Цель данной программы – развитие у учащихся осознанного навыка написания и правильного употребления непроверяемых слов в устной и письменной речи.
Задачи курса:
– обучение безошибочному письму;
- формирование орфографической зоркости;
- развитие умений анализировать языковые факты и явления.
Обязательный список словарных слов должен соответствовать содержанию учебного материала и основным требованиям к знаниям учащихся к концу учебного года.
Объем нагрузки:
Программа рассчитана на 33 часа. Изучение каждой темы программы состоит из 3 этапов: на 1 этапе учащиеся накапливают активный словарь, отрабатывают технические навыки, изучают способы создания новых слов; второй этап посвящен творческой работе; третий – анализ деятельности учащихся. Формы, содержание, количество часов, выделенных на изучение каждой темы, носят рекомендательный характер и по усмотрению педагога могут быть изменены.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Словарик"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется.
Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без ошибок.
Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. Недостаточно, что бы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их переносить на другие встречающиеся ему явления языка.
Традиционно слова с непроверяемым написанием усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. В результате дети ориентируются лишь на формальное заучивание этих слов, не обеспечивается достаточно быстрое и прочное их осознание. Об этом свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками, как в словарных словах, так и в родственных с ними.
Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе:
- понимания учеником значения изучаемого слова;
- сущности и характера содержащейся в нем трудности;
- установления связи данного слова с ранее изученными словами;
- сообщения и использования специальных приемов запоминания;
- активного включения «трудных» слов в речевую практику детей.
Цель данной программы – развитие у учащихся осознанного навыка написания и правильного употребления непроверяемых слов в устной и письменной речи.
Задачи курса:
– обучение безошибочному письму;
- формирование орфографической зоркости;
- развитие умений анализировать языковые факты и явления.
Обязательный список словарных слов должен соответствовать содержанию учебного материала и основным требованиям к знаниям учащихся к концу учебного года.
Объем нагрузки:
Программа рассчитана на 33 часа. Изучение каждой темы программы состоит из 3 этапов: на 1 этапе учащиеся накапливают активный словарь, отрабатывают технические навыки, изучают способы создания новых слов; второй этап посвящен творческой работе; третий – анализ деятельности учащихся. Формы, содержание, количество часов, выделенных на изучение каждой темы, носят рекомендательный характер и по усмотрению педагога могут быть изменены.
Содержание программы.
Виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям:
фонетические упражнения;
словообразовательные упражнения;
морфологические упражнения;
синтаксические упражнения:
упражнения лексического характера;
упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами;
упражнения-наблюдения над фразеологическими оборотами, пословицами, поговорками.
Виды диктантов:
- выборочный (с предварительным разбором);
- комбинированный;
- картинный
- зрительный;
- цифровой;
- с использованием загадок;
- по памяти;
- с комментированием;
- этимологический;
-синонимический, антонимический, и фразеологический;
- свободный;
- творческий.
В обучении письму непроверяемых слов применяются и занимательные формы работы:
- включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы;
- составление стихотворений со словарными словами, юморесок, загадок;
- проведение викторин, конкурсов: «Кто знает больше слов на букву»а» («м» и т. д.)
Текущий контроль и анализ результатов:
Диагностика уровня развития навыка правильного написания словарных слов.
Анализ выполнения индивидуальных, творческих работ.
Анкетирование родителей.
Ожидаемые результаты реализации программы
- обучиться безошибочному письму словарных слов;
- развить умение анализировать языковые факты и явления;
- сформировать орфографическую зоркость;
- овладеть умениями и навыками быстрого и точного применения полученных знаний о слове на практике;
- расширить активный словарь.
В процессе словарно-орфографической работы учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Навык написания трудных слов во многом зависит и от активного словаря учащегося. Чем богаче словарь, тем выше уровень орфографической грамотности.
Успех словарно-орфографической работы зависит от соблюдения целого ряда условий, главными из которых являются следующие:
1. Четкое планирование слов, подлежащих изучению (охват всех слов, ритмичность их повторения).
2. Сочетание словарно-орфографической работы с изучением основных программных тем.
3.Необходимы тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, двигательные, слухоартикуляционные восприятия. Использование приема создания ассоциативного образа к словарному слову.
4.Систематичность и разносторонний характер работы с орфографическим словарем.
5. Постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов.
В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике