Нормативно-правовое обеспечение разработки и реализации программы:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный закон РФ от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. «Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» (утверждена приказом Министерства просвещения РФ № 467 от 3 сентября 2019 года).
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. N 11).
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196».
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Комитета образования и науки администрации города Новокузнецка от 02.07.2019 г. № 2028).
Уровень освоения содержания. Программа имеет базовыйуровень.
Актуальность Программы заключается в предоставлении возможности каждому ученику прикоснуться к миру родного слова. Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Актуальность программы обусловлена необходимостью создания условий для развития интеллектуальных возможностей, стремления детей к творческому мышлению, умения принимать неожиданные и оригинальные решения в нестандартных ситуациях, так как, если развитием этих способностей специально не заниматься, то они угасают. Данная программа позволяет отрабатывать и углублять практические навыки учащихся по подготовке к проведению аттестационного тестирования, соответствующего новому образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы по русскому языку. Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Программа создана с учетом возраста, склонностей учащихся, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Отличительные особенности Программы.
В содержании программы используются интегрированные задания из различных разделов русского языка. Особое внимание обращено на углубление программного материала.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят
Адресат Программы. По данной программе обучаются – возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе (ФЗ «Об образовании в РФ», ст.2, п.15); количество учащихся в объединении и их возрастные категории зависят от направленности программы, что определяется локальным нормативным актом организации (Приказ № 196, п.9).
На обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам принимаются дети без отбора, на добровольной основе.
Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 4 года обучения: каждый год обучения – 1час один раза в неделю (120 часов);
Общий объем часов по программе – 120 часов.
Количественный состав группы первого года обучения – 12 - 15 человек, второго – 10 - 12.
Формы обучения: (очное). Основной формой обучения является занятие.
Режим занятий:. Занятие один раза в неделю по 1 часу, продолжительность одного часа занятия составляет 45 минут, с 10 - минутным перерывом между часами.
Цель Программы:
1. Привитие любви к великому русскому языку.
2. Повышение общей языковой культуры.
3. Развитие интереса к языку как учебному предмету.
Задачи:
1. Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение углубленных знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к углубленному изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
.
.
Содержание программы «Занимательная грамматика»
Содержание учебно-тематического плана
Название разделовитем
Количество часов
Содержание курса
Формыорганизации ивиды
деятельности
1класс
Раздел1:
«Введение. «На чтопохожабуква»
10 часов
Знакомство детей с разницей между буквой и звуком. Игры: «Буква потерялась», кроссворды, «Веселые стихи» Заходера. Создание «маленького словарика» для слов, начинающихся на
одну букву.
Беседа, Фронт., индивид. раб
Раздел 2:Народноетворчество
8 часов
Знакомить детей с жанрами устного народного творчества. Рисование загадок, частушек, инсценировка известных русских пословиц,
поговорок. Простые русские игры.
Беседа, практ. занятие
Раздел3:
«Играсословами»
10 часов
Знакомство с минимальной единицей языка (слогом, словом) Предлагаемые игры: «Слово в слове», «Слоговое лото», «Рифмуем слова», «Слоговой аукцион». Использование сборника
«Занимательная грамматика».
Беседа, игра
Раздел4:
«Что узнали? Чемунаучились»
2 часа
Обобщение, повторение и закрепление изученного материала в течение
учебного года
Беседа, игра
2класс
Раздел1.
«Историческаястраничка»
4 часа
Знакомство с устной, письменной речью. Когда и как появилась речь? Как появился алфавит? Алфавиты разных
языков.
Фронт., индивид.
раб
Раздел2:
«Русский язык –какойон?»
3 часа
Чтение русских народных сказок. Язык сказок, художественные средства языка сказок. Сочинение сказки (бытовой,
приключенческой, на школьную тему).
Беседа, Практ. занятие
Раздел3:
«Язык и речь»
6 часов
Потребность в речи. Язык «костра» у древних племен, язык «свиста», рисуночное письмо. Общепринятые
символы.
Беседа, фронт., индивид. раб
Раздел4:
«Главноеправило»
5 часов
Фонемы. Игры с фонемами. Инсценировка стихотворения Б.
Закончи предложение (словом на определенную букву)
24.
Волшебная цепочка
25-26.
Слоговое лото
27.
Дополните слово
28.
Найди слово в слове
Раздел4:«Что узнали?Чемунаучились»(2часа)
29
Рифмуем слова.
30
Что узнали? Чему научились? Итоговое занятие
«Грамотей»
2 класс
№ п/п
Тема занятия
Датапроведения
Раздел1.«Историческаястраничка»(4часа)
1.
Появление устной и письменной речи.
2.
Как появился алфавит.
3.
Появление букв ять, ижица.
4.
Древние письмена.
Раздел 2:«Русский язык–какойон?»(3часа)
5.
Жили-были или тридесятое царство.
6.
Попробуем написать сказку.
7.
Какие слова нам больше нужны?
Раздел 3:«Языкиречь»(6часов)
8.
Нарисуй мне письмо.
9.
Какая бывает речь?
10.
Где рождается речь?
11.
Откуда разные языки?
12.
Языки живые и мертвые.
13.
Кто такой полиглот?
Раздел4:«Главное правило»(5часов)
14.
Ошибкоопасные места.
15.
Тайна фонемы.
16.
Опасные согласные.
17.
На сцене гласные.
18.
Фонемы повелевают буквами.
Раздел5:«Из чегостроятсяслова?»(7 часов)
19.
Строительная работа морфем.
20.
Где хранятся слова?
21.
Жизнь слова.
22.
Палиндромы - слова.
23.
Слова – «родственники».
24.
Не лезьте за словом в карман.
25.
Творческая работа «Семья слов».
Раздел6:«Этоинтересно»(5часов)
26.
Анаграммы. Из нарицательных в собственные.
27.
Омонимы.
28
Синонимы.
29.
Антонимы.
30
Фразеологический зверинец.
3 класс
№ п/п
Тема занятия
Дата
Раздел1.Историческаястраничка(3 часа)
1.
Появление устной и письменной речи.
2.
Первые книгопечатники.
3
Первые книги.
Раздел2.Словари(7часов)
4.
Орфографический словарь
5-6
Фразеологический словарь.
7.
Толковый словарь.
8.
Этимологический словарь.
9.
Словарь синонимов.
10.
Словарь ударений.
Раздел3.Мирслов(6часов)
10
Историзмы.
11.
Слова – архаизмы
12.
Слова - неологизмы
13.
Нахождение слов в тексте.
14
Найди сам.
15.
Помог словарик.
Раздел4.Литературнаястраничка(7часов)
16.
В гости к русским сказкам.
17.
В гости в Скандинавию.
18.
Африканские сказки.
19-20
Сказки народов Камчатки
21-22.
Сказки народов мира.
Раздел 5.Развитие речи(5часов)
23.
Продолжи текст.
24.
Вставь слово.
25
Найди правильное слово.
26.
Редактирование текста.
27.
Начни текст.
28
Повторы.
Раздел6:«Что узнали?Чемунаучились?»(2часа)
29
Ребусы Кроссворды
30.
Анаграммы Что узнали? Итоговое занятие. «В мире грамматики».
Олимпиадные задания
4 класс
№ п/п
Тема занятия
Датапроведения
Раздел1.«Историческаястраничка»(2 часа)
1.
Словари. В. Даль.
2.
Словари. Ожегов.
Раздел2.«Порядок»(7часов)
3.
Как навести порядок.
4.
Части разные нужны, части разные важны.
5.
Как получше рассказать?
6.
Прилагательное – друг существительного.
7.
Как привести все в движение?
8.
Все происходит в разное время.
9.
Зачем речи наречия?
Раздел3.«Типы текстов»(3часа)
10.
Текст-описание.
11.
Текст – повествование.
12.
Текст – рассуждение.
Раздел4.«Юныеписателии артисты»(15 часов)
13.
«Глокая куздра» (чепуха в частях речи)
14.
Точка, точка, запятая.
15.
Знаки препинания
16.
Что такое текст? (повторение)
17.
Что важно в тексте?
18.
Что можно строить из абзацев?
19.
Учимся писать рассказ (текст)
20.
Автор, текст, читатель.
21.
Учимся писать стихи.
22.
Рифмованные строчки.
23.
Учимся писать сказки.
24.
Что такое театр.
25.
Спектакль.
26.
Мы артисты.
27.
Представление.
Раздел5.«Чтоузнали?Чемунаучились?Поиграем»(3часа)
29.
Литературная викторина.
31.
Литературные герои в ребусах.
Планируемые результаты:
класс
В результате изучения данной программы впервомклассеобучающиеся получат возможность формирования личностныхрезультатов:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметныерезультаты:
РегулятивныеУДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
ПознавательныеУДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
учиться распознавать литературные жанры.
КоммуникативныеУДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметныерезультаты:
сравнивать слова по написанию и произношению;
определять разницу между звуком и буквой;
устанавливать общие признаки жанров;
находить языковые закономерности;
определять последовательность работы над словом.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу1-го классаотличия звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим); признаки гласных и согласных звуков;
буквы русского алфавита;
родственные слова, антонимы, многозначные слова; системные связи слов.
Должныуметь:
правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов;
распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах; делить слова на слоги;
объединять слова в группы;
проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце;
составлять текст по вопросам учителя; работать со словарями;
отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
класс
В результате изучения данной программы, вовторомклассеобучающиеся получат возможность формирования личностныхрезультатов:
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметныерезультаты:
РегулятивныеУУД:
учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
находить в тексте фразеологизмы, омонимы, омографы
КоммуникативныеУУД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметныерезультаты:
применять правила сравнения;
задавать вопросы;
находить родственные слова;
строить причинно-следственные цепочки;
упорядочивать понятия по многозначности слова;
находить ошибки в построении предложений;
делать умозаключения.
Основные требованиякзнаниямиумениямучащихся кконцу2-гокласса
Обучающиесядолжнызнать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами. Признаки согласных и гласных звуков. Состав слова.
Признаки родственных слов. Виды пересказа.
Обучающиесядолжныуметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке. Пересказывать текст.
класс
В результате изучения данной программы втретьемклассеобучающиеся получат возможность формирования
личностныхрезультатов:
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
ПознавательныеУДД:
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;
овладевать некоторыми способами редактирования текста.
КоммуникативныеУДД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика, спикера);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
Предметныерезультаты:
выделять историзмы, архаизмы, неологизмы;
обобщать группы слов по некоторому признаку, находить закономерность;
сопоставлять тексты;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
приводить примеры предложений, различных по интонации и цели высказывания;
приводить примеры отрицательных предложений;
проводить сравнение между словарями: орфографическим, фразеологическим, толковым, этимологическим, синонимов;
выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Основные требованиякзнаниямиумениямучащихся кконцу3-гокласса
Обучающиесядолжнызнать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения. Состав слова.
Обучающиесядолжныуметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления. Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных. Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
класс
В результате изучения программы «Занимательная грамматика» вчетвертомклассе
обучающиеся получат возможность формирования личностныхрезультатов:
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметныерезультаты:
РегулятивныеУДД:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
ПознавательныеУУД;
осознанно строить речевое высказывание;
построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
КоммуникативныеУДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметныерезультаты:
определять виды отношений между частями речи;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между видами текстов;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать задания повышенной сложности.
…
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
№
Год обучения
Объем учебных часов
Всего учебных недель
Количество учебных дней
Режим работы
1
1год
30
30
30
1занятие в неделю по 1 часу
2
2 год
30
30
30
1занятие в неделю по 1 часу
3
3 год
30
30
30
1занятие в неделю по 1 часу
4
4год
30
30
30
1занятие в неделю по 1 часу
Условия реализации Программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие:
учебного кабинета, оснащенного методической и справочной литературой по предметам русский язык и литература;
кабинет, оснащенный компьютером, проектором.
Дидактическое обеспечение:
наличие тренировочных упражнений;
индивидуальных карточек;
текстов по тематике курса.
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
простой карандаш;
гелевая ручка;
маркер;
аудио- и видеозаписи;
тексты художественных произведений;
словари;
литературные произведения.
Формы аттестации и контроля. Итоговое контрольное занятие, выполнение исследовательского задания, зачеты, творческие проекты, выставки, соревнования.
Оценочные материалы.
Конкурс творческих работ- «Лист оценки творческих работ» и «Лист самооценки творческой работы», тесты.
Методические материалы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие:
учебного кабинета, оснащенного методической и справочной литературой по предметам русский язык и литература;
кабинет, оснащенный компьютером, проектором.
Дидактическое обеспечение:
наличие тренировочных упражнений;
индивидуальных карточек;
текстов по тематике курса.
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:
простой карандаш;
гелевая ручка;
маркер;
аудио- и видеозаписи;
тексты художественных произведений;
словари;
литературные произведения.
Книгопечатные пособия:
Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
Цифровые ресурсы:
Ресурсы Интернет.
ЦОР по русскому языку для начальной школы.
ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.
Техническое оборудование:
компьютер;
принтер;
сканер;
мультмедиапроектор.
.
Список используемой литературы
Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. - М., Просвещение, 1977.
Ашукин Н.С., Ашукина М.Т. «Крылатые слова» - М.: «Просвещение», 1988
Волина В.В.«Веселая грамматика». - М.: Изд. «Знание» 1995
Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой».- М.: «Просвещение», 1988 г.
Даль В.И. "Токовый словарь живого великорусского языка". - М.: Русский язык, 1982.
Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. - М.: Просвещение,1990.
Жуков В.П. «Школьный фразеологический словарь русского языка» - М., 1978
Каптерев П.Ф. О значении учебника при обучении // Избр. пед. соч. - М., 1982.
Колесов В.В. «История русского языка в картинках» - М.: «Просвещение» 1975 г.
Колесов В.В. «История русского языка в рассказах» - М.: «Просвещение» 1976 г.
Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М.. Практическая методика русского языка: 5 класс.: Кн. Для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1995.
Лебедев Н.М. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку» - М.: «Просвещение», 2000 г.
Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно! – Брянск: “Курсив”, 2000.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секрет орфографии» - М. «Просвещение 1991
Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. Ъ 2101 "Рус. Яз. И лит." / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение,1990.
Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? : Кн. Для внеклас. Чтения учащихся 8-10 кл. сред. шк. - М.: Просвещение,1988.
Никитина Е.И. Уроки русского языка: 4 кл. (Из опыта работы). Кн. Для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985.
Ожегов С.И. «Словарь русского языка» Изд.2 -М., 1975 г.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1984.
Панов М.В. Занимательная орфография: Кн. для внеклассного чтения учащихся 7-8 кл. - М., Просвещение, 1984.
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985.
Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ "Сфера", 1998.
Рогов Е.И. Психология познания. -
Список литературы для детей
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2013 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 2013 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2013
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 2012 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 2011 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 2012 г.
Журнал “Начальная школа”.
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2013 г.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2012 г.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 2011 г.