kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Геометрия клетчатой бумаги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа внеурочной деятельности в 1-4 классах "Геометрия клетчатой бумаги!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Геометрия клетчатой бумаги"»










Программа внеурочной деятельности

«Геометрия клетчатой бумаги»

















Составитель:
Тихонова О.В.
учитель начальных классов

















Пояснительная записка.

На современном этапе развития педагогической науки и практики одной из самых актуальных проблем является построение таких моделей процесса обучения, которые способствовали бы не только эффективному усвоению знаний, формированию навыков и умений, но и психическому развитию школьников и их интеллектуальному росту.

Одним из основных психических процессов является мышление. Оно включено в любой познавательный процесс. Одно из разновидностей мышления – пространственное мышление.

Педагогической наукой доказано, что для успешного развития пространственного мышления, школьникам необходимо овладеть некоторой системой общих приёмов умственной деятельности: анализ и выделение главного, объяснение понятий, сравнение, обобщение и систематизация, конкретизация, классификация, доказательство и опровержение.

И.С.Якиманская отмечает, что пространственное мышление это вид мыслительной деятельности, который включает не только логические операции, а обеспечивается различными психическими процессами, такими как восприятие, внимание, память, воображение при обязательном участии речи. Ведущую роль играют логические приёмы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение. Высокий уровень развития пространственного мышления способствует успешному обучению многим дисциплинам. Кроме того, уровень развития пространственного мышления рассматривается многими учёными как существенный показатель общего интеллектуального развития. Задача развития пространственного мышления может и должна решаться в процессе изучения различных учебных предметов, но геометрическое содержание предоставляет для этого большие возможности.

И.Ф.Шарыгин отмечал: «Положение геометрии по сравнению с другими школьными предметами в своём роде уникально: ни один предмет первоклассники так не готовы воспринимать, как наглядную геометрию. В то же время ни один предмет не начинают изучать в школе с таким запозданием, как геометрию».

Геометрия – это не только раздел математики, школьный предмет, это, прежде всего феномен общечеловеческой культуры, являющийся носителем собственного метода познания мира.

Ввести ребёнка в мир геометрии и развивать его пространственное мышление можно с помощью клетчатой бумаги. Клеточка как наглядный инструмент, помогает лучше изучить свойства геометрических фигур.

В среднем звене школы этим вопросом занимался профессор И.Ф.Шарыгин. В его сборниках задач для 5 – 6 классов есть разделы «Геометрия на клетчатой бумаге».

В начальной школе некоторые авторы учебников всё больше включают упражнения с клетчатой бумагой, направленные на развитие пространственного мышления.

Такие упражнения можно встретить в рабочих тетрадях по математике у В.Н.Рудницкой (программа «Начальная школа 21 века»), у Александровой (система Л.В.Занкова).

Вместе с тем, занятия геометрией на клетчатой бумаге создают условия для успешного усвоения геометрического материала, включённого в программу по математике. Клетчатая бумага позволяет проводить многие геометрические построения, помогает лучше понять и изучить свойства фигур. Упражнения на клетчатой бумаге способствуют развитию интуиции, воображения, памяти, внимания.

Используя клетчатую бумагу в своей практике, я создала свою технологию развития пространственного мышления, через систему упражнений на клетчатой бумаге. В создании технологии, я использовала основные положения теории Л.С.Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, взгляды И.С.Якиманской на развитие пространственного мышления школьников, технологию В.В.Фирсова и Н.П.Гузика дифференцированного обучения, выводы Л.Н.Фетисовой о развитие пространственного воображения учащихся.

Геометрия – это не только раздел математики, это прежде всего феномен общечеловеческой культуры, являющийся носителем собственного метода познания мира. Она имеет огромное значение в интеллектуальном развитии человека.
Ввести ребенка в мир геометрии можно с помощью клетчатой бумаги. Занятия геометрией на клетчатой бумаге создают условия для успешного усвоения геометрического материала, включенного в программу по математике.

Для преодоления трудностей у детей с ОВЗ в работе с дидактическим материалом при овладении письмом элементов цифр, а затем и письмом цифр, в работе с линейкой и карандашом на уроках математики наиболее успешно используется  прием: коррекционно-развивающие упражнения на развитие пространственно-ориентационных представлений. Это графические диктанты, где учащимся предлагается воспроизвести в тетради периодически повторяющий узор той или иной степени сложности. Это и одно из любимых детьми упражнений «Зашифрованный рисунок», которой дает первое знакомство с координатной сеткой. Таким образом, усвоение математических знаний детьми с ОВЗ происходит наиболее эффективно при использовании разнообразных приемов коррекционной работы, которые способствуют повышению памяти, внимания, коррекцию зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений общей и мелкой моторики. Ценным в таких приемах является развитие эмоций детей, они начинают удивляться, радоваться, улыбаться, добиваться, успеха в своей деятельности и проявлять отношение к ее результатам


Участие детей с ОВЗ во внеурочной деятельности положительно влияет на развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД). Прежде всего, это касается таких УУД как коммуникативные и регулятивные. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий позволяет ребенку с ОВЗ развивать социальную компетентность, формировать продуктивные формы взаимодействия с социумом путем учета позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, успешно интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с субъектами общения.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечивают ребенку с ОВЗ развитие произвольного поведения, направленного на организацию своей учебной деятельности.

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения познавательных задач, анализом ситуаций, сопоставлением различных данных, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, строить и проверять гипотезы, формирование пространственных представлений, пространственного воображения, умений рассуждать. Не менее важной является стимулирование познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, внеурочная деятельность детей с ОВЗ должна быть направлена на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной компетенции, адаптацию в обществе.


Данный курс составлен по следующим принципам:
- преемственность с курсом математики;
- обогащение геометрического опыта учащихся;
- возможность широкого применения изучаемого материала на практике;
- возможность проявлять самостоятельность, инициативу, творчество.

Основная цель данного курса:

используя клетчатую бумагу, дать учащимся начальные геометрические представления и способствовать их интеллектуальному и творческому развитию.

Задачи курса:
- расширять и углублять представления о геометрических фигурах;
- развивать пространственные представления, мышление, внимание, память, глазомер, фантазию, воображение;
- способствовать развитию интеллекта, эмоционального и эстетического развития;
- побуждать к самостоятельности, инициативе, творчеству;
- учить анализировать, сравнивать, сопоставлять, выявлять закономерность;
- развивать познавательную деятельность учащихся и интерес к изучаемому предмету;
- формировать учебную мотивацию.


Клетчатая бумага позволяет проводить многие геометрические построения, помогает лучше понять и изучить свойства фигур.
Чертя на клетчатой бумаге линии, ребенок развивает внимание и глазомер. Составляя различные орнаменты, он развивает не только логическое и творческое мышление, но и фантазию, эстетический вкус. Изображая различные силуэты, ребенок учится анализировать, сравнивать, сопоставлять, выявлять закономерность. Упражнения на клетчатой бумаге способствуют развитию интуиции, воображения.

Занятия курсом должны приносить детям глубокое удовлетворение, радость познания. Особое внимание следует уделять созданию положительного и эмоционального настроя, что позволит развить интерес к изучаемому. Занятия строятся на интересе детей и не должны носить принудительный характер.
Материал, предлагаемый детям, должен быть понятен. При проведении занятий используются задачи на смекалку, занимательные задачи и упражнения, дидактические игры.

Так как у детей младшего школьного возраста развито наглядно-действенное мышление, то проводится много практических упражнений.


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

- индивидуально-творческая деятельность;

- коллективная творческая деятельность,

- работа над проектами,

- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);

-иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.

-индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с последующим коллективным обсуждением

-решение классических и нетрадиционных задач;

-дидактические игры;

- конкурсы, турниры.

Занятия проводятся в кабинете с использованием мультимедийного оборудования (проектор, компьютер), видеоматериалов, компьютерных программ.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Планируемые результаты изучения программы.

Личностные результаты:

-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера,

-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека,

-воспитание чувства справедливости, ответственности,

-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

-формирование познавательных интересов,

-повышение мотивации,


Метапредметные результаты:

-сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного заданий,

-моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда; использование его в ходе самостоятельной работы,

-применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы с числовыми головоломками,

-анализ правил игры,

-действие в соответствии с заданными правилами,

-включение в групповую работу,

-участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его,

-аргументирование своей позиции в коммуникации, учитывание разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения,

-сопоставление полученного результата с заданным условием,

-контролирование своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок,

-анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин),

-поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы,

-моделирование ситуации, описанной в тексте задачи,

-использование соответствующих знаково-символических средств для моделирования ситуации,

-определение последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи,

-объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий,

-воспроизведение способа решения задачи,

-анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных,

-выбор наиболее эффективного способа решения задачи,

-оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно),

-участие в учебном диалоге, оценка процесса поиска и результатов решения задачи,

-составление фигуры из частей, определение места заданной детали в конструкции,

-сопоставление полученного (промежуточного, итогового) результата с заданным условием,

-объяснение выбора деталей или способа действия при заданном услови,.

-моделирование объёмных фигур из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток,

-осуществление развернутых действий контроля и самоконтроля: сравнивание построенной конструкции с образцом.


Содержание программы.


1 класс ( 30 часов)


Рабочая строка на клетчатой бумаге. Понятия: левее, правее, ниже, выше, над, под, за, между, вне, внутри.

Точка, линия, отрезок.

Линии горизонтальные и вертикальные. Понятие ломаной линии. Вершины и звенья ломаной линии. Длина ломаной.

Единицы измерения : сантиметр и миллиметр. Длина отрезка. Параллельные прямые.
Графические диктанты.

Квадраты и прямоугольники. Составление квадратов и прямоугольников из данных квадратов и прямоугольников. Диагональ клеточки, диагональ квадрата и прямоугольника. Треугольники. Прямоугольный треугольник.
Копирование фигур сложной конфигурации. Штриховка фигур.

Рисование бордюров. Рисование по клеточкам простейших фигур.

Изображение силуэтов насекомых, животных, цветов.

Составление из геометрических фигур различных комбинаций.


2 класс (34 часа)


Линии: ломаные, замкнутые и незамкнутые.

Черчение ломаных линий с периодическим и ритмическим повторением.
Составление линий по заданному условию; составление условий для черчения ломаных линий.

Орнаменты: составление орнаментов, состоящих из ломаных линий, квадратов, прямоугольников, треугольников; раскрашивание готовых орнаментов; изменение орнаментов; составление орнаментов по условию.

Составление композиций из цветов и листьев.

Квадраты, прямоугольники и их свойства. Деление квадратов и прямоугольников на равные части ломаными линиями по сторонам клеточек. Площадь и периметр прямоугольника.

Прямой угол. Прямоугольный треугольник.

Графические диктанты, в процессе которых получается изображение фигур сложной конфигурации со взаимно параллельными и перпендикулярными сторонами, и с диагональю клеточек.

Копирование фигур сложной конфигурации и деление их на равные части.
Составление и черчение силуэтов ( птиц и насекомых).

Составление простейших тематических композиций.


3 класс(34 часа)


Деление фигур сложной конфигурации со взаимно параллельными и перпендикулярными сторонами ломаной линией на две и три одинаковые части.
Площади и периметры. Квадратный сантиметр. Часть квадрата, прямоугольника.
Составление новых фигур из данных по условию.

Черчение многоугольников по данным точкам.

Осевая симметрия. Построение симметричных фигур.

Задачи с раскрашиванием клеток.

Составление силуэтов насекомых, животных, птиц и черчение их в противоположных направлениях.

Овалы и окружности на клетчатой бумаге. Волнистые линии.

Игры: «Крестики-нолики», «Ползунок», «Пентамино».


4 класс (34 часа)


Многогранники: куб, прямоугольный параллелепипед, пирамиды.
Свойства куба и прямоугольного параллелепипеда. Составление объемных композиций, используя куб, прямоугольный параллелепипед, пирамиду.
Координатный угол. Построение фигур, используя координатный угол.

Построение углов. Развернутый угол.

Объединение и пересечение фигур.

Деление фигур со взаимно параллельными и перпендикулярными сторонами ломаной линией на 4 равные части.

Рисование по клеточкам.

Миллиметровая бумага. Квадратный миллиметр, квадратный дециметр.

Черчение и рисование на миллиметровой бумаге.

Силуэты предметов, животных, птиц.

Игра «Морской бой». Лабиринты.





1 класс
Тематическое планирование «Геометрия клетчатой бумаги»



п/п

Тема

теория

практика

Всего учебных часов на тему

Строка в тетради в клеточку. Рабочая строка. Нахождение рабочей строки.

0,5

0,5

1

Понятия: правее, левее

1

1

2

Понятия: ниже, выше, над, под.

1

1

2

Понятия: за, между, вне, внутри.

1

1

2

Линии вертикальные и горизонтальные.

1

1

2

Параллельные линии.


1

1

Точка, линия, отрезок. Длина отрезка. Знакомство с размерами клетки. Единицы измерения миллиметр и сантиметр.

1

1

2

Черчение отрезков. Проверка их длин со шкалой линейки.


1

1

Квадраты и прямоугольники

1

1

2

Ломаные линии.


1

1

Диагональ клеточки. Диагональ квадрата и прямоугольника.


1

1

Бордюры со штриховкой.


1

1

Рисование флажков и штриховка.


1

1

Рисование букв и штриховка букв.


1

1

Силуэт елочки


1

1

Цифры на клетчатой бумаге


1

1

Треугольники. Прямоугольный треугольник.


1

1

Составление квадратов и прямоугольников.


1

1

Композиции из квадратов, прямоугольников, треугольников (дома, замки)


1

1

Букет для мамы.


1

1

День космонавтики.


1

1

Весна. Перелетные птицы. Силуэты птиц.


1

1

Силуэты животных.


1

1

Составление своих композиций. Повторение пройденного.

1

1

1


Всего

6,5

23,5

30








Календарно – тематическое планирование

«Геометрия клетчатой бумаги» первый год обучения


№ п/п

Разделы и темы программы

Количество учебных часов

Форма проведения

Дата проведения

Строка в тетради в клеточку. Рабочая строка. Нахождение рабочей строки.

1

теория практика


Понятия: правее

1

теория практика


Понятия: левее

1

теория практика


Понятия: ниже, выше

1

теория практика


Понятия: над, под.

1

теория практика


Понятия: за, между

1

теория практика


Понятия: вне, внутри.

1

теория практика


Линии вертикальные.

1

теория практика


Линии горизонтальные.

1

теория практика


Параллельные линии.

1

практика


Точка, линия, отрезок. Длина отрезка.

1

теория практика


Размеры клетки. Единицы измерения миллиметр и сантиметр.

1

теория практика


Черчение отрезков. Проверка их длин со шкалой линейки.

1

практика


Квадраты

1

теория практика


Прямоугольники

1

теория практика


Ломаные линии.

1

практика


Диагональ клеточки. Диагональ квадрата и прямоугольника.

1

практика


Бордюры со штриховкой.

1

практика


Рисование флажков и штриховка.

1

практика


Рисование букв и штриховка букв.

1

практика


Силуэт елочки

1

практика


Цифры на клетчатой бумаге

1

практика


Треугольники. Прямоугольный треугольник.

1

практика


Составление квадратов и прямоугольников.

1

практика


Композиции из квадратов, прямоугольников, треугольников (дома, замки)

1

практика


Букет для мамы.

1

практика


День космонавтики.

1

практика


Весна. Перелетные птицы. Силуэты птиц.

1

практика


Силуэты животных.

1

практика


Составление своих композиций. Повторение пройденного.

1

теория практика



Всего

30







2 класс

Тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

1

Ориентирование на клетчатой бумаге

2

2

Линии: ломаные линии с ритмическим повторением, перпендикулярные, ломаные.

8

3

Отрезки.

1

4

Орнаменты

3

5

Прямоугольный треугольник

1

6

Квадраты и прямоугольники. Площади и периметры.

10

7

Силуэты зверей и птиц.

6

8

Деление фигур на части

4


Всего



Календарно – тематическое планирование

«Геометрия клетчатой бумаги» второй год обучения


№ п/п

Разделы и темы программы

Количество учебных часов

Форма проведения

Дата проведения

1

Ориентирование на клетчатой бумаге

1

теория практика


2

Раскрашивание клеток

1

практика


3

Черчение ломаных линий

1

теория практика


4

Ломаные замкнутые и незамкнутые

1

теория практика


5

Построение линий с заданным ритмическим повторением.

1

теория практика


6

Черчение линий с ритмическим повторением(творческая работа)

1

практика


7

Черчение линий по заданному условию.

1

теория практика


8

Составление условий детьми для черчения ломаных линий.

1

теория практика


9

Орнаменты из линий.

1

теория практика


10

Орнаменты из прямоугольников и квадратов.

1

теория,практика


11

Орнаменты из линий,прямоугольников,квадратов.

1

практика


12

Прямой угол.

1

теория практика


13

Прямоугольный треугольник

1

практика


14

Диагонали клеточки образуют прямой угол

1

теория практика


15

Перпендикулярные прямые

1

теория практика


16

Прямоугольники.

1

практика


17

Квадраты

1

практика


18

Снежинка

1

практика


19

Упражнения с квадратами

1

практика


20

Графический диктант

1

практика


21

Деление фигур на квадраты и составление квадратов

1

практика


22

Составление орнаментов из квадратов

1

практика


23

Составление букета для мамы

1

практика


24

Дополнение фигур до прямоугольников и квадратов.

1

практика


25

Подсчет клеток в фигурах

1

практика


26

Периметр фигуры

1

практика


27

Площадь фигуры. Квадратный сантиметр

1

практика


28

Составление квадратного орнамента из квадратов.

1

практика


29

Площади

1

практика


30

Деление квадрата на две одинаковые части.

1

теория практика


31

Деление прямоугольника на две одинаковые части.

1

практика


32

Весна. Перелетные птицы

1

теория практика


33

Насекомые весной (бабочка)

1

практика


34

Вот и лето пришло!

1

практика



Всего

34








3 класс

Тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

1

Ориентирование на клетчатой бумаге

1

2

Деление квадратов на равные части и складывание из получившихся частей новых фигур

2

3

Часть прямоугольника, квадрата.

2

4

Построения треугольников и многоугольников.

4

5

Многоугольники. Построение многоугольников по заданным точкам.

1

6

Симметрия на клетчатой бумаге.

4

7

Силуэты предметов.

2

8

Деление фигур на 2, 3 одинаковые части

8

9

Овалы, окружности, полуокружности.

2

10

Задачи с раскрашиванием клеток.

3

11

Игры: «Крестики-нолики», «Ползунок», «Пентамино».

6


Всего

34


4 класс

Тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

1

Ориентирование на клетчатой бумаге

2

2

Деление фигур на 4 равные части и более четырех частей.

3

3

Пересечение и объединение фигур.

3

4

Многогранники

8

5

Координатный угол. Построение симметричных фигур, где оси симметрии координатные прямые.

4

6

Построение углов

1

7

Рисование по клеточкам.

5

8

Лабиринты

1

9

Игра «Морской бой».

1

10

Миллиметровая бумага. Черчение и рисование на ней.

5


Всего

34



Литература:


  1. А. М. Пышкало «Геометрия в 1-4 классах».

  2. И. Ф. Шарыгин «Наглядная геометрия».

  3. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте».

  4. М. И. Моро «О совершенствовании методов обучения математике».

  5. И. С. Якиманская «Развитие пространственного мышления школьников».

  6. Л. Н. Фетисова «Развитие пространственного воображения учащихся».

  7. М.М.Константинова «Геометрия клетчатой бумаги»

  8. Журналы «Начальная школа»: №12 за 1996 год, статья Г. Г. Кочетковой

«Развитие пространственного мышления школьников».

№8 за 2004 год

№10 за 2006год, статья Т. Ю. Гарковцевой.

  1. Глейзер Г.И. История математики в школе.

  2. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия

  3. Гельфанд М. Б., Павлович В.С. Внеклассная работа по математике

  4. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка

  5. Кожабаев К.Г. О воспитательной направленности обучения математики в школе

  6. Учебники по математике.

  7. Еженедельная учебно-методческая газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».


14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Геометрия клетчатой бумаги"

Автор: Тихонова Ольга Владиславовна

Дата: 16.06.2020

Номер свидетельства: 553419

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Рабочая программа организации внеурочной деятельности по математике для 5 классов в рамках внедрения ФГОС ООО"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_orghanizatsii_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_po_matiematikie_"
    ["file_id"] => string(6) "463738"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1522139150"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства