Рабочая программа 3 класс УМК "Школа России" по литературному чтению
Рабочая программа 3 класс УМК "Школа России" по литературному чтению
Рабочие программы по всем предметам содержат: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, с указанием места курса предмета в учебном плане, результаты изучения курса (личностные, метапредметные, предметные), описано содержание курса, тематическое планирование, перечислен учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса и знания, умения, навыки, которыми учащиеся должны овладеть к концу 3 класса. Подробное тематическое планирование с описанием на каждый урок ФГОС и с характеристикой деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 3 класс УМК "Школа России" по литературному чтению »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49 Г. ЛИПЕЦКА
Рабочая программа
по предмету «Литературное чтение»
для 3В класса
на 2014-2015 учебный год
Учитель: Ульянова Н.С.
Содержание
I.
Пояснительная записка.
II.
Общая характеристика учебного предмета.
III.
Место учебного предмета в учебном плане.
IV.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
V.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
VI.
Содержание учебного предмета.
VII.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
VIII.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
I. Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г»;
Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 № 373»;
СанПиН 2.4.2.2821 - 10, утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрированных в Минюсте России 03.03.2011г. , регистрационный номер 19993;
Приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.04.2014г. ЮТ-1064 «О примерном учебном плане образовательных организаций Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, на 2014-2015учебный год».
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 49 г. Липецка на период 2011- 2015г.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) для учащихся МБОУ СОШ №49г. Липецка, осваивающих ООП НОО в соответствии с ФГОС НОО;
Учебный план МБОУ СОШ № 49 г.Липецка на 2014-2015 учебный год;
Календарный учебный график МБОУ СОШ №49 г. Липецка на 2014-2015 учебный год.
II.Общая характеристика курса
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с программой по литературному чтению и на основе программы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкого «Литературное чтение».
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета
(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести.Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.
При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.
Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (техно- логия продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2.Постановка целей урока с учетом общей (учебной , мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1.Первичноечтениетекста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств–на выбор учителя).
2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3.Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.(Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
III. Место и роль учебного предмета в учебном плане.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Информация о количестве часов
В 3 классе на изучение литературного чтения отводится 105 ч (3 ч в неделю, 35 учебных недель).
Формы организации образовательного процесса:
-урок изучения нового материала;
- урок закрепления знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;
- урок-беседа;
- урок обобщения и закрепления изученного материала;
- урок-игра;
- урок-исследование;
- урок-практикум;
- урок развития речи;
- урок контроля знаний.
Технологии обучения:
- личностно ориентированное обучение;
- технология проектного обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- здоровьесберегающие технологии.
Виды и формы контроля.
Формы контроля:
- индивидуальный;
- групповой;
- фронтальный.
2. Текущие формы контроля
- текущая успеваемость;
- устные ответы на уроке;
- контроль техники чтения;
3. Обязательные формы итогового контроля.
- годовой контроль техники чтения;
- комплексная контрольная работа.
4. Виды контроля:
- стартовый;
- текущий;
- тематический;
- итоговый.
Формы промежуточной аттестации:
-контрольный срез техники чтения
-мониторинг
-тестирование
-защита проектов
Информация об используемом учебнике.
При обучении чтению во 3 классе используется предметная линия учебников Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение» в 2-х частях издательство «Просвещение» 2013 г.: учебник для общеобразовательных. учреждений с приложением на электронном носителе.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра–направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе –это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья–первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России , активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, уважение к многообразию иных культур.
V. Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение учащихся 3 класса начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
VI. Содержание учебного курса
Виды речевой и читательской деятельности.
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
VII. Учебно-тематический план
3 класс (105 ч)
Тематическое планирование
Вводный урок по курсу литературного чтения
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника.. Словарь
Самое великое чудо на свете 3ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст — объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове.Оценка достижений
Устное народное творчество 9ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Иван-Царевич и Серый Волк». «Сивка-Бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописного текстов.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.
Русские поэты XIX—XX века.
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». «Листья». Звукопись, её художественно-выразительное значение.
Олицетворение — средство художественной выразительности. Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...» «Зреет рожь над жаркой нивой...» Картины природы.
Эпитеты — слова, рисующие картины природы.
Выразительное чтение стихотворения.
И. С. Никитин «Полно, степь моя...» «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег».
И. 3. Суриков «Детство». «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.Оценка достижений
Великие русские писатели 20ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
А- С. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». Лирические стихотворения. Настроение стихотворения.
Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин.
«Сказка о царе Салтане...». Тема сказки- События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки А. С. Пушкина. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.
И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.
Скульптурный портрет И. А. Крылову.
Басни И. А. Крылова. Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.
М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова.
Подготовка сообщения на основе статьи.
Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.
Л. Н. Толстой. Детство Л. Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Л. Н. Толстого. Тема и главная мысль рассказа.
Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.Оценка достижений
Поэтическая тетрадь 2-5ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы.
Средства художественной выразительности.
Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений.
К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.
Оценка достижений.
Литературные сказки 6ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Д. Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».
Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.
В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки.
Нравственный смысл сказки.
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки.
Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.
Оценка достижений
Были-небылицы 8ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».
Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев.
А. И. Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.Оценка достижений
Поэтическая тетрадь 1-5ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Саша Чёрный. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому.
А. А. Блок. Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.
С. А. Есенин. Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.
Оценка достижений
Люби живое 13ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
М. Пришвин «Моя родина». Заголовок — «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.
И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения. Листопадничек — главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий
пересказ: дополнение содержания текста. В. И. Белов. «Малька провинилась». «Ещё про Мальку».
Озаглавливайие текста. Главные герои рассказа.
В. В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана, на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.
Б. С. Житков «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.
В. П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.
В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.
Оценка достижений
Поэтическая тетрадь 2-5ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
С. Я. Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной...» Заголовок стихотворения. Выразительное чтение.
А. Л. Барто «Разлука». «В театре». Выразительное чтение.
С. В. Михалков «Если». Выразительное чтение.
Е. А. Благинина «Кукушка». «Котёнок». Выразительное чтение.
Проект: «Праздник поэзии».
Оценка достижений
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок 11ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
А. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»
М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»
Н. Носов «Федина задача», «Телефон»
В. Драгунский «Друг детства», Комплексная контрольная
По страницам детских журналов 5ч.
Знакомство с названием раздела. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Ю. Ермолаев «Проговорился», Ю. Ермолаев «Воспитатели»
Г. Остер «Вредные советы» «Как получаются легенды»
Р. Сеф «Веселые стихи»
Зарубежная литература7ч.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.
Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике.
Оценка достижений
Итого: 105ч.
VIII.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Литературного чтения» в частности.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Литературное чтение».
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс.- М.: ВАКО, 2014.- 384 с. – (В помощь школьному учителю).
2.Т. В. Игнатьева. Контрольные тексты для проверки техники чтения: 1-4 кл./ Тула: ООО «Издательство «АСТ», 2002. – 104 с.
3. Портреты писателей.
4. Узорова О. В., Нефёдова Е.А. Тексты по проверке техники чтения. - М.: АСТ-Астрель, 2005.
5.Словари.
6.Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Н.А.Стефаненко. – М.: Просвещение, 2012
7.Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 3 класс/Сост.Г.В.Шубина М.: ВАКО, 2012.
Интернет-ресурсы
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси.
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника.
Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника
Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: - ориентироваться в учебнике и тетради (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале; - различать способ и результат действия. Коммуникативные: - потребность в общении с учителем; - умение слушать и вступать в диалог.
2
1
4.09
Первопечатник Иван Федоров
Устное народное творчество 9ч.
3
1
5.09
Знакомство с названием раздела. Русские народные песни
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.
Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.
Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.
Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.
Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.
Называть виды прикладного искусства.
Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно).
Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.
Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием.
Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: - анализ, сравнение, обобщение; - знаково-символические;
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - анализ объектов. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Коммуникативные: - потребность в общении с учителем; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
4
1
9.09
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок
СКАЗКИ
5-6
2
11.09 12.09
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события.
Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним.
Делить текст на части.
Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке.
Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев.
Называть основные черты характера героев.
Характеризовать героев произведения.
Сравнивать героев произведения, героев разных сказок.
Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.
Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре.
Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Личностные: - смыслообразование, - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале; - различать способ и результат действия. Коммуникативные: - потребность в общении с учителем; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
7-9
3
16.09 18.09
19.09
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»
10-11
2
23.09 25.09
Русская народная сказка «Сивка-бурка»
Поэтическая тетрадь 1 (8ч.)
12
1
26.09
Ф. Тютчев «Весенняя гроза»
Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.
Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Определять различные средства выразительности.
Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).
Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.
Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения
Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: - ориентироваться в учебнике и тетради (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - анализ объектов. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале. Коммуникативные: - потребность в общении с учителем; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
13
1
30.09
Ф. Тютчев «Листья», Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»
14
1
2.10
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»
15
1
3.10
И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно...»
16
1
7.10
И. Никитин «Встреча зимы»
17
1
14.10
И. Суриков «Детство»
18
1
16.10
И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении
19
1
17.10
Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу « Поэтическая тетрадь 1»)
Великие русские писатели (20ч.)
20
1
21.10
Знакомство с названием раздела. А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина»
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.
Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения.
Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.
Различать лирическое и прозаическое произведения.
Называть отличительные особенности стихотворного текста.
Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём.
Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения).
Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.
Знать особенности литературной сказки.
Определять нравственный смысл литературной сказки.
Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.
Давать характеристику героев литературной сказки.
Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа.
Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.
Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.
Определять особенности басни,
выделять мораль басни в текстах.
Представлять героев басни.
Характеризовать героев басни на основе их поступков.
Инсценировать басню.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл
Личностные: - смыслообразование, - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Познавательные: - анализ, сравнение, обобщение; - рефлексия. Регулятивные: - целеполагание, - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - контроль, - оценка. Коммуникативные: - умение слушать и слышать; - умение сотрудничать учителем.
21
1
23.10
А. Пушкин. Лирические стихотворения
22
1
24.10
А. Пушкин «Зимнее утро»
23
1
28.10
А. Пушкин «Зимний вечер»
24-26
3
30.10
31.10
6.11
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»
27
1
7.11
И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове
28
1
11.11
И. Крылов «Мартышка и Очки»
29
1
13.11
И. Крылов «Зеркало и Обезьяна»
30
1
14.11
И. Крылов «Ворона и Лисица»
31
1
18.11
Проверочное чтение
32
1
20.11
М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи
33
1
27.11
М. Лермонтов «Горные вершины...», «На севере диком стоит одиноко...»
34
1
28.11
М. Лермонтов «Утес», «Осень»
35
1
29.11
Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения
36
1
2.12
Л. Толстой «Акула»
37
1
4.12
Л. Толстой «Прыжок»
38
1
5.12
Л. Толстой «Лев и собачка»
39
1
9.12
Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов
Поэтическая тетрадь 2 (5ч.)
40-41
2
11.12 12.12
Знакомство с названием раздела. Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...»
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух.
Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения.
Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.
Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.
Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении.
Создавать словесные картины по тексту стихотворения.
Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования.
Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения
Личностные: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Познавательные: - ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи; - анализ объектов;
- выбор критериев для сравнения; - знаково-символические. Регулятивные: - целеполагание; - волевая саморегуляция; - принимать и сохранять учебную задачу; - адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: - строить понятные для партнѐра высказывания; - разрешение конфликтов
42
1
16.12
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
43
1
18.12
К. Бальмонт «Золотое слово» И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений
44
1
19.12
Контрольное чтение
Литературные сказки(6ч.)
45
1
23.12
Знакомство с названием раздела. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка)
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение.
Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки.
Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.
Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках.
Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.
Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.
Определять авторское отношение к изображаемому.
Читать сказку в лицах.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике
Личностные: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Познавательные: - понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- ориентироваться на разнообразие
способов решения учебной задачи; - анализ и сравнение объектов; - выбор критериев для сравнения; - знаково-символические. Регулятивные: - целеполагание; - принимать и сохранять учебную задачу; - адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: - строить понятные для партнѐра высказывания; - разрешение конфликтов.
46
1
25.12
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»
47-48
2
26.12
30.12
В. Гаршин «Лягушка-путешественница»
49
1
9.01
День здоровья
50-51
2
13.01 15.01
В. Одоевский «Мороз Иванович»
Оценка достижений
Были-небылицы (8ч.)
52-53
2
16.01 20.01
Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой»
Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные.
Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.
Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную Читать сказку выразительно по ролям
Личностные: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Познавательные: - понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- ориентироваться на разнообразие
способов решения учебной задачи; - анализ и сравнение объектов; - выбор критериев для сравнения; - знаково-символические. Регулятивные: - целеполагание; - принимать и сохранять учебную задачу; - адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: - строить понятные для партнёра высказывания; - разрешение конфликтов.
54-56
3
22.01 23.01
27.01
К. Паустовский «Растрепанный воробей»
57-59
3
29.01
30.01
3.02
А. Куприн «Слон»
Оценка достижений
Поэтическая тетрадь 1 (5ч.)
60
1
5.02
Знакомство с названием раздела. С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..»
Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение.
Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.
Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.
Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.
Объяснять смысл выражений с опорой на текст.
Определять авторское отношение к изображаемому.
Придумывать стихотворные тексты.
Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом;
самостоятельно оценивать свои достижения
Личностные: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; Познавательные: - понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; - сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. - группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. - выбор критериев для сравнения; - знаково-символические. Регулятивные: - целеполагание; - принимать и сохранять учебную задачу; - адекватно воспринимать
оценку учителя. Коммуникативные: - строить понятные для партнѐра высказывания; - разрешение конфликтов.
61
1
6.02
С. Черный «Воробей», «Слон»
62
1
10.02
А. Блок «Ветхая избушка»
63
1
12.02
А. Блок «Сны», «Ворона»
64
1
13.02
С. Есенин «Черемуха». Оценка достижений
Люби живое (13ч.)
65
1
17.02
Знакомство с названием раздела. М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок — «входная дверь» в текст
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.
Читать и воспринимать на слух произведения.
Определять жанр произведения.
Понимать нравственный смысл рассказов.
Определять основную мысль рассказа.
Составлять план произведения.
Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.
Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.
Пересказывать произведение на основе плана.
Придумывать свои рассказы о животных.
Проверять составленный план,сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения
Познавательные: - анализ, синтез, сравнение, - рефлексия. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу, - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Коммуникативные: - потребность в общении с учителем; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
66- 67
2
19.02
26.02
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
68
1
27.02
В. Белов «Малька провинилась»
69
1
28.02
В. Белов «Еще раз про Мальку»
70- 71
2
3.03
5.03
В. Бианки «Мышонок Пик»
72-74
3
6.03
10.03
12.03
Б. Житков «Про обезьянку»
75
1
13.03
В. Дуров «Наша Жучка»
76
1
17.03
В. Астафьев «Капалуха»
77
1
19.03
В. Драгунский «Он живой и светится...»
Оценка достижений
Поэтическая тетрадь 2 (5ч.)
78
1
20.03
Знакомство с названием раздела. С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...»
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения.
Читать и воспринимать на слух лирические тексты.
Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.
Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение.
Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.
Сочинять стихотворения.
Участвовать в творческих проектах.
Заучивать стихи наизусть.
Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме.
Личностные: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - нравственно-этическое оценивание. Познавательные: - умение строить речевое высказывание; - моделирование, работа с моделями; - анализ, синтез, сравнение; - формулирование проблемной ситуации;
Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу, - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
Коммуникативные: - потребность в общении с учителем; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
79
1
24.03
А. Барто «Разлука», «В театре»
80
1
26.03
С. Михалков «Если», «Рисунок»
81
1
27.03
Е. Благинина «Кукушка», «Котенок»
82
1
7.04
Проверочное чтение
Оценка достижений
Собирай по ягодке — наберешь кузовок (11ч.)
83
1
9.04
Знакомство с названием раздела. Б. Шергин «Собирай по ягодке — наберешь кузовок». Особенность заголовка произведения
Личностные: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - нравственно-этическое оценивание.
Познавательные: - умение строить речевое высказывание; - моделирование, работа с моделями; - анализ, синтез, сравнение; - формулирование проблемной ситуации; - обсуждение представленной проблемы; - знаково-символические; - рефлексия. Регулятивные: - целеполагание, -планирование работы в группе с учителем и детьми; - контроль; оценка и взаимооценка. Коммуникативные: - потребность в общении с учителем; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
84-85
2
10.04
14.04
А. Платонов. «Цветок на земле»
86-87
2
16.04
17.04
А. Платонов «Еще мама»
88
1
21.04
М. Зощенко «Золотые слова»
89
1
23.04
М. Зощенко «Великие путешественники»
90
1
24.04
Н. Носов «Федина задача»
91
1
28.04
Н. Носов «Телефон»
92
1
30.04
В. Драгунский «Друг детства»
93
1
5.05
Комплексная контрольная
По страницам детских журналов (5ч.)
94
1
7.05
Знакомство с названием раздела. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Личностные: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - нравственно-этическое оценивание.
Познавательные: - умение строить речевое высказывание; - моделирование, работа с моделями; - анализ, синтез, сравнение; - формулирование проблемной ситуации; - обсуждение представленной проблемы; - знаково-символические; - рефлексия. Регулятивные: - целеполагание, -планирование работы в группе с учителем и детьми; - контроль; оценка и взаимооценка. Коммуникативные: - потребность в общении с учителем; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
95
1
8.05
Ю. Ермолаев «Проговорился»
96
1
12.05
Ю. Ермолаев «Воспитатели»
97
1
14.05
Г. Остер «Вредные советы» «Как получаются легенды»
98
1
15.05
Р. Сеф «Веселые стихи»
Зарубежная литература (7ч.)
99
1
19.05
Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции
Сочинять свои сказки.
Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).
Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом.
Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Личностные: - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; - нравственно-этическое
оценивание.
Познавательные: - умение строить речевое высказывание; - моделирование, работа с моделями; - анализ, синтез, сравнение; - формулирование проблемной ситуации; - обсуждение представленной проблемы; - знаково-символические; - рефлексия. Регулятивные: - целеполагание, -планирование работы в группе с учителем и детьми; - контроль; оценка и взаимооценка.
Коммуникативные: - потребность в общении с учителем; - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).