_______________ В.И. Тимошенко
Приказ №74 от «01» сентября 2016 г.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений. Как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
С помощью толкового словаря. Представление об однозначных
и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и анонимов.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Глагол. Значение и употребление в речи. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, нянчить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Последовательность предложений в тексте.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Дата |
План | Факт |
1 | Блок «Русский язык. Обучение письму» 1 четверть (45 часов) Добукварный период (17 часов) Пропись – первая учебная тетрадь. | 1 | Знакомство с шариковой ручкой и правилами обращения с ней при письме; правилами посадки при письме. Знакомство с разлиновкой прописи. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Гигиенические правила письма. Обводка предметов по контуру. Письмо элементов букв (овал, полуовал, прямая наклонная короткая линия), узоров, бордюров. | | |
2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | 1 | Подготовка руки к письму. Гигиенические правила письма. Обводка предметов по контуру. Письмо элементов букв (полуовал, прямая наклонная короткая линия, короткая наклонная линия с закруглением влево, петля), узоров, бордюров. | | |
3 | Письмо овалов и полуовалов. | 1 | Подготовка руки к письму. Правила посадки при письме. Составление предложений к иллюстрациям прописи. Обозначение изображённых предметов словом. Обводка и штриховка предметных рисунков. Рисование бордюров и чередующихся узоров. Классификация предметов на основе общего признака. | | |
4 | Рисование бордюров. | 1 | Подготовка руки к письму. Освоение правил правильной посадки при письме. Штриховка и обводка предметных рисунков. Воспроизведение сказки по серии сюжетных картинок. Объединение предметов в группу по общему признаку. | | |
5 | Письмо длинных прямых наклонных линий. | 1 | Освоение правил правильной посадки при письме. Штриховка и обводка предметных рисунков. Деление слова на слоги, графическое изображение слога в схеме-модели слова. Воспроизведение эпизода сказки по иллюстрации. | | |
6 | Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | 1 | Соблюдение правил правильной посадки при письме. Рисование бордюров. Штриховка и обводка предметных рисунков. Слого-звуковой анализ слов. Составление рассказов по сюжетным картинкам прописи. | | |
7 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо). | 1 | Соблюдение правил правильной посадки при письме. Рисование бордюров. Штриховка и обводка предметных рисунков. Составление рассказов по иллюстрациям прописи. | | |
8 | Письмо больших и маленьких овалов, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. | 1 | Соблюдение правил правильной посадки при письме. Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв, их печатание (н, п). Сравнение элементов письменных и печатных букв. Слого-звуковой анализ слов. Рисование бордюров. Штриховка и обводка предметных рисунков. Нахождение недостающих деталей в изображённых предметах и воссоздание рисунка по заданному образцу. Рисование дуги. | | |
9 | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. | 1 | Соблюдение правил правильной посадки при письме. Конструирование из отдельных элементов, известных учащимся, букв (и). Сравнение элементов письменных и печатных букв. Слого-звуковой анализ слов. Рисование бордюров, узоров. Штриховка и обводка предметных рисунков. | | |
10 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. | 1 | Соблюдение правил правильной посадки при письме. Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв (п, г, т). Слого-звуковой анализ слов. Рисование бордюров, узоров. Штриховка и обводка предметных рисунков. Составление рассказов по иллюстрациям прописи. | | |
11 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. | 1 | Соблюдение правил правильной посадки при письме. Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв (е). Слого-звуковой анализ слов. Рисование бордюров, узоров. Штриховка и обводка предметных рисунков. Составление рассказов по иллюстрациям прописи. | | |
12 | Строчная и заглавная буквы А, а. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [а]. Заглавная буква в именах собственных. Анализ образца изучаемой буквы, выделение элементов в строчных и прописных буквах. Называние элементов буквы А, а. Соблюдение соразмерности элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. | | |
13 | Строчная и заглавная буквы О, о. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [о]. Обозначение границ предложения на письме. Заглавная буква в именах собственных. Воспроизведение формы изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдение соразмерности элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. | | |
14 | Строчная буква и. | 1 | Сравнение печатной и письменной букв. Конструирование буквы из различных материалов. Слого-звуковой анализ слов со звуком [и]. Подбор слов со звуком [и], запись некоторых из них. Комментированное письмо слов и предложений. Комментированное письмо слогов и слов с изученными буквами. | | |
15 | Заглавная буква И. | 1 | Сравнение печатной и письменной букв. Сравнение строчной и заглавной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [и]. Работа по развитию речи: составление устного рассказа по опорным словам, содержащим изученные звуки. Запись с комментированием слога, слова с новой буквой. Заглавная буква в именах собственных. | | |
16 | Строчная буква ы. | 1 | Сравнение печатной и письменной букв. Конструирование буквы из различных материалов. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ы]. Подбор слов со звуками [ы], [и], сравнение произношения и написания слов с этими звуками/буквами. Комментированное письмо слов, содержащих буквы и, ы, и предложений. | | |
17 | Строчная и заглавная буквы У, у. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [у]. Заглавная буква в именах собственных. Письмо предложений. Обозначение границ предложения на письме. Закрепление изученных звуков и букв. Взаимооценка. | | |
18 | Букварный период (66 часов) Строчная и заглавная буквы Н, н. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [н], [н’]. Письмо слогов и слов с буквами Н, н. Заглавная буква в именах собственных. Письмо предложений с комментированием. | | |
19 | Строчная и заглавная буквы С, с. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [с], [с’]. Письмо слогов и слов с буквами С, с. Заглавная буква в именах собственных. Деформированное предложение. Письмо под диктовку. | | |
20 | Заглавная буква С. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Письмо слов с буквами С, с. Списывание с письменного шрифта. Списывание с рукописного текста. Оформление границ предложения на письме. Работа по развитию речи: составление устного рассказа по заданной учителем теме. | | |
21 | Строчная и заглавная буквы К, к. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров. Слого-звуковой анализ слов со звуками [к], [к’]. Письмо слогов и слов с буквами К, к. Списывание предложений. Повествовательная и восклицательная интонация. Оформление интонации на письме. | | |
22 | Строчная и заглавная буквы Т, т. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [т], [т’]. Письмо слогов и слов с буквами Т, т. Списывание с письменного шрифта. Создание письменных текстов. | | |
23 | Строчная и заглавная буквы Т, т. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [т], [т’]. Письмо слогов и слов с буквами Т, т. Списывание с письменного шрифта. Создание письменных текстов. | | |
24 | Строчная и заглавная буквы Л, л. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [л], [л’]. Письмо слогов и слов с буквами Л, л. Рисование бордюров. Списывание с письменного шрифта. Правописание имён собственных. Сравнение предложений с различными видами интонации. Обозначение интонации в письменной речи знаками «!», «?», «.». Оформление границ предложения. | | |
25 | Повторение и закрепление изученного. | 1 | Закрепление написания изученных букв. Слого-звуковой анализ слов. Списывание предложений с печатного и письменного шрифта. Письмо вопросительных, восклицательных, повествовательных предложений. Восстановление деформированного предложения. Работа по развитию речи: составление и запись текста из 2–3 предложений по теме, предложенной учителем. Самооценка. | | |
26 | Строчная буква р. Заглавная буква Р. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов и слов. Письменные ответы на вопросы. | | |
27 | Строчная и заглавная буквы В, в. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [в], [в’]. Письмо слогов и слов с буквами В, в. Рисование бордюров. Запись и интонирование предложений, различных по цели высказывания и интонации. Списывание с письменного шрифта. | | |
28 | Строчная и заглавная буквы Е, е. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’э], [’э]. Списывание с письменного шрифта. Составление ответа на поставленный в тексте вопрос. | | |
29 | Строчная и заглавная буквы П, п. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [п], [п’]. Письмо слогов и слов с буквами П, п. Обведение бордюрных рисунков по контуру. Дополнение предложений словами по смыслу. Письменные ответы на вопросы. | | |
30 | Строчная и заглавная буквы П, п. | 1 | Слого-звуковой анализ слов со звуками [п], [п’]. Письмо слогов и слов с буквами П, п. Обведение бордюрных рисунков по контуру. Дополнение предложений словами по смыслу. Оформление границ предложения. Составление и запись текста из 2-3-х предложений на тему, сформулированную самими учащимися. | | |
31 | Строчная и заглавная буквы М, м. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [м], [м’]. Письмо слогов и слов с буквами М, м. Письмо элементов буквы М в широкой строке безотрывно. | | |
32 | Строчная и заглавная буквы М, м. | 1 | Оформление границ предложения. Запись и интонирование вопросительных предложений. Списывание с печатного шрифта. Разгадывание ребусов. | | |
33 | Строчная и заглавная буквы З, з. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [з], [з’]. Письмо слогов и слов с буквами З, з. Письмо элементов буквы З. | | |
34 | Строчная и заглавная буквы З, з. | 1 | Дополнение предложений словами по смыслу. Оформление границ предложения. Запись и интонирование различных видов предложений. Списывание с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы. | | |
35 | Строчная и заглавная буквы З, з. | 1 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа по развитию речи: составление письменного текста. Дополнение содержания письменного текста. Письмо под диктовку | | |
36 | Строчная и заглавная буквы Б, б. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [б], [б’]. Письмо слогов и слов с буквами Б, б. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. | | |
37 | Строчная и заглавная буквы Б, б. | 1 | Различение единственного и множественного числа существительных (один – много). Дополнение предложений словами по смыслу. Оформление границ предложения. Запись и интонирование различных видов предложений, вопросы. | | |
38 | Строчная и заглавная буквы Б, б. | 1 | Слого-звуковой анализ слов со звуками [б], [б’]. Письмо слогов и слов с буквами Б, б. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Списывание с печатного шрифта. | | |
39 | Строчная и заглавная буквы Д, д. | 1 | Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [д], [д’]. Письмо слогов и слов с буквами Д, д. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Наблюдение за изменением формы числа существительного. Оформление границ предложения. Запись и интонирование различных видов предложений. Списывание с печатного шрифта. Разгадывание ребусов. Работа с поговорками. | | |
40 | Строчная и заглавная буквы Д, д. | 1 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Наблюдение за изменением формы числа существительного. Различение единственного и множественного числа существительных. Списывание с печатного шрифта. Работа с поговорками. Работа по развитию речи: составление рассказа с использованием поговорки. | | |
41 | Заглавная буква Д. | 1 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Наблюдение за изменением формы числа существительного. Оформление границ предложения. Списывание с печатного шрифта. | | |
42 | Строчная и заглавная буквы Я, я. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’а], [’а]. Обозначение буквой я мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с буквами Я, я. | | |
43–45 | Резерв. | 3 | | | |
46 | 2 четверть (35 часов) Строчная и заглавная буквы Я, я. | 1 | Обозначение буквой я мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с буквами Я, я. | | |
47 | Строчная и заглавная буквы Я, я. | 1 | Обозначение буквой я мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с буквами Я, я. | | |
48 | Строчная и заглавная буквы Я, я. | 1 | Дополнение предложений словами по смыслу. Дополнение текстов своими предложениями. Оформление границ предложения. Обозначение буквами а-я твёрдости/мягкости предыдущего согласного на письме. | | |
49 | Строчная и заглавная буквы Г, г. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуками [г], [г’]. | | |
50 | Строчная и заглавная буквы Г, г. | 1 | Письмо слогов и слов с буквами Г, г. Число имени существительного. Дополнение предложений словами по смыслу. Оформление границ предложения. Запись и интонирование различных видов предложений. Списывание с печатного шрифта. Дополнение текстов своими предложениями. | | |
51 | Строчная буква ч. | 1 | Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]. Характеристика звука. Правописание ча, чу. Письмо слогов и слов с буквой ч. | | |
52 | Строчная буква ч. | 1 | Наблюдение над личными местоимениями я, они. Наблюдение за изменением формы числа глаголов. Оформление границ предложения. Списывание с печатного шрифта. Разгадывание кроссвордов. | | |
53 | Заглавная буква Ч. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]. Письмо слогов и слов с буквами Ч, ч. Правописание ча, чу. Правописание имён собственных. Работа по развитию речи: составление предложений о героях рассказа А. Гайдара «Чук и Гек». Работа с пословицей. | | |
54 | Буква ь. | 1 | Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов с ь. Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного. | | |
55 | Буква ь. | 1 | Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова. Вопросительные слова «кто?», «что?». Образование существительных с помощью уменьшительного суффикса -к-. Списывание с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы. | | |
56 | Строчная и заглавная буквы Ш, ш. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ш]. Письмо слогов и слов с буквами Ш, ш. Правописание сочетания ши. Правописание имён собственных. Списывание с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы. Работа с пословицей. | | |
57 | Строчная и заглавная буквы Ш, ш. | 1 | Письмо слогов и слов с буквами Ш, ш. Правописание сочетания ши. Правописание имён собственных. Списывание с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы. | | |
58 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. | 1 | Сопоставление букв и, ш, И, Ш. Слого-звуковой анализ слов с сочетаниями ши, запись слов с ши под диктовку. Анализ предложений. Письмо под диктовку изученных букв, слов с изученными буквами, 1-2 предложений. Работа по развитию речи: составление рассказа по иллюстрации, запись 2-3-х предложений с комментированием. | | |
59 | Строчная и заглавная буквы Ж, ж. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ж]. Письмо слогов и слов с буквами Ж, ж. Правописание сочетаний жи, же. Правописание имён собственных (имён людей и кличек животных), модели. | | |
60 | Строчная и заглавная буквы Ж, ж. | 1 | Списывание с печатного шрифта. Наращивание слов с целью получения новых слов (Анна –Жанна). Образование простой сравнительной степени наречий по образцу (низко – ниже). Запись предложений, оформление границ. Дополнение предложения словом, закодированным в схеме. | | |
61 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. | 1 | Рисование узоров в широкой строке. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа по развитию речи. Запись предложения под диктовку с предварительным разбором. | | |
62 | Строчная буква ё. | 1 | Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’о], [’о]. Двойная роль йотированного ё в начале слова и после гласной. Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё, твёрдости предыдущего согласного буквой о. Письмо слогов и слов с буквой ё. | | |
63 | Строчная буква ё. | 1 | Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё. Правописание сочетаний жи–ши. Списывание с печатного шрифта. Образование существительных – названий детёнышей животных по образцу, данному в прописи. | | |
64 | Заглавная буква Ё. | 1 | Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’о], [’о]. Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё, твёрдости предыдущего согласного буквой о. Письмо предложений, содержащих слова с буквой ё. Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё. | | |
65 | Строчная и заглавная буквы Й, й. | 1 | Рисование верхнего элемента букв Й, й в широкой строке. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [j’]. Письмо слогов и слов с буквой й. Употребление имён прилагательных в речи для характеристики предмета. | | |
66 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. | 1 | Рисование узоров в широкой строке. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа по развитию речи. Запись предложения под диктовку с предварительным разбором. | | |
67 | Строчная и заглавная буквы Х, х. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуками [х], [х’]. Письмо слогов и слов с буквами Х, х. | | |
68 | Строчная и заглавная буквы Х, х. | 1 | Употребление имён прилагательных в речи для характеристики предмета. Правописание парных согласных на конце слова, проверочное слово. Правописание имён собственных (имена людей). Дополнение предложений словами, закодированными в схемах-моделях. | | |
69 | Строчная и заглавная буквы Х, х. | 1 | Списывание с печатного и письменного шрифта. Списывание с печатного текста. Работа с пословицами и поговорками. Запись предложений, оформление границ. Разгадывание кроссворда. | | |
70 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. | 1 | Рисование узоров в широкой строке. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа по развитию речи. Запись предложения под диктовку с предварительным разбором. Составление рассказа по поговорке, запись текста из 3–5 предложений. | | |
71 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Рисование узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’у], [’у]. | | |
72 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. | 1 | Письмо слогов и слов с буквами Ю, ю. Обозначение на письме звука [j’у] буквами Ю, ю в начале слова и после гласного. Обозначение буквой ю мягкости предыдущего согласного, буквой у твёрдости предыдущего согласного. | | |
73 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. | 1 | Правописание имён собственных (имена людей). Личные местоимения я – они. Списывание с печатного и письменного шрифта. Работа с поговоркой. Запись предложений, оформление границ. | | |
74 | Строчная и заглавная буквы Ц, ц. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование отдельных элементов буквы ц в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ц]. Характеристика звука [ц]. Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц. | | |
75 | Строчная и заглавная буквы Ц, ц. | 1 | Списывание с печатного и письменного шрифта. Работа с пословицами и поговорками. Интонирование восклицательного предложения. Запись предложений, оформление границ. Классификация понятий, объединение в группу по общему признаку. | | |
76 | Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. | 1 | Работа по развитию речи. Письмо элементов изученных букв. Рисование бордюров в широкой строке. Письмо букв Ц, ц и других изученных букв. Письмо предложений с использованием слов с изученными буквами. Правописание гласных после ц. Запись текста по опорным словам. | | |
77-80 | Резервные уроки. | 4 | | | |
81 | 3 четверть (45 часов) Строчная и заглавная буквы Э, э. | 1 | Сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуком [э]. Письмо слогов и слов с буквами Э, э. Указательные местоимения. Правописание сочетания жи. | | |
82 | Строчная и заглавная буквы Э, э. | 1 | Правописание имён собственных (имена людей). Списывание с печатного и письменного шрифта. Работа над деформированным предложением. Обогащение представлений учащихся о мужских именах. | | |
83 | Строчная буква щ. | 1 | Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’]. Соотношение звучания и написания слогов ща, щу. Письмо слогов и слов с буквой щ. | | |
84 | Строчная буква щ. | 1 | Правописание сочетаний ща, щу. Составление слов из слогов. Списывание с печатного и письменного шрифта. Дополнение слогов до полного слова. Письмо предложений с комментированием. | | |
85 | Заглавная буква Щ. | 1 | Работа по развитию речи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’]. Соотношение звучания и написания слогов ща, щу. | | |
86 | Строчная и заглавная буквы Ф, ф. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуками [ф], [ф’]. | | |
87 | Строчная и заглавная буквы Ф, ф. | 1 | Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуками [ф], [ф’]. Письмо слогов и слов с буквами Ф, ф. | | |
88 | Строчные буквы ь, ъ. | 1 | Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов, пишущихся с ь и ъ. Письмо слов с буквами ь, ъ. | | |
89 | Строчные буквы ь, ъ. | 1 | Письмо слов с буквами ь, ъ. Функция букв ь, ъ. Списывание с письменного шрифта. Рисование бордюрных узоров в широкой строке | | |
90 | Контрольное списывание. | 1 | Списывание текста с соблюдением каллиграфических норм и изученных орфографических правил. | | |
911 | Послебукварный период (21 час) Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Запись предложений с комментированием. Сопоставление написания слов сел – съел, семь – съем, их фонетический анализ. Включение слов с буквами ь, ъ в предложения, их запись. Письмо под диктовку изученных букв, слогов, слов. | | |
92 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | | |
93 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | | |
94 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | | |
95 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | | |
96 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | | |
97 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | | |
98 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | | |
99 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | | |
100 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | | |
101 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | | |
102 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | | |
103 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | | |
104 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | | |
105 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | | |
106 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | | |
107 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | | |
108 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | | |
109 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | | |
110 | Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. | 1 | Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | | |
111 | Контрольное списывание. | 1 | Списывание текста с соблюдением каллиграфических норм и изученных орфографических правил. | | |
112-115 | Резервные уроки. | 4 | | | |
116 | З Блок «Русский язык» (50 часов) Наша речь (2 часа) Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. | 1 | Рассматривание обложки, страницы книги, вычленение отдельных элементов, чтение обращения авторов. Просматривание учебника. | | |
117 | Виды речи (общее представление). | 1 | Знакомство с понятиями «речь устная» и «речь письменная» (общее представление). Работа со словами с непроверяемым написанием: язык, русский язык. | | |
118 | Текст, предложение, диалог (3 часа) Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. | 1 | Деление текста на предложения. Запись предложений под диктовку. Составление предложений с заданными словами, предложений на заданную учителем тему. | | |
119 | Диалог. | 1 | Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Приобретение опыта в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. | | |
120 | Диалог. Проверочная работа. | 1 | Чтение текста по ролям. Знакомство с понятием «Диалог». Постановка знаков препинания в конце предложения (точка; вопросительный, восклицательный знаки). Списывание диалога с печатного образца. | | |
121 | Слова, слова, слова… (4 часа) Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова – названия действий предметов. | 1 | Наблюдение над значением слов. Классификация слов в зависимости от их морфологической принадлежности. Письмо под диктовку. | | |
122 | Слова однозначные и многозначные (общее представление). | 1 | Наблюдение над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретение опыта в их различении. | | |
123 | Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. | 1 | Составление рассказа по рисунку. Составление плана рассказа. Подбор заглавия. Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш. | | |
124 | Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова – названия действий предметов. Проверочная работа. | 1 | Наблюдение над значением слов. Классификация слов в зависимости от их морфологической принадлежности. Письмо под диктовку. | | |
125 | 4 четверть (40 часов) Слово и слог (2 часа) Деление слов на слоги. | 1 | Составление схем слов. Подбирать слова к схемам и схемы к словам. Упражнение в делении слов на слоги. Классификация слов в зависимости от количества слогов в них. | | |
126 | Деление слов на слоги. Проверочная работа. | 1 | Нахождение ударного слова. Классификация слов в зависимости от количества слогов в них. Запись слов под диктовку. Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка). Составление слов из слогов. Подбор схемы к слову. | | |
127 | Перенос слов (2 часа) Правило переноса слов. | 1 | Классификация слов в зависимости от количества слогов в них. Деление для переноса слов с мягким знаком в середине. Отработка навыка переноса слов. | | |
128 | Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. Проверочная работа. | 1 | Деление слов для переноса. Запись слов под диктовку. Наблюдение над текстами-описаниями. Выявление роли прилагательных (без термина) в речи. | | |
129 | Ударение (общее представление) (2 часа) Ударение. Ударный и безударный слог. | 1 | Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим словарём. | | |
130 | Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки. | 1 | Восстановление деформированного текста. Составление сказки по началу и концовке. Характеристика героев сказки. Работа со словами с непроверяемым написанием: сорока, собака. | | |
131 | Звуки и буквы (34 часа) Звуки и буквы. | 1 | Произношение звуков в слове и вне слова, распознавание гласных звуков, а также букв, которыми они обозначаются на письме. Работа со словами с непроверяемым написанием: пальто, весело. | | |
132 | Русский алфавит, или Азбука. | 1 | Знакомство с алфавитом. Правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями. Запись слов в алфавитном порядке. | | |
133 | Русский алфавит, или Азбука. | 1 | Заучивание алфавита. Правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями. Запись слов в алфавитном порядке. | | |
134 | Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. | 1 | Работа со словами с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица. | | |
135 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э. | 1 | Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон-сын). | | |
136 | Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос. | 1 | Устные и письменные ответы на вопросы. Запись предложений с комментированием. Работа со словом с непроверяемым написанием: деревня. | | |
136 | Ударные и безударные гласные звуки. | 1 | Знакомство с понятиями «ударный гласный», «безударный гласный»; отработка навыка выделения ударных и безударных гласных в слове. | | |
138 | Ударные и безударные гласные звуки. | 1 | Произношение ударного (безударного) гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. | | |
139 | Ударные и безударные гласные звуки. | 1 | Знакомство со способами проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов. | | |
140 | Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Проверочная работа. | 1 | Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Выполнение задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. | | |
141 | Проверочный диктант. | 1 | Письмо под диктовку. | | |
142 | Согласные звуки. | 1 | Дифференциация звуков в словах. Различение согласных звуков. Подбор слов с определенным согласным звуком. Работа со словами с непроверяемым написанием: заяц, петух, корова, молоко. | | |
143 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | Наблюдение над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки Знакомство с правилом переноса слов с удвоенными согласными. | | |
144 | Буквы Й и И. Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое». | 1 | Сравнение способов обозначения мягкости согласных звуков, звука [й’]; выбор нужного способа в зависимости от позиции звука в слове. Применение правил графики и орфографии, правил переноса слов с буквой й в середине слова. Письмо под диктовку. | | |
145 | Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений | 1 | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений (восстановление деформированного текста). Запись восстановленного текста. | | |
146 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 1 | Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Определение и правильное произношение звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков. | | |
147 | Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. | 1 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Работа со словом с непроверяемым написанием: ребята. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». | | |
149 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. | 1 | Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). | | |
150 | Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. | 1 | Произношение звуков в слове и вне слова, распознавание согласных звуков, а также букв, которыми они обозначаются на письме. Нахождение мягких согласных звуков в словах. | | |
151 | Согласные звонкие и глухие. | 1 | Произношение звуков в слове и вне слова, распознавание согласных звуков, а также букв, которыми они обозначаются на письме. Запись слов под диктовку и с комментированием. | | |
152 | Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. | 1 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». | | |
153 | Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. | 1 | Знакомство с правилом обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах; с особенностями проверяемых и проверочных слов. Работа со словами с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь. | | |
154 | Проверочный диктант. | 1 | Письмо под диктовку. | | |
155 | Шипящие согласные звуки. | 1 | Знакомство со значением шипящих звуков [ж] и [ш] в древнерусском и современном русском языке. Наблюдение над шипящими согласными звуками: непарными твёрдыми ш, ж; непарными мягкими ч, щ. | | |
156 | Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки». | 1 | Творческая деятельность. Работа со словами с непроверяемым написанием: работа (работать). Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | | |
157 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. | 1 | Знакомство с правописанием сочетаний чк, чн, чт, нч. Работа со словом с непроверяемым написанием: девочка. Запись слов под диктовку и с комментированием. | | |
158 | Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ. | 1 | Знакомство с правилом правописания сочетаний: жи–ши, ча–ща, чу–щу. Работа со словом с непроверяемым написанием: машина. Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и журавль». | | |
159 | Проверочный диктант. | 1 | Письмо под диктовку. | | |
160 | Заглавная буква в словах. | 1 | Наблюдение над написанием имен, фамилий, отчеств, кличек животных, названий городов. Распознавание имен собственных в тексте. Деление текста на предложения. Письмо под диктовку. | | |
161 | Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. | 1 | Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов. | | |
162 | Проверочная работа. | 1 | Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки). | | |
163 | Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок – изученные правила письма). | 1 | Творческая деятельность. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения. | | |
164 | Итоговая проверочная работа. | 1 | Проверка и самопроверка усвоения изученного материала. Отработка умения применять знания на практике. | | |
165 | Итоговое повторение (1 час) Итоговое повторение. | 1 | Отработка написания слов с изученными орфограммами. Обобщение изученного в первом классе. | | |
1 Начиная с этого урока используется рабочая тетрадь в узкую линейку. Работа планируется учителем в соответствии с уровнем подготовленности учащихся в букварный период.