Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Занимательная арифметика"»
МБОУ «Актанышская средняя образовательная школа №1»
Программа по курсу «Занимательная арифметика»
(для начальной школы)
Камалова Нурсия Закариовна,
учитель начальных классов
с. Актаныш
Программа по курсу «Занимательная арифметика»
Объяснительная записка
Программа направлена на расширение знаний учащихся по математике с первого класса. В этом периоде обучения детям присуща повышенная любознательность. Это качество ребенка надо поддерживать, направлять и развивать. Любознательность является тем началом, которое помогает приобщить ученика к познанию, научному пониманию процессов, происходящих в нем. Ребенок размышляет, задает вопросы, проявляет повышенный интерес к необычным ситуациям, ищет разгадки. Программа курса содержит задания на формирование информационной грамотности, на развитие логического мышления, основных мыслительных операций, на формирование умений проводить сравнение, анализ, обобщение, отыскивать закономерности, делать выводы, проводить классификацию по заданному признаку.
«Занимательная арифметика» способствует развитию познавательной активности учащихся, так как требует постоянных умственных усилий, активизации знаний, полученных ранее, помогает устанавливать новые взаимосвязи между изучаемым и изученным материалом, применять знания в новых, для учащихся, условиях. Программа содержит задания для развития пространственных представлений, которые особенно эффективны для развития пространственного мышления ребенка до достижения ими девятилетнего возраста. Эти данные подтверждены исследованиями психологов.
Программа курса поможет расширить кругозор учащихся, научит рассуждать, делать доступные выводы и обобщение, правильно обосновать свои мысли и применить знания в нестандартных ситуациях.
Цели и задачи:
1. Развитие познавательных способностей, детей через систему содержательно-логических задач с добавлением дидактических игр, головоломок, заданий на сообразительность. Каждое задание имеет целевую направленность на развитие и совершенствование одного или одновременно нескольких познавательных процессов, важных для младшего школьника. В числе таковых являются внимание, соображение, памяти и мышления.
2. Развитие умения строить различные комбинации из отдельных объектов, находить все возможные варианты комбинаций и выбирать из них наилучший, что позволит организовать элементарную исследовательскую и творческую деятельность учащихся, подготовит детей к решению жизненных (бытовых) практических проблем.
3. Развивать настойчивость, выдержку, волю, стойкий характер, уверенность в своих силах, способствовать формированию целеустремленности, дисциплинированности, учить умению обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.
Содержание обучения
1 класс
Задания на развитие познавательных процессов:
- внимания (составление лабиринтов, определение ходов в лабиринтах, выполнение заданий в лабиринтах в виде закрашивания, определение ходов по заданным указателям направлений и движений);
- воображение (подсчет числа одинаковых объектов, заданных пересекающимися контурами при их различном взаимном положении, составление геометрических фигур по данным частям, деление фигуры на части, преобразование фигуры из одной в другую по определенному условию рассмотрение взаимного расположения фигур на плоскости (фигура находится одна в другой, не пересекаясь сторонами и вершинами);
- памяти (задания на запоминание и осознанное усвоение математической терминологии);
- мышления (сравнение предметов по размерам, цвету и форме, расположению относительно друг друга, по количеству, выделение существенного признака, выявления закономерности и ее использование для выполнения задания, например, продолжить ряд чисел по тому же правилу, по которому он составлен; несложные логические задания, элементарные задачи, решаемые способом подбора возможных решений, например, используя наглядный материал (предметы, картинки и геометрические фигуры)).
2 класс
Задачи на развитие познавательных процессов:
-внимания (выявление самых коротких ходов в лабиринтах с выполнением определенных заданий, например, арифметических или геометрических; последовательное соединение точек с заданными номерами в порядке увеличения или уменьшения);
- воображения (аналогичные заданиям 1 класса, но на более сложном числовом материале, составление и видоизменение геометрических фигур, задания на изменение формы при сохранении цвета или размеров, дополнение фигур недостающими частями для получения целого, задания на распоряжение 2-3фигур на плоскости);
- памяти (задания, аналогичные тем, что были в 1 классе, но усложненные терминами, определениями);
- мышления (задания на вывод заключения из двух соотношений, связывающих 3 предмета («Витя старше Коли, Света старше Вити. Кто старше (младше)?), задания с недостающими или лишними вопросами, задачи на классификацию предметов, чисел, числовых выражений, величин, геометрических фигур, выбор наиболее рационального решения, логические задачи, требующие для решения построения цепочки верных рассуждений, комбинаторные задачи).
3 класс
Задачи на развитие познавательных процессов:
- воображения и мышления (проведениеанализа и выделение существенных признаков и свойств в математических отношениях, высказывания, выявление закономерности ииспользование их в решение задачи, проведение обобщения, классификации математических понятий, задач, геометрических фигур);
- логики(решение логических задач, требующих рассуждения и обоснования вывода, отыскания логических ошибок в заданиях, решения задач с простыми доказательствами);
- комбинаторные задачи без повторения заданных элементов элементы соединения;
- игры для составления плоских фигур по описанию, по одному образцу.
4 класс
Задания на развитие познавательных процессов:
- воображения и мышления на новом числовом материале (многозначные числа, задания на определение закономерности на основе наблюдений, сопоставлений, анализа, сравнения; использование найденной закономерности для выполнения задания, элементарные комбинаторные задачи, немного усложненные в сравнении с 3 классом, задачи на распознавание геометрических фигур);
- математические игры.
Программа:
1 класс - 30 часов
Отношение равенства - неравенства величин.
Выделение признаков предметов. Уравнивание по размерам (длине, ширине) цвету, форме – 5 часов.
Упорядочивание предметов по заданному признаку в группы.
Определение признака, по которому предметы объединены в группы – 5 часов.
3. Наглядная геометрия. Разрезание и достраивание фигур.
Конструирование многоугольников из заданных элементов – 5 часов.
4. 3адачи со сказочным сюжетом – 4 часа.
5. Задачи на расстановку предметов в ячейки, коробки – 5 часов.
6. Конструирование геометрических фигур из определенного количества палочек одинаковой длины.
Видоизменение построенной фигуры (убрать, переложить, несколько палочек) – 3 часа.
7. Комбинаторные сдачи – 3 часа.
2 класс - 32 часа
1. Упорядочивание предметов по заданному признаку в группы. Определение признака, по которому предметы объединены в одну группу – 4 часа.
2. Наглядная геометрия. Разрезания (распиливания) и достраивание фигур.