kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Выжигание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана по программе ФГОС НОО. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Выжигание"»

Воробьева Яна, кружок «Искусство выжигания».

Пояснительная записка

Выжигание по дереву – техника, позволяющая любой деревянный предмет превратить в оригинальное художественное произведение. В настоящее время наблюдается некоторый всплеск интереса к выжиганию как виду декоративно-прикладного искусства. Искусством выжигание является без сомнения. Возможности выжигания очень велики. Они не сводятся к выделению контуров предметов на рисунке, как предполагают многие. Гравюры, получаемые в результате выжигания по дереву, могут быть столь же сложны и многообразны, как и гравюры, выполненные обычным способом.

Особенности данного вида деятельности заключаются в его пограничном состоянии между техническим и художественным направлениями. С одной стороны, дети работают с приборами для выжигания – техническими приспособлениями, с другой стороны, результатом работы с выжигателем становится художественное произведение детского творчества. Поэтому занятия выжиганием привлекают обучающихся как с техническими, так и с художественными наклонностями.

Выжигание по дереву открывает простор для организации проектной деятельности. А именно волю творчества, инициативы. Также программа способствует развитию качеств таких, как самостоятельность, упорство, трудолюбие, целеустремленность.

Программой предусмотрены следующие формы работы: групповые занятия, совместная творческая деятельность – коллективные работы, разработка проектов.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: 

- текущий контроль успеваемости, проводимый по завершению раздела программы. Форма проведения - итоговое занятие, на котором проводится  анализ изделия и отдельных этапов его изготовления.

- промежуточный, проводимый по итогам обучения. Форма проведения зачет. В конце года обучения зачет предполагает выставку.


Цели программы: - развитие творческих способностей детей и художественного вкуса;

- создание условий для духовного и нравственного развития личности каждого учащегося, их приобщение к традициям декоративно-прикладного творчества и раскрытия его творческого потенциала посредством освоения техники выжигания по дереву.





Задачи программы:

- познакомить с народными промыслами, использующими древесину, с их современным состоянием;

- научить разбираться в разных породах древесины, пригодной для художественной обработки;

- научить соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими средствами и инструментами;

- научить различным приемам выжигания и оформления готового изделия;

- развить эстетический и художественный вкус, умение видеть прекрасное;

- расширить кругозор  обучающихся, развить творческое воображение, активность, интереса к предмету;

- сформировать  чувство коллективизма;

- воспитать дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца.

Планируемые результаты освоения программы

  1. Формирование навыка работать с материалами и инструментами для выжигания, соблюдая правила ТБ.

  2. Формирование умения выбирать способы оформления и выжигания работы.

  3. Формирование умения контролировать качество работы, устранять дефекты.

  4. Формирование умения объективно оценивать вклад своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива.

  5. Формирование умения оценивать свою познавательно-трудовую деятельность с точки зрения нравственных, эстетических ценностей по принятым в коллективе требованиям и принципам.


Педагогические принципы:

- принцип единства художественного и технического развития;

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности в овладении техникой выжигания, от.

простого к сложному;

- принцип успешности;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.


Сроки реализации программы

Курс обучения рассчитан на 1 год. Занятия проводятся по 2 часа 3 раза в неделю. Программа разработана на 216 часов в год.

Учебное занятие составляет 45 минут. Между занятиями 10-митутный перерыв.


Тематическое планирование


Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Основные приемы работы с древесиной.

16

12

4

1.1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

-

1.2

История выжигания (пирография).

2

2

-

1.3

Организация рабочего места при выжигании. Устройство выжигательного аппарата.

2

2

-

1.4

Древесина, породы древесины, фанера, ДВП.

2

2

-

1.5

Зачистка (шлифовка) основы. 

2

-

2

1.6

Технология декоративной отделки древесины и фанеры.

4

4

-

1.7

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

2.

Виды изображений (контурное, светотеневое, силуэтное). 

6

4

2

2.1

Понятия «фон», «контур» и «силуэт».

2

2

-

2.2

Перевод рисунка на основу.

2

-

2

2.3

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

2

-

3.

Основные приемы выжигания.

12

1

11

3.1

Плоское выжигание.

2

-

2

3.2

Глубокое выжигание.

2

1

1

3.3

Выжигание по внешнему контуру.

2

-

2

3.4

Выжигание элементов рисунка.

2

-

2

3.5.

Рамочное выжигание. Оформление рамки.

2

-

2

3.6

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

4.

Виды штриховки при выжигании.

10

1


9

4.1

Параллельные линии.

2

-

2

4.2

Пересекающиеся линии.

2

-

2

4.3

Непересекающиеся отрезки.

2

1

1

4.4

Точки.

2

-

2

4.5

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

5.

Создание орнаментов.

10

1

9

5.1

Работа над эскизом творческого изделия.

2

-

2

5.2

Выжигание, выполнение задания по образцу.

6

1

5

5.3

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

6.

Составление композиций для выжигания в разных художественных жанрах.

122

4

118

6.1

Подготовка основы для выжигания. Приёмы перевода рисунка «Ежик». Выжигание по линиям рисунка.

6

-

6

6.2

Выжигание рисунка точечным способом с использованием фоновых штриховок  «Домик». 

6

-

6

6.3

Выжигание на тему «Животные». Выбор рисунка. Выжигание рисунка «фоновым способом».

8

1

7

6.4

Выжигание на тему «Новый год». Выжигание рисунка одним из изученных способов.

8

1

7

6.5

Композиция «Зимний пейзаж». Составление своего рисунка. Выжигание рисунка.

10

-

10

6.6

Композиция «Замок снежной королевы». Выжигание рисунка.

8

-

8

6.7

Изготовление предметов на произвольную тему (индивидуальные творческие работы).

10

-

10

6.8

Композиция «23 февраля». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака).

10

1

9

6.9

Выжигание на тему «Подарок маме». Выжигание рисунка одним из изученных способов.

10

-

10

6.10

Композиция «Весна». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака).

8

-

8

6.11

Композиция «Любимый мультфильм». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака).

10

-

10

6.12

Композиция «Космический полет». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака).

8

-

8

6.13

Композиция «День Победы». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака).

8

1

7

6.14

Композиция «Бабочки и цветы». Составление своего рисунка. Выжигание рисунка. 

10

-

10

6.15

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

7.

Разработка узора на деревянной основе разной формы (круг, квадрат, ромб и др.).

12

2

10

7.1

Выжигание узора в круге.

4

1

3

7.2

Выжигание узора в квадрате.

4

-

4

7.3

Выжигание узора в ромбе.

2

1

1

7.4

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

8.

Коллективные  творческие работы.

22

2

20

8.1

Подготовка основы для выжигания. 

2

1

1

8.2

Составление рисунка.  Перевод рисунка на основу для выжигания.

8

1

7

8.3

Выжигание рисунка.

8

-

8

8.4

Покрытие картины лаком.

2

-

2

8.5

Итоговое занятие. Текущий контроль.

2

-

2

9.

Промежуточная аттестация.

2

1

1

Итого:

216

18

198



Содержание программы

  1. Основные приемы работы с древесиной.

Теория (12 ч.): вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. История выжигания (пирография). Организация рабочего места при выжигании. Устройство выжигательного аппарата. Древесина, породы древесины, фанера, ДВП. Технология декоративной отделки древесины и фанеры.

Практика (4 ч.): выборы древесных материалов с учетом особенностей их цвета, текстуры и выбранного рисунка. Подготовка для выжигания: обработка досок – шлифовка, зачистка. 

  1. Виды изображений (контурное, светотеневое, силуэтное).

Теория (4 ч.): понятия «фон», «контур» и «силуэт». Перевод рисунка на основу.

Практика (2 ч.): выбор рисунка для работы. Освоение различных способов нанесения рисунка на доску (по шаблонам, трафаретам, при помощи кальки и копировальной бумаги), выбор способа для работы. 

3. Основные приемы выжигания.

Теория (1 ч.): плоское выжигание. Глубокое выжигание. Выжигание по внешнему контуру. Выжигание элементов рисунка. Рамочное выжигание. Оформление рамки.

Практика (11 ч.): технология выжигания. Выжигание элементов рисунка с использованием регулятора температур, его переключением. Работа на пробных досках. Оформление рамочки. Регуляция нажима, интервалов времени при выжигании. 

  1. Виды штриховки при выжигании.

Теория (1 ч.): ообенности выжигания параллельных, пересекающихся линий, непересекающихся отрезков, точек.

Практика (9 ч.): отработка приемов выжигания: точками, штрихами, параллельными линиями,  сплошной линией. Способы накладывания различных видов штриховки. Способы объединения различных приемов выжигания и различных видов штриховки при выполнении работы. Учет фактуры материала при выполнении работы. 

  1. Создание орнаментов.

Теория (1 ч.): понятие орнамента. Различные виды орнамента. Способы нанесения орнамента. Связь орнамента с формой изделия. Орнамент в оформлении работ. Работа над эскизом творческого изделия.

Практика (9 ч.): выбор орнаментов. Отработка способов нанесения орнамента. Выполнение орнамента в оформлении работ. Выжигание орнамента по образцу и составление орнамента в полосе. Применение орнамента в оформлении рамок. Выбор тематики выполняемого изделия. Самостоятельное выполнение эскиза. Нанесение эскизов на доску. Самостоятельное выжигание по образцу отдельных фигур (выжигание контура, деталей).

  1. Составление композиций для выжигания в разных художественных жанрах. 

Теория (4 ч.): основы композиции: композиционное расположение отдельных фигур и серии фигур.  Беседа о художественных жанрах: натюрморт, пейзаж, портрет. Симметрия в композиции. Композиция на изделиях различной величины и формы.

Практика (118 ч.): составление симметричной композиции. Составление композиций для изделий разной величины и формы. Самостоятельное оформление изделий в разных художественных жанрах. 

Подготовка основы для выжигания. Наложение копировальной бумаги на основу для выжигания.  Приёмы перевода рисунка «Ежик». Выжигание по линиям рисунка. Выжигание рисунка точечным способом с использованием фоновых штриховок  «Домик». Выжигание на тему «Животные». Выбор рисунка. Выжигание рисунка «фоновым способом». Выжигание на тему «Новый год». Выжигание рисунка одним из изученных способов. Композиция «Зимний пейзаж». Составление своего рисунка. Выжигание рисунка. Композиция «Замок снежной королевы». Выжигание рисунка. Изготовление предметов на произвольную тему (индивидуальные творческие работы). Композиция «23 февраля». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Выжигание на тему «Подарок маме». Выжигание рисунка одним из изученных способов. Композиция «Весна». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция «Космический полет». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция «День Победы». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция «Любимый мультфильм». Выжигание рисунка. Отделка картины (нанесение лака). Композиция «Бабочки и цветы». Составление своего рисунка. Выжигание рисунка.

7. Разработка узора на деревянной основе разной формы (круг, квадрат, ромб и др.). 

Теория (2 ч.): составление узора в круге, квадрате, прямоугольнике, полосе, орнаментов симметричных и несимметричных, выполненных по народным мотивам.

Практика (10 ч.): выжигание узора в в круге, квадрате, прямоугольнике, полосе, орнаментов симметричных и несимметричных, выполненных по народным мотивам.

  1.  Коллективные  творческие работы. 

Теория (2 ч.): повторение основных знаний по оформлению композиций в различных художественных жанрах. Составление композиции.

Практика (20 ч.): подготовка основы для выжигания. Составление рисунка.  Перевод рисунка на основу для выжигания. Выжигание рисунка. Покрытие картины лаком.

13. Промежуточная аттестация.

Теория (1 ч.): подведение итогов работы объединения за год.  Рекомендации по самостоятельной творческой работе.

Практика (1 ч.): оформление итоговой выставки. 


Нормативные документы

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373, с изм. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г. №1576).


Литература для педагога

  1. Андреева Е. Художественная работа по дереву.- М.: Риполклассик,2009. 

  2. Борисов И.Б. Обработка дерева.-М.:2000. 

  3. Величко Н. Роспись.- АСТ-пресс, 1999. 

  4. Горяева Н., Островская О. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. -М.: 2000. 

  5. Грегори Норма Выжигание по дереву. Практическое руководство.- М.:Изд. «Ниола- Пресс», 2009. 

  6. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.:1996. 

  7. Работы по дереву. //Практическое пособие/.- М.: 2010.

  8. Сокольникова Н. Основы композиции.- М.:1996. 

  9. Стильные штучки из дерева. /Практическое пособие/.- М.: АСТ «Пресс», 2009. 

  10. Шевчук Л. Дети и народное творчество.- М.:1995.

  11. Шевчук Л. Самоделкин для мальчиков.- М.: 2010


Литература для обучающихся

  1. Алексахин Н. Матрешка.- М.:1998. 

  2. Андреева Р. Росписные самоделки. - С.-Пб.:2000. 

  3. Афонькин С., Афонькина А. Орнаменты народов мира.- С.-Пб.: Кристалл,1998.

  4. Двойникова Е.С., Лямин И. В. Художественные работы по дереву.- М.:1992. 

  5. Демина И.Г. Чудеса из дерева.- М.:2001. 

  6. Мартынов А. Здравствуй, мастер. -М.:1989. 

  7. Нехотина Т.М. Русские узоры.- М.:1987.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Выжигание"

Автор: Попова Виктория Юрьевна

Дата: 17.03.2021

Номер свидетельства: 575720

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства