Просмотр содержимого документа
«Программа коррекционных (логопедических) занятий с детьми 1-3 классов преодоление ОНР»
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННЫХ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ
С ДЕТЬМИ 1-3 КЛАССОВ
ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество детей, поступающих в 1 класс общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи, с каждым годом увеличивается.
В результате возникает противоречие: между растущими требованиями к результату образования учащихся и ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья, приводящим к трудностям в обучении. Только эффективная работа учителя-логопеда может решить эти противоречия. Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в низкой способности различать (дифференцировать) звуки, сходные по акустическим признакам, в затруднении анализа и синтеза звукового состава слова. У некоторых детей наблюдается недостаточная четкость и выразительность речи. Для этих детей характерны неустойчивость внимания, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений, недостаточная сформированность произвольности в деятельности. Словарный запас беден и качественно неполноценен. Грамматический строй речи недостаточно сформирован, имеют место аграмматизмы. Все это затрудняет усвоение общеобразовательной программы.
Коррекционная работа по преодолению общего недоразвития речи состоит из трёх этапов.
Первый этап.
В течение первого этапа в процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи создается основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка.
На втором этапе коррекционная работа направлена на формирование у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка. В процессе работы формируются умения и навыки образования слов посредством различных аффиксов, активного и адекватного их использования в целях общения в разных учебных ситуациях. Кроме того, на занятиях отрабатываются умения устанавливать связь между формой слова и его значением. На логопедических занятиях, в процессе коррекционной работы дети накапливают опыт различения и выделения морфемных частей слова, расширяют запас однокоренных слов, совершенствуют навык выбора проверочных слов. Привлечение внимания к звуковой стороне и морфемному составу слова вооружает детей средствами, с помощью которых они самостоятельно расширяют запас слов, накапливают звуковые и морфологические обобщения, что обеспечивает полноценное восприятие всех явлений языка, представляющих единства смысла, функции и формального их выражения.
Основной задачей третьего этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.
Подбор тем, их последовательность и количество часов отведённых на каждую тему определяется спецификой речевого нарушения, с учетом важнейших принципов коррекционной педагогики. Таких, как комплексность, учёт симптоматики и степени выраженности нарушений, системность, постепенное усложнение заданий и речевого материала с учётом зоны ближайшего развития программа позволяет реализовать общедидактические принципы, занимающие важное место в коррекции речевых нарушений, а именно: наглядность, доступность, сознательность, активность, индивидуальный поход.
Цель I этапа:
Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Задачи I этапа:
1.Развитие фонематических процессов.
2.Формирование навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины.
3.Формирование готовности к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
4.Закрепление звукобуквенных связей.
5.Коррекция дефектов произношения.
6.Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
7.Развитие внимания, памяти и мышления.
8.Формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение
словарного запаса.
9.Развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.
Основные направления коррекционной работы:
Развитие звуковой стороны речи.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.
Коррекция дефектов произношения.
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности;
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приёмов самоконтроля;
произвольности общения и поведения.
Формирование полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности;
работа в определённом темпе;
применение знаний в новых ситуациях.
Структура и содержание коррекционной работы I этапа.
Коррекционно – развивающие занятия проводятся в индивидуальной форме.
Каждое занятие включает в себя игры, упражнения и т.д. Содержание занятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Оценка результативности.
Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года
К концу первого этапа у учащихся должны быть:
сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований; поставлены и отдифференцированны все звуки.
уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова – термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие - глухие согласные, предложение и т.д.;
сформированы навыки учебного конструирования элементарного высказывания с адекватным использованием вышеперечисленных терминов.
Цель II этапа:
Восполнение пробелов в развитии лексического и грамматического строя речи.
Основные задачи и направления коррекционной работы:
Развитие звуковой стороны речи.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Уточнение значения используемых синтаксических конструкций.
Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.
Формирование связной речи:
развитие навыков построения связного высказывания;
установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности;
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приёмов самоконтроля;
произвольности общения и поведения.
Формирование полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности;
контроль за ходом своей деятельности;
работа в определённом темпе;
применение знаний в новых ситуациях;
анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
Структура и содержание коррекционной работы второго этапа:
Коррекционно – развивающие занятия проводятся в индивидуальной форме.
Тематическое планирование работы состоит из 56 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. В начале учебного года отводится несколько занятий на восполнение пробелов по формированию фонематических процессов.
Оценка результативности.
Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года
К концу второго этапа учащиеся должны научиться:
Ориентироваться в морфологическом составе слова, т. е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;
Активно пользоваться различными способами словообразования;
Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций;
Передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.
Цель III этапа:
Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.
Основные задачи и направления коррекционной работы:
1. Развитие навыков построения связного высказывания.
2. Программирование смысловой структуры высказывания.
3. Установление связности и последовательности высказывания
4. Отбор языковых средств, для построения высказывания в тех или иных целях (общения: наблюдение, доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).
Структура и содержание коррекционной работы третьего этапа:
Коррекционно – развивающие занятия проводятся в индивидуальной форме.
В начале учебного года отводится несколько занятий на восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
На этом этапе проводится работа по совершенствованию различных видов синтаксических конструкций, создаются условия для построения текста. Основным содержанием работы является развитие умений и навыков построения текста различных стилей и типов: определение темы и основной мысли текста, последовательности, связности предложений и смысловой зависимости между ними.
Развиваются умения и навыки построения самостоятельного связного выказывания. При этом большое внимание уделяется развитию у детей различных приёмов мыслительной обработки материала: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение основных отдельных пунктов, составление плана пересказа, изложения.
Оценка результативности коррекционной работы.
Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года.
К концу третьего этапа учащиеся должны научиться:
составлять предложения различных синтаксических конструкций;
анализировать текст:
определять тему рассказа (текста);
определять основную мысль текста;
определять последовательность и связность предложений в тексте;
устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
составлять план связного высказывания.
Сравнительный анализ результатов, полученных на начало и на конец года позволяет проследить динамику каждого ребёнка. Данные, полученные в ходе диагностики и наблюдений за каждым ребёнком, заносятся в речевую карту. В ходе реализации коррекционно - развивающей программы идёт тесное взаимодействие логопеда с педагогом класса. Оно заключается в информировании педагога о результатах первичной и завершающей диагностики, проявлениях положительной динамики в ходе проведения занятий.
Календарно-тематическое планирование
коррекционной работы
первого года обучения
детей логопатов с общим недоразвитием речи
№ п/п
Темы занятий
Содержание коррекционной работы.
К-во
часов
Дата
Развитие речевых процессов
Развитие неречевых
процессов
1.
Речь. Предложение.
Учить слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения.
Составление предложений из 3-4 слов при помощи схем.
Развитие:
а) оптических диффе-
ренцировок на мате-
риале геометрических
фигур.
б) дифференцированно
го восприятия букв
сначала далёких, а по-
том близких;
в) исключить лишний
элемент и добавить
необходимый;
г) научить конструиро
вать буквы при помощи ниток и пластилина;
Развитие:
а) слухового внимания
и памяти;
б) зрительного воспри-
ятия;
в) мелкой моторики;
г) логического мышления;
д) способности к пере-
ключению.
1
2.
Предложение. Слово.
Усвоение понятия «слово» как часть предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов , обозначающих живые и неживые предметы. Составление предложений при помощи схем. Анализ предложения.
1
3.
Звуки речи.
Гласные и согласные звуки и
буквы (пройденные в классе).
Познакомить учеников со способами образования различных звуков (речевых и неречевых).
1
4.
Слоговой состав слова.
Познакомить детей с понятием «слог»;
учить дифференцировать слоги и слова, односложные и двусложные.
2
5.
Ударение.
Познакомить детей с ударением и его ролью в слове; работать над интонацией; учить соотнесению слов с ритмическими схемами; тренировать в определении ударной гласной и ударного слога; развивать логическое мышление.
2
6.
Гласные звуки и буквы а, у .
Учить слышать и выделять гласные звуки «а», «у» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в начале, середине и в конце слова.
Уточнение и обогащение словаря по теме «Овощи», развитие связной речи.
1
7.
Гласный звук и буква о
Учить слышать и выделять гласный звук «о» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в начале, середине и в конце слова.
Уточнение и обогащение словаря по теме «Фрукты», развитие связной речи.
1
8.
Гласный звук и буква ы
Учить слышать и выделять гласный звук «ы» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в середине и в конце слова. Уточнение и обогащение словаря по теме: Одежда», развитие связной речи.
1
9.
Гласный звук и буква и
Учить слышать и выделять гласный звук «и» из ряда гласных и согласных, слогов и слов в начале, середине и в конце слова. Звукобуквенный анализ слов. Уточнение и обогащение словаря по теме «Обувь», развитие связной речи.
1
10.
Звуки о-у
(Дифференциация
по акустическому сходству).
Учить детей сравнивать звуки по акустико-артикуляционному сходству; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах. Звукобуквенный анализ слов. Уточнение и обогащение словаря по теме «Птицы», развитие связной речи
1
11.
Звуки и-у (Дифференциация
по кинетическому сходству)
Учить детей сравнивать буквы по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах. Звукобуквенный анализ слов. Уточнение и обогащение словаря по теме «Дикие животные», развитие связной речи
1
12.
Звуки о - а (Дифференциация
по кинетическому сходству).
Учить детей сравнивать буквы по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах. Соотнесение букв с символами. Звукобуквенный анализ слов. Уточнение и обогащение словаря по теме «Домашние животные», развитие связной речи.
1
13.
14.
Твёрдые и мягкие согласные.
Звонкие и глухие согласные.
Познакомить с согласными звуками; учить давать сравнительную характеристику этих звуков; развивать фонематический анализ и синтез; обогащать и уточнять словарь по теме «Дикие и домашние животные, и их детеныши»».
Познакомить с согласными звуками; учить давать сравнительную характеристику этих звуков; развивать фонематический анализ и синтез; обогащать и уточнять словарь по теме «Транспорт».
2
15.
Согласные звуки С—С '.
Буква С.
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков С—С '. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Работа по звуковому анализу. Соотношение звуков с символами. Работа на уровне слога, слова и предложения. Развитие фонематического анализа и синтеза. Развитие слуховой памяти. Развитие логического и образного мышления. Уточнение и обогащение словаря по теме «Виды транспорта», развитие связной речи
1
16.
Согласные звуки Т—Т".
Буква Т.
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Т—Т". Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Знакомство с характеристикой данных звуков. Работа с паронимами. Развитие слухового внимания, памяти и восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу. Соотнесение звуков занятия с символами. Уточнение и обогащение словаря по теме: «Дни недели», развитие связной речи
1
17.
Согласные звуки Л—Л'.
Буква Л.
Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с буквами и символами. Выделение звуков Л—Л' в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов. Уточнение и обогащение словаря по теме: «Мебель», развитие связной речи
1
18.
Согласные звуки Р—Р' .
Буква Р.
Учить детей дифференцировать звуки Р—Р',
р-л; развивать зрительное восприятие и оптические представления, навыки звукобуквенного и слогового анализа слов, словообразования, учить оперировать в речи обобщающими понятиями.
1
19.
Звуки Р—Р', Л—Л'., Р - Л
Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с буквами и символами. Выделение звуков Р—Р', Л—Л' в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов. Уточнение и обогащение словаря по теме «Профессии», развитие связной речи
1
20.
Согласные звуки П - П'.
Буква П.
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков П - П'. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи Знакомство с обозначением звонких и глухих звуков. Соотнесение звуков с символами.
1
21.
Дифференциация согласных
п-т по кинетическому
сходству.
Научить соотносить буквы со звуками и символами, сравнивать буквы изолированно, в слогах и совах; развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа. Учить конструировать и реконструировать буквы. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи
1
22.
Согласные звуки3—3'
Буква З.
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков 3—3'. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Работа по звуковому анализу. Соотношение звуков с символами. Работа на уровне слога, слова и предложения. Развитие фонематического анализа и синтеза. Развитие слуховой памяти. Развитие логического и образного мышления. Уточнение и обогащение словаря по теме «Времена года», развитие связной речи.
1
23.
Звуки 3—3', С—С, З – С
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков 3—3', С—С. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Работа по звуковому анализу. Соотношение звуков с символами. Работа на уровне слога, слова и предложения. Развитие фонематического анализа и синтеза. Развитие слуховой памяти. Развитие логического и образного мышления. Уточнение и обогащение словаря по теме: «Посуда», развитие связной речи.
1
24.
Согласные звуки Б—Б' .
Буква Б.
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Б—Б'. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия. Знакомство с обозначением звонких и глухих звуков. Соотнесение звуков с символами. Уточнение и обогащение словаря по теме: «Насекомые», развитие связной речи.
1
25.
Звуки Б—Б', П— П,Б - П'
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Б—Б', П— П',. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия. Знакомство с обозначением звонких и глухих звуков. Соотнесение звуков с символами. Уточнение и обогащение словаря по теме: «Месяцы», развитие связной речи.
1
26.
Согласные звуки Д—Д'.
Буква Д.
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Д—Д'. Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с характеристикой данных звуков. Работа с паронимами. Развитие слухового внимания, памяти и восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу. Соотнесение звуков занятия с символами. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи.
1
27.
Звуки Д—Д', Т—Т", Д - Т
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Д—Д', Т—Т". Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с характеристикой данных звуков. Работа с паронимами. Развитие слухового внимания, памяти и восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу. Соотнесение звуков занятия с символами. Уточнение и обогащение словаря по теме: «Деревья», развитие связной речи.
1
28.
Дифференциация согласных
б-д по кинетическому сходству.
Научить соотносить буквы со звуками и символами, сравнивать буквы изолированно, в слогах и совах; развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа. Учить конструировать и реконструировать буквы. Обогащать словарь.
2
29.
Согласные звуки К—К' .
Буква К.
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков К—К'. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами. Развитие слухового внимания. Развитие слухового и зрительного восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу.
1
30.
Согласные звуки Г—Г'.
Буква Г.
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Г—Г'. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами. Развитие слухового внимания. Развитие слухового и зрительного восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу
1
31.
Звуки Г—Г', К—К',Г – К
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков Г—Г', К—К'. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков занятия с символами. Развитие слухового внимания. Развитие слухового и зрительного восприятия. Работа по фонематическому анализу и синтезу
1
32.
Гласные I- II ряда.
Знакомство с гласными I ряда. Знакомство с гласными II ряда. Дифференциация понятий звук — буква. Дифференциация твердых и мягких согласных
1
33.
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными ы-и.
Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной И. Дифференциация твердых и мягких согласных на уровне слога, слова, словосочетания, предложения. Знакомство с обозначением твердых и мягких согласных. Выделение гласных Ы—И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
1
34.
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными а-я.
Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Я. Дифференциация А—Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
развивать фонематическое восприятие , навыки звукового и слогового анализа. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи.
2-3
35.
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными о-ё.
Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Е. Дифференциация 0—Е в слогах, словах, предложениях, тексте. Знакомство с обозначением твердых и мягких согласных
Развивать фонематическое восприятие , навыки звукового и слогового анализа. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи.
2-3
36.
Твёрдые и мягкие согласные перед гласными у – ю.
Твердые — мягкие согласные. Обозначение мягкости на письме при помощи гласной Ю. Дифференциация твердых и мягких согласных в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях и тексте. Развивать фонематическое восприятие , навыки звукового и слогового анализа Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи..
Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.
Познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме. Учить соотносить букву с символом.
2
41.
Мягкий знак в середине слова.
Познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме. Учить соотносить букву с символом.
2
42.
Проверочная работа.
1
43.
Звук и буква Ш.
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звука Ш. Сравнение звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с обозначением звука на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического слуха, восприятия, звукового и слогового анализа
1
44.
Звук и буква Ж.
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звука Ж. Узнавание звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с обозначением звука на письме. Развитие фонематического слуха, восприятия, звукового и слогового анализа
1
45.
Звуки Ш - Ж.
Сравнение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Знакомство с обозначением звуков на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического слуха, восприятия, звукового и слогового анализа
1
46.
Звуки С – Ш.
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков С—Ш. Соотнесение звуков с буквами. Сравнение артикуляции. Сравнение звуков в слогах, словах, предложениях, тексте. Развитие фонематического слуха, восприятия. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа и синтеза. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи.
1
47.
Звуки З - Ж.
Знакомство с нормой произношения и характеристикой звуков, 3—Ж. Сравнение звуков на всех этапах работы. Соотнесение звуков с буквами. Развитие фонематического слуха, восприятия. Развитие логического мышления. Развитие зрительной и слуховой памяти. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи.
1
48.
Звуки Ч—Т'
Знакомство с характеристиками звуков. Соотнесение с буквами. Сравнение звуков на всех уровнях работы. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа. Развитие фонематического и слухового внимания. Развитие фонематического и слухового восприятия.
Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи.
2
49.
Звуки С - Ц.
Сравнение характеристики звуков. Выделение данных звуков в ряду звуков, слогов, слов. Сравнение звуков во всех позициях. Соотнесение звуков с буквами. Работа с паронимами. Развитие неречевых процессов. Развитие словаря на звуки С, Ц.
Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи.
2
50.
Звуки Ц – Т.
Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Сравнение данных звуков во всех позициях. Сравнение паронимов по трем признакам: произношение, написание, значение. Развитие неречевых процессов. Развитие словаря на заданные звуки
2
51.
Звуки Ч - Щ.
Знакомство со звуками. Соотнесение звуков с буквами и с символами. Выделение звуков Ч—Щ в слогах, словах, предложениях и в тексте. Сравнение звуков во всех позициях. Развитие неречевых процессов.
Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи.
1
52.
Звуки Щ – С.
Учить дифференцировать звуки и буквы щ - с в слогах, словах и предложении. Учить детей давать сравнительную характеристику звукам. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи.
1
53.
Звуки Ч—Ц
Знакомство с характеристиками звуков. Соотнесение с буквами. Сравнение звуков на всех уровнях работы. Работа с паронимами. Развитие звукового, слогового и языкового анализа. Развитие фонематического и слухового внимания. Развитие фонематического и слухового восприятия. Уточнение и обогащение словаря, развитие связной речи.
1
54.
Буква «ь» мягкий знак.
Знакомство с «ъ» мягким знаком. Соотнесение мягкого знака с символом. Разделительный мягкий знак. Дифференциация мягкого знака в словах при обозначении мягкости и при разделении. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой.
1
55.
Проверочная работа. Диктант.
1
Оценка результативности коррекционной работы.
Проведение итоговых проверочных работ.
Оценка динамики работы с учащимися.
Количественный и качественный анализ ошибок.
Подведение итогов работы за год.
Календарно-тематическое планирование
коррекционной работы
второго года обучения
детей логопатов с общим недоразвитием речи
Этап
Кол- во
часов
Дата
Темы занятий
Содержание коррекционной работы
1.
Восполнение пробелов по формированию фонематических процессов.
1
Предложение.
Интонационная законченность предложения.
Составление связного текста из предложений в 4-5 слов. Составление предложений при помощи схем с использованием сюжетных картинок.
1
Звуки речи.
Гласные и согласные звуки и буквы.
Образование гласных и согласных звуков. Наблюдение за работой органов речи. Заполнение таблицы. Закрепить слова – термины
( звук, слог, буква, гласные и согласные).
1
Звукобуквенный анализ слов.
Уточнение первоначального представления о звукобуквенном составе слова. Закрепить слова – термины ( звук, слог, буква, гласные и согласные).
1
Слог. Слоговой состав слова.
Показать слогообразующую роль гласных в слове, научить детей делить слова на слоги, выделяя гласные.
1
Ударение.
Показать детям смыслоразличительную и фонетическую роль ударения. Учить слышать и выделять ударный слог в слове.
1
Дифференциация гласных первого и второго ряда.
Научить различать твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости с помощью гласных второго ряда.
1
Дифференциация гласных а–я.
Сформировать у учеников умение выбирать ту или иную гласную букву, опираясь на твёрдость или мягкость впереди стоящего согласного. Дифференциация гласных а-я в слогах, словах словосочетаниях и предложениях.
1
Дифференциация гласных у-ю.
Сформировать у учеников умение выбирать ту или иную гласную букву, опираясь на твёрдость или мягкость впереди стоящего согласного. Дифференциация гласных у-ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
1
Дифференциация гласных о –ё.
Дифференциация гласных о-ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
1
Дифференциация гласных ё-ю.
Дифференциация гласных ё-ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
1
Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака в конце слова.
Сформировать понятие о мягкости согласных при помощи мягкого знака в конце слова. Звукобуквенный анализ слов.
1
Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака в середине слова.
Сформировать понятие о мягкости согласных при помощи мягкого знака в середине слова. Звукобуквенный анализ слов.
3-4
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков
Дифференциация согласных
в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.
2
Разделительный мягкий знак.
Учить слышать в слове мягкий согласный и небольшую паузу перед полным звучанием последующего гласного 2-го ряда.
1
Проверочная работа. Диктант
2.
Восполнение пробелов в развитии лексического и грамматического строя речи.
1
Однокоренные слова.
Учить выделять общую часть в словах, в которых заключён лексический смысл родственных слов.
1-2
Родственные слова.
Сходство и различие однокорен-ных и родственных слов.
Знакомство с понятием «родственное слово». Подбор родственных слов. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Пополнение словаря и развитие навыков словообразования.
1-2
Корень слова.
Знакомство с понятием «корень». Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных и однокоренных слов
3-4
Безударная гласная в корне.
Учить слышать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. Учить подбирать проверочные слова.
1
Сложные слова.
Упражнять детей в словообразовании существительных путём сложения основ по образцу. Учить находить сложные слова из ряда других слов в тексте.
1
Проверочная работа.
Учить выделять из слова корень. Учить подбирать проверочные слова.
2
Словообразование существительных.
Образование слов при помощи
суффиксов в именах существи-
тельных, обозначающих детё-нышей животных, имеющих уменьшительно-ласкательное значение и суффиксы имеющие
Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря при помощи существительных с уменьшительно-ласкательным значением и т.д. Выбор суффикса.
3
2-3
Образование слов при помощи
суффиксов в именах существи тельных мужского рода обозна чающих профессии: -щик-, -чик (мебельщик);
Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по темам: профессии, выбор суффикса.
4
1
Образование слов при помощи
суффиксов, имеющих значение вместилища и значение еде -ничности: - ник-, -ниц- (соусник, конфетница); -ин -инк (жемчужина, виноградинка).
Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Обогащение словаря по темам: посуда, ягоды. Выбор суффикса.
5
1
Словообразование
прилагательных.
Образование слов при помощи
суффиксов в именах прилага-тельных в значении смягчённой степени: -оват-, -еват-; -оньк-, -еньк-, -ушк-, - юшк-, -иньк-;
Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов.
Обогащение словаря. Выбор суффикса.
1
Проверочная работа.
6
1
1
1
Словообразование глаголов.
Образование слов при помощи
приставок.
Приставки, выражающие сле-дующие отношения:
-- направление действия
В-, НА-, С-.
- начало действия (заболеть,
закричать.
- приставки с пространственным и временным значением:
В-, ВЗ-, ВЫ-, ПОД-, НАД-, ОТ-
У-, ПРО-, ПЕРЕ-.
- приставки, обозначающие близкие и противоположные
действия: В-, ВЫ-, ЗА-, ОТ-, С-
ПОДО-, ОТО-, и т.д.
Формировать представление о приставке как части слова. Учить детей обращать внимание на смысловые оттенки, которые придаёт слову приставка.
1
Окончание.
Чтение предложений, насыщенных однокоренными словами с разными окончаниями.
1
Проверочная работа.
7
1
Предлоги.
Предлоги в, на, из
Знакомство с предлогами в, на, из, с их значением и ролью в предложении и словосочетаниях. Формирование представления о предлоге как отдельном слове. Развитие пространственных представлений. Практическое употребление в речи.
1
Предлоги под , из-под, за, из- за.
Знакомство с предлогами под, из-под, за, из-за их написанием и значением. Развитие пространственных представлений. Практическое употребление в речи.
1
Предлоги у, около, перед.
Знакомство с предлогами у, около, перед, их написанием и значением. Развитие пространственных представлений, практическое употребление в речи.
1
Предлоги к ,от, до.
Знакомство с предлогами к, от, до их написанием и значением. Развитие пространственных представлений, практическое употребление в речи.
1
Предлоги с, со, на, над.
Знакомство с предлогами на, над
с, со, их написанием и значением. Развитие пространственных представлений, практическое употребление в речи.
1
Предлоги через, между.
Знакомство с предлогами через ,между, их написанием и значением. Развитие пространственных представлений, практическое употребление в речи.
1
Предлоги, имеющие различное значение: у, с, за, из-за, в, из.
Развитие пространственных представлений, практическое употребление в речи.
1
Проверочная работа.
8
1
Дифференциация предлогов
и приставок.
Различение разных предлогов и приставок.
Учить выделять и дифференцировать предлоги и приставки, уметь писать и находить их в предложениях.
2
Различение одинаковых в напи-сании предлогов и приставок.
Учить выделять и дифференцировать предлоги и приставки, уметь писать и находить их в предложениях.
1
1
1
Овладение навыком подбора
антонимов, синонимов, способа их употребления.
Антонимы.
Синонимы.
Понятие о многозначности слов.
Знакомство с антонимичными парами в предложениях и текстах.
Учить использование синонимы в речи, для более точного выражения мысли.
1
Проверочная работа. Диктант.
Календарно-тематическое планирование коррекционной работы третьего этапа обучения
детей логопатовс общим недоразвитием речи
№
п/п
Количест
во часов
Дата
Тема занятия
Содержание коррекционной работы
Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
1.
1
Ударение.
Деление слов на слоги.
Наблюдение за смыслоразличительной и фонетической ролью ударения.
1
Твёрдые и мягкие согласные.
Закрепить знания детей о смягчении согласных при помощи гласных второго ряда и мягкого знака.
1
Звонкие и глухие согласные.
Закрепить знания детей о правописании звонких и глухих согласных.
1-2
Состав слова. Корень.
Продолжать знакомить детей с понятиями «корень слова», «сложное слово»; тренировать в подборе родственных слов, в выделении главной и значимой части слова. Работа с карточками.
2-3
Безударная гласная в корне.
Нахождение и проверка безударных гласных в слове, обогащение словаря родственными словами.
Работа с карточками.
2-3
Суффиксальное словообразование.
Чтение текстов насыщенных суффиксами. Восстановление слов в предложениях с пропущенными суффиксами. Изучение прилагательных с разными суффиксами. Работа с карточка-
ми.
1-2
Окончание.
Чтение предложений, насыщенных однокоренными словами с разными окончаниями. Работа с карточками.
2
Префиксальное словообразование.
Чтение рассказов насыщенных приставками. Восстановление предложений с пропущенными приставками в словах. Работа с карточками.
1
Дифференциация приставок и предлогов.
Совершенствование умения различать разные приставки и предлоги, а также одинаковые в написании приставки и предлоги в словосочетаниях и предложениях. Работа с карточками.
1
Проверочная работа
Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания
2.
1
Предложение. Виды предло-жений по интонационной законченности
Чтение стихотворений и рассказов. Расстановка знаков препинания в тексте, на карточках. Выразительное чтение.
2.1
1-2
Составление сложносочинённых предложений с сою-зами и, но, а.
Работа с карточками.
1-2
Построение сложнопод- чинённых предложений со словами чтобы, потому что, который, их перестроение.
Работа с карточками.
1
Деление сложных предложе-ний на простые.
Работа с карточками.
1
Конструирование предложений.
Учить конструировать предложения по интонации, порядку слов.
2.2
1
Текст.
Формирование понятия «текст» на основе осознания его основных признаках:
а) смысловое единство;
б) заглавие;
в) тема;
г) содержание;
д) основные мысли;
е) структура текста – начало, основная часть, конец.
1-2
Работа с деформированным текстом.
Работа с деформированным текстом: определение границ предложений; последовательность предложений в тексте.
Сравнение текста и набора слов; текста и его различных искажённых вариантов (пропуск начала, середины или конца).
2.3
1
Тема и основная мысль в тексте.
Знакомство с понятием «тема», «основная мысль текста». Развитие умения определять в тексте его тему и основную мысль.
2.4
1
Заглавие и его роль в структуре текста.
Развитие умения озаглавливать текст, опираясь на тему и основную мысль. Учить подбирать названия к текстам и стихотворениям.
2.5
2
Деление текста на части. Краткий пересказ.
Абзац как структурная часть текста. Совершенствование умения определять смысловую структуру каждой части. Обучение краткому пересказу
2.6
2
План текста.
Знакомство с понятием «план» текста. План – отражение содержания текста. Формирование умения составлять план. Пересказ текста по плану
2.7
3
Пересказ текста. Виды пересказа.
Формирование умения пересказывать текст. Знакомство с последовательным, выборочным и кратким пересказом. Выборочный пересказ Краткий пересказ Творческий пересказ .
Знакомство с тремя типами текста. Развитие умения ориентироваться в типологии текста. Определение типа текста по его началу. Составление рассказов: по вопросам, по картинкам.
2.9
3
Описательный рассказ.
Составление рассказа по плану. Восстановление рассказа. Составление описания по опорным словам.
2.10
3
Рассказ по серии картинок.
Составление рассказов по серии картинок. Логическая расстановка сюжетных картинок и выяснение скрытого смысла. Запись рассказа в тетрадь.
2.11
2
Рассказ по сюжетной картинке.
Рассмотрение картины, выяснение её содержания по вопросам. Запись рассказа в тетрадь
2.12
1-2
Рассказ по заданному началу.
Чтение начала рассказа и самостоятельное продолжение. Запись рассказа в тетрадь.