Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Данная программа разработана в соответствии с нормативными документамиПрограммы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Данная программа разработана в соответствии с нормативными документами
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Проект программы внеурочной деятельности в рамках реализации образовательной программы основного общего образования.
Выполнила:
Кумпенич Надежда Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 9», г. Нефтеюганск
Пояснительная записка
Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Данная программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373, с изменениями и дополнениями: от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.
На основе социокультурной образовательной программы «Истоки» И.А.Кузьмина, А.В. Камкина в школе курс «Истоки» изучается в рамках внеурочной деятельности. Направленность программы социокультурная.
Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы.
Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «ИСТОКИ» в рамках начальной школы.
В 1-м классе дети приходят к пониманию значения Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).
Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.
В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.
В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Таким образом, выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе (1 – 4 классы).
Главные ценности жизни Слово, Образ, Книга, развивают жизненное пространство в контексте программы «Истоки» (начальная школа) следующим образом.
Курс «Истоки» соответствует требованию ФГОС НОО 2009 года (далее – Стандарт), который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.
Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Методологическую основу данной программы составляет социокультурный системный подход в образовании. Он позволяет:
Развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней;
Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
Обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности. Образовательный процесс основан на системно – деятельностном подходе, что соответствует основным идеям Стандарта.
Основная часть
Содержание
Пояснительная записка:
- нормативная база;
- цели и задачи образования с учётом специфики программы;
- обоснование;
Общая характеристика программы.
Описание ценностных ориентиров содержания программы.
Описание места в учебном плане.
Реализуемые технологии.
Требования к уровню подготовки обучающихся (личностные, метапредметные и предметные результаты).
Содержание программы.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Тематическое планирование с определением основных определением основных видов деятельности.
10. Итоговый контроль, распределение часов по четвертям.
Программа «Социокультурные истоки» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации, с учетом стратегических ориентиров ХМАО – Югры, в соответствии с требованиями:
- письма Министерства образования и науки РФ «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ от 14.12.2015г. №09-3564;
- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования»;
Учебно – методического обеспечения:
1.И.А. Кузьмин, Л.В. Камкин. Программа учебного курса «Истоки» (1-4 классы) (Истоковедение. Т. 5. 2018, с. 13-32).
2.Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». 2018/).
3.А.В. Камкин Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2017).
4.А.В. Камкин. Истоки. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки». 2017).
5.А.В. Камкин Истоки Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки».
6.Давыдова ЕЮ. Азбука Истоков. Тетрадь по чтению для 1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2017).
7. Давыдова ЕЮ. Азбука Истоков. Прописи для 1 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II (Издательский дом «Истоки», 2017).
8. Бандяк О.A., Котельннкова Н. В. Истоки. Рабочая тетрадь для 2 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II. Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки». 2017).
9. Котельннкова Н.В.. Твардовская Н. Ю. Истоки Рабочая тетрадь для 3 класса общеобразовательных учебных заведений Части I и II. Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки», 2017).
10. Ергина В.Д., Смирнова Т.Н. Истоки. Рабочая тетрадь для 4 класса общеобразовательных учебных заведений. Части 1 и 2 . Под общей редакцией И.А. Кузьмина (Издательский дом «Истоки», 2017).
11.Азбука Истоков « Золотое сердечко».Методический комментарий.(Истоковедение. Том 5. Издание 4-е, дополненное, 2017
Цель и задачи программы:
Содержательной целью курса «Истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.
В качестве задач выдвигаются:
освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
развитие мотивации к саморазвитию.
Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками процесса являются социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.
Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций образование и воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.
В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.
Главными целями системы являются:
развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей,
накопление социокультурного опыта,
развитие навыков общения,
управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия,
обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:
Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;
Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;
Управленческий – развитие управленческих способностей;
Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта. Именно о таком образовании идет речь в Стандарте начального общего образования.
Главные цели курса
В 1 классе:
освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга.
развитие системы духовно – нравственных ценностей жизни.
развитие целостного восприятия мира внешнего и мира внутреннего, способности слышать Слово, видеть Образ, создавать Книгу.
Во 2 классе:
раннее, системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, к истокам духовных ценностей и образа жизни.
приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявление истоков мира посредством совместной деятельности ученика и семьи, направляемых учителем.
развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка, формирование ощущения своего родства с окружающим социокультурным и духовным пространством.
В 3 классе:
освоение ребенком целостного и системного осознания внутреннего мира человека.
актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека через совместную деятельность педагога, ученика и семьи.
содействие развитию этнического самосознания, переживанию ощущения социокультурного родства с окружающим миром, уверенности в том, что родство создает условия для самореализации, достойной жизни человека.
В 4 классе:
формирование межличностных отношений (ребенок — ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);
формирование ценностных отношений (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум);
Место курса
Год обучения
Наименование курсов
Количество часов
1кл
2кл
3кл
4кл
Мир. Слово. Образ. Книга.
Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.
Вера. Надежда. Любовь. София.
Традиции образа, слова, дела, праздника.
33
34
34
34
Всего: 135ч
Цель ООП НОО: обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи ООП НОО:
- спроектировать содержание образования и построение учебного процесса в строгом соответствии с требованиями стандарта;
- обеспечить целостность образовательного процесса путём создания комфортной развивающей образовательной среды начальной школы;
- осуществлять комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных достижений выпускников начальной школы;
- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Миссия школы: создание благоприятных условий для удовлетворения потребностей субъектов образовательного процесса по овладению ключевыми компетентностями, которые бы обеспечили им успешность и востребованность в профессиональной деятельности и психологический комфорт в личной жизни в условиях реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
Обоснование.
Преемственность с основным курсом начального образования позволяет проводить системную работу по интеллектуальному и духовному развитию и обогащению опыта младшего школьника.
Новизна, актуальность, целесообразность. Социокультурные истоки – необходимое условие жизни в современном миреПедагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать духовно грамотными и развитыми людьми. Задания направлены на формирование практико-ориентированных знаний, способностей в области коллективного проектирования, социального взаимодействия. Это позволяет максимально раскрыть творческий потенциал ребёнка, возможность проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, публично продемонстрировать достигнутый результат. В реализации программы участвуют социальные партнёры школы: Свято-Духовский храм г .Нефтеюганска.
Общая характеристика программы.
Начальное религиозное образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Курс социокультурных истоков в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению духовного компонента предметов «Обществознание» «История», «Изобразительное искусство», «Мировая и художественная литература» в основной школе.
Содержаниезанятий создаёт условия для расширения кругозора , вне рамок урока. На занятиях предполагается практическая работа, а так же предусматривается работа с использованием современных электронных изданий.. На первых занятиях широко используется игровая заинтересованность детей. В дальнейшем она сочетается с театральной, драматической деятельностью.
Формы организации занятий могут быть различными: практические ситуации - игры, конкурсы-кроссворды, , путешествия в древний мир и средние века, проекты, уроки-спектакли, встречи со служителями церкви и т. д.
Принципы программы:
В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:
1. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы определяется с учетом индивидуальных интересов школьников и способствует развитию каждого ученика;
2. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеурочной деятельности. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность.
3. Принцип разнообразия форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков.
Описание ценностных ориентиров содержания программы.
Курс «Социокультурные истоки» будет ориентирован на развитие следующих духовно-нравственных ценностей: -Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой) - Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. -- -Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. - Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. - Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. - Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. - Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Описание места программы в учебном плане.
Занятия по программе осуществляются за счёт часов, отведённых на внеурочную деятельность учащихся. Объём учебного времени, отводимого на занятия данного курса 1 час в неделю, общий объём учебного времени составляет 33 часа в 1 классе,
2-4 классах - 34 часа
Реализуемые технологии.
технология развивающего обучения
технология учебно-игровой деятельности
ИКТ-технологии
здоровьесберегающие технологии
проектная деятельность
Требования к уровню подготовки обучающихся (метапредметные результаты).
Планируемые результаты освоения курса
В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:
овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
развитие коммуникативных умений;
развитие управленческих способностей;
наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.
Содержание программы кружка направлено на гуманизацию обучения и развитие индивидуальных возможностей детей младшего школьного возраста. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования.
Формирование универсальных учебных действий.
1.Личностные результаты.
В сфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей;
основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
установки на здоровый образ жизни;
чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой.
Всфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
проявлять познавательную инициативность;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
различать способ и результат действия;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме.
В сферепознавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
фиксировать информацию об окружающем мире, о себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать;
устанавливать аналогии.
В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах).
Выпускник получит возможность научиться:
правильно использовать коммуникативные, речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
владеть диалогической формой речи; задавать вопросы;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.
2. Метапредметные результаты.
В результате освоения курса выпускники получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями о природе, истории России, осмыслить этические понятия. Обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ, его историю и культуру. Начнут понимать значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, учителей, родителей).
Выпускник получит возможность научиться:
организовывать поиск необходимой информации, сведений, фактов,
определять тему и главную мысль текста, вычленять главное, анализировать, сравнивать полученную информацию, сопоставлять и обобщать её;
участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи;
осознанно воспринимать содержание текстов разных литературных жанров, различать их, задавать вопросы по содержанию, отвечать на них, работать с детской периодикой;
различать государственные и духовные праздники
создавать иллюстрации, по содержанию прочитанного или услышанного;
распознавать особенности построения малых фольклорных форм;
узнавать государственную символику РФ и региона, достопримечательности родного края и исторических мест России;
используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям, верованиям своих предков;
реализовывать свой творческий потенциал;
узнавать и эмоционально оценивать шедевры национального искусства;
передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных промыслов России и своего региона;
адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека;
готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ,
Результат освоения обучающимися курса «Истоки» и основной образовательной программы начального общего образования представлен в личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»), которые представлены в Стандарте:
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п.п.
Средства
Перечень средств
1
Печатные пособия
- рабочие тетради по социокультурным истокам
-репродукций картин в соответствии с содержанием программы;
-книги, тексты изучаемых произведений.
2
Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся
Тематическое планирование с определением основных определением основных видов деятельности.
Содержание программы
Программа курса «Истоки » охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий.
1 класс
Содержание первого класса, в основном, сосредоточено на понимание сути Истоков. Система духовно – нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий «Слово», «Образ», «Книга», которые дают представление о «Мире»: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно – нравственном). Содержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку Истоков. Тема «Мир», помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры, как мир людей ее созидающих. Тема «Слово» раскрывается посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет пустым, бессодержательным. Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Тема «Образ» наполнена содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков – «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ». Тема «Книга» позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга – «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. В заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги.
2 класс
Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней. Все усилия направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней и внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию.Во втором классе учебный курс «Истоки» начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывается на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, что в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям младшего возраста, опирается на них.
3 класс
В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала. Тематика программы в 3 классе является продолжением изученного в 1и 2классах. Доминирует внимание к внутреннему духовному миру человека, что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной линии данного курса. Программа призвана подвести третьеклассника к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют у народов России.
4 класс
В четвертом классе учебный курс призван суммировать и обобщить всё известное ученику из курса «Истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в её самом широком понимании. Важно понять жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире. В четвертом классе на новом уровне осуществляется повторное обращение к базовым социокультурным ценностям, осваиваемым в предыдущие годы.
1 класс
Учебный курс «ИСТОКИ» для 1 класса позволяет младшему школьнику освоить понятие истоки. Базовое содержание курса «Истоки» объединено в четыре тематических блока – Мир. Слово. Образ. Книга.
Системообразующие категории-ценности «Слово» и «Образ» в программе «ИСТОКИ» имеют первостепенное значение.
«Азбука Истоков» соединяет в одном издании три книги:
1. Первая книга учит ребенка чтению через категории Истоков (алфавитная часть).
2. Вторая книга развивает духовно-нравственные ценности ребенка в контексте программы «Истоки» для первого года обучения (содержательная часть).
3. Третья книга помогает ребенку создавать свою Первую книгу.
В «Азбуке Истоков» три книги согласованы и взаимосвязаны. Приближение к Образу и ценностному смыслу Слова является главным мотивирующим фактором в развитии ребенка.
В теме «Мир» приближение к Образу начинается с внешнего восприятия семьи, школы круга друзей, родного края, поля, леса, радуги к внутреннему восприятию святынь России (Щит и герб, Защитник, Святой Георгий Победоносец, Илья Муромец) и добродетелей человека (добро, честь, любовь, милосердие, благодарность).
Тема «Мир» помогает преподавателю осуществить социокультурное присоединение от дошкольного образования к начальной школе.
Развитие ценностного смысла Слова раскрывает пять талантов Золотого сердечка:Доброе слово, Честное слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово.
Каждый человек должен ценить сказанное Слова, или оно станет «медью звонящей».
С 1 класса ИСТОКИ развивают способность ребенка различать Образ и безобразное. В
«Азбуке Истоков» представлены образы защитников Отечества (святого Георгия Победоносца, Русских богатырей, святого князя Владимира, святого Александра Невского, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова), великих русских поэтов (Александровича Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Федора Ивановича Тютчева, Сергея Александровича Есенина) и образ праздника Великой Победы.
Завершающая часть учебного курса позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книги – живое существо.
Главными целями курса «Истоки» в 1 классе являются:
* освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга;
* развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни;
* развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№ п/п
Название разделов, тем
Кол-во всего часов
Основные виды учебной деятельности
1
Раздел «Мир»
11ч
освоение первых социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;
- развитие ценностей Истоков;
- развитие целостного восприятия, способности слышать
Слово, видеть Образ, чувствовать окружающий мир.
1.Солнышко,мама и папа
1
2.Мир и лад
1
3.Истоки и школа
1
4.Бесценныйдар
1
5.Истоки и радуга
1
6.Сказки А.С.Пушкина
1
7.Родной край
1
8.Святыни России. Щит и герб.Флаг
1
9. Святыни России. Илья Муромец
1
10.Обобщающий урок.
1
2
Раздел «Слово»
10ч
1. Вначале было слово
1
2. Весна и Слово
1
3. Золотое сердечко
1
4. Серебряное копытце
1
5. Честное слово. Добрыня Никитич
1
6. Слово о родителях
1
7. Русские богатыри.Труд и подвиг
1
8. Алеша Попович
1
9. Чаша жизни
1
10.Обобщающий урок. Жизни цель
1
3
Раздел «Образ»
6ч
1. Образ родника
1
2. Образ Родины
1
3. Образ защитника Отечества
1
4. Образ праздника
1
5. Георгиевская скала
1
6. Обобщающий урок
1
4
Раздел «Книга»
7ч
1. Книга.
1
2. Книга книг
1
3.Живое слово книги
1
4. Первая книга
1
5. Первая книга
1
6. Мир книги
1
7. Обобщающий урок. Моя первая книга
1
Итого:
34ч
2 класс
№ п/п
Название разделов, тем
Кол-во всего часов
Основные виды учебной деятельности
1
Раздел «Родной очаг»
9ч
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, рассматривают рисунки и условные обозначения. Беседуют по иллюстрациям
раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
1.Имя
1
2.Семья
1
3.Семья
1
4.Род
1
5.Дом
1
6.Дом
1
7.Деревня
1
8.Город
1
9.Обобщающий урок
1
2
Раздел «Родные просторы»
9ч
1.Нива и поле
1
2.Нива и поле
1
3.Лес
1
4.Река
1
5.Река
1
6.Море
1
7.Путь-дорога
1
8.Путь-дорога
1
9.Обобщающий урок
1
3
Раздел «Труд земной»
8ч
1.Сев и жатва
1
2.Братья меньшие
1
3.Ткачихи-рукодельницы
1
4.Ткачихи-рукодельницы
1
5.Мастера-плотники
1
6.Кузнецы-умельцы
1
7.Ярмарка
1
8.Обобщающий урок
1
4
Раздел «Труд души»
8ч
1.Слово
1
2.Сказка
1
3.Песня.
1
4.Праздник
1
5.Книга.
1
6.Икона
1
7.Храм
1
8.Обобщающий урок
1
Итого:
34ч
3 класс
№ п/п
Название разделов, тем
Кол-во всего часов
Основные виды учебной деятельности
1
Раздел «Вера»
9ч
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, рассматривают рисунки и условные обозначения. Беседуют по иллюстрациям
дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека;
посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
Базовое содержание курса «Истоки-3» объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». Как и в предыдущем курсе, текст книги предназначен не для заучивания, а для размышления о внутреннем мире и первом духовном опыте.
1.Водный урок.
1
2. Вера
1
3. Вера
1
4. Верность
1
5. Верность
1
6. Правда
1
7. Правда
1
8. Честь
1
9.Обобщающий урок
1
2
Раздел «Надежда»
8ч
1.Надежда
1
2.Надежда
1
3.Согласие
1
4.Согласие
1
5.Терпение
1
6.Терпение
1
7.Послушание
1
8.Обобщающий урок.
1
3
Тема «Любовь»
9ч
1.Любовь
1
2.Любовь
1
3.Милосердие
1
4.Милосердие
1
5.Доброта
1
6.Доброта
1
7.Раскаяние
1
8.Раскаяние
1
9. Обобщающий урок
1
4
Раздел «София»
8ч
1.Ум да разум
1
2. Ум да разум
1
3.Размышлять и вразумлять
1
4. Размышлять и вразумлять
1
5.Истина
1
6.Истина
1
7.Знания и мудрость
1
8. Обобщающий урок
1
Итого:
34ч
4 класс
№ п/п
Название разделов, тем
Кол-во всего часов
Основные виды учебной деятельности
1
«Введение»
1ч
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, рассматривают рисунки и условные обозначения. Беседуют по иллюстрациям
учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «ИСТОКИ» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.
2
Раздел «Традиция образа»
8ч
1. Первые образы. Отец. Мать.
1
2. Отечество – земля отцов.
1
3. Мир
1
4. Священные образы.Спасатель
1
5. Священные образы.Пресвятая Богородица
1
6.Светлые образы. Ангел-хранитель
1
7. Светлые образы.Свет и просветители.Праведники и мудрицы
1
8. Обобщающий урок по разделу
1
3
Раздел «Традиции слова»
8ч
1.Священные слова
1
2.Сердечные слова
1
3.Сердечные слова
1
4.Благославение
1
5.Сердце сердцу весть подает
1
6. Сердце сердцу весть подает
1
7. Честные слова
1
8. Обобщающий урок по разделу
1
4
Раздел «Традиции дела»
8ч
1.Труд. Земледельцы
1
2.Труд. Ремесленики
1
3. Труд. Купцы и предприниматели
1
4.Служение. Воинство. Священство
1
5. Служение. Суд и управление
1
6. Творчество. Искусники
1
7. Творчество. Книжники
1
8. Обобщающий урок по разделу. Традиции праведного дела
1
5
Раздел «Традиции праздника»
8ч
1. Праздники, связанные с земледельческим календарем
1
2. Семейные праздники
1
3. Семейные праздники
1
4. Государственные и гражданские праздники
1
5. Государственные и гражданские праздники
1
6. Православные праздники.
1
7. Традиции праздника
1
8.Потрудиться душой
1
6
Заключительный урок «Традиции Отечества»
1
Система мониторинга эффективности реализации программы .
С целью изучения эффективности реализации программы проводится диагностика уровня воспитанности, а так же используются современные оценочные средства:
мониторинг УУД (авт. Битянова);
проекты;
творческие работы учащихся;
тестирование.
В определении уровня воспитанности используется методика Н.П.Капустина, по которой одним из критериев является отношение к природе,к окружающему нас миру. Этот критерий складывается из бережного отношения кЛюдям, земле, к растениям, к животным, стремления сохранить природу в повседневной жизнедеятельности и труде, оказать помощь природе.
Результаты портфолио учеников, учителя, электронных таблицах мониторинга УУД.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Итоговый контроль проводится с использованием современных оценочных средств: тестирование
практические работы
творческие работы учащихся
проекты
результаты участия в школьных, городских конкурсах.
Результаты проверки фиксируются в портфолиоучеников, учителя.