kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по внеурочной деятельности "Занимательная арифметика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по  внеурочной деятельности "Занимательная математика" предназначена для учителей начальных классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Занимательная арифметика"»

МБОУ «Актанышская средняя образовательная школа №1»













Программа по курсу «Занимательная арифметика»

(для начальной школы)
















Камалова Нурсия Закариовна,

учитель начальных классов


















с. Актаныш



Программа по курсу «Занимательная арифметика»


Объяснительная записка


Программа направлена на расширение знаний учащихся по математике с первого класса. В этом периоде обучения детям присуща повышенная любознательность. Это качество ребенка надо поддерживать, направлять и развивать. Любознательность является тем началом, которое помогает приобщить ученика к познанию, научному пониманию процессов, происходящих в нем. Ребенок размышляет, задает вопросы, проявляет повышенный интерес к необычным ситуациям, ищет разгадки. Программа курса содержит задания на формирование информационной грамотности, на развитие логического мышления, основных мыслительных операций, на формирование умений проводить сравнение, анализ, обобщение, отыскивать закономерности, делать выводы, проводить классификацию по заданному признаку.

«Занимательная арифметика» способствует развитию познавательной активности учащихся, так как требует постоянных умственных усилий, активизации знаний, полученных ранее, помогает устанавливать новые взаимосвязи между изучаемым и изученным материалом, применять знания в новых, для учащихся, условиях. Программа содержит задания для развития пространственных представлений, которые особенно эффективны для развития пространственного мышления ребенка до достижения ими девятилетнего возраста. Эти данные подтверждены исследованиями психологов.

Программа курса поможет расширить кругозор учащихся, научит рассуждать, делать доступные выводы и обобщение, правильно обосновать свои мысли и применить знания в нестандартных ситуациях.

Цели и задачи:

1. Развитие познавательных способностей, детей через систему содержательно-логических задач с добавлением дидактических игр, головоломок, заданий на сообразительность. Каждое задание имеет целевую направленность на развитие и совершенствование одного или одновременно нескольких познавательных процессов, важных для младшего школьника. В числе таковых являются внимание, соображение, памяти и мышления.

2. Развитие умения строить различные комбинации из отдельных объектов, находить все возможные варианты комбинаций и выбирать из них наилучший, что позволит организовать элементарную исследовательскую и творческую деятельность учащихся, подготовит детей к решению жизненных (бытовых) практических проблем.

3. Развивать настойчивость, выдержку, волю, стойкий характер, уверенность в своих силах, способствовать формированию целеустремленности, дисциплинированности, учить умению обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.



Содержание обучения

1 класс

Задания на развитие познавательных процессов:

- внимания (составление лабиринтов, определение ходов в лабиринтах, выполнение заданий в лабиринтах в виде закрашивания, определение ходов по заданным указателям направлений и движений);

- воображение (подсчет числа одинаковых объектов, заданных пересекающимися контурами при их различном взаимном положении, составление геометрических фигур по данным частям, деление фигуры на части, преобразование фигуры из одной в другую по определенному условию рассмотрение взаимного расположения фигур на плоскости (фигура находится одна в другой, не пересекаясь сторонами и вершинами);

- памяти (задания на запоминание и осознанное усвоение математической терминологии);

- мышления (сравнение предметов по размерам, цвету и форме, расположению относительно друг друга, по количеству, выделение существенного признака, выявления закономерности и ее использование для выполнения задания, например, продолжить ряд чисел по тому же правилу, по которому он составлен; несложные логические задания, элементарные задачи, решаемые способом подбора возможных решений, например, используя наглядный материал (предметы, картинки и геометрические фигуры)).

2 класс

Задачи на развитие познавательных процессов:

- внимания (выявление самых коротких ходов в лабиринтах с выполнением определенных заданий, например, арифметических или геометрических; последовательное соединение точек с заданными номерами в порядке увеличения или уменьшения);

- воображения (аналогичные заданиям 1 класса, но на более сложном числовом материале, составление и видоизменение геометрических фигур, задания на изменение формы при сохранении цвета или размеров, дополнение фигур недостающими частями для получения целого, задания на распоряжение 2-3 фигур на плоскости);

- памяти (задания, аналогичные тем, что были в 1 классе, но усложненные терминами, определениями);

- мышления (задания на вывод заключения из двух соотношений, связывающих 3 предмета («Витя старше Коли, Света старше Вити. Кто старше (младше)?), задания с недостающими или лишними вопросами, задачи на классификацию предметов, чисел, числовых выражений, величин, геометрических фигур, выбор наиболее рационального решения, логические задачи, требующие для решения построения цепочки верных рассуждений, комбинаторные задачи).



3 класс

Задачи на развитие познавательных процессов:

- воображения и мышления (проведение анализа и выделение существенных признаков и свойств в математических отношениях, высказывания, выявление закономерности и использование их в решение задачи, проведение обобщения, классификации математических понятий, задач, геометрических фигур);

- логики (решение логических задач, требующих рассуждения и обоснования вывода, отыскания логических ошибок в заданиях, решения задач с простыми доказательствами);

- комбинаторные задачи без повторения заданных элементов элементы соединения;

- игры для составления плоских фигур по описанию, по одному образцу.

4 класс

Задания на развитие познавательных процессов:

- воображения и мышления на новом числовом материале (многозначные числа, задания на определение закономерности на основе наблюдений, сопоставлений, анализа, сравнения; использование найденной закономерности для выполнения задания, элементарные комбинаторные задачи, немного усложненные в сравнении с 3 классом, задачи на распознавание геометрических фигур);

- математические игры.

Программа:

1 класс - 30 часов

  1. Отношение равенства - неравенства величин.

Выделение признаков предметов. Уравнивание по размерам (длине, ширине) цвету, форме – 5 часов.

  1. Упорядочивание предметов по заданному признаку в группы.

Определение признака, по которому предметы объединены в группы – 5 часов.

3. Наглядная геометрия. Разрезание и достраивание фигур.

Конструирование многоугольников из заданных элементов – 5 часов.

4. 3адачи со сказочным сюжетом – 4 часа.

5. Задачи на расстановку предметов в ячейки, коробки – 5 часов.

6. Конструирование геометрических фигур из определенного количества палочек одинаковой длины.

Видоизменение построенной фигуры (убрать, переложить, несколько палочек) – 3 часа.

7. Комбинаторные сдачи – 3 часа.

2 класс - 32 часа

1. Упорядочивание предметов по заданному признаку в группы. Определение признака, по которому предметы объединены в одну группу – 4 часа.

2. Наглядная геометрия. Разрезания (распиливания) и достраивание фигур.

Конструирование многоугольников из данных фигур – 6 часов.

  1. Задачи на вывод заключается из двух и трех соотношений, связывающих 3 или 4 предмета – 3 часа.

  2. Задачи на сравнение чисел, выражений, геометрических фигур – 5 часов.

  3. Упражнения в анализе геометрических фигур задания на смекалку – 3 часа.

  4. Математические ребусы – 2 часа.

  5. Логические задания на перестановку по определенному признаку – 6 часов.

  6. Комбинаторные задачи – 3 часа.

3 класс – 32 часа

  1. Задачи на соотношение условия задачи с результатом – 3 часа.

  2. Задания на пространственное преобразование, моделирование, воссоздание фигур из частей – 5 часов.

  1. Упорядочивание предметов по заданному признаку в группы.

Определение признак, по которому предметы объединены в одну группу – 3 часа.

  1. Задачи со сказочным сюжетом – 5 часов.

  1. Логические задачи на перестановку 4-5 предметов по определенному признаку – 6 часов.

  2. Решение задач на составление фигур из палочек одинаковой длины, перестановку палочек с целью построения других фигур – 2 часа.

7. Комбинированные задачи – 3 часа.

4 класс – 34 часа

1. Задачи на разрезание, распил, достраивание фигур.

Конструирование элементов – 5 часов.

2. Математические головоломки, ребусы, кроссворды – 5 часов.

3. Комбинаторные задачи без формул комбинаторики – 4 часа.

4. Задания на распознавание геометрических фигур в объемных телах и объектах – 4 часа.

5. Задания на расстановку предметов в ячейки, коробки, полки – 4 часа.

6. Задачи на передвижение с ограничением массы и количества – 6 часов.

7. Задачи со сказочным сюжетом – 6 часов.



Литература

1. Мазаник А.А. Реши сам. Минск, 1980.

2. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. М.: Просвещение, 1988.

З. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. М.: Просвещение, 1990.

4. Русанов В.Н. Занимательные задачи сказочного характера. М.: Просвещение, 1989.

5. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. М.: Просвещение, 1995.

6. Волкова СИ. Развитие познавательных способностей. М.: Просвещение, 1993.

Тематическое планирование


№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

1-2

Упорядочивание по заданному признаку в группы



3-4

Упорядочивание предметов в группу, определение признака, по которому предметы объединены в группы.



5-6

Наглядная геометрия. «Разрезание» и достраивание фигур. Конструирование многогранников из заданных элементов.



7-9

Наглядная геометрия. Конструирование фигур из заданных элементов. «Разрезание» и достраивание фигур.



10-11

Логические задания на перестановку по определенному признаку трех предметов.



12-14

Задача на paспиливание, деление, разрезание отрезков, предметов на части



15-16

Задача на умозаключения



17-18

Задача на передвижение с ограничением массы, количества



19-20

Задачи со сказочным сюжетом



21-23

Задача на разложение предметов в ячейки, коробки



24-25

Задача на передвижение с ограничением массы, количества



26-29

Логические задания на перестановку по определенному признаку



30-34

Наглядная геометрия. «Разрезание» и достраивание фигур. Конструирование многоугольников из треугольников и прямоугольников



35-41

Упорядочивание предметов по заданному признаку в группы. Определение признака, по которому предметы определены в группы.



42-43

Задача со сказочным сюжетом



44-45

Задача на разложение предметов в ячейки, коробки



46-47

Упражнение в анализе геометрических фигур. Задачи -смекалки



48-49

Математические задачи с ребусами



50-51

Упорядочивание предметов по заданному признаку группы



52-53

Задачи со сказочным сюжетом



54-55

Упражнение в анализе геометрических фигур



56-57

Математические ребусы



58-59

Задача со сказочным сюжетом



60-63

Задача на расстановку предметов



64-68

Упражнение в анализе геометрических фигур. Задачи на смекалку





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по внеурочной деятельности "Занимательная арифметика"

Автор: Камалова Нурсия Закариовна

Дата: 08.11.2016

Номер свидетельства: 356574

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-matiematik"
    ["file_id"] => string(6) "116985"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412677618"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 5 класса "
    ["seo_title"] => string(75) "proghramma-kruzhka-zanimatiel-naia-matiematika-dlia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "195547"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427913966"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства