),
Контрольная работа №3
Умение выбирать необходимую информацию
Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач. повседневной жизни.
Создание моделей изучаемых объектов с использованием знаковосимволических средств.
Повторение
Уметь работать со схемами, графами, диаграммами.
Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться.
Планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата.
Учебно – методическое обеспечение.
Литература для учителя
1. Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Учебник « Информатика в играх и задачах» 2 класс, 1 и 2 части. – М: «Баланс», 2012;
2. Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. – М: «Баланс», 2009, 144 с.
Литература для обучающихся
1. Горячев В.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Учебник « Информатика в играх и задачах» 2 класс, 1 и 2 части. – М: «Баланс», 2012;