Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Геометрия клетчатой бумаги"»
Программа внеурочной деятельности
«Геометрия клетчатой бумаги»
Составитель: Тихонова О.В. учитель начальных классов
Пояснительная записка.
На современном этапе развития педагогической науки и практики одной из самых актуальных проблем является построение таких моделей процесса обучения, которые способствовали бы не только эффективному усвоению знаний, формированию навыков и умений, но и психическому развитию школьников и их интеллектуальному росту.
Одним из основных психических процессов является мышление. Оно включено в любой познавательный процесс. Одно из разновидностей мышления – пространственное мышление.
Педагогической наукой доказано, что для успешного развития пространственного мышления, школьникам необходимо овладеть некоторой системой общих приёмов умственной деятельности: анализ и выделение главного, объяснение понятий, сравнение, обобщение и систематизация, конкретизация, классификация, доказательство и опровержение.
И.С.Якиманская отмечает, что пространственное мышление это вид мыслительной деятельности, который включает не только логические операции, а обеспечивается различными психическими процессами, такими как восприятие, внимание, память, воображение при обязательном участии речи. Ведущую роль играют логические приёмы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение. Высокий уровень развития пространственного мышления способствует успешному обучению многим дисциплинам. Кроме того, уровень развития пространственного мышления рассматривается многими учёными как существенный показатель общего интеллектуального развития. Задача развития пространственного мышления может и должна решаться в процессе изучения различных учебных предметов, но геометрическое содержание предоставляет для этого большие возможности.
И.Ф.Шарыгин отмечал: «Положение геометрии по сравнению с другими школьными предметами в своём роде уникально: ни один предмет первоклассники так не готовы воспринимать, как наглядную геометрию. В то же время ни один предмет не начинают изучать в школе с таким запозданием, как геометрию».
Геометрия – это не только раздел математики, школьный предмет, это, прежде всего феномен общечеловеческой культуры, являющийся носителем собственного метода познания мира.
Ввести ребёнка в мир геометрии и развивать его пространственное мышление можно с помощью клетчатой бумаги. Клеточка как наглядный инструмент, помогает лучше изучить свойства геометрических фигур.
В среднем звене школы этим вопросом занимался профессор И.Ф.Шарыгин. В его сборниках задач для 5 – 6 классов есть разделы «Геометрия на клетчатой бумаге».
В начальной школе некоторые авторы учебников всё больше включают упражнения с клетчатой бумагой, направленные на развитие пространственного мышления.
Такие упражнения можно встретить в рабочих тетрадях по математике у В.Н.Рудницкой (программа «Начальная школа 21 века»), у Александровой (система Л.В.Занкова).
Вместе с тем, занятия геометрией на клетчатой бумаге создают условия для успешного усвоения геометрического материала, включённого в программу по математике. Клетчатая бумага позволяет проводить многие геометрические построения, помогает лучше понять и изучить свойства фигур. Упражнения на клетчатой бумаге способствуют развитию интуиции, воображения, памяти, внимания.
Используя клетчатую бумагу в своей практике, я создала свою технологию развития пространственного мышления, через систему упражнений на клетчатой бумаге. В создании технологии, я использовала основные положения теории Л.С.Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, взгляды И.С.Якиманской на развитие пространственного мышления школьников, технологию В.В.Фирсова и Н.П.Гузика дифференцированного обучения, выводы Л.Н.Фетисовой о развитие пространственного воображения учащихся.
Геометрия – это не только раздел математики, это прежде всего феномен общечеловеческой культуры, являющийся носителем собственного метода познания мира. Она имеет огромное значение в интеллектуальном развитии человека. Ввести ребенка в мир геометрии можно с помощью клетчатой бумаги. Занятия геометрией на клетчатой бумаге создают условия для успешного усвоения геометрического материала, включенного в программу по математике.
Для преодоления трудностей у детей с ОВЗ в работе с дидактическим материалом при овладении письмом элементов цифр, а затем и письмом цифр, в работе с линейкой и карандашом на уроках математики наиболее успешно используется прием: коррекционно-развивающие упражнения на развитие пространственно-ориентационных представлений.Это графические диктанты, где учащимся предлагается воспроизвести в тетради периодически повторяющий узор той или иной степени сложности. Это и одно из любимых детьми упражнений «Зашифрованный рисунок», которой дает первое знакомство с координатной сеткой. Таким образом, усвоение математических знаний детьми с ОВЗ происходит наиболее эффективно при использовании разнообразных приемов коррекционной работы, которые способствуют повышению памяти, внимания, коррекцию зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений общей и мелкой моторики. Ценным в таких приемах является развитие эмоций детей, они начинают удивляться, радоваться, улыбаться, добиваться, успеха в своей деятельности и проявлять отношение к ее результатам
Участие детей с ОВЗ во внеурочной деятельности положительно влияет на развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД). Прежде всего, это касается таких УУД как коммуникативные и регулятивные. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий позволяет ребенку с ОВЗ развивать социальную компетентность, формировать продуктивные формы взаимодействия с социумом путем учета позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, успешно интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с субъектами общения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечивают ребенку с ОВЗ развитие произвольного поведения, направленного на организацию своей учебной деятельности.
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения познавательных задач, анализом ситуаций, сопоставлением различных данных, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, строить и проверять гипотезы, формирование пространственных представлений, пространственного воображения, умений рассуждать. Не менее важной является стимулирование познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, внеурочная деятельность детей с ОВЗ должна быть направлена на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной компетенции, адаптацию в обществе.
Данный курс составлен по следующим принципам: - преемственность с курсом математики; - обогащение геометрического опыта учащихся; - возможность широкого применения изучаемого материала на практике; - возможность проявлять самостоятельность, инициативу, творчество.
Основная цель данного курса:
используя клетчатую бумагу, дать учащимся начальные геометрические представления и способствовать их интеллектуальному и творческому развитию.
Задачи курса: - расширять и углублять представления о геометрических фигурах; - развивать пространственные представления, мышление, внимание, память, глазомер, фантазию, воображение; - способствовать развитию интеллекта, эмоционального и эстетического развития; - побуждать к самостоятельности, инициативе, творчеству; - учить анализировать, сравнивать, сопоставлять, выявлять закономерность; - развивать познавательную деятельность учащихся и интерес к изучаемому предмету; - формировать учебную мотивацию.
Клетчатая бумага позволяет проводить многие геометрические построения, помогает лучше понять и изучить свойства фигур. Чертя на клетчатой бумаге линии, ребенок развивает внимание и глазомер. Составляя различные орнаменты, он развивает не только логическое и творческое мышление, но и фантазию, эстетический вкус. Изображая различные силуэты, ребенок учится анализировать, сравнивать, сопоставлять, выявлять закономерность. Упражнения на клетчатой бумаге способствуют развитию интуиции, воображения.
Занятия курсом должны приносить детям глубокое удовлетворение, радость познания. Особое внимание следует уделять созданию положительного и эмоционального настроя, что позволит развить интерес к изучаемому. Занятия строятся на интересе детей и не должны носить принудительный характер. Материал, предлагаемый детям, должен быть понятен. При проведении занятий используются задачи на смекалку, занимательные задачи и упражнения, дидактические игры.
Так как у детей младшего школьного возраста развито наглядно-действенное мышление, то проводится много практических упражнений.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
- индивидуально-творческая деятельность;
- коллективная творческая деятельность,
- работа над проектами,
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
-иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
-индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися с последующим коллективным обсуждением
-решение классических и нетрадиционных задач;
-дидактические игры;
- конкурсы, турниры.
Занятия проводятся в кабинете с использованием мультимедийного оборудования (проектор, компьютер), видеоматериалов, компьютерных программ.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Планируемые результаты изучения программы.
Личностные результаты:
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера,
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека,
-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
-формирование познавательных интересов,
-повышение мотивации,
Метапредметные результаты:
-сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного заданий,
-моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда; использование его в ходе самостоятельной работы,
-применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы с числовыми головоломками,
-анализ правил игры,
-действие в соответствии с заданными правилами,
-включение в групповую работу,
-участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его,
-аргументирование своей позиции в коммуникации, учитывание разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения,
-сопоставление полученного результата с заданным условием,
-контролирование своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок,
-анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин),
-поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы,
-моделирование ситуации, описанной в тексте задачи,
-использование соответствующих знаково-символических средств для моделирования ситуации,
-определение последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи,
-объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий,
-воспроизведение способа решения задачи,
-анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных,
-выбор наиболее эффективного способа решения задачи,
-оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно),
-участие в учебном диалоге, оценка процесса поиска и результатов решения задачи,
-составление фигуры из частей, определение места заданной детали в конструкции,
-сопоставление полученного (промежуточного, итогового) результата с заданным условием,
-объяснение выбора деталей или способа действия при заданном услови,.
-моделирование объёмных фигур из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток,
-осуществление развернутых действий контроля и самоконтроля: сравнивание построенной конструкции с образцом.
Содержание программы.
1 класс ( 30 часов)
Рабочая строка на клетчатой бумаге. Понятия: левее, правее, ниже, выше, над, под, за, между, вне, внутри.
Точка, линия, отрезок.
Линии горизонтальные и вертикальные. Понятие ломаной линии. Вершины и звенья ломаной линии. Длина ломаной.
Единицы измерения : сантиметр и миллиметр. Длина отрезка. Параллельные прямые. Графические диктанты.
Квадраты и прямоугольники. Составление квадратов и прямоугольников из данных квадратов и прямоугольников. Диагональ клеточки, диагональ квадрата и прямоугольника. Треугольники. Прямоугольный треугольник. Копирование фигур сложной конфигурации. Штриховка фигур.
Рисование бордюров. Рисование по клеточкам простейших фигур.
Изображение силуэтов насекомых, животных, цветов.
Составление из геометрических фигур различных комбинаций.
2 класс (34 часа)
Линии: ломаные, замкнутые и незамкнутые.
Черчение ломаных линий с периодическим и ритмическим повторением. Составление линий по заданному условию; составление условий для черчения ломаных линий.
Орнаменты: составление орнаментов, состоящих из ломаных линий, квадратов, прямоугольников, треугольников; раскрашивание готовых орнаментов; изменение орнаментов; составление орнаментов по условию.
Составление композиций из цветов и листьев.
Квадраты, прямоугольники и их свойства. Деление квадратов и прямоугольников на равные части ломаными линиями по сторонам клеточек. Площадь и периметр прямоугольника.
Прямой угол. Прямоугольный треугольник.
Графические диктанты, в процессе которых получается изображение фигур сложной конфигурации со взаимно параллельными и перпендикулярными сторонами, и с диагональю клеточек.
Копирование фигур сложной конфигурации и деление их на равные части. Составление и черчение силуэтов ( птиц и насекомых).
Составление простейших тематических композиций.
3 класс(34 часа)
Деление фигур сложной конфигурации со взаимно параллельными и перпендикулярными сторонами ломаной линией на две и три одинаковые части. Площади и периметры. Квадратный сантиметр. Часть квадрата, прямоугольника. Составление новых фигур из данных по условию.
Черчение многоугольников по данным точкам.
Осевая симметрия. Построение симметричных фигур.
Задачи с раскрашиванием клеток.
Составление силуэтов насекомых, животных, птиц и черчение их в противоположных направлениях.
Овалы и окружности на клетчатой бумаге. Волнистые линии.
Игры: «Крестики-нолики», «Ползунок», «Пентамино».
4 класс (34 часа)
Многогранники: куб, прямоугольный параллелепипед, пирамиды. Свойства куба и прямоугольного параллелепипеда. Составление объемных композиций, используя куб, прямоугольный параллелепипед, пирамиду. Координатный угол. Построение фигур, используя координатный угол.
Построение углов. Развернутый угол.
Объединение и пересечение фигур.
Деление фигур со взаимно параллельными и перпендикулярными сторонами ломаной линией на 4 равные части.